Логика организации проектной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Организация проектной деятельности – это совокупность действий, направленных на реализацию определенного проекта, предполагающего получение конкретного результата за установленный срок.

Понятие и сущность проектной деятельности

Проектная деятельность – это эффективный инструмент, обеспечивающий вовлечение работников в реализацию стратегии и достижение стратегических целей, а также организацию их успешного функционального взаимодействия.

Проект – это выполнение определенной работы, которая требует проведения подготовительных мероприятий, аналитической проработки возможностей и вариантов, обоснования требуемых ресурсов.

Работа по реализации проектов отличается ограниченностью по времени, наличием заранее четко определенного результата, организации и обеспечению функционирования межфункциональных групп, образуемых представителями различных служб. В этом заключается основное отличие проектной деятельности от действий руководителей текущего характера.

Проектная деятельность предполагает реализацию определенной работы, которая невозможна к исполнению в рамках повседневной деятельности. Для эффективной реализации любого проекта требуется наличие правильно сформулированных целей и определение конечного результата, ожидаемого на выходе из проекта.

Отличительной особенностью проектной деятельности является высокий уровень реализации. То есть рядовые работники, как правило, не отвечают за реализацию проектов, поскольку их действия носит несистемный локальный характер. Реализация проектов, как правило, возлагается на руководителей высоких рангов, возглавляющих цеха, отделы, целые производства. Для руководства этого уровня характерно видение процессов, протекающих в ходе осуществления деятельности, в более широком смысле.

Готовые работы на аналогичную тему

Осуществление проектной деятельности направлено на достижение следующей основной цели: реализовать намеченные организационные стратегии.

Каждый хозяйствующий субъект стремится к идеальному состоянию, при котором деятельность этого субъекта ориентирована на реализацию стратегии, формирование ценностей для заказчиков и устранение потерь. Проектная деятельность выступает в качестве мощного двигателя, обеспечивающего реализацию целей и задач стратегического характера.

Проектная деятельность обеспечивает решение разнообразных задач, основное назначение которых состоит в обеспечении реализации стратегии развития.

Особенности организации проектной деятельности

К числу особенностей организации проектной деятельности можно отнести следующие:

  1. Вовлечение большинства или всех руководителей в реализацию стратегии хозяйствующего субъекта. Эффективность реализации стратегии развития предполагает вовлечение в нее всего руководства хозяйствующего субъекта, а не только его высшего состава. Проектная деятельность является эффективным инструментом, который позволяет выявить активных руководителей, желающих принимать участие в реализации тех или иных проектов, предлагающих идеи, а также тех, кто не желает участвовать в руководстве проектом, нести за него ответственность. Применение проектов в деятельности хозяйствующего субъекта обеспечивает возможность наиболее эффективного построения управленческого процесса, опору которого составляет именно активные руководители. При этом руководители, которые не входят в активную группу, также могут привлекаться к реализации проекта, создавая возможность для решения небольших, но значимых задач;
  2. Необходимость организации командной работы и активного взаимодействия разных департаментов и служб при реализации проектной деятельности. Существенным препятствием на пути реализации стратегии развития может стать отсутствие взаимодействия по горизонтали, между отдельными службами. Это существенно дестабилизирует процесс управления, ведет к эффективному расходованию ресурсов, порождает много потерь. Проектная деятельность объединяет специалистов различных служб в достижении конкретных целей, что позволяет преодолеть вышеобозначенную проблему. Знакомство представителей различных служб в процессе реализации проекта обеспечивает их дальнейшее более эффективное взаимодействие в процессе решения текущих задач.

Характеристика элементов проектной деятельности

В качестве основных элементов проектной деятельности можно обозначить:

  • во-первых, субъект проектирования;
  • во-вторых, объект проектирования;
  • в-третьих, цель проекта;
  • в-четвертых, технологию осуществления проекта, представляющую собой совокупность определенных операций;
  • в-пятых, методы и средства осуществления проекта;
  • в-шестых, условия проектирования.

В качестве субъекта проектирования выступают носители управленческой деятельности в лице отдельных руководителей, коллективов, организаций, социальных институтов. К участию в реализации проектов привлекаются органы, ответственные за принятие решений по обеспечению проектов, негосударственные и государственные организации, экспертные и научные советы, ответственные за разработку или экспертизу проектов, представители общественности.

В качестве объектов проектирования могут выступать материальные и нематериальные объекты, отношения, рекламная компания и процессы, услуги, хозяйствующие субъекты и их структурные подразделения, отдельные мероприятия, нормативные акты.

Все перечисленные объекты проектирования обладают определенными специфическими характеристиками, не влияющими на технологии реализации проектов по отношению к этим объектам.

Под целью проектирование понимают разработку конкретного будущего состояния процессов, систем или отношений.

Средства и методы проектирования представляют собой приемы и способы, обеспечивающие достижение целей реализации проекта и решение задач проекта. К числу методов и средств проектирования можно отнести методы экспертной оценки, мозговой штурм, аналитические методы, методы сетевого планирования, календарного планирования, имитационного моделирования, табличный метод, графический метод и так далее.

Условия проектирования представляет собой внешние условия, способные оказывать существенное влияние на функционирование и развитие проекта.

Презентация на тему: " ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4." — Транскрипт:

1 ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4

2 ПЛАН Этапы проектирования.

3 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание вариантов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция

4 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов: 1) разработка теоретически обоснованной концепции проекта; 2) разработка процедур реализации: 3) разработка пакета инструментария для каждого этапа; 4) создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла; 5) разработка условий и защиты прав человека

5 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

6 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Предпроектный этап Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого- педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.

8 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Программа особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

9 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся: образовательная программа; учебная программа; программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год; программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более; программы деятельности по конкретным направлениям (программа работы с кадрами, программа исследовательской деятельности, воспитательной деятельности и т.д.).

10 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Программы всех типов следует отличать от планов. Предназначение плана упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

11 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Этап реализации проекта Реализация намеченных действий и последовательное решение поставленных задач.

13 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику.

14 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Таким образом, выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап моделирование; II этап проектирование; III этап конструирование.

15 Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое моделирование (создание модели) это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

- Будьте любезны, в каком направлении мне идти? — спросила Алиса.

- В известном тебе, — ответил Кот.

- Оно мне не известно.

- Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут.

Л. Кэрролл

4.1. Этапы проектирования

Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии (СНОСКА: См. подробнее об особенностях данной стратегии: Колесникова И. А. Основыхнологической культуры педагога. — М.; СПб., 2003. — Ч. 11. Гл. 5). Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи. Логика, или заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, осознанно выстраивается и на стороне учащихся, и на стороне педагога, инициирующего выполнение проекта. Она подчиняется определенным закономерностям, что предполагает специальное освоение этой логики всеми, кто участвует в педагогическом проектировании.

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание вариантов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция (СНОСКА: Тиг Дж. ван. Прикладная общая теория систем. — Ч. 1, 2. — М., 1981). В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов: 1) разработка теоретически обоснованной концепции проекта; 2) разработка процедур реализации: 3) разработка пакета инструментария для каждого этапа; 4) создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла; 5) разработка условий и защиты прав человека (СНОСКА: Шепель В. М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. — М, 1992.).

Проектирование как часть исследовательской деятельности характеризуется общими закономерностями и специфическими чертами, которые отражаются в логике проектирования. Проектирование имеет следующие ЧЕТЫРЕ стадии.

1) Разработка общего проекта. На этой стадии определяются цели проекта, намечается его структура, разрабатываются его концептуальные основы, продумываются основные вопросы организации (где и кем будет реализовываться проект, какие психолого-педагогические условия и материальные ресурсы необходимы для его реализации, сколько времени необходимо для реализации проекта), способы взаимодействия в процессе реализации проекта, определяются критерии и показатели, по которым можно будет судить об эффективности, результативности и оптимальности проекта.

Так, при составлении образовательной программы нужно определить

- ее тип и соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам и т. п.;

- систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы;

- содержание программы и принципы деятельности педагога и учащихся по ее реализации;

- количество времени, которое потребуется на изучение каждого раздела;

- формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться на занятиях.

2) Разработка рабочего проекта (конструирование). На этой стадии осуществляется уточнение и детализация общего проекта: определенным образом компонуется содержание обучения или воспитания, разрабатываются образовательные технологии, готовятся необходимые материалы и т.д. Результатом этой стадии является разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций в области обучения и воспитания, системы обучающих или воспитательных занятий и т.д., в которых и воплощается проект.

При разработке образовательных программ выделяются темы курса, определяется их содержание, готовятся задания к каждому занятию, составляется список литературы, которую можно рекомендовать учащимся, формулируются контрольные вопросы.

После завершения разработки образовательный проект проходит еще две стадии:

3) экспертизу (на этой стадии проект оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности его внедрения в практику образования);

4) внедрение.

К использованию метода проектирования предъявляются следующие обязательные требования:

- концептуальность, т.е. непротиворечивость методологического итеоретического уровней и психолого-педагогического инструментария — как исследовательского, так и предлагаемого к внедрению в практику образования;

- наличие значимой в социальном, профессиональном, исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, имеющей комплексный характер и требующей привлечения разнообразной информации, средств, способностей;

- теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов — например, модернизация содержания образования в учебных заведениях определенного типа; подготовка серии научных (научно-методических, научно-популярных) публикаций по определенной психолого-педагогической тематике; план воспитательных мероприятий и пр.;

- самостоятельная деятельность исследователей (индивидуальная, парная, групповая);

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- корректное использование методов исследования.

Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может использоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагаются несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирается оптимальный для данных условий.

В психолого-педагогическом проектировании важную роль играют не только теоретические и эмпирические исследовательские методы, но и личностные и индивидуальные качества исследователя. Уровень выполнения проекта во многом зависит от того, насколько развиты у него воображение, интуиция, творческие способности.

Проектирование как часть исследовательской деятельности характеризуется общими закономерностями и специфическими чертами, которые отражаются в логике проектирования. Проектирование имеет следующие ЧЕТЫРЕ стадии.




1) Разработка общего проекта. На этой стадии определяются цели проекта, намечается его структура, разрабатываются его концептуальные основы, продумываются основные вопросы организации (где и кем будет реализовываться проект, какие психолого-педагогические условия и материальные ресурсы необходимы для его реализации, сколько времени необходимо для реализации проекта), способы взаимодействия в процессе реализации проекта, определяются критерии и показатели, по которым можно будет судить об эффективности, результативности и оптимальности проекта.

Так, при составлении образовательной программы нужно определить

- ее тип и соответствие образовательным стандартам, квалификационным характеристикам и т. п.;

- систему знаний, умений и навыков, которые приобретут обучающиеся в результате освоения этой программы;

- содержание программы и принципы деятельности педагога и учащихся по ее реализации;

- количество времени, которое потребуется на изучение каждого раздела;

- формы учебных занятий, а также типы заданий, которые будут выполняться на занятиях.

2) Разработка рабочего проекта (конструирование). На этой стадии осуществляется уточнение и детализация общего проекта: определенным образом компонуется содержание обучения или воспитания, разрабатываются образовательные технологии, готовятся необходимые материалы и т.д. Результатом этой стадии является разработка учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций в области обучения и воспитания, системы обучающих или воспитательных занятий и т.д., в которых и воплощается проект.

При разработке образовательных программ выделяются темы курса, определяется их содержание, готовятся задания к каждому занятию, составляется список литературы, которую можно рекомендовать учащимся, формулируются контрольные вопросы.

После завершения разработки образовательный проект проходит еще две стадии:

3) экспертизу (на этой стадии проект оценивается компетентными специалистами, которые дают заключение о возможности его внедрения в практику образования);

4) внедрение.

К использованию метода проектирования предъявляются следующие обязательные требования:

- концептуальность, т.е. непротиворечивость методологического итеоретического уровней и психолого-педагогического инструментария — как исследовательского, так и предлагаемого к внедрению в практику образования;

- наличие значимой в социальном, профессиональном, исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, имеющей комплексный характер и требующей привлечения разнообразной информации, средств, способностей;

- теоретическая и практическая значимость предполагаемых результатов — например, модернизация содержания образования в учебных заведениях определенного типа; подготовка серии научных (научно-методических, научно-популярных) публикаций по определенной психолого-педагогической тематике; план воспитательных мероприятий и пр.;

- самостоятельная деятельность исследователей (индивидуальная, парная, групповая);

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- корректное использование методов исследования.

Проектирование в психолого-педагогическом исследовании может использоваться не только как собственно исследовательский метод, но и как способ определения возможных траекторий развития образовательного учреждения, воспитанника, содержания образования и других феноменов. В этом случае предлагаются несколько вариантов проекта; впоследствии из их числа отбирается оптимальный для данных условий.

В психолого-педагогическом проектировании важную роль играют не только теоретические и эмпирические исследовательские методы, но и личностные и индивидуальные качества исследователя. Уровень выполнения проекта во многом зависит от того, насколько развиты у него воображение, интуиция, творческие способности.

2. Ответы

Джон Дьюи.
2. Станислав Теофилович Шацкий.
3. Проект:
1) результат проектировочной деятельности;
2) форма организации совместной деятельности людей.
4. Принцип продуктивности подчеркивает
обязательность ориентации проектной деятельности на
получение результата, имеющего прикладную
значимость.
5. Изменчивость, раздвоение
1.

3. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4. ПЛАН

5. 1. Общий алгоритм педагогического проектирования

6. Общий алгоритм педагогического проектирования (Сергей Яковлевич Батышев)

7. 1. Анализ объекта проектирования

1. Анализ объекта проектирования
Требует прежде всего определить, что именно мы
проектируем.
Предполагает рассмотрение структур объекта, состояние
каждой из них в отдельности, а также связей между ними.
В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки
объекта.
В результате анализа выявляется противоречие, т.е.
наиболее существенное несоответствие между
компонентами объекта или состояние его в целом и
требованиям к нему. Именно этот узел затем будет
подвергаться изменениям в ходе проектирования

8. 2. Выбор формы проектирования

2. Выбор формы проектирования
Зависит от того, какой этап выбран, и какое
количество этапов предстоит пройти.
Любая форма проектирования должна быть
целесообразной, потребной и соответствующей
особенностям учащихся и педагогов и их
возможностям

9. 3.Теоретическое обеспечение проектирования

3.Теоретическое обеспечение
проектирования
- это поиск информации:
об опыте деятельности подобных объектов в
других местах;
об опыте проектирования подобных объектов
другими людьми

10. 4. Методическое обеспечение проектирования

Включает создание инструментария проектирования:
заготовление схем, образцов, документов и т.д.
Хорошо иметь несколько вариантов каждого
документа для выбора наиболее удобной и
целесообразной структуры

11. 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования

5. Пространственно-временное
обеспечение проектирования
Связано с тем, что любой проект только тогда получает
реальную ценность и способен быть реализован, если при
его разработке учитываются конкретное время и
определенное пространство.
Пространственное обеспечение означает определение
(подготовку) оптимального места для реализации данной
модели, проекта или конструкта, учет влияния места на
осуществление систем, процессов или ситуаций.
Временное обеспечение проектирования – это
соотношение проекта со временем по его объему, т.е.
вмещающейся в определенный срок деятельности, по
темпу реализации, по ритму, последовательности,
скорости и т.д. Время измеряется умещающейся в нем
деятельностью

12. 6. Материально-техническое обеспечение

6. Материально-техническое
обеспечение
Выполняет несколько функций в процессе
проектирования: формообразования,
процессообразования, системообразования,
целеобразования, принципополагания.
От материально-технического обеспечения
проектирования зависит простота самого проектирования
и реализации проекта, удобство в деятельности педагогов
и учащихся.
Плохая материально-техническая база может свести на нет
весь труд по проектированию. В этом случае любые
модели, проекты, конструкты остаются в области фантазии

13. 7. Правовое обеспечение проектирования

– это создание юридических основ или их учет при
разработке деятельности учащихся и педагогов в
рамках систем, процессов или ситуаций

14. 8. Выбор системообразующего фактора

8. Выбор системообразующего
фактора
Необходим для создания целостного проекта во
взаимосвязи всех его составных частей.
Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура
требует выделения главного звена, в зависимости от
которого определяются все другие связи. Это ведущее
звено называется системообразующим.
Системообразующий компонент – это тот, который
способен объединить все другие компоненты в целостное
единство, целенаправлять их и стимулировать развитие.
При этом системообразующий компонент остается
свободным сам и не мешает маневренности других
компонентов

15. 9. Установление связей и зависимостей компонентов

9. Установление связей и
зависимостей компонентов
Является центральной процедурой проектирования.
Существует множество видов связей между
компонентами в системе, процессе или ситуации.
Основные из них: связи происхождения (порождения),
построения, содержания и управления

16. 10. Составление документа

10.
Составление документа
Проводится с учетом соответствующего
общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных
разделов и их структурного построения

17. 11. Мысленное экспериментирование применения проекта

11. Мысленное экспериментирование
применения проекта
– это проигрывание в уме созданного проекта, его
самопроверка.
Мысленно представляются все особенности его
проявления на практике, особенности его влияния
на участников, последствия этого влияния.

18. 12. Экспертная оценка проекта

12. Экспертная оценка проекта
– это проверка созданной формы проекта сторонними
специалистами, а также людьми, заинтересованными
в его реализации.
С помощью сторонней экспертизы создается
независимая характеристика проекта

19. 13. Корректировка проекта

13. Корректировка проекта
Совершается после широкой экспертной оценки.
Получив замечания, определив недостатки, создатели
проекта еще раз пересматривают его, редактируют,
выправляют, совершенствуют, обогащают

20. 14. Принятие решения об использовании проекта

– завершающее действие проектирования.
После него начинается его применение на практике.
Принятие решения – это всегда психологический акт,
связанный с ответственностью за качество проекта и
результаты его использования.
Это к тому же, всегда нравственное решение

21. 2. Этапы педагогического проектирования

22. Этапы педагогического проектирования

1.
2.
3.
Педагогическое моделирование (создание модели) –
это разработка целей (общей идеи) создания
педагогических систем, процессов или ситуации и
основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) –
дальнейшая разработка созданной модели и доведение
ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание
конструкта) – это дальнейшая детализация созданного
проекта, приближающая его для использования в
конкретных условиях реальными участниками
воспитательных отношений

23. Этапы педагогического проектирования (Ирина Аполлоновна Колесникова)

1.
2.
3.
4.
Предпроектный (предварительный, стартовый) этап.
Этап реализации проекта.
Рефлексивный этап.
Послепроектный этап.
Внутри каждого этапа выделяются определенные
процедуры, составляющие содержательную, структурную,
технологическую, организационную основу проектных
действий

24. 1. Предпроектный этап

1.1. Диагностика ситуации
Предпроектное исследование: поиск в базах данных,
социальный опрос, общественная экспертиза, мониторинг
и пр.
Постановка субъекта в исследовательско-поисковую
позицию по отношению к той или иной области
проектирования.
Обобщение, систематизация, анализ, визуализация
исследовательских данных.
Создание идеального образа объекта проектирования.
Соотнесение настоящего и будущего состояния объекта
проектирования.

25. Условия продуктивности:

26. 1.2. Проблематизация

Не только увидеть в окружающей действительности
некое противоречие, но и найти и сформулировать на
его основе проблему, которую было бы интересно
решить.
Для этого организуется обсуждение состояния
объекта, в ходе которого формируется общее поле
проблем, а итог – выделение в рамках объекта
предмета проектирования, конкретизация того, что
хотелось бы создать.
Обнаружение новой для себя проблемы способствует
появлению мотива включения в проектную
деятельность.

Важно правильно сформулировать проблему: ясно осознать и
представить в формулировке, сделанной на научном языке
При этом необходимо структурировать проблемное
поле и составить иерархию проблем.
Таким образом:
Проблематизация включает в себя действия по:
1) выявлению проблем,
2) их формулировке,
3) систематизации,
4) иерархизации

28. 1.3. Концептуализация

Концептуализация – мыслительная деятельность по
поиску оснований для формирования идеального
представления о будущем состоянии объекта
(предмета) и способе его проектирования.
Она помогает в более четком обозначении проектного
замысла, в поддержании высокого уровня проектной
активности за счет разворачивания и языкового
опредмечивания этого замысла, подготовки его
публичного представления (социализации).

29. Процедура концептуализации подразумевает:

Проектный дискурс – процесс мыслительного и знакового
оформления проекта как текста, выполненного на
определенном профессиональном языке проектирования.
Критическое отнесение – не оценка и не экспертиза, а
длительный процесс углубления в смысл и содержание
проекта, соотнесение возможных последствий
проектирования с ценностями и смыслами его участников,
с ценностными рядами той области действительности,
куда входит проектируемый объект.
Негативная эвристика позволяет выявить противоречия,
риски, негативные эффекты и последствия проекта.

30. Процедура концептуализации подразумевает (продолжение):

31. Процедура концептуализации подразумевает (продолжение):

Проникновение в закономерности и логику
построения (развития) объекта проектирования.
Конкретизация целей.
Разработка стратегии проектной деятельности,
определяющей общую направленность и характер
достижения цели.
В результате концептуализации должна возникнуть общая для
всех участников проектной работы мотивационная, ценностносмысловая, целевая и стратегическая платформа всех
последующих действий. Параллельно формируется тезаурус
(рабочий словарь) проекта.

32. 1.4. Выбор формата проекта

Формат проекта – своеобразный способ ограничения
(нормирования) активности участников проектной
деятельности через определение ее границ и
масштаба.
Обоснованный выбор формата включает в себя
определение:
времени (сроки реализации проекта),
пространства (физического, социального, культурного,
ценностно-смыслового, парадигмального,
информационного),
контекста проекта,
круга его участников

33. 1.5. Программирование и планирование хода проекта

Программирование предполагает составление
программы, которая представляет собой набор
необходимых мероприятий и действий по
достижению цели.
Планирование связано с разработкой плана
достижения поставленной цели и носит
стратегический характер, поскольку в процессе
проектирования систематически будет осуществляться
его детализация.
Планирование предполагает мысленную разбивку
всей проектной процедуры на отдельные этапы и
рассмотрение возможностей комплексного
обеспечения каждого из них.

34. 1.6. Публичное представление проекта

Представление проекта аудитории с применением
наглядности.
Ответы на вопросы слушателей.
1.7. Экспертиза проекта (во время
презентации проекта или сразу после нее)
1.8. Коррекция замысла (в соответствии с
результатами презентации и экспертизы)

35. 2. Этап реализации проекта

Общие требования:
Каждый проектный шаг должен соответствовать
программе (плану).
Участники проекта должны представлять, где, у кого, в
каких формах они могут найти поддержку в случае
затруднения.
Установление и поддержка обратной связи.
Должны быть четко организованы объективная
промежуточная оценка полученных результатов и
коррекция на этой основе хода проекта

36. 3. Рефлексивный этап

Включает в себя итоговую экспертизу и рефлексию.
Позволяет определить соответствие полученного
продукта первоначальному замыслу.
Включает в себя оценку не только продуктного, но и
человеческого результата проекта.
Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и
система отношений, которая в нем сложилась.
Позволяет определить перспективы использования
продукта и развития проекта

37. 4. Послепроектный этап

1.
2.
Распространение (диссеминация) результатов и
продуктов проектной деятельности.
Выбор вариантов продолжения проекта:
Переход к новому проекту.
Интеграция с другими проектами.
Смена статуса субъекта проектной деятельности.
Смена адреса проекта.
Распространение проекта на другие уровни.

Читайте также: