Логические основы компьютера краткосрочный план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: бобщение и систематизация знаний, полученные при изучении раздела “Основы логики и логические основы компьютера”.

Задачи урока:

общеобразовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по основным понятиям: высказывание, умозаключение, логические операции – логическое сложение, логическое умножение, логическое отрицание, логическое следование, логическое равенство, таблица истинности;
  • закрепить навыки составления таблиц истинности;
  • закрепить навыки построения таблиц истинности с помощью программы Microsoft Excel;

развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;
  • формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, формализовать задачи;
  • развитие интереса к информатике и математике.

воспитательные:

  • формирование целостных представлений о картине мира;
  • формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Требования к знаниям и умениям учащихся на момент проведения урока:

Учащиеся должны знать:

  • основные определения и понятия: логика, формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение), логические операции (конъюнкция – логическое умножение, дизъюнкция – логическое сложение, инверсия – логическое отрицание, импликация – логическое следование, эквивалентность – логическое равенство);
  • основные обозначения логических операций;
  • приоритет выполнения логических операций;
  • основы работы в программе MS Excel;
  • формировать сложные высказывания из нескольких простых, используя логические операции;
  • записывать составное высказывание на языке алгебры логики;
  • умеют определять истинность логических выражений;
  • строить таблицы истинности логических функций нескольких переменных;
  • решать типовые логические задачи с помощью логических рассуждений;
  • составлять таблицы истинности с использованием логических функций, встроенных в программу MS Excel.

Дидактические материалы:

  • карточки с вариантами заданий;
  • двухцветные полоски для фронтального опроса;
  • листы с задачами для игры “Поле чудес”;
  • кодовые таблицы для игры “Поле чудес”.

Наглядное пособие: презентация, подготовленная в PowerPoint (Приложение3).

К уроку детьми оформлен тематический уголок. Каждая группа учащихся получила творческое задание:

1-я группа: составить конспект-памятку логических операций (определение, пример, обозначение, таблица истинности, функциональная схема);

2-я группа: составить алгоритм построения таблицы истинности сложного высказывания (алгоритм, пример);

3-я группа: составить алгоритм построения таблицы истинности с помощью MS Excel;

4-я группа: доклад “Об истории логики”.

Материал, собранный учащимися, может быть использован затем и как раздаточный справочный материал (Приложение1).

1. Организационный момент – объявляется тема, цели урока, его этапы.

2. Мотивация – доклад учащихся (результат их самостоятельной поисковой работы). Используют презентацию, подготовленную самостоятельно, “Об истории логики” (Приложение2)

3. Актуализация опорных знаний.

  • фронтальный опрос приемом “Светофор” (“Светофор” длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе учащиеся поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своем знании (зеленый) или незнании (красный) ответа на поставленный вопрос), при его проведении используется презентация;
  • работа по карточкам – 4 человека работают за партами;
  • проверка домашнего задания – 2 человека записывают на доске решение задач домашнего задания.

Вопросы для фронтального опроса:

Вопросы сопровождаются слайдами (Приложение3)

1. Какая наука называется логикой? (Логика – это наука о формах и способах мышления.)

2. Какие формы мышления вы знаете? (Основными формами мышления являются понятие, высказывание (суждение), умозаключение.)

3. Что называется понятием? (Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки объекта.)

4. Что называется высказыванием? (Высказывание – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.)

5. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Объясните ответ. Определите их истинность.

5. Игра “Поле чудес” работа в группах (желательно в группе – 8 человек) – (Приложение4)

Записано зашифрованное числами слово: 12345678 (ответ: сумматор).

Номер каждой буквы этого слова соответствует номеру некоторой задачи. Каждый ученик в группе получает листок с задачей, имеющей определенный номер. Учащийся решает задачу, получает ответ, находит его в кодовой таблице (листки с кодовыми таблицами), определяет по таблице соответствующую букву и вписывает ее над номером соответствующей задачи. Предлагаемые задачи имеют разный уровень сложности, что позволяет осуществить дифференцированный подход. Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями, помогают другим в своей группе.

6. Практическая работа. (Работа в парах.)

Учащиеся должны решить задачу с использованием логических функций, встроенных в программу MS Excel. Каждая пара работает по индивидуальной карточке, которая содержит 2 задания. Задания дифференцированы по содержанию. Учащиеся, выполнившие 1-е задание, получают “4”, 1-е и 2-е – “5”.

Карточки с заданиями:

7. Подведение итогов. Выставление отметок.

Домашнее задание.

Запишите логическую функцию, соответствующую следующей функциональной схеме:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел 3. Логические основы компьютера.

Тема3.1:Алгебра логики. Основные логические операции .

Изучение основных понятий темы: логические основы компьютера, алгебра логики; логика, понятие, суждение, умозаключение, алгебра высказываний, дизъюнкция, конъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентности.

Развитие умения анализировать и синтезировать, делать выводы на основе услышанного.

Формирование и развитие логического мышления.

План урока:

Организационный момент 3 минут.

Объяснение нового материала 56 минуты.

Закрепление 15 минут.

Задание на дом 3 минуты.

Итоги урока 3 минуты.

Ход урока

1 Проверка отсутствующих.

2 Объяснения нового материала.

Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель, который впервые отделил логические формы речи от её содержания. Аристотель впервые исследовал терминологию логики, подробно разработал теорию умозаключения и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

В XIX веке логика высказываний облеклась в форму правил действий над символами, логическими переменными. Возникла алгебра высказываний, в которой одна комбинация символов по определённым правилам преобразовалась в другую, эквивалентную ей. При преобразованиях не принималось во внимание логическое содержание символов, их логическая интерпретация вновь обретала смысл лишь в конце решения

Логика - это наука о формах и способах мышления, необходимых для рационального познания в любой области знания. Законы логики являются не абстрактными построениями, но отражают в сознании человека свойства, связи и отношения предметов объективной действительности.

Формальная логика - изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение.

В структуре каждого понятия нужно различать две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия это совокупность существенных признаков объекта. Чтобы раскрыть содержание понятия, следует найти признаки, необходимые и достаточные для выделения данного объекта по отношению к другим объектам.

Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется. Объем понятия П К – выражает всю совокупность (сотни миллионов) существующих в настоящее время в мире П К.

Высказывание - это мысль, выраженная в форме сочетания понятий, посредством которой что-либо утверждают или отрицают о реальных вещах и явлениях.

О предметах можно судить верно, или не верно, т.е. высказывание может быть истинным или ложным.

Высказывание выражается в повествовательном предложении. Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, оценка истинности или ложности которых невозможна.

Умозаключение – это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится новое знание о предметах реального мира. Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогии.

В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему. Например, установив, что отдельные металлы- железо, медь, цинк, алюминий и др.- обладают свойством электропроводности, мы делаем общее заключение, что все металлы электропроводны.

Умозаключения по аналогии переносит знания об одних объектах на другие. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям, поэтому когда на солнце обнаружили неизвестный ещё на Земле химический элемент гелий, то по аналогии заключили, что такой элемент есть и на земле.

Алгебра высказываний.

В алгебре высказываний высказываниям ставятся в соответствие логические переменные (заглавные буквы латинского алфавита).

Рассмотрим два простых высказывания

А- Два умножить на два равно четырём

Б- Два умножить на два равно десяти.

Высказывания, как уже говорилось ранее, могут быть истинными или ложными. Истинному высказыванию соответствует 1, ложному 0, в нашем первое высказывание истинно А=1, а второе ложно В=0.

В алгебре высказываний над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания. Истинность полученных составных высказываний зависит от истинности входящих в него простых высказываний и использованных при преобразовании логических операциях.

Конъюнкция (логическое умножение)

Составное высказывание, образованное в результате конъюнкции истинно тогда и только тогда, когда истины все входящие в него простые высказывания.

Истинность такого высказывания задаётся специальной таблицей истинности логического умножения:

Цель урока : повторить правила ТБ, основные логические операции; научить работать с логическими выражениями, составлять и заполнять таблицы истинности.

I. Повторить правила ТБ.

II. Основные логические операции.

1. Формы мышления.

Логика -это наука о формах и способах мышления. В основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение .

Понятие -это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта. Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Свое понимание окружающего мира человек формирует в форме высказываний (суждений, утверждений). Высказывание -это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно (привести примеры). На основе простых высказываний могут быть построены составные высказывания. Истинность или ложность простых высказываний устанавливается в результате соглашения на основании здравого смысла. Истинность или ложность составных высказываний вычисляется с помощью использования алгебры высказываний .

Умозаключение -это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (вывод).

2 . Алгебра высказываний .

В алгебре высказываний суждениям (простым высказываниям) ставятся в соответствие логические переменные, обозначаемые заглавными буквами латинского алфавита. Истинному высказыванию соответствует значение 1, а ложному-0.

Основные логические операции : логическое умножение (конъюнкция), логическое сложение (дизъюнкция), логическое отрицание (инверсия) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными логическими основами ПК, воспитать у учащихся сознательное отношение к предмету.

Тема занятия

Логические основы компьютера

Познакомить учащихся с основными логическими основами ПКВоспитать у учащихся сознательное отношение к предмету.

Правильно вести себя в кабинете информатики. Самостоятельно включать и выключать компьютер.

Работать в операционной системе Windows

Ключевые идеи

При работе за компьютером соблюдать правило техники безопасности. Виды операционных систем, интерфейс пользователя.

Индивидуальная работа, обсуждение в паре, работа в группах, приемы на развитие критического мышления, итоговое оценивание.

Учебное пособие информатика 6 класс, краткосрочный план серий последовательных уроков, программа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемый модуль

I.Орг. момент

Приветствует. Отмечает отсутствующих. Настраивает учеников на урок. Делит учащихся на группы по картинкам. Дает задание группам найти общие свойства в картинках.

Учащиеся рассаживаются по группам. Обсуждают в группе, находят общие свойства картинок.

Принять цели познавательной деятельности

II.Постановка цели урока

Познакомить учащихся с целями урока

Объявляет тему урока. Выявляют цели урока

Совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания

ІІІ.Объяснение но

1)Учитель предлагает в паре обсудить вопрос вопросы, привести примеры.

2) В группах ученики раскрывают основные ключевые слова

Элементы управление окон

1.В паре обсуждают предложенные учителем вопросы, приводят примеры.

2.Обсудив в группе ученики находят ошибки и исправляют их

Новые подходы в преподавании и обучении (диалог, беседа)

Использование ИКТ в преподавании и обучении

IV. Закрепление

Работа проходит в группе. Учитель дает практическое задание: индивидуально примеры а карточках.

Дополнить таблицу 8 класса и добавление столбцов и строк.

2.Ученики индивидуально выполняют практические задание на компьютере

Оценивание обучения и оценивание для обучения

Использование ИКТ в обучении

V.Оценивание, итог урока, рефлексия

1.Учитель предоставляет критерии оценок, составленных ранее, для того, чтобы ученики смогли оценить свою работу

Читайте также: