Определите какой характер имела философско правовая мысль в россии 19 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Русскую философскую мысль в 19 веке можно разделить на два основных противоположных направления: западничество и славянофильство.

Общие взгляды русской философии: оппозиционная политика по отношению к самодержавной политике России; недовольство действующим режимом; поиск пути его изменения; различные пути развития Западной Европы и России; своеобразные черты хода истории страны.

Предмет противоречий в особенностях русской философии: соотношение взглядов на национальное и общественное в ходе исторического процесса. Славянофилы ставили на первое место в истории национальный фактор, западники – человеческое начало.

  • роль и предназначение человека в истории;
  • кто мы и откуда;
  • каким мы видим будущее России.

Различия во взглядах в русской философии

Славянофилы выступали против крепостного права, против бюрократии и одновременно отмечали чувство гордости за Россию, критиковали западную цивилизацию. В их понимании вера и разум, светская культура и христианство едины. Общинность в России – залог единого будущего.

Главная мысль и представители философских течений

Основная идея русской религиозной философии: она рассматривает человека как высоко духовное существо, противостоящее разрушительному воздействию цивилизации. Главный представитель русской философии: С. Булгаков.

Знаток теории и практики, подвижник С. Булгаков первым становится христианином. Социолог, философ, культуролог, он верен центральной идее Богочеловечества.

  • К западникам относятся: В. Г. Белинский; А. И. Герцен; П. А. Чаадаев, Т. Н. Грановский.
  • К славянофилам: А. С. Хомяков; Ю. Ф. Самарин; И. В. Кириевский.

Споры, относящиеся к тому времени, можно считать нерешенными и по сей день. Их суть остается прежней, меняются только лишь рассуждения и доводы сторон.

Какой характер имела философско-правовая мысль в России ХIХ в. ? -сплошь ошибочный. . безоглядно-либеральный. Без оглядки на недавнее крепостничество народа - ещё раба внутри. .
"О чем мечтаешь, раб?
Хочу заняться дельцем:
Хозяина убить и стать рабовладельцем. "
Опираясь на идеализм, софистические речи адвоката Плевако попросту делали убийц белыми-пушистыми, и присяжные застенчиво оправдывали их.
Вот-вот!. . эти высокие сентенции о праве. . о свободе. . о равенстве философов -идеалистов "серебрянного века", именно эти идеалиcтические мировоззрения и оказали пагубное влияние на "смердов", т. е. , на простой народ, попросту захваливая его безмерно.
Народ и вообразил себя тогда намного выше интеллигенции. . Поскольку сам граф Лев Толстой взялся было, пахать и сапоги тачать.. подлизываясь к народу. Да ещё и его славословия якобы, "природной мудрости" простых крестьян - вконец испортили народ.
Народ - дитя! И только балуя дитя безмерно - можно из него сделать никчемного паразитирующего прощалыгу. Так и народ. . его избаловали писатели-философы, приписывая тёмному народу высокие моральные принципы. . таким образом неумно восхваляя уже тогда матерящийся и пьющий народ России.
А уж, пришедшим к власти революционерам легко было подбить на грабёжи и убийство этот простой народ. Эвон как споро он (народ! ) поджёг библиотеку и дом поэта Блока. А тот ведь как воспел в "Двенадцати" именно их - смердов! . Мол, "впереди у них Иисус Христос в венчике из роз". А народ лихо и весело громил потом и церкви! . А отношение к образованности? ! -вообще считать стали интеллигенцию "прослойкой", дабы народ получил аллергию к интеллигентности и не стремился образовываться и приобретать статус интеллигентного Homo Sapiens-a. Так коммуняки-чекисты и провели селекцию, выведя породу "народа-быдла" - т. е. , люмпенов и маргиналов.

Источник: Высокие идеи будут понятны только высокообразованным, интеллигентным людям. К образованию надо побуждать народ, а не гнобить его до подобия баран-быдла



По мнению Н.А. Бердяева (1874—1948), основными чертами в русской философии являются жажда целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и веры. Бердяев писал о том, что в русской философии есть, конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то новой философской традиции, отличной от господствующих традиций современной европейской философии. Русская философия в основной своей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классического германского идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеализму, к онтологическому реализму, к мистическому восполнению разума европейской философии, потерявшему живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру.

В советский период русской религиозной философии противопоставлялась научная марксистско-ленинская философия, трактуемая как наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Марксизм-ленинизм постулировался в качестве мировоззрения и теории, охватывающей все стороны бытия, согласующейся с данными науки, общественно-политической практики, содержащей ответы на все вопросы или включающей методы, пользуясь которыми можно найти эти ответы. Предназначение философа состояло в реализации данной иде- ологемы с точки зрения изучения закономерностей и доработки, конкретизации применительно к изменяющимся условиям тех или иных частей проекта. В советской философии на результаты философской работы накладывалось существенное ограничение — они должны были представляться как соответствующие марксистско-ленинской теории.

Существенной чертой советской философии, развивавшейся под флагом научности, было ее стремление к систематичности. Способность к систематическим построениям весьма высоко ценилась в обществе и вырабатывалась системой философского образования.

Особенности становления русской философской мысли.

По мнению Н.А. Бердяева (1874—1948), основными чертами в русской философии являются жажда целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и веры. Бердяев писал о том, что в русской философии есть, конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то новой философской традиции, отличной от господствующих традиций современной европейской философии. Русская философия в основной своей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классического германского идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеализму, к онтологическому реализму, к мистическому восполнению разума европейской философии, потерявшему живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру.

В советский период русской религиозной философии противопоставлялась научная марксистско-ленинская философия, трактуемая как наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Марксизм-ленинизм постулировался в качестве мировоззрения и теории, охватывающей все стороны бытия, согласующейся с данными науки, общественно-политической практики, содержащей ответы на все вопросы или включающей методы, пользуясь которыми можно найти эти ответы. Предназначение философа состояло в реализации данной иде- ологемы с точки зрения изучения закономерностей и доработки, конкретизации применительно к изменяющимся условиям тех или иных частей проекта. В советской философии на результаты философской работы накладывалось существенное ограничение — они должны были представляться как соответствующие марксистско-ленинской теории.

Существенной чертой советской философии, развивавшейся под флагом научности, было ее стремление к систематичности. Способность к систематическим построениям весьма высоко ценилась в обществе и вырабатывалась системой философского образования.

В целом на протяжении XIX в. философско-правовая мысль России развивалась в духе позитивистских представлений о государстве и праве. Право изучалось либо с формальной точки зрения в отрыве от его содержания, либо в тесной взаимосвязи с социальными явлениями. Исследовались также принципы организации государственной власти, история государства и права, конституционного права зарубежных стран (государственная школа Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского и др.).

На рубеже XIX–XX вв. позитивизм в правовой науке переживал кризис. Правоведы все чаще обращались к теории естественного права (§ 15). Ее значение определялось главным образом тем, что она синтезировала правовые, философские и религиозные идеи. Именно такой синтез был характерен для российской гуманистической мысли. В русле теории естественного права работали такие выдающиеся российские философы, правоведы и общественные деятели, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Г. Виноградов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы политико-правовые воззрения декабристов?

2. О каких проектах политических и правовых реформ времен правления Александра I вам известно?

3. Чем различались воззрения западников и славянофилов на историю Российского государства и права?

4. Какие изменения в системе местного самоуправления произошли при Николае I?

5. Охарактеризуйте содержание и значение реформ 60—70-х гг. XIX в.

6. Какой характер имела философско-правовая мысль в России XIX в.?

7. Что изменилось в политико-правовой системе России в начале XX в.?

В июне – июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления… Крестьяне одной общины или бывшего помещичьего имения составляли сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2000 душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на три года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на три года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного правления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей (Ю. Краснов, историк права).

В 509 городах России вводились новые бессословные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на 4 года… Право избирать и быть избранным в городскую думу получали лишь обладавшие определенным имущественным цензом плательщики городских налогов– владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. По размеру уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания… В 1871 г. в Москве при численности населения 602 тыс. человек право избирать и быть избранным в городскую думу имели лишь 20,6 тыс. человек (т. е. около 3,4 %)… (Ю. Краснов).

Термины из истории отечественного государства и права XIX – начала XX в.

Градоначальник – управитель крупного города с прилегающими к нему местностями; в начале XX в. градоначальники были в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону, Николаеве и некоторых других городах.

Обер-прокурор Синода – светское лицо, возглавлявшее Синод (высший государственный орган в России, ведавший делами Русской православной церкви с 1721 г.).

Околоточный надзиратель – чин полиции, ведавший частью города, околотком.

Присяжные заседатели – участники судебного процесса, принимавшие решение о виновности или невиновности подсудимого. Суд присяжных был введен в России согласно судебной реформе 1864 г.

Присяжный поверенный, частный поверенный – адвокаты.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы XIX – первой половины XX в.

Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) – философ, автор трудов по этике, философии права, религии.

Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – социолог и философ права. Представитель психологической школы права. Выделял этически-моральные и правовые эмоции. Разделял позитивное право (исходит из внешнего авторитета государства) и интуитивное право (относится к сфере самосознания индивида).

По судебным уставам адвокаты именовались поверенными и делились на две категории – высшую (присяжные поверенные) и низшую (частные поверенные). Присяжные поверенные имели собственную корпоративную организацию, которая и ведала пополнением их рядов из числа лиц, имевших высшее образование, стаж работы по специальности более пяти лет, несудимых и не моложе 25 лет от роду… Присяжные поверенные защищали своих клиентов в любых судах, тогда как частные поверенные могли заниматься практикой лишь при том суде, в котором они выдержали квалификационный экзамен (А. Ильин, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Какое влияние оказали на развитие российской правовой системы революционные движения XIX – начала XX в.? Было ли оно положительным или отрицательным? Согласны ли вы с самой постановкой вопроса?

3. Известные судебные процессы второй половины XIX– начала XX в.: факты, комментарии, уроки.

§ 7*. Советское право в 1917–1953 гг.

Взяв власть в октябре 1917 г., большевики объявили о введении диктатуры пролетариата. О необходимости и сущности диктатуры пролетариата лидер партии большевиков В. И. Ленин (1870–1924) писал задолго до революции.

Либеральная идея в России: от К. Неволина к Л. Петра-жицкому. Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX — начало XX столетий) связано с распространением идей либерализма. Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета нрава над политикой. В этот период усиливаются позитивистские взгляды на право, и акцент смещается с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях.

Находясь под заметным влиянием идей Канта и Гегеля, свою общефилософскую позицию Чичерин называл универсализмом. Усиление позитивистских тенденций в философии второй половины XIX века привело, по мнению Чичерина, к упадку философии права, поэтому возрождение былой значимости этой научной дисциплины он видел в реконструкции метафизической философии права.

Ее методологическую роль философ обосновывал тем, что она, во-первых, служит критерием согласования прав и обязанностей, которого не может дать практический опыт; во-вторых, позволяет уточнить исходные понятия правовой науки; в-третьих, объясняет природу и предназначение человека как субъекта и объекта правовых отношений.

Нравственность служит восполнением права там, где юридический закон оказывается недостаточным, например при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы.

Своей философией права Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России.

К праву Б. Кистяковский подходил и как социолог, и как сторонник неокантианской философии ценностей. В первом случае, он рассматривал право как социальное явление, предмет причинности, средство контроля общества над индивидом.

Во втором — как социальное воплощение надысторических ценностей, благодаря которым право занимает центральное место в сфере культуры. Поэтому общая теория права, полагал Кистяковский, должна основываться на общей философии культуры.

В вопросе об определении права он занимал позицию методологического плюрализма. При этом признавал ценность различных философских и частнонаучных подходов к определению права, но считал их ограниченными и относительными.

В понимании права Б. Кистяковский выделяет четыре подхода:

  1. аналитический, соответствующий позитивистской концепции права;
  2. социологический, где право — форма социальных отношений;
  3. психологический, отвечающий психологическому понятию права;
  4. нормативный, соответствующий аксиологическому понятию права.

С позиции его синтетической общей теории права каждую из концепций следует отбросить как одностороннюю и неадекватную и, одновременно, признать их в качестве методологических подходов, которые отвечают четырем граням права как совокупности культурных феноменов.

Концепция субъективных публичных прав дала возможность Кистяковскому рассматривать социалистическое государство как полностью совместимое с индивидуальной свободой и представляющим собой новую, более совершенную форму правового государства.

Он отталкивался от того очевидного социального факта, что в России на протяжении столетий отсутствовал цивилизованный правопорядок. И как следствие — отсутствие у российской интеллигенции сколько-либо серьезного интереса к правовым идеям. В то же время, чтобы войти в культуру народа, идеи свободы и прав человека (правовые ценности) должны быть не просто заимствованы, а пережиты.

Отсутствие уважения к правопорядку, по мнению Кистяковского, привело к тому, что правосознание даже интеллигенции соответствует полицейскому государству, когда право воспринимается не как правовые убеждения, а как принудительное правило. Кистяковский призывает интеллигенцию признать свою моральную ответственность и не оправдываться внешними причинами.

Философско-правовое наследие Б. Кистяковского ценно не только тем, что является первой отечественной систематизированной концепцией права, но и актуальностью содержащихся в ней идей.

Видное место в отечественной философии права занимает Владимир Соловьев (1853-1900).

Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение между идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеобщему благу лежит через принудительную организацию общественной жизни. Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание и не отличалось бы от произвола.

В соотношении права и морали он выделял следующие моменты:

  1. между правом и нравственностью нет противоречия; противоречия могут возникать между формальной правомерностью и сущностью права, то есть в самом праве, а также между внешне нравственным действием и сущностью нравственности, то есть в самой морали;
  2. право и мораль взаимно полагают друг друга, то есть нравственность есть безусловное основание права, без которого последнее — произвол, право же есть то необходимое принуждение, без которого нравственная норма становится пустословием;
  3. единство права и морали составляет содержащаяся в них правда или справедливость, поэтому любому нравственному отношению может быть придана правовая форма;
  4. право есть минимум нравственности или низший ее уровень. Его задача состоит не в том, чтобы мир превратить в Царствие Божие, а в том, чтобы не дать миру превратиться в ад;
  5. если право предписывает или запрещает какие-то конкретные, определенные действия, то нравственная норма не является таким жестким предписанием;
  6. если в праве принуждение обязательно, то в сфере нравственности оно невозможно.

Сущность права Соловьев видел в равноценности двух нравственных начал: личной свободы и общего блага. Формула равновесия личной свободы и общественного блага есть формула единства естественного права и позитивного права.

Духовные основы русской философии права виделись ему в следующих положениях:

  1. высший общественный идеал — внутреннее свободное единство всех людей;
  2. путь к идеалу лежит через свободное внутреннее обновление людей;
  3. право и государство — лишь вспомогательные ступени такого развития;
  4. право и государство должны черпать свой дух из высшей заповеди — закона любви;
  5. признание неразрешимости социальных противоречий в пределах земной жизни;
  6. невозможность абсолютной рационализации социальных отношений (разум и наука играют второстепенную роль в обществе);
  7. признание конечности существования человеческой цивилизации (эсхатологическая позиция).

По оценке Новгородцева, вся русская мысль пронизана стремлением к высшей, чем право и государство, истине — истине Бога, абсолютной правде. В этом проявляется национальное своеобразие русской философско-правовой идеи. Поиски же правды, характерные для русского характера, имеют пока не высшую истину, а лишь три заблуждения: эсхатологизм, анархию и государственный абсолютизм.

Данное право не противоречит задаче и сущности права, поскольку осуществляется во имя охраны основных правовых ценностей — свободы и достоинства личности. Субъектом же права выступает личность, наделенная разумом и свободной волей в ее связях с обществом. Данное положение и составляет основной принцип его социальной философии.

Мораль же — одностороннее переживание, ограниченное императивным характером. Осознание своего права составляет основу правосознания, слабое развитие которого является недостатком русского менталитета. Процесс же право- формирования, по мнению Петражицкого, включает в себя эмоциональное переживание, осмысление эмоций-мотиваций и последующую формализацию (закрепление в законе) этих состояний.

Последний этап формирования права — официальное, догматизированное право, которое в попытке выразить с помощью рационального (формул, категорий) иррациональное (переживания) искажает последние. Соотношение интуитивного и официального права представляет собой вариант трактовки соотношения естественного права (правосознания) и позитивного права (закона).

Официальное право неадекватно выражает интуитивное, что становится причиной социальных потрясений. Средой формирования правовой нормы Петражицкий считал психику индивида, поэтому интуитивное право гибко реагирует на запросы жизни. Социальные же институты не определяют поведение индивидов, а лишь создают условия и ситуации для него.

Читайте также: