Логопедический проект по обучению грамоте в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Закрепить знания детей о звуках, буквах.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта:
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
- Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление наглядно-дидактического пособия "Королевство звуков и букв"
Создание сборника стихов о буквах и звуках.
Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.




В другом дворце жила принцесса, у которой слуги умели сердито шипеть, рычать, звенеть, свистеть. Принцессу звали Согласа, а ее слуг – Согласики. У Согласы было красивое сине-зеленое платье. Старшие братья произносили твердые согласные звуки и носили синие рубашки.
Младшие братья умели мягко звенеть, свистеть, рычать и произносили мягкие согласные звуки. Они носили зеленую одежду.
Согласики, которые говорили звонко – носили колокольчики. Это звонкие Согласики. Колокольчиков не было у глухих Согласиков.



Все Гласики и Согласики жили весело, дружно и никогда не ссорились. Они любили гулять вместе, держась за руки.











Ключевые слова: педагогический проект, знакомство с буквами, профилактика нарушений письменной речи, работа с родителями.

Актуальность проекта

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ТНР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ОНР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Вид проекта: образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта: сентябрь — май

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проблема. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.

Цель. Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Задачи:

Для детей:

Для родителей:

  1. Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;

Для педагогов:

1. Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита и профилактике нарушений чтения и письма у детей с ТНР.

Образовательные области винтеграции:

Социально-коммуникативное развитие: развитие речевого общения воспитанников умения придерживаться правил и норм поведения в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: развитие познавательного общения, совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы.

Художественно-эстетическое развитие: развитие творческого воображения и художественных способностей, в процессе изображения и составления букв из различных материалов (пластилина, бумаги, конструктора и др.)

Предпосылки учебной деятельности.

− формирование предпосылок к освоению грамоты;

− формирование коммуникативных навыков, умению слушать и слышать;

− совершенствование навыков чтения;

− развитие произвольности, умения доводить начатое дело до конца;

− воспитание стремления к получению знаний

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Для родителей:

  1. Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов.
  2. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
  3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Для педагогов:

методическое обеспечение (планы, конспекты занятий, методическая литература);

Формы реализации проекта: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.

Этапы исроки реализации проекта:

План реализации проекта

1 этап. Подготовительный (сентябрь— октябрь)

− Определение целей и задач проектной деятельности;

− Изучение методической литературы по обучению грамоте;

− Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта;

− Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта;

− Диагностика речевого развития детей (учитель-логопед);

− Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте;

− Изготовление дидактических игр, схем, карточек;

− Подборка стихов о звуках и буквах.

2 этап. Основной (ноябрь— апрель)

− Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

− Проведение дидактических игр по обучению грамоте;

− Промежуточная диагностика детей (воспитатели);

− Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (согласно плану по ОГ);

− Изготовление и выкладывание букв из различных материалов (марблс, палочки, спички, пуговицы, и т. д.)

3 этап. Заключительный (апрель- май)

− Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов, в процессе непосредственной деятельности с воспитателем;

− Отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

Образовательные продукты проекта

Для детей

Для логопеда

Для педагогов

Для родителей

2.Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов.

1.Оформление картотеки игр и заданий по формированию фонематического слуха и восприятия;

Значимость ирезультативность проекта.

Данный проект может быть использован родителями в домашних условиях, педагогами в практике ДОУ, педагогами коррекционных образовательных учреждений в работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Его применение приведет к достижению новых результатов в образовательной практике.

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6–7 лет. Альбом № 1, 2,3 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. — М.: Гном, 2014. — 32 c.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  4. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
  5. Соболева, А. Е. Как подготовить ребенка к обучению грамоте / А. Е. Соболева. — М.: Детство-Пресс, 2014. — 112 c.

Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, грамота, обучение, родитель, компенсирующая направленность, ознакомление детей, подготовка детей, реализация проекта, русский алфавит.

Похожие статьи

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе.

Дети читают предложения и вписывают пропущенные слова. (Каждый ребёнок читает одно

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в

В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из

На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует.

Игровые технологии как средство обучения грамоте детей.

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с общим недоразвитием.

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего.

Ключевой идеей обучения грамоте детей дошкольного возраста является принцип детского психолога Д. Б. Эльконина: «Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Современные формы взаимодействия с родителями как средство.

родитель, ребенок, семья, компенсирующая направленность, школьное обучение, коррекционная работа, дошкольное учреждение, авторская речевая газета, дошкольная организация, дошкольное образование.

Взаимодействие специалистов в работе с родителями в группе.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с

Он помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским

В мини музее происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр.

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии.

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку.

Пр оект разработан для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тип проекта:

По сроку реализации: долгосрочный – октябрь-май

По целевой установке: практико-ориентированный

По составу участников : индивидуально-подгрупповой

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: закрепить знания дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР о буквах , посредством развития мелкой моторики рук.

Задачи проекта:

Совершенствование знаний воспитанников с ТНР о звуках и буквах.

Формирование мелкой моторики пальцев, кистей рук:

развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук;

развитие графических навыков, подготовка руки к письму.

Совершенствуя движения рук, развивать психические процессы:

память, речь детей, воображение;

зрительное и слуховое восприятие;

умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.

Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

Актуальность проекта

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к обучению в школе. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения элементами грамоты. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза ниже, чем у воспитанников с речью в норме. Дети с трудом запоминают буквы - как средство приобретения первоначальных навыков для правильного чтения и грамотного письма, звуки- как один из способов формирования речи. У детей с ТНР (ОНР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. В связи с этим у детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Дети не могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики. Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в логопедической работе с дошкольниками с ТНР (ОНР).

Предполагаемый результат:
- Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
- Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
- Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.

-Развитие точности и координации движений руки, гибкости пальцев рук.

- Развитие памяти, воображения.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
- Составление плана деятельности.
- Первичное обследование детей.
- Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
- Изучение методической литературы по обучению грамоте, развитию мелкой моторики дошкольников с ТНР.

Актуальность проекта.

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей.

Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое место выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению. Дисграфия и дислалия, в свою очередь, ведут к отставанию по большинству предметов. В результате формируется стойкое отрицательное отношение к школе, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. целям и структуре коррекционной работы;
  2. интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Краткое описание проекта.

Длительность : 2 года.

Участники : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Логопед еженедельно знакомит детей с новой буквой, проводит игры, разучивает стихотворения.

Воспитатели рассматривают с детьми картинки на различные буквы, организуют изобразительную деятельность, знакомят детей со стихами.

Дети создают рисунки, участвуют в оформлении книги. Поощряется самостоятельность и оригинальность в выборе предметов для рисования.

Основная цель проекта:

  • Коррекция речевых проблем детей с ОНР, а также формирование предпосылок успешного обучения в школе.
  • Закрепление образа букв алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие эмоциональной выразительности речи.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.
  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  • Знакомство с произведениями детских поэтов.
  • Развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе.
  • Создание как в группе, так и дома среды, способствующей повышению интереса детей к чтению.

Содержание работы.

В старшей группе проводится подготовительный этап, основной целью которого является формирование мотивации детей к созданию книги своими руками. Педагоги рассматривают с детьми различные книги-азбуки, рассказывают о процессе создания книги, о профессиях людей, чьими стараниями создаются книги. Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

Основной этап работы проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов (выделение пройденного звука в словах, различение парных звуков по твердости-мягкости, подбор слов на заданный звук) и закрепление зрительного образа букв. Воспитатель рассматривает с детьми картинки на пройденный звук и побуждает к созданию собственных рисунков.

В подготовительной группе работа, в целом, строится по той же схеме. Однако дети рисуют картинки к буквам в своих индивидуальных книжках, заранее подготовленных педагогами. Кроме этого ребенку предлагается придумать предложение с выбранным словом и написать его под картинкой. Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно:

  • расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному,
  • развитие языкового анализа и синтеза (составление предложения, анализ предложения по количеству слов, наличие предлогов),
  • слоговой анализ слов (для переноса на следующую строку),
  • усвоение правил написания предложений,
  • развитие воображения (поощряется оригинальность высказываний, стремление не повторяться).

Когда все страницы детских Азбук были заполнены, мы оформили обложки так, чтобы книги действительно выглядели как настоящие.

На форзаце был помещен портрет автора с коротким рассказом о себе. Получился хороший подарок к окончанию детского сада, результат совместного труда детей и педагогов.

Итоги работы.

Мы надеемся, что основной результат нашей работы проявится в школе в виде хорошей успеваемости детей и отсутствия школьных трудностей.

А сегодня, обобщая наш опыт, можно сказать следующее:

  1. Так как структура проекта соответствует плану коррекционной работы, создание книг удачно дополняет учебные занятия, позволяя уделять ещё больше внимания профилактике школьных трудностей.
  2. Необычная форма работы определенно вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит, скорее, игровой, творческий характер.
  3. Как совместная работа над книгой, так и индивидуальная работа оказались одинаково интересны. Первая учит детей сотрудничеству и ответственности за общее дело. А своя книга является предметом личной гордости и средством самовыражения.

Люлина А.К., учитель-логопед,
Молотовская Е.П., воспитатель,
Степнова И. В., воспитатель

Читайте также: