Индивидуальный план сопровождения одаренных детей в доу

Обновлено: 07.07.2024

Девочка с ярко выраженными творческими способностями. Обследование показало, что у ребенка развивается интерес к изобразительной деятельности, развито образное мышление и творческое воображение. Девочка имеет представление о разных видах искусств, широко использует дополнительные цвета, овладевает основными техническими приемами рисования, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения.

Рекомендации

Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

Цель

Создание оптимальных условий для развития и реализации творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи

- совершенствовать творческие способности;

- вовлекать в конкурсы на различном уровне;

- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей.

Ожидаемые результаты

- вовлечение в систему дополнительного образования города;

- способствовать самоопределению ребенка в вопросе дальнейшего саморазвития

- сформированность эстетического восприятия окружающей действительности.

- активное участие родителей в образовательном процессе.

Общий срок реализации

Ответственные

Периодичность занятий

Воспитатель-2 раза в неделю

Формы работы с ребенком и родителями

Месяц

Работа с ребенком

Работа с родителями

Сентябрь

Воспитатель:

Рекомендации: Посещение выставок

Октябрь

Воспитатель:

Рассматривание иллюстраций птиц.

Ноябрь

Воспитатель:

Развитие графических навыков:

Декабрь

Воспитатель:

Рекомендации по участию в творческих конкурсах.

Январь

Воспитатель:

Электронная рассылк

Февраль

Воспитатель:

Март

Воспитатель:

Электронная рассылка

Апрель

Воспитатель:

Май

Воспитатель:

Рекомендации по дальнейшей работе: записать девочку в художественную школу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в возрождении России, востребована как никогда прежде.

Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Одаренный дошкольник – это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в

том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных

детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.

Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям,

старшим детям, – то с 5-6 лет возросший уровень познавательной –

исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка

проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

Для детей с интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты:

-высоко развита любознательность, пытливость;

-высокая устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность ;

-развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому,необычному;

-раннее развитие сенсорных способностей;

-оригинальность суждений, высокая обучаемость;

-стремление к самостоятельности.

Всеми этими чертами обладает Ботнарь Виктор

1.2 Цель и задачи

Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости, повысить интерес у ребенка к процессу обучения.

Развивающие:

-развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики;

-развитие речи, умений аргументироватьсвои высказывания, строить простейшие умозаключения;

-гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

Воспитательные:

-взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

-Выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстникамии взрослыми.

-формирование приемов умственных действий:анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

-расширение словарного запаса;

-развивать фантазию, наблюдательность,воображение, творческое начало.

1.3 Карта индивидуального сопровождения ребёнка

Адрес г.Красноармейск ул.Интернациональная д.20

Сведения о ребёнке

Ф.И. Ботнарь Виктор

Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка

Социальная характеристика семьи.

Мать – Ботнарь Мария Валерьевна.

Отец – Ботнарь Константин Леонтьевич.

Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы и папы.

Условия проживания, условия быта - семья из четырех человек проживает в отдельном доме. Есть отдельная комната. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Запрос родителей. Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия ребёнка в различных кружках.

Долгосрочная цель сопровождения

1.Развитие исследовательских способностей.

3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Возможные риски

Высокая загруженность.

Нежелание педагогов сотрудничать.

Группа сопровождения

Родители: мама, папа.

Педагоги: руководитель кружка, воспитатель.

Мероприятия

(примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков)

Наименование

мероприятия

Ответственные

о выполнении

Проведение скринингого исследования

Информирование о результатах диагностических исследований

Информирование о результатах диагностических исследований

О формировании у ребенка дошкольного возраста умения доводить начатое дело до конца

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на заседании Заведующий ГБДОУ

педагогического совета «Детский сад №2

Протокол № от г. Приказ № от г.

“ Сопровождение талантливых и

одаренных детей в ДОУ”.

Мандрыкова С.А, Чернова О.И.

Потапенко О.В., Филинская Л.В.

Каплина Е.В., Манторова С.М.

Севастополь, 2016 г.

Нормативно – правовая база программы.

Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и одаренными детьми.

Методы диагностики в ходе реализации программы.

Основные направления реализации программы.

Основные этапы реализации программы.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

Приложение 1. Диагностические материалы.

Приложение 2. Карта одаренного ребенка.

Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на 2016 –

2017 учебный год.

1.Пояснительная записка

Актуальность темы

Таланты редки и их надо беречь

и сохранять, в них настоящая сила нации.

В.Вернандский

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.

Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в

программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда, музыкального руководителя), родителей.

Программа рассчитана на 2013 - 2017 учебные года.

Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи: - выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- разработать план мероприятий для развития творческой и

психомоторной (спортивной) одаренности детей;

- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по

вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

2. Нормативно – правовая база программы.

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ № 1756 – р от 29 декабря 2001 г.;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

принцип развивающей и воспитывающей среды;

принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

принцип оптимальности – учёта реальных возможностей Дома детского творчества и семьи в работе с одарёнными детьми.

Реализация обозначенных принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Принципы выявления одаренных детей:

 комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

 длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

 анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

 оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

 преимущественная опора на валидные, методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, естественный эксперимент.

Методы диагностики в ходе реализации программы:

- изучение продуктов детского творчества;

- ведение индивидуальных карт развития.

Планируемые результаты:

- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления талантливых и одаренных детей ;

- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в различных направлениях деятельности (творческой, спортивной);

- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

- организация системы дополнительного образования;

- обогащение предметно – развивающей среды;

- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Основные направления реализации программы

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках образовательного процесса:

- работа по индивидуальным планам.

Организация работы с одаренными и талантливыми детьми во внеурочное время:

- организация праздников и развлечений;

- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;

- организация конкурсов, соревнований;

- организация кружков, секций.

Работа с педагогами:

- выступления из опыта работы;

Работа с родителями:

- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

- совместные детско – родительские проекты;

- совместные праздники, соревнования, конкурсы;

- помощь в создании развивающей среды.

7. Основные этапы реализации программы.

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Заместитель заведующей по основному виду деятельности осуществляет контроль за реализацией программы.

Диагностический этап

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий различными специалистами и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (воспитатели, администрация, узкие специалисты, родители и др.).

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

Сентябрь, 2016г.

Работа по определению способностей талантливых и одаренных детей. Изучение интересов и наклонностей детей.

Уточнение критериев одаренности.

Подбор и апробация комплекса диагностических методик.

Первичная диагностика с целью выявления

талантливых и одаренных детей.

Сентябрь, 2016г.

Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности.

Октябрь, 2016г.

Составление плана работы с талантливыми и одаренными детьми.

Октябрь, 2016г

маршрута развития талантливых и одаренных детей.

Октябрь, 2016 г.

Разработка методических рекомендаций, материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми.

Ноябрь, 2016 г.

Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности.

В течение года

Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы.

В течение года

Проектная деятельность (детско – родительская, групповая, презентации).

В течение года

Использование в образовательной деятельности различных современных средств информации.

В течение года

Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, самостоятельную деятельность.

В течение года

Организация и проведение спортивных соревнований, эстафет, праздников, выставок среди талантливых и одаренных детей.

В течение года

Инструктор по физкультуре

Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах.

В течение года

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме.

В течение года

Проведение различных форм работы с педагогами и родителями по работе с талантливыми и одаренными.

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели

Проведение промежуточной диагностики.

В течение года

Итоговая диагностика воспитанников.

Корректировка данной программы в соответствии с выявленными проблемами.

Создание методической базы ДОУ по работе с талантливыми и одаренными детьми.

В течении года

творческая группа, воспитатели

Размещение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми на сайте ДОУ.

В течении года

9. Список литературы.

2.Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005

3.Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.

4.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.

6.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.

7.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.

8.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.

9.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.

10.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.

11.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

13..Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.

14.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.

15.Проблемы воспитания одаренного ребенка [Текст] // Дошкольное образование: изд. дом Первое сентября. - 2005. - №10. С.45-48.

16.Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009

17.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. С. 43-45.

18.Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001

19.Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.

20.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.

21.Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 1985. – 98 с.

22.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен [Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

Нажмите, чтобы узнать подробности


Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.

Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.

Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.

Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды, способству- ющей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам действитель- ности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.

Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок. На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Арсения.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

Фамилия, имя ребенка – Соколов Арсений.
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – художественно – эстетический.
Склонности – разучивание стихотворений, прозы, пословиц, поговорок , самостоятельное чтение художественной литературы, участие в различных мероприятиях.
Форма работы – индивидуальная работа
Сопровождающий педагог – воспитатель Микова Александра Николаевна
Партнёры – родители.

Характеристика на Соколова Арсения - воспитанника подготовительной группы:

Арсений в группе со сверстниками очень общителен, доброжелателен, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлив. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.

Мальчик обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сам. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Арсений имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активен, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами сына, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная, относится к родителям с

большой любовью и уважением.

Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к художественной литературе, разучиванию текстов, актёрских способностей.

Задачи:
• способствовать развитию навыков чтения и разучивания.
• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
• развивать память;
• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональ- ности и выразительности в движениях и речи;
• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;

Используемые приемы:

Применение детского творчества:

Развитие воображения, эмоциональности.

Режиссёрские игры, драматизации, музыкальные игры.

Использование разных частей речи, активизация словаря.
Развитие воображения, обучение словесной импровизации
Расширение словарного запаса, развитие умения распространять предложения
Развитие креативности мышления, обучение словесной импровизации

Обучение придумыванию и пересказываю сказки (последовательность, логика, эмоциональность)
Обучение формированию фраз, согласованию частей речи
Развитие фантазии, обучение модифицированию сюжета
Развитие фантазии при сочинении небылиц, развитие чувства ритма

Продуктивная деятельность, творческие игры, сюжетно – ролевые игры.

Формирование представления об описании и его структурных элементах
Обучение составлению схем разных рассказов Сочинение стихов, словотворчество

Продуктивная деятельность, описательные рассказы, монологическая речь
Рассказывание по картинам, описательные рассказы, игровая деятельность

Работа с малыми фольклорными формами

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений

Малые фольклорные формы (придумывание загадок)
Упражнения-фантазии по стихотворениям
Осмысливание значения пословиц, составление по ним небольших рассказов и сказок.

Развитие представления о композиции рассказа, обучение придумыванию продолжения и окончания рассказа
Понимание сходства и различия сюжетов в идеях сказок, использование выразительных средств для придумывания окончания сказок
Радость от общения со сказкой, развитие речетворческих способностей

Игровая деятельность.
Чтение художественной литературы, самостоятельное сочинение, продуктивная деятельность.
Самостоятельное сочинение, словотворчество,
Сочинение стихов, загадок.

Обучение пониманию аллегории, развитие чуткости к восприятию образного строя языка басни
Воспитание желания выразить в слове свои переживания и впечатления
Обучение составлению лирических рассказов и сказок
Обучение умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, подбирать эпитеты, сравнения и метафоры

Чтение художественной литературы
Художественная деятельность и восприятие произведений искусства.
Сочинение стихов, загадок, словотворчество.

Развитие способности замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, понимать переносное значение метафор, фразеологизмов
Развитие фантазии, умения активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях
Развитие умения применять полученные знания.
Развитие чувства рифмы и ритма, умения использовать образный язык стихотворения

Сочинение стихов, рассказов, сказок, самостоятельное творчество
Самостоятельное придумывание сказок, продуктивная деятельность, игры - импровизации, драматизации
Сочинение сказок, их обыгрывание, участие в театрализованных праздниках, открытом занятии,
участие в конкурсах.

Разучивание русских народных песен, закличек, стихотворного текста, роли.

Понимание образных выражений, формирование чувства рифмы
Формирование представлений об образно-выразительных средствах языка, обучение подбору эпитетов и сравнений

Вывод: в результате работы с ребёнком по индивидуальному маршруту у него повышается уровень речевого развития и словесного творчества, появляется желание проявлять свою инициативу, способности. Ребёнок самостоятельно читает, проявляет повышенный интерес к чтению. Индивидуальный подход в данной работе с поддержкой родителей, даёт высокие результаты, положительно влияет на его развитие.

Игры для развития речи.

Диагностические задания:

Читайте также: