Что такое меритократия кратко

Обновлено: 03.07.2024

- (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть ) - англ. meritocracy; нем. Meritokratie. 1. Власть, основанная на заслугах, правление наиболее достойных в интеллектуальном, моральном и др. отношениях. 2. Концепция , согласно к-рой власть должна осуществляться людьми, отличающимися своими достижениями, способностями, профессиональной компетентностью , а не соц. происхождением или приписываемым статусом.

Смотреть что такое МЕРИТОКРАТИЯ в других словарях:

МЕРИТОКРАТИЯ

меритократия сущ., кол-во синонимов: 2 • элита (34) • элитократия (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: элитократия

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ (meritocracy) Элита, принадлежность к которой определяется скорее способностями и компетентностью, чем социальным происхождением. Майкл. смотреть

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus— достойный и греч. — власть), букв.—власть, основанная на заслугах. Термин введён в употребление англ. социоло. смотреть

МЕРИТОКРАТИЯ

(meritocracy) — форма общества, в которой успех в образовании и социальном положении является результатом способностей (измеряемых КИ) и индивидуальных усилий. Данное понятие, ставшее знаменитым благодаря Майклу Янгу (*Возвышение меритократии*, 1958), фигурировало в работах фабианских социалистов, сделавших многое для включения его в качестве руководящего принципа законодательной поправки к Закону Великобритании об образовании, которой они добивались в 1944 г., и для последующей всесторонней реорганизации средней школы. Меритократия подчеркивает равенство скорее конкуренции, чем результата, устанавливая, что положение в профессиональной иерархии занимается благодаря заслугам по универсальным, объективным критериям, а не по приписанным критериям возраста, тендера, расы или унаследованного богатства. Ни единому человеку — заслуженному, компетентному или соответствующего характера — не может быть отказано в возможности достичь соразмерного социального статуса. Основа данного понятия — уверенность в том, что существует лишь ограниченное число талантов и что важная функция системы образования заключается в слежении за тем, чтобы они не пропали впустую, а развивались и укреплялись. (См. также Функционалистская теория социальной стратификации.) Принцип меритократии ни в коем случае не является общепринятым, Янг сам занял двойственную позицию относительно некоего последствий, например лишения рабочего класса культуры и своего руководства. Оппоненты доказывают, что подлинное равенство может быть достигнуто только принятием политики, направленной на создание большего равенства в качестве конечного результата системы, а не на стартовой отметке. В любом случае защитники меритократического представления должны изобрести объективное мерило способностей. См. также Интеллект. смотреть

Меритократия является противоположностью власти, построенной на основе родственных связей (кумовства), социального класса (олигархии) или национальности (национализм). Идея меритократии может применяться к властным отношениям в государствах, а также в политических, экономических и культурных организациях.

Меритократия – это лидерство, теоретически основанное на заслугах, таланте, навыках, интеллекте и других соответствующих навыках, а не на наследственности (аристократия), богатстве (плутократия) или воле большинства (демократия). Меритократия, среди прочего, противоположна идее эгалитаризма, когда людям, независимо от квалификации, качества работы или других преимуществ, предоставляется равное влияние и равный доступ к власти.

Обязанности и общественный авторитет должны быть заслужены, а не унаследованы или назначены случайным группам людей. Меритократия используется для характеристики и критики конкурирующих обществ, которые могут оправдывать резкое снижение доходов, благосостояния и статуса населения уровнем таланта, личных качеств, компетентности, мотивации и усилий.

Меритократическая модель

Исследователи подчёркивают недостатки. При отсутствии реального равенства возможностей, способность меритократии самостоятельно устранять неравенство (социальное, культурное и др.) ограничена. Её эффективность (как принципа справедливости) вызывает споры.

Для большинства исследователей истинная меритократия, которая предлагала бы каждому то, что он достоен получать, никогда не существовала. Причиной этому является отсутствие спланированных и достаточно эффективных мер для компенсации неблагоприятного положения людей, находящихся в неблагоприятном положении.

В истории всегда были сторонники меритократических систем. Идея о том, что более высокие результаты должны быть вознаграждены, лежит в основе многих меритократических аргументов. Также утверждается, что меритократия предлагает стимулировать прогресс, вносить свой вклад в строительство общества и, таким образом, приносит пользу обществу в целом.

В то время как социальное положение исторически передаётся аристократии, статус человека в меритократии должен определяться исключительно текущими, индивидуально измеряемыми талантами и способностями. Здесь следует избегать привилегий, основанных на происхождении, таких как социальный класс. Также недопустимы привилегии, основанные на принадлежности к религии, этнической группе или полу.

История меритократии

История меритократии

Меритократия, известная как мандаринская система, практиковалась китайской династией Хань в 200 г. до н. э. Для приёма на работу высокопоставленных чиновников существовала система имперских экзаменов. Студенты готовились к ней путём обязательного изучения классических произведений. Конфуций подчёркивал, что правительственные чиновники должны быть высокообразованными.

В течение долгого времени сдача экзамена на должность государственного служащего Китая была предпосылкой для получения возможности занимать высокие государственные должности. Поскольку кандидаты (по крайней мере теоретически) могли быть из всех слоёв общества, эта строгая система экзаменов носила строго меритократический характер. Успешные выпускники (преобладали лишь единицы из тысячи кандидатов) обычно добивались славы, власти и престижа.

Чингисхан занимал руководящие должности в своей Монгольской империи из-за действий официальных лиц. Путь был также открыт для родственников побеждённых врагов, если они объявили себя верными Чингисхану. Например, Джебе был вражеским солдатом, который застрелил лошадь Чингисхана, прежде чем стать ханом.

Во время Французской революции элита была в значительной степени уничтожена. Таким образом, режим Наполеона не мог отступить от существующей иерархии, а выбрал новую элиту сначала на основе производительности, а затем и на основе лояльности и родства.

Меритократия – это создание правящей элиты в соответствии с возможностями (как правило мудрых, трудолюбивых, авторитетных интеллектуалов и деловых людей, умеющих принимать важные решения).

Платон в своей работе о государстве заложил основы теории господства меритократии. Он предложил аргумент о том, что государство неизлечимо до тех пор, пока политическая власть и философия не объединятся, в то время как философы не короли, а короли и правители – философы.

Майкл Янг объяснил теорию меритократии формулой IQ + усилие = ценность. По его мнению, меритократия как тип правления обусловлена:

  • системой образования всех, а не только богатых и способных молодых людей;
  • обязательными публичными тендерами на предоставление государственных услуг;
  • созданием формальной и реальной системы управления, при которой не будет препятствовать приходу наиболее способных людей на самые ответственные места.

Существует мнение, что меритократия – это единственный способ для стран с тоталитарным прошлым отойти от своих идеологических отправных точек.

Меритократия подчёркивает равенство возможностей для всех, принимая во внимание, что положение в иерархии получается в результате достижений, измеряемых универсальными и объективными критериями.

В XVIII в. эта концепция распространилась из Китая через Британскую Индию, где она стала доминирующим фактором британского правления, а затем и в континентальной Европе.

Меритократия также достигла Америки и получила распространение после убийства президента Джеймса Гарфилда в 1881 г., когда была введена практика получения работы в правительстве на основе теста на способности, а не на основе политических связей или политической близости.

В книге М. Янга социальная система ведёт к социальной революции, в которой массы свергают элиту. Сторонники меритократической системы считают, что эта система проще и продуктивнее, чем другие системы, а также позволяет положить конец различиям, таким как пол, раса или социальные связи.

Самый распространённый пример меритократии сегодня – это система образования. Высшее образование – это неполная меритократическая система. В отсутствие более сложных методов, система образования имеет много общего с меритократическим отбором.

Меритократия и аристократия

Меритократия и аристократия

При французском короле Луи-Филиппе в палату пэров входили самые талантливые люди. На современном и историческом языке понятие аристократия относится к более или менее закрытому порядку, возникшему в результате феодальной системы и старого режима привилегий.

Декларация прав человека и меритократия

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. утверждается, что все граждане равны между собой, в равной степени допускаются ко всем общественным благам, все должны получать равные возможности на должности и занятия без каких-либо различий.

Этот принцип равноправия лишает аристократический строй наследственных привилегий и переходит к теоретической системе, которая утверждает равенство возможностей при рождении и возможность достижения индивидуальными заслугами более высокого социального положения. После того, как равные возможности были установлены посредством равных прав, социальная иерархия организовалась в соответствии с заслугами (усилиями отдельных лиц). Таким образом, принцип равноправия породил неравную, но справедливую иерархическую систему.

Критика идеологии меритократии

Критика идеологии меритократии

Первое направление критики меритократии носит методический характер, то есть насколько возможно объективно и надёжно оценить компетенции данного человека? Эта критика направлена в первую очередь против очень специфических методов оценки компетентности, таких как тесты интеллекта, используемые в армии США.

Второе направление критики – идеологическое и занимает позицию эгалитаризма (т. е. этично ли увековечивать социальное неравенство, отдавая предпочтение людям с лучшими предрасположенностями)? Эта критика также относится к конкретным образовательным концепциям, которые полагаются на относительно раннюю оценку интеллекта учащихся и обеспечивают лучшее образование тем, кто набирает больше баллов.

Есть ещё вопрос о надёжности людей, измеряющих достоинство. Например, оценки за образование обычно выставляют люди, которые имеют своё мнение и могут ошибаться. Если система повреждена или непрозрачна, результаты могут быть неверными.

Меритократия также подвергается критике со стороны эгалитаристов как миф, который продвигает статус-кво, давая своим сторонникам возможность на словах поддержать идею социального равенства.

Многие вопросы о законности и обоснованности принципа меритократии возникают, когда этот вопрос пытаются рассмотреть в психологии, социологии и нейробиологии. Жизнь человека и его перспективы не зависят от внешних факторов, таких как социальный статус, унаследованное богатство, раса и др. Напротив, каждому, независимо от этих факторов, должны быть предоставлены равные возможности и условия для собственного развития. Необходимо вознаграждать людей объективно – только за собственные достижения и способности.

Однако некоторые исследования показали, что даже мотивация, профессиональная этика и добросовестность могут зависеть от таких непредсказуемых внешних факторов, как порядок рождения. Младенцы, которые родились первыми, имеют тенденцию сосредотачиваться на целях, исходя из своего предыдущего уровня способностей. В то же время дети, рождённые вторыми, в свою очередь, стремятся ставить цели, основываясь на ожиданиях и предсказаниях других и полагаясь на общие стандарты способностей.

По мнению других исследователей, в меритократии, понимаемой как методология построения организации, основанной на людях с лучшими компетенциями для выполнения конкретных задач, нет ничего аморального. Меритократия является ценным средством социального развития и повышения эффективности организации.

В современных концепциях менеджмента эта идея присутствует в виде сложных систем оценки и оплаты труда сотрудников. По определению, принцип меритократии не может быть эффективным в неконкурентоспособном обществе или среде.

Читайте также: