Литературные проекты в доу названия

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта: образовательный и социально-просветительский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долговременный, учебный год 2019–2020.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, работники библиотеки.

Социальная значимость проекта: проблема: в нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой.

Задачи проекта:

  • Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей
  • Сформировать у детей интерес к библиотеке
  • Способствовать зарождению традиций семейного чтения
  • Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге
  • Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей
  • Способствовать развитию памяти, речи, внимания
  • Развитие литературной речи
  • Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Формы осуществления преемственности:

  • экскурсии в библиотеку;
  • знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  • посещение мини-музея библиотеки;
  • выставки рисунков и поделок;
  • участие в театрализованной деятельности
  • совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель:

  • определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой
  • анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
  • установление контактов с организацией
  • направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с библиотекой

Задачи:

  • составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.
  • составление плана совместных мероприятий на учебный год

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Музыкальный руководитель, воспитатели

Мониторинг выполнения проекта

Информационное обеспечение:

  • мультимедийные презентации (по итогам мероприятий);
  • информация в СМИ;
  • фотоколлажи.

Предполагаемые результаты

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Материально-техническое обеспечение.

Заключительные положения

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

ВложениеРазмер
proekt_po_hdozh._liter._16-17g.docx 50.65 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Дрожжина И.А.

Автор проекта: Дрожжина Ирина Анатольевна

Вид проекта : исследовательско -творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель, библиотекрь сельской библиотеки.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе, как к источнику знаний.

2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между детским садом , библиотекой и родителями.

Задачи реализации проекта:

Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта , читая и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений , в инсценировках.

4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

5.развивать артистические способности;

6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

Методическая работа с кадрами:

1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда : экран, проектор, фонотека сказок, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки .

Этапы реализации проекта

Перспективный план работы

3.Заключение договора с сельской библиотекой.

4. Оформление книжного уголка в группе.

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия сельской библиотеки с детским садом.

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского( подбор литературы , иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

1.Консультация для воспитателей .

3.Создание книжек -самоделок .

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

2. Основной этап

Содержание работы с детьми:

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Р ассматривание картин , беседы по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки .

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Содержание работы с родителями:

12. Анкетирование родителей

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

3. Заключительный этап:

  1. 1.Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка творческих работ родителей и детей : книжек-малышек , рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4.Презентация проекта в рамках педсовета.

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, , оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.

.6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей ,умения договариваться , помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.

2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___

5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___

6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___

9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___

10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___

11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ___

12. Читаете ли вы сами литературу? ___

13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу___

∙ пробуждение интереса к чтению художественной литературы.

∙ расширять знания детей о книге;

∙ развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

∙ закрепить представление о труде писателя, художника;

∙ познакомить с детскими писателями: К.И.Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто;

∙ воспитывать бережное отношение к книге.

- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

- И сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней.

В группе у нас есть книги.

1. А есть ли у вас дома?

2. Зачем они нужны?

3. Какие у вас любимые книги?

Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные.

- А кто создает книги? (писатель, автор)

- Правильно, а оформляет художник.

- Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор.

Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.

- Ребята это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге.

- Посмотрите на эти портреты, это детские писатели.

Вот К.И. Чуковский, дайте вспомним, какие произведения он для вас написал (рассматривают книги).

«А за ними блюдца – блюдца –

Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

- Как вы думаете, долго ли автор работал над этим произведением? (ответы детей)

Но иногда бывает по-другому. Стихотворение рождается сразу, вдруг, легко и непринужденно.

Рассматриваем книжки писателей, портреты, которые стоят на столе (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто).

- Вот портрет С.Я. Маршака, он написал стихотворение про веселый, звонкий мяч.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Раз, два, три – беги!

( Дети передают друг другу мяч по кругу; тот у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми).

- Вам понравилось говорить о книгах? Надо беречь книги? Почему? Вы хотели бы стать писателями? Чтобы быть писателями, надо хорошо учиться, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.

Консультация для родителей

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.

Главная Занятия по чтению

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.

Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга — необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.

Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
  • Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
  • Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
  • Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.

Ожидаемые результаты:

Взаимодействие с родителями:

Продукты проектной деятельности:

I этап. Подготовительный.

Цель:

II этап. Основной.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
  • В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я. Маршака.

Экскурсия в библиотеку детского сада

Задачи:

  • Познакомить детей с автором и художником В.Г. Сутеевым;
  • В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г. Сутеева.

Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г. Сутеева.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
  • Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
  • Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
  • Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
  • Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
  • Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
  • Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.

Этот раздел посвящен творческим проектам в ДОУ, которые представляют собой совместную работу воспитанника детского сада, родителей и воспитателя. Исследовательские и творческие проекты в ДОУ предназначены для развития у детей интереса, навыков поиска информации и творческих способностей, послужат воспитанию старания и самостоятельности.

В рамках работы над творческими проектами воспитанники детского сада познакомятся с удивительными явлениями природы и окружающим миром, в рамках творческого процесса с элементами игры дети ДОУ получат свои первые знания и представления об окружающей действительности и прекрасном.


Проект в ДОУ "Почему День Победы - праздник со слезами на глазах?"


Читайте также: