Логопедическая диагностика детей 4 5 лет в детском саду по фгос с анализом

Обновлено: 04.07.2024

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Рассмотри картинки. Разложи их по порядку: что было снача­ла, а что потом? Составь рассказ.

3. Понимание значения текстов (с опорой па картинку) Внимательно послушай рассказ.

Маленькому Ване два года. Дедушка купил Ване мишку. Миш­ка был большой плюшевый. У Вани была тележка, и в ней он катал мишку.

Сколько лет Ване?____________Кто купил Ване мишку?________________

Какой был мишка у Вани?_____________На чем катал Ваня мишку?_______________

Ш. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

Категория числа существи­тельных (в Им.п.):

2) Категория падежа существи­тельных (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)?

Кому девочка дает корм?

Кого нарисовал мальчик?

Чем работает мальчик?

О чем мечтает девочка?

3) Предложно-падежные кон­струкции (с реальными предме­тами): в

на

за

под

из

с (со) из-под

Куда спрятал (поставил)?

Спрячь (поставь) игрушку.

4) Существитель­ные с уменьшительно-­ласкательными суффиксами:

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка - сумочка

Ведро - ведёрко

5) Категория числа глаголов:

стоит - стоят

бежит - бегут

плывёт - плывут

смеётся - смеются

6) Категория рода глаголов:

Девочку зовут Саша, и мальчика зовут Саша.

Покажи где .

Саша упал - Саша упала

Саша взял куртку

Саша взяла куртку

Саша нарисовал картинку

Саша нарисовала картинку

Употребление не обследуется

7) Глаголы с различными при­ставками:

Наливает

Выливает

Поливает

Залетает

Вылетает

8) Названия детенышей живот­ных:

У кошки

У лисы - .

У утки

У слона

9) Понимание синтаксических конструкций:

Покажи, где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Покажи, где кошка ловит мыш­ку, а где мышка ловит кошку?

Покажи, где девочка везёт мишку, а где мишка везёт девочку?

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

Кукла машинка мячик игрушки

Рубашка платье шорты одежда_

Ботинки тапки туфли обувь _

Тарелка кружка _ ложка посуда

2.Части тела и части предметов (по картинкам и реальным предметам).

Назови части. Тела человека: ноги руки голова

глаза волосы уши

Стула: сиденье ножки спинка

Машины: кабина колёса кузов

3. Словарь действий (по картинкам).

Играет рисует поливает

Моет танцует катается

4. Словарь признаков (по картинкам).

Лиса (какая?) ____________________________________________________________________

Шуба (какая?) ____________________________________________________________________

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: Кот вода стук мост

Спина банка фантик крыльцо

Самолёт молоток бабочка пуговица полотенце матрёшка

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Состояние орального праксиса Упражнения 1. Улыбнуться, удержать губы в таком.

УЛЫБКА, ЛЯГУШКА, ЗАБОРЧИК Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы.

УЛЫБКА, ЛЯГУШКА, ЗАБОРЧИК Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – престанем И нисколько не устанем. Улыбнуться, удержать губы в таком положении

Опустить язык за нижние зубы и удерживать его в таком положении на счёт до пяти

Опустить язык за нижние зубы и удерживать его в таком положении на счёт до пяти

Высунуть язык и удерживать его по средней линии на счёт до пяти

Высунуть язык и удерживать его по средней линии на счёт до пяти

КАЧЕЛИ Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы С.

КАЧЕЛИ Попеременно поднимать язык за верхние зубы и опускать за нижние зубы Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

ЛОШАДКА Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёб.

ЛОШАДКА Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Я - весёлая лошадка, тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий.

Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать.

[С] Назови картинки

[С] Назови картинки

[Сь]

[З]

[Зь]

[Ц]

[Ш]

[Ж]

[Ч]

[Щ]

[Л]

[Ль]

[Р]

[Рь]

[I]

Обследование звуко-слоговой структуры слова

Обследование звуко-слоговой структуры слова

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

Вы говорите, а попугай повторяет. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Покажи, г.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Покажи, где миска? Где мишка?

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении. Покажи, где.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении. Покажи, где рак? Где лак?


 Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Дифференциация единственного и множественного числа существительных Активный.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных Активный словарь.

Дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за.

Дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница? Понимание словосочетаний и простых предложений. Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку. Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

 Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающи.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.

1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального

назначения предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,

«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?

Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?

Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?

Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?

Чем будешь резать бумагу?

2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-

ласкательной формы существительных.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Отмечается: понимание обращённой речи - в полном объёме, на

бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,

близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.).

2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый

гласный из звукового ряда.

Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).

Взрослый за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

воспроизвести слоговые ряды в заданной

Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:

па-ба ___ та-да___ ка-га ___

Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

1. Обобщение предметов по темам:

2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие

Взрослый предлагает закончить фразу:

«Слон большой, а комар …. (маленький).

У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие).

Дерево высокое, а куст …. (низкий).

Лев смелый, а заяц … (трусливый).

Дедушка старый, а внук …. (молодой).

Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность

Стук ___ Фантик ___ Помидоры___

Посуда ___ Капуста___ Тропинка___

Кастрюля ___ Черепаха ___

Корабль ___ Тюльпан ___

- Слоговая структура не нарушена.

- Негрубые дефекты слоговой структуры.

- Нарушение слоговой структуры слов:

* парафазии (замены звуков, слогов);

* элизии (пропуски звуков, слогов);

* итерации (добавление);

* персеверации (циклическое повторение);

* перестановки звуков, слогов;

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

Задание на обследование уровня развития активной речи.

Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.

Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития, не сформирована.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.

1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки.

Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___

2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во

Дом ___ Книга ___

3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.

Читайте также: