Что такое великий пост краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже. Данный материал составлен на основе нескольких публикаций, посвященных разным сторонам нашей жизни в Великий пост.

I. СМЫСЛ ПОСТА

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

II. О ПИТАНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

III. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ПОСЕЩЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПРИЧАЩЕНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь.

Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы.


Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.

IV. ПРАЗДНИКИ, СЕДМИЦЫ И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Страстная седмица


Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великий пост люди стараются очистить душу и тело, чтобы подойти к Светлому Христову Воскресению, Пасхе, подготовленными. Воспринимать пост, как диету неправильно. "Царьград Новосибирск" рассказывает, когда начинается и заканчивается Великий пост, что можно и нельзя есть во время поста, какие правила соблюдать

Великий пост подводит верующих людей к Светлому Христову Воскресению - Пасхе. На это время вводятся определённые ограничения для духовного и физического очищения. Пост установлен в честь пребывания Иисуса Христа в пустыне в течение 40 дней.

Когда начнётся и закончится Великий пост, сколько длится

Даты Великого поста ежегодно меняются. Великий пост в 2022 году продлится с 7 марта до 23 апреля. Он продлится 48 дней или семь недель. Церковь делит пост на четыре части.

Первая часть – Святая четыредесятница. В неё входят первые пять недель и пять дней поста. Она начинается в 2022 году 7 марта.

Субботу шестой недели называют Лазаревой. Она выделена в отдельную часть поста. В 2022 году она выпадает на 16 апреля. В этот день Церковь вспоминает воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Постящимся разрешается употреблять в пищу горячие блюда и красную икру.

Третья часть Великого поста связана с праздником Вербное воскресенье, который в 2022 году приходится на 17 апреля. Он следует за Лазаревой субботой. Это последнее воскресенье перед Пасхой.

Последняя неделя Великого поста – Страстная седмица. Она является очень строй и длится 6 дней. На 7-й день отмечают Светлое Христово Воскресение. В 2022 году православная Церковь отмечает Пасху 24 апреля.

Что можно и нельзя есть во время поста

Каждая из недель поста имеет свой значение. Согласно традициям и церковному уставу в первую и последнюю неделю поста соблюдается с особой строгостью. Запрещены все продукты животного происхождения. Есть можно только вечером, а по субботам и воскресеньям допускается убирать только завтрак.

В остальные недели в понедельник, среду и пятницу едят только холодные блюда, а по вторникам и четвергам можно горячее, но без масла.

По субботам и воскресеньям, можно употреблять растительное масло и немного виноградного вина, кроме субботы Страстной седмицы.

В страстную Пятницу рекомендовано не есть весь день.

Стол в дни Великого поста ограничен определенными продуктами. В пост запрещены продукты животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты, сдоба, алкоголь. Рыбу можно есть только в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Разрешено есть во время Великого поста овощи, фрукты и ягоды, бобовые, макароны, злаки, орехи и сухофрукты, грибы, хлеб и хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла, все виды зелени, мёд, водоросли, корейские салаты, семечки, бальзамический, яблочный, столовый уксусы, морепродукты (креветки, кальмары, осьминоги, мидии).

Календарь питания по дням на Великий пост-2022 смотрите здесь.

Правила Великого поста

Во время Великого поста верующие стараются соблюдать ряд правил: много молятся, регулярно посещают храм, причащаются и исповедуются, стараются не ругаться ни с кем, не завидуют, совершают различные добрые дела от души, ограничивают просмотр развлекательных программ, не посещают увеселительные мероприятия.

Священнослужители не настаивают на соблюдении Великого постав всеми без исключения. Перед тем, как его начинать, нужно проконсультироваться с врачом. Пост не советуют соблюдать беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, при болезнях ЖКТ, диабете, онкологии.

В чем заключается покаянный настрой, что стоит читать в Пост, и какой главный урок нам подал Иисус Христос смотрите в интервью настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиеря Владимира Вигилянского. А протоиерей Андрей Ткачев рассказал о возможности примириться с Богом в дни Великого поста.

Ранее "Царьград Новосибирск" писал, что делаю в Прощёное воскресенье перед Великим постом, когда и как просить прощения на Масленицу.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


Великий Пост был учрежден древней Церковью в воспоминание пребывания Самого Господа Иисуса Христа в пустыне в течение сорока дней, перед тем как явиться народу и проповедовать Царствие Божие, затем пострадать, быть распятым, умереть на Кресте и наконец воскреснуть в третий день. В Ветхом Завете эти события были уже возвещены Исходом евреев из Египта, под предводительством Моисея. Великий Пост нас готовит к встрече Пасхи, Торжества из Торжеств. Сам Спаситель нам указал, как поститься перед Отцом Небесным (Мф.6,16-17).

Смысл поста

Это время покаяния, молитвы и воздержания от некоторой пищи, а также и развлечений. Пост никогда не был простым подчинением внешнему правилу, он является, главным образом, призывом к внутреннему изменению, способствующему проявлению духовной жажды Бога, ведущей к полному воздержанию от пищи перед причащением, как образ ожидания трапезы Господней.

Великопостное время особенно отмечается двумя молитвами:

Покаянный тропарь:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь оскверненный телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизреченной Твоей милости.

Молитва св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Господи и Владыка жизни моей, Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Порядок шести недель Великого поста

Великий пост длится шесть недель, которым предшествует подготовительный период, включающий в себя воскресные дни, называемые Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя мясопустная (о Страшном Суде) и Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье).

Первая седмица (неделя) поста посвящена покаянию, что выражает знаменитый канон св. Андрея Критского, читаемый в первые четыре дня на Повечерии. В субботу первой седмицы на литургии св. Иоанна Златоуста совершается память св. великомученика Феодора Тирона, предупредившего во сне патриарха Евдоксия о том, что Юлиан Отступник осквернил продукты на рынках кровью принесенных в жертву идолам животных. Св. Феодор велел приготовить "коливо" из злаков с изюмом, орехами и цукатами, которое и вкушали христиане, чтобы избежать употребления оскверненной пищи.

Каждый воскресный день поста является некоторой ступенью в возрастании христиан на пути к Пасхе.

В первое воскресенье празднуется Торжество Православия (в частности, иконопочитания), затем, в воскресенье св. Григория Паламы, мы отмечаем его учение о благодати и нетварных энергиях, в третье воскресенье (Неделя Крестопоклонная) - Честной Крест и наше сораспинание со Христом, в четвертое воскресенье мы вспоминаем св. Иоанна Лествичника и его знаменитую "Лествицу" - книгу о восхождении нашем к Богу, в четверг пятой седмицы особой службой, называемой "Стояние Марии Египетской" (обычно совершается в среду вечером), отмечается подвиг покаяния и отшельничества св. Марии Египетской, а в субботу совершаем Похвалу Божией Матери.

Литургия св. Василия Великого

Во все воскресные дни Великого Поста совершается литургия св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского (329-379), которая отличается от обычной литургии св. Иоанна Златоуста (344-407) более длинными и насыщенными евхаристическими молитвами. Эта литургия совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу, накануне и в день Рождества Христова и Богоявления, а также в день св. Василия Великого 1/14 января.

Литургия Преждеосвященых Даров

Во время Великого Поста не совершается таинство Евхаристии, кроме как в субботу и воскресенье; однако совершается литургия Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней, по средам и пятницам, в четверг пятой недели и в первые три дня Страстной седмицы.

Это типично постное богослужение, и очень рекомендуется верующим в нем участвовать хотя бы один раз за время поста, чтобы действительно прочувствовать и пережить великопостное богослужение. Преждеосвященные Дары освящаются накануне, на воскресной литургии, после которой они специально хранятся, чтобы христиане могли причаститься ими в будние дни, т.е. в среду или в пятницу. Это богослужение состоит из вечерни, которая во второй части похожа на обычную литургию, только без евхаристического канона. Эта служба составлена св. Григорием Двоесловом (540-604), она свидетельствует о привязанности древних христиан к причащению. В наши дни эти службы совершаются утром, по русскому обычаю 19 века. Перед вечерней служатся обычно Третий, Шестой и Девятый часы и Изобразительные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами. Чтобы причаститься надо соблюсти, как обычно, евхаристический пост.

Страстная Неделя

Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы, предшествующей Вербному воскресенью. В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершается литургия Преждеосвященных даров. Эти дни носят эсхатологический характер, т.е. они обращены к теме конца мира. На часах читается полностью Четвероевангелие. В Великий Четверг отмечается установление Спасителем Таинства Евхаристии, в Пятницу - Распятие и Погребение Господа нашего Иисуса Христа и в Субботу - благоговейное молчание твари у гроба Спасителя в ожидании Воскресения. Все христиане стараются побывать на этих службах, особенно на литургии в Великий Четверг и на утрене с чтением 12 Евангелий (обычно служится вечером в Великий Четверг). В Великую Пятницу днем совершается вечерня с выносом Плащаницы, а вечером - утреня с чином Погребения Спасителя, совершается крестный ход с Плащаницей. В Великую Субботу служится литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней - самая торжественная в году, в центре храма находится Плащаница, и, наконец, в ночь с Субботы на Воскресенье совершается полунощница, Пасхальная утреня и литургия.

Пасхальная ночь

Пасхальное ночное богослужение начинается обычно после 23 ч., с полунощницы. После этой короткой службы под конец пения канона священник уносит Плащаницу в алтарь и располагает ее на Престоле, где она будет лежать до Вознесения. Затем следует крестный ход. Возвращаясь в храм, священик приветствует народ восклицанием "Христос Воскресе!", на что народ отвечает: "Воистину Воскресе!" Врата иконостаса остаются открытые всю Светлую неделю, изображая опустевший, отверзшийся после Воскресения гроб Господень. Затем совершается пасхальная утреня, по народному "заутреня", с пением пасхального канона св. Иоанна Дамаскика. После утрени совершается литургия св. Иоанна Златоуста, на которой причащаются все говевшие во время поста. После литургии освящается артос, который будет храниться перед иконостасом всю Светлую седмицу, до его раздаяния и потребления в Светлую субботу после литургии. По старинному обычаю в Великую Субботу верующие приносят в храм для освящения разные пасхальные яства: кулич, сырную пасху, изображающую Голгофу с орудиями страстей Господних, крашеные яйца, в память св. Марии Магдалины, пришедшей возвестить императору Тиварию о Воскресении Христовом. В течение сорока дней Пасхи верующие приветствуют друг друга троекратным лобызанием со словами: "Христос Воскресе", на что отвечают: "Воистину Воскресе!"

Когда в Церкви появился Великий пост?

История Великого поста

Фото Владимира Ештокина

По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.

В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

Сколько длится Великий пост?

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, - это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

Что такое Великий пост по уставу Церкви?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

На заставке: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1862

Спасибо за правдивый рассказ. Мы как христиане, следуем в первую очередь учениям Христа Спасителя. А Спаситель судя по всему никогда не наставлял учеников и последователей вообще воздерживаться от пищи и соблюдать даже минимальный пост такого рода. Это была инициатива "подорожание" самой церкви. Соответственно никто не вправе называть любого верующего христианина, не христианином! В следствии того, что христианин не держит пост даже минимальный. Т.к. Иисус Христос не заповедовал нам это истязательство, тем более мирянам, простым верующим, всем последователям учения Христа и всем верующим в Бога. Посему, считаю пост обязательным только для сотрудников церкви и то которые не ведут физическую деятельность по своей профессии в церкви. Потому, как для священно служителя, пост это так сказать на деле отношение его личное к христианству и церкви, т.е. это его "сертификат", как свидетельство того, что он не просто на словах чтит учение Христа и церковные каноны. а он на деле показывает, пройдя ежегодный Великий Пост, что он делится ценным, тем что есть у него. жертвует свою беспечность, как свидетельство того, что не на словах, а на деле священно служитель доказывает свою покорность и не лицемерность. Ведь у священно служителя ничего нет, кроме как его тела и души, по этому он должен показать, что его слова и намерения не просто так, а искрении. И засвидетельствовать это он должен (пред собой и перед людьми) пройдя раз в год Великий Пост.
В свою очередь простой верующий христианин, не обязан соблюдать посту который придумала сама церковь, который не является учением Христа. А соблюдать или не соблюдать Великий Пост, это личное дело каждого, если человек сам нуждается в очищении тела и души, и хочет чем-то пожертвовать. пожертвовать своей беспечностью своим комфортом, чтобы понят себя лучше. Т.е. никто не вправе вообще уличать христианина в том, что он не следует Великому Посту! Христос этому не учил и не пропагандировал, это личное дело церкви, как института веры.
Сам я сейчас пощусь по строгому посту, 3 день уже. Просто потому, что хочу очистить себя физически и духовно и приобщиться хотя бы раз к культуре церкви. Потому, что я здоровый взрослый сын Божий и хочу этого, а так же моя работа (не физический труд) позволяет мне постится, к этому еще и лишние килограммы жира, также позволяют мне постится. Пост очень тяжелый, я лично не рекомендую его трудящимся людям, учитывая что Спаситель не учил нас этому, а подрожать это возможно лишние и даже плохое когда людей заставлю подражать чьему-то приказу. Рекомендую пост всем кто хочет очистится, просто для себя, это удачное время, перед великим праздником Пасхи.

Спасибо за интересную и информативную статью, по крайней мере, для меня: поговорка: "Век живи, век учись, дураком помрёшь" - как раз, про меня. Сколько в моей жизни уже было постов, а о том, что "субботы и воскресенья не считаются постными днями" не знала. Но, ежели, исходить из того, что пост в строгом смысле - это полное воздержание от пищи и воды, тогда, конечно, вкушение даже растительной пищи (да ещё и с "утешением велием" 🙂 - это уже не пост.

Читайте также: