Макеева а г педагогическая профилактика наркомании в школе

Обновлено: 06.07.2024

Издание адресовано педагогическим коллективам образовательных учреждений.

Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. 5-7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2006. 120 с. ♦

Пособие представляет собой сборник конспектов родительских собраний, систематизированный по классам (5,6,7). Тематика собраний соответствует возрастным особенностям учащихся и подобрана по наиболее важным вопросам воспитания учащихся в школе и дома, с учетом роли родителей в жизнедеятельности школьного коллектива. Цели, которые ставились при планировании собраний, способствуют выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим особенностям работы педагогов с родителями и детьми.

Пособие предназначено классным руководителям, организаторам воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Пособие предназначено для классных руководителей и организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Педагогическая профилактика наркотизма школьников : Методическое пособие для учителя 7-9 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2005. 64 с. ♦

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Методическое пособие для учителя 10-11 классов /Под ред. М.М.Безруких. М.: Просвещение, 2005. 64 с. ♦

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Помогая другим, помогаю себе: Блокнот для учащихся 7-8 классов /Под ред. М.М. Безруких . М.: Просвещение, 2005. 93 с. ♦

В блокнот вошли тесты, творческие задания, которые помогут подростку лучше понять себя и окружающих. Использование в блокноте литературных отрывков, высказываний известных людей, информации для размышления направлено на формирование у подростков представления об опасности наркотизма и освоение ими социально значимых умений и навыков.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Разумный выбор, правильное решение: Блокнот для учащихся 9 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2005. 64 с. ♦

В блокнот вошли тесты, игры, которые помогут подростку лучше понять себя. Использование в блокноте литературных отрывков, высказываний известных людей, информации для размышления направлено на формирование у подростков представления об опасности наркотизма и освоение ими социально значимых умений и навыков.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Семейная профилактика наркотизма: Книга для родителей /Под ред. М.М.Безруких . М.: Просвещение, 2005. 47 с. ♦

В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у подростков. Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут родителям организовать профилактику дома. В книге рассказывается о тех обстоятельствах и факторах жизни ребенка, которые способны провоцировать знакомство с наркотиком, даются советы, как построить беседу с сыном или дочерью, чтобы убедить их в опасности одурманивания, приведена информация о причинах и механизмах вовлечения молодых людей в наркотизацию.

Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: Находим ответы на трудные вопросы: Блокнот для учащихся 10-11 классов /Под ред. М.М.Безруких. М.: Просвещение, 2005. 96 с. ♦

Блокнот посвящен проблеме профилактики наркотизма среди старших школьников и включает в себя 13 тем. Они направлены на то, чтобы расширить представления подростков о негативных последствиях наркотизации, а также познакомить школьников с эффективными способами реализации своих потребностей, обеспечивающими им успешную социальную адаптацию. В блокноте приведены игры, тесты, задания, предназначенные как для самостоятельного выполнения подростком, так и для коллективной работы. Блокнот содержит также дополнительную информацию к каждой теме, отрывки из литературных произведений.

Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004. 191 с. ♦

Книга посвящена одной из самых серьезных и актуальных проблем сегодняшнего дня. В ней рассматривается природа наркотизма, причины употребления наркотиков детьми. Предлагаются методы профилактики наркотизма, даются практические советы, как помочь школьникам, имеющим опыт наркотизации. Предлагаются варианты тренинговых занятий, ролевых игр, которые можно использовать в работе с детьми.

Пособие адресовано учителям, психологам, родителям.

Основу книги составляют ответы на вопросы, которые чаще всего задают юноши и девушки о наркотиках. Помимо информации, напрямую связанной с наркоманией, в брошюре приведены сведения и советы, которые могут быть полезны школьникам в самых различных ситуациях, например: как избавиться от бессонницы, как отказаться от предложения попробовать наркотик, куда обращаться, если проблемы с наркотиками уже возникли, и т.д.

Основная задача данного пособия – дать представление подростку о правильном поведении в сомнительных ситуациях (предложение попробовать алкоголь, наркотик и т.п.), снизить вероятность его знакомства с различного рода психоактивными веществами.

Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов /Под ред. М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004. 48 с. ♦

Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.: Вентана-Граф, 2004. 32 с. ♦

Автор брошюры приглашает читателей к обсуждению очень важной и актуальной для нашей сегодняшней жизни проблемы: как предотвратить раннее знакомство детей с одурманивающими веществами? Что могут и должны делать родители, чтобы воспитать у ребенка стойкое неприятие всего, что вредит здоровью? Как помочь ребенку противостоять дурману? Ответы на эти вопросы можно найти, если начать думать вместе.

Издание адресовано родителям.

Данная рабочая тетрадь поможет сделать занятия по ранней профилактике наркотизма среди младших школьников более творческими, интересными и наглядными. Вместе со сказочными героями ученики узнают, как устроен человеческий организм, что вредно и что полезно для нашего здоровья, как избежать встреч с опасными веществами, и многое другое.

Тетрадь может использоваться на уроках естествознания, ОБЖ, во внеклассной работе.

На страницах данной тетради дети встретятся с веселыми героями страны Здоровья. Выполняя разнообразные и ярко проиллюстрированные творческие задания, школьники смогут глубже понять суть и необходимость здорового образа жизни, сформировать негативное отношение к одурманиванию, выработать правильную линию поведения в опасных ситуациях.

В пособии представлен экспериментальный вариант организации воспитательной работы среди младших школьников, направленной на предупреждение ранней наркотизации (курения, приобщения к алкоголю, наркотикам и т.п.).

Издание предназначается для учителей начальной школы, воспитателей, сотрудников учреждений дополнительного образования, родителей. Материалы пособия также могут быть использованы для работы с дошкольниками.

Книга посвящена актуальной проблеме борьбы с распространением наркотиков среди подрастающего поколения. Издание содержит минимально необходимый объем теоретических и практических знаний по данной проблеме. В нем рассматривается система педагогической профилактики наркомании в школе, приводятся основные формы и методы, которые можно реализовать в любом образовательном учреждении.

Издание адресовано педагогам, руководителям школы, родителям.

Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков или как стать счастливым родителем счастливых детей. Тула, 2003. 24 с. ♦

Автор написал эту книгу, чтобы предупредить возможную беду, которая уже пришла сегодня во многие семьи. Наиболее часто первые пробы алкоголя и наркотиков приходят в подростковом возрасте. Как найти общий язык со своим взрослеющим ребенком и уберечь его от невзгод? Как научить его преодолевать неизбежные жизненные трудности? Как научить его не поддаваться давлению сверстников? На эти вопросы отвечает автор в своей книге.

Издание адресовано, прежде всего, родителям подростков.

Мартынова М.С. и др. Социальная работа с детьми группы риска М.: Социальный проект, 2003. 272 c. ♦

Настоящее пособие – плод семилетней работы авторского коллектива. Ученые, технологи и практики выработали собственный взгляд на решение проблем детского неблагополучия в рамках концепции развития социальной работы с детьми группы риска. Данное пособие написано таким образом, чтобы каждый, кто принимает участие в решении проблем детского неблагополучия, получил обоснованный теоретически и юридически, многократно апробированный в практике набор профессиональных инструментов.

Пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности социальная работа, социальная педагогика, ювенальное право, а также специалистам в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Сборник предназначен для руководителей, педагогических и медицинских работников образовательных учреждений; работников органов управления образованием субъектов РФ, руководителей и преподавателей образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Методические материалы предназначены для администраторов и специалистов образования по организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами с использованием элементов современного менеджмента. Примерная программа обучения способна обогатить систему управления в области профилактической деятельности образовательных учреждений проектными технологиями, создать предпосылки для эффективного внедрения программ и проектов антинаркотической направленности.

Основная тематика предложенного родительского собрания – вопросы профилактики правонарушений, злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и ответственности родителей по воспитанию детей.

Предназначено педагогам общеобразовательных школ.

Нагавкина Л.С. Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. 272 с. *

Сегодня человечество переживает решающий момент: противоречия в его развитии достигли предела. Дальнейшее продвижение человека по пути своего отчуждения от природы, нарушения гармонии с окружающим миром может привести к катастрофе. Решение подобной проблемы, по мнению авторов пособия, - в образовании нового качества – личностно-ориентированном. Уникальный опыт такого образования, проверенный пятнадцатилетней практикой, представлен в данном пособии.

Книга может быть полезна всем работникам образования, участвующим в модернизации современной школы, и, в первую очередь, социальным педагогам.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей /Под общ. ред. А.Н. Гарановского. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с. ♦

Книга посвящена борьбе с наркоманией среди молодежи. Она написана на базе большого конкретно-социологического материала, а также наблюдений педагогов и врачей-наркологов, посвятивших работе с наркоманами многие годы.

Издание адресовано педагогам, руководителям образовательных учреждений, всем наставникам молодежи, работающим в сфере воспитания, родителям.

Образование против наркотиков: Информационный бюллетень № 1 /Составители: Е .Л. Антонова, А.Н. Миленина, Л.И. Ушакова, отв. за выпуск – Н.Н. Лобанова, ведущий специалист департамента образования Администрации Ярославской области. Ярославль: ИРО, 2002. 19 с. * ♦

Информация поможет специалистам сферы образования в организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Образование против наркотиков. Материалы областного педагогического совета. Ярославль, 2002. 59 с. ♦

Материалы адресованы руководителям и педагогам образовательных учреждений.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5-7 классов средней школы.

Пособие представляет собой систему занятий по обучению жизненно важным навыкам. Его разделы посвящены развитию отдельных групп навыков, но все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами, диктующими необычную для школьного обучения форму проведения. Новой является система занятий, посвященных ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.

Книга адресована педагогам, классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам и другим специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с. ♦

В руководстве представлена целостная система организации и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Сформулированы закономерности возрастного развития школьников, на основании которых обусловлена рациональная организация учебного процесса на разных этапах обучения. Предложены конкретные методики комплексной оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Руководство предназначено работникам системы общего образования.

Целевое назначение данной программы – формирование у студентов медицинских специальностей базовых знаний в области теории и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних и основ лечения и реабилитации наркозависимых, а также развитие навыков разработки, организации и реализации профилактических программ.

Памятка для родителей по профилактике употребления детьми и подростками психоактивных веществ /Авторы: М.А. Ковальчук, А.В. Ковальчук, Е.Н. Корнеева и др. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. 38 с.♦

В предлагаемой читателям памятке даются ответы на наиболее часто встречающиеся и волнующие родителей вопросы, связанные с решением проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в среде несовершеннолетней молодежи.

Адресовано родителям детей и подростков.

Панков Д.Л., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. М.: АПКиПРО, 2001. 239 с. ♦

Книга написана в жанре разговора учителя с врачом на тему проблем подросткового возраста. Вопросы, которые задает учитель, имеют отношение к наиболее актуальным социальным, психологическим и медицинским проблемам взросления подростка. К основному тексту приложен глоссарий, содержащий расшифровку специальных медицинских терминов.

Данное пособие предназначено для учителей, родителей, психологов и всех интересующихся проблемой профилактики злоупотребления ПАВ.

Педагогический блокнот: Настольная книга педагога-организатора профилактики зависимостей в образовательном учреждении: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2005. 128 с. ♦

В пособии рассмотрены эффективные формы профилактической работы в образовательном учреждении в условиях городского летнего лагеря. Представлены материалы по организации и эффективному использованию школьного уголка профилактики зависимостей, включая положение о школьном уголке, рекомендации психологов по первичной профилактике зависимостей.

Пособие будет полезно для педагогов-организаторов первичной профилактики зависимостей в образовательном учреждении, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей.

Первая областная ярмарка программ молодежных и детских объединений: Сборник информационно-методических материалов. Ярославль, 2000. 152 с. ♦

Департамент по делам молодежи Администрации Ярославской области провел конкурс программ деятельности молодежных и детских объединений. По итогам конкурса и ярмарки программ был подготовлен данный сборник. Он призван привлечь к сотрудничеству все заинтересованные объединения региона. В сборнике в полном или частичном объеме представлены программы деятельности, сценарные разработки, методический опыт по таким направлениям работы, как лидерское, творческое, краеведческое, эколого-туристическое, интеллектуальное, журналистское.

Рекомендуется для всех заинтересованных в развитии детского и молодежного движений.

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования

Человечество шагнуло в XXI век, продолжая искать эффективные пути решения одной из важнейших мировых проблем - борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Исчисляемая тысячелетиями, в настоящее время данная проблема обрела глобальный характер и остро стоит практически перед всеми государствами, в том числе в нашей республике.


Для наркомании не существует территориальных, национальных, религиозных, классовых, половых или иных границ. По приблизительным подсчетам, на сегодняшний день по всему миру свыше 200 млн. человек употребляют наркотики различного вида.

Актуальность данного вопроса вызвана острой проблемой, связанной с ростом потребления данного вещества подростками и молодежью. Для решения сложившейся ситуации необходимо принять комплекс мер.


Для нас с вами, кто занимается профилактикой первичная, вторичная, третичная, не важно, главное своевременно донести до наших детей все последствия употребления психоактивных веществ, используя для этого все возможные традиционные и нетрадиционные формы работы. Но одной из главных и эффективных мер – это конечно создание личностного иммунитета и развитие личностного фактора противостояния наркотической зависимости и различным саморазрушающим стратегиям поведения, специалисты нашего Центра не устаем это повторять.


Развитие потенциала человека является серьезной основой для профилактики всяких видов отклоняющегося поведения. Создание насыщенной, яркой, содержательной, креативной среды (дома или в школе, учебном заведении) для подрастающего поколения, дающей возможность всестороннего развития и надежного благополучного будущего – является нашей общей целью.


Педагоги, которые занимаются вопросами профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в школах и других учебных заведениях ставят перед собой задачи:

  • Дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
  • Сориентировать детей на их способность сделать свой выбор.
  • Помочь учащимся овладеть определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни.
  • Развить внутренние ресурсы учащихся для эффективного решения жизненных проблем.

Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента:

  • Специфический - знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, механизмы развития зависимости от ПАВ во всех аспектах, и понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость. Цель: научитьучащегося понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и возможно и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.
  • Неспецифический - знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель: формирование развитой концепции самосознания.
  • Коррекция определенных психологических особенностей личности способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация школьников из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления. Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
  • Помощь в социальной адаптации учащегося, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д. Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.

1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок:

1.2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними:

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи “проблемной” семье.

1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (подросток начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.):

консультирование по вопросам “семейного примирения”, информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов “Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ”.

заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, школьный врач, лекторы – специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни.

2.1. Разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни

2.2. Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ

(обучение и воспитание через предмет – валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости).

2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.

2.4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий: тематические “круглые столы”, дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.

2.5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении

Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков.

3.1. Организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете, включая следующие формы работа: учет обучающихся с “риском” наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком.

3.2. Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.

3.3. Организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки “проблемных” семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.

3.4. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.

• Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий
Контрольно-измерительные материалы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер ПМ 05. Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента

• Обществознание (включая экономику и право)
Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины ОУД.12 Обществознание (включая экономику и право) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер









  1. Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 классов /Под ред. ^ М.М. Безруких. М.: Просвещение, 2004. 48 с. ♦

  1. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.: Вентана-Граф, 2004. 32 с. ♦

Издание адресовано родителям.

Тетрадь может использоваться на уроках естествознания, ОБЖ, во внеклассной работе.

Издание предназначается для учителей начальной школы, воспитателей, сотрудников учреждений дополнительного образования, родителей. Материалы пособия также могут быть использованы для работы с дошкольниками.

Издание адресовано педагогам, руководителям школы, родителям.


  1. Малыгин В.Л. Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков или как стать счастливым родителем счастливых детей. Тула, 2003. 24 с. ♦

  1. Мартынова М.С. и др. Социальная работа с детьми группы риска М.: Социальный проект, 2003. 272 c. ♦

Пособие предназначено студентам, обучающимся по специальности социальная работа, социальная педагогика, ювенальное право, а также специалистам в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Сборник предназначен для руководителей, педагогических и медицинских работников образовательных учреждений; работников органов управления образованием субъектов РФ, руководителей и преподавателей образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Предназначено педагогам общеобразовательных школ.


  1. Нагавкина Л.С. Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. 272 с. *

Книга может быть полезна всем работникам образования, участвующим в модернизации современной школы, и, в первую очередь, социальным педагогам.


  1. ^ Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей /Под общ. ред. А.Н. Гарановского. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с. ♦

Издание адресовано педагогам, руководителям образовательных учреждений, всем наставникам молодежи, работающим в сфере воспитания, родителям.


  1. ^ Образование против наркотиков: Информационный бюллетень № 1 /Составители: Е.Л. Антонова, А.Н. Миленина, Л.И. Ушакова, отв. за выпуск – Н.Н. Лобанова, ведущий специалист департамента образования Администрации Ярославской области. Ярославль: ИРО, 2002. 19 с. * ♦

Информация поможет специалистам сферы образования в организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.


  1. ^ Образование против наркотиков. Материалы областного педагогического совета. Ярославль, 2002. 59 с. ♦

Материалы адресованы руководителям и педагогам образовательных учреждений.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5-7 классов средней школы.

Книга адресована педагогам, классным руководителям, школьным психологам, социальным педагогам и другим специалистам, занимающимся проблемой социализации в рамках школьного образования.


  1. ^ Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с. ♦

Руководство предназначено работникам системы общего образования.


  1. ^ Памятка для родителей по профилактике употребления детьми и подростками психоактивных веществ /Авторы: М.А. Ковальчук, А.В. Ковальчук, Е.Н. Корнеева и др. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. 38 с.♦

Адресовано родителям детей и подростков.


  1. Панков Д.Л., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. М.: АПКиПРО, 2001. 239 с. ♦

Данное пособие предназначено для учителей, родителей, психологов и всех интересующихся проблемой профилактики злоупотребления ПАВ.


  1. ^ Педагогический блокнот: Настольная книга педагога-организатора профилактики зависимостей в образовательном учреждении: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2005. 128 с. ♦

Пособие будет полезно для педагогов-организаторов первичной профилактики зависимостей в образовательном учреждении, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей.


  1. ^ Первая областная ярмарка программ молодежных и детских объединений: Сборник информационно-методических материалов. Ярославль, 2000. 152 с. ♦

Рекомендуется для всех заинтересованных в развитии детского и молодежного движений.

Рекомендации предназначены для широкого круга специалистов: психологов, педагогов и социальных работников.

Данное издание адресовано руководителям образовательных учреждений, а также педагогам, психологам, социальным работникам.

Методическое пособие предназначено для психологов, социальных педагогов, учителей и других специалистов, работающих с подростками.

Программа рассчитана на педагогов общеобразовательных школ, прошедших специальные подготовительные курсы.


  1. ^ Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: Конспекты занятий /Составитель - О.В. Летнева. Волгоград: Учитель, 2005. 119 с. ♦

Издание предназначено классным руководителям, учителям, преподающим правоведение и основы безопасности жизнедеятельности, оно также может быть полезно студентам педагогических вузов, слушателям ИПК и ФПК.


  1. ^ Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. 256 с. *

Книга предназначена для психологов, наркологов, педагогов и социальных работников.


  1. ^ Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений /Под ред. Н.К. Смирнова. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 104 с. ♦

  1. ^ Проблемные классные часы. 10-11 классы /Автор-составитель - Я.В. Голубева. Волгоград: Учитель, 2006. 157 с. ♦

Пособие предназначено классным руководителям старших классов, завучам и организаторам по воспитательной работе общеобразовательных учреждений; материал пособия будет также полезен родителям старшеклассников.


  1. ^ Программа подготовки педагогов образовательных учреждений к организации работы по профилактике наркомании среди детей и подростков: Методическое пособие /Авторы: М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.В. Волков, Н.Г. Руковишникова, Ю.А. Ходнева. Ярославль, 2002. 92 с. ♦

Методическое пособие предназначено для организации подготовки педагогических коллективов образовательных учреждений к профилактике наркомании среди детей и подростков.

Программа предназначена для педагогов и других работников системы общего образования, ведущих работу по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях.


  1. ^ Программа социального закаливания школьников (профилактика социальной дезадаптации подростков). Рыбинск, 2002. 85 с. ♦

Программа адресована руководителям образовательных учреждений, педагогам, психологам.


  1. Программы дистанционного образования для учреждений профессионального образования по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. М.: ACADEMIA, 2002. 252 с.*

Программы могут быть реализованы при обучении студентов среднего и высшего профессионального образования, они могут использоваться для системы подготовки будущих педагогов и переподготовки или повышения квалификации работников образовательной сферы. Данные программы могут быть реализованы как в очной форме, так и в дистанционном режиме.

Представленный материал адресован педагогам и другим работникам гуманитарной сферы, ведущим работу по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.


  1. ^ Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков в образовательных учреждениях Ярославской области: Информационно-методический сборник /Составители: И.А. Лихачев, Л.Ф. Мосеевская. Ярославль: ИРО, 2006. 32 с.♦

Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, педагогам, специалистам, работающим в системе образования и занимающимся вопросами профилактики аддиктивного поведения у несовершеннолетних.


Проблема профилактики наркомании находится в настоящее время в центре изучения превентивной теории и практики. Анализ специальной литературы показывает, что проблемой профилактики наркомании занимаются многие науки. Такое многоплановое изучение при ряде достоинств обладает и существенными недостатками, выражающимися в отсутствии органической связи между рассматриваемыми аспектами проблемы, изолированностью полученных результатов. Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов педагогической профилактики наркомании вызывается и отсутствием специальных знаний и навыков у педагогов, что не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие и психолого-педагогическую поддержку. Для того чтобы, обучить школьников новым формам поведения, сформировать личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, придерживаться здорового образа жизни.

Все эти условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации в обществе подхода к профилактике наркомании. Профилактика наркомании в общем виде, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств. Поэтому, говоря о педагогической профилактике, важно отметить, что она предотвращает: начало употребления, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение), отрицательное влияние наркопотребления на развитие личности учащегося и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Таким образом, целью педагогической профилактики является:

— создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками;

— формирование стратегии ведения здорового образа жизни;

— воспитаний личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально продуманных походов к проблеме девиантного поведения среди молодежи и наркозависимости в частности, нуждается в обоснованной превентивной политике государства. Реализация же поставленных задач первичной профилактики наркозависимости лиц подросткового возраста может быть успешно решена только с использованием всего учебно-воспитательного потенциала школьной педагогики. Ведь молодое поколение — это будущее нации, а сохранение и преумножение его здоровье является главной целью государства и общества.

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  4. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  5. Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 118–120.
  6. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  7. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
  8. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  9. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  10. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая профилактика, преодоление наркомании, профилактика наркомании, здоровый образ жизни, наркотическое поведение, основа системы профилактики безнадзорности, проблема профилактики наркомании, профилактическая работа.

Читайте также: