Лучшая методическая разработка реализуемая в рамках проектной деятельности в доу

Обновлено: 08.07.2024

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Актуальность работы:

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностными подходами.

Основная цель данной работы: организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метод проектной деятельности.

1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности

1.1.Анализ психолого-педагогической литературы

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти? В чем заключается при этом роль педагога?

Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:

1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;

3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.

Положительные моменты технологии метода проектов

Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.

Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.

Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:

2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.

Он выделил 4 вида проектов:

потребительский (изготовление предметов);

проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Станислав Теофилович Шацкий выделяет следующие основные компоненты метода проектов:

1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;

2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);

3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);

4) упражнения, дающие для ребенка навыки.

М. В. Крупенина разделяла проект на такие этапы:

1 этап - постановка задачи;

2 этап - разработка самого проекта принятого задания;

3 этап - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4 этап - непосредственная трудовая деятельность;

5 этап - учет проделанной работы.

Метод проектов, по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:

взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;

сотрудничество детей и взрослых;

актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

по составу участников:

по целевой установке:

по срокам реализации:

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, т. к. он открывает новые возможности для коммуникации.

Выводы по первой главе

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Глава 2. Опыт работы по методическому сопровождению внедрения проектной деятельности в ДОО

2.1. Анализ выявления уровня владения педагогами метода проекта

Содержание анкеты и результаты анкетирования педагогов приведены в Таблице 1.

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников:

• Краткосрочные (1-4 недели);

• Среднесрочные (1-3 месяца);

• Долгосрочные (полугодие, учебный год).

• Монопроекты (ода образовательная область);

• Интегративные (две и более образовательные области).

По доминирующему виду проектной деятельности;

• Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

- спортивные и развлекательные мероприятия.

- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.

5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели).

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

- Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту);

- Развивать представление о добре и зле ;

- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

- В процессе проекта, выявить основные правила доброты;

- Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

- Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;

- Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

- у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

- уважительно относятся к людям пожилого возраста;

- бережно относятся к живой и неживой природе;

- могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

- Провести родительское собрание на тему:

- Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

- Помогайте маме нести тяжелую сумку;

- Защищайте девочек и маленьких детей;

- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

- Старайтесь во всем помочь ближнему;

- Помогайте слабым, больным;

- Учитесь добру у других;

- Уступайте место в автобусе пожилым людям;

- Будьте добрыми и милосердными людьми;

- Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

-Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

- Дежурство по столовой (взаимопомощь);

- Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

-Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

- Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

- Чтение художественной литературы:

- Стихи для заучивания:

- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

- Изготовление эко кормушек.

Этот проект заинтересовал, как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)



Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.

Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Можно организовать выставку проектов; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса.

Проектная деятельность в детском саду Проектная деятельность в детском саду. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы,.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду.

Обобщение педагогического опыта. Проектная деятельность в детском саду. Я работаю с детьми уже более 20 лет. Мне нравится с ними общаться, задавать каверзные вопросы. А они меня радуют своими ответами. Очень.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду

Юбилей Агнии Львовны Барто в детском саду (проектная работа, публикация опыта) Цель: организация и проведение творческих мероприятий, посвященных 110-и летию со дня рождения известной.

Короленко Наталия Александровна,

заведующая библиотекой МБОУ г. Иркутска СОШ № 15

Ахунова Наталья Владимировна,

заведующая библиотекой МБОУ г. Иркутска СОШ № 65

Образовательный проект направлен на формирование базовых знаний о творческом потенциале писателей и поэтов России, об их значении для общества и человека в повседневной жизни, на расширение исторического и литературного кругозора учащихся, на создание творческой лаборатории наших школ с последующим использованием совместного информационного ресурса для подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ в 11 классе.

1.1 НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

  • воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);
  • развивающая: пробуждение интереса к чтению через пополнение словарного и научного запаса слов учащихся, к знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия; развиваются культура речи, логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД);
  • обучающая: способствовать формированию базовых знаний о творческом потенциале писателей и поэтов России, об их значении для общества и человека в повседневной жизни (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД).
  • коммуникативная: формирование позитивных межличностных отношений через общение и творческую деятельность в процессе подготовки и создания презентаций, буклетов (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД).
  • познавательная: расширение исторического и литературного кругозора учащихся (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);

« Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку;

Категория участников: учащиеся 10-х классов.

Место проведения : Музей В. Г. Распутина г. Иркутск, ул. Свердлова, 20

1.2 ЦЕЛЬ УРОКА - ПРОЕКТА

  • сформировать основные поисковые умения и навыки учащихся в качестве базиса для воспитания информационно независимой личности, обладающей способностью к самостоятельному и эффективному информационному поведению,
  • сформировать навыки создания и оформления информационного проекта,
  • развить библиотечно – библиографические навыки учащихся.

Задачи урока - проекта:

  • создание алгоритма информационно – поисково – аналитической деятельности,
  • совершенствование аналитических умений при работе с информационными источниками,
  • выстраивание структуры информационного ресурса.
  • активизировать и пропагандировать чтение, создать условия для развития коммуникативных умений посредством создания литературной презентации, буклета;
  • овладеть стратегией и алгоритмом информационного поиска;
  • научиться анализировать источники; получить навыки работы с электронными носителями информации;
  • научиться использовать полученную информацию;
  • способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения автора;
  • использовать потенциал художественной литературы как средства нравственного воспитания;
  • сетевое взаимодействие школ [3] .

1.3 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Межпредметные связи: усиление взаимосвязи школьной библиотеки с учебными дисциплинами, прежде всего с литературой, ИКТ, музыкой, ИЗО, МХК.

6 компьютеров; 2МФУ; проектор; 4 микрофона с наушниками; экран; флэш-накопители; 2 цифровых фотоаппарата; выставка – обзор; программы MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher.

Раздаточный материал: приложения №1,2,3,4; бумажные носители информации; ссылки на Интернет - ресурсы.

Дидактический материал: памятка по созданию слайдовой презентации, алгоритм создания электронного проекта.

Виды деятельности : творческий, информационный, прикладной.

Применяемые технологии: проектная, компьютерная, технология обучения в сотрудничестве.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, проектная деятельность.

(за 2 недели до проведения урока)

Вступительное слово библиотекаря

Мы уже проводили с вами совместные часы общения, встречи с писателями, выставки, библиотечные уроки и другие мероприятия на базе муниципальных библиотек, Дома литераторов и т.д.

Но, так как на смену традиционным приходят новые формы работы, хотим предложить вам поработать над созданием совместной творческой лаборатории для наших школ, материалы которой будут использованы выпускниками 11 классов для подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ, а в дальнейшем пригодятся и вам.

Ознакомление учащимися с целью, задачами, ходом урока – проекта

Вводная характеристика создания электронного проекта

Для полноценной работы мы будем использовать алгоритм создания проекта (Приложение №1).

Перед вами на экране план реализации проекта, в котором определены этапы работы, их содержание и поиск возможных путей решения поставленных задач.

библиотекари знакомят учащихся с планом дальнейшей работы:

При подготовке к урокам особой популярностью пользуются презентации, посвященные жизни и творчеству великих русских поэтов и писателей: Пушкина А.С., Бунина И. А., Блока А. А., Достоевского Ф. М. и др.

Имена Сергея Есенина и Евгения Евтушенко известны даже тем, кто не слишком хорошо знает современную русскую литературу. Каждому из них в истории литературы давно уже определено своё почётное место, и о каждом написано столько, что, кажется, и добавить-то больше нечего. Эти известные личности прославили свою страну на весь мир.

Но сегодня наша с вами задача найти внутреннее, глубинное сходство в их творчестве не лежащее на поверхности, схожесть проблематики литературных произведений поэтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, д.22а,

г. Назарово 2016г.

– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

– обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

– привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

– обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив ДОУ определили задачи развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволяет удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольных учреждениях потребовали от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

2. Теоретическая база опыта.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Цель проекта:

Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ проектной деятельности.

Задачи проекта:

1. Формирование мотивационной готовности у участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.

4. Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.

Вид проекта:образовательный, информационный.

Участники проекта: инициативная группа педагогического коллектива ДОУ, дети, родители.

Время реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

3. Технологическая схема опыта.

Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.

В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:

построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

создание единого образовательного пространства;

постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

создание банка данных;

совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;

вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала участников образовательного процесса.

5. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:

I этап - подготовительный:

Цель: определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении занимается инициативная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.

В ее задачи входит: составление образовательных проектов, внедрение нововведений в педагогическую практику.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

II этап – основной.

Цель: реализация проекта.

На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, сотрудничество с родителями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

III этап – заключительный:

Цель: подведение итогов работы.

Подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.

Читайте также: