Личность как субъект и объект политики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Психологически политическая активность личности обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, то есть общности, отождествлять себя со своей нацией, социальным слоем, группой, политической партией, объединением. Зачастую человек приобщается к политике, чтобы стать именно частью социальной общности. Это избавляет от одиночества, дает почувствовать силы и способности влиять на ход политических процессов. Научный подход к определению места и роли личности в обществе дает возможность показать, при каких условиях личность становится подлинным субъектом социальных отношений, субъектом власти, определить социальный статус личности.

Что же такое социальный статус личности? Это место личности в общественной системе по отношению к другим индивидам и группам, совокупность ее социальных функций, а также ее оценка и самооценка, т.е. понимание человеком своей социальной значимости. Социальный статус личности характеризуется по экономическим, профессиональным и другим признакам.

Статус тесно связан с политической ролью личности. Политическая роль - динамичная сторона статуса, его функция, определенное поведение. Каждый человек не только занимает место в социальной, политической структуре общества, но и выполняет соответствующие этому месту функции. Политическими ролями личности могут выступать роль избирателя, депутата, члена политической партии, общественно-политической организации, участника митинга, демонстрации и т.п.

Таким образом, мерой политики, движущим началом политической активности нации, класса, политической партии, политического движения и т.п. является именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных типа: социальный и институциональный.

Социальный охватывает индивидов и различные социальные слои, в том числе профессиональные, этнические, демографические и другие группы.

Институциональный включает государство, политические партии, профессиональные союзы, политические движения, группы интересов и т.п.

Иногда выделяется и третий тип субъектов политики - функциональный, охватывающий социальные институты, предназначенные для решения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, учебные заведения, корпорации, спортивные ассоциации, добровольные общества и т.п.

В зависимости от осознанности и степени участия в политической деятельности американский политолог Габриэль Алмонд выделяет три группы субъектов политики. Во-первых, субъекты, ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (политические партии, политические движения и т.п.). Во-вторых, субъекты, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли. В-третьих, субъекты - подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь.

Быть субъектом политики, т.е. ее сознательным проводником, можно лишь в условиях демократического общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в различных формах политической жизни.

Тоталитарные и авторитарные режимы, в которых политическая жизнь строго регламентируется государством или партией, характеризуются отсутствием возможностей для самостоятельного, творческого участия личности в политике. Здесь личность выступает не субъектом, а лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли. При этом не исключается ее участие в политической жизни (демонстрации, шествия, различного рода политические акции), которое, однако, осуществляется формально на добровольной, а по существу на принудительной основе. Советское время богато примерами такого рода.

Объектом политики личность может выступать и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана соблюдать конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и другие предписания, обеспечивающие нормальную, цивилизованную жизнь общества.

В последние годы обозначились две противоречивые тенденции взаимоотношений между личностью и политикой: повышение интереса к политике, т.к. она существенно влияет на жизнь каждого человека, и падение доверия к ее официальным представителям, постоянно прибегающим ко лжи и обману народа, не выполняющим своих обещаний и предвыборных программ.

Объективные факторы политической активности личности воздействуют на нее как позитивно (формируя ее политическую активность), так и негативно (насильственно включая ее в политическую жизнь). Личность может определенное время жить вне политики, но такая изоляция искусственна: когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность обязательно включается в политическую деятельность.

Конкретное участие личности в политической деятельности детерминировано двумя факторами:

1) мотивацией, в которой определяющими доминантами являются способности и амбиции (притязания) личности;

2) наличием социальных условий, в которых эти способности и амбиции могут реализоваться.

Оказать влияние на политическую жизнь в тех или иных конкретных условиях может только такая личность, способности и характеристики которой соответствуют текущим политическим запросам.

а) социального статуса личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости);

б) связи его собственных интересов с теми или иными социальными противоречиями и конфликтами;

в) объема и социальной значимости выполняемых социальных ролей, степени и эффективности реализации требований, предъявляемых к этим ролям;

г) собственных усилий и умения вести политическую деятельность;

д) силы социальных барьеров и ограничений активности личности (групповые привилегии, различного рода цензы: имущественный, образовательный, национальный, религиозный; груз традиций и т.д.);

е) политического сознания и культуры личности, ее политической ориентации, исповедуемой системы ценностей.

Огромное значение в деле развития политической субъектности личности имеет существующая в обществе правовая система, которая определяет границы и допустимые нормы политической активности. Они отражаются в официально провозглашенных (в первую очередь, в Конституции) гражданских правах и обязанностях, и в системе их гарантий (как формальных, так и материальных).

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 35648
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

1.Блондсль Ж. Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу – М., 1992. – 321 с.

2.Макиавелли Н. Избранные произведения. – Х.: Фолио. – 1998. – 653 с.

3.Политология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 365–417.

4.Политология: Наука о политике / Под общ. ред. В. Андрущенко. – К – Х. – 1997. – С. 325–332.

5.Политология: Учебное пособие / Под ред. С.А. Матвеева. – Х.: Одиссей. – 2001. 336 с. – Тема 5.

6.Политическая социология. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1997. – 640 с. – Раздел 3.

7. Почепцов Г. Имиджеология. – Реал-бук-Ваклер. – 2001. – 698 с.

1. Личность как субъект и объект политики.

2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы.

3. Политическое участие и его формы.

Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

во-вторых, способность к целепоганию, то есть к постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть к поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

По отношению к политической жизни и к политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия.Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

История показывает, что если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, чтобы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических мотивах – проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя они и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.




Как и в силу каких причин человек включается в систему политических отношений? Под воздействием каких механизмов формируются его качества как субъекта и объекта политики?

13.2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Политическая социализация это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.

В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:

· качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;

· социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.

Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).

Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.

Политическая социализация личностисостоит из нескольких качественных этапов.

Этап политизации: уже в раннем детском возрасте формируется понятие, о том что, кроме взрослых в школе и семье, есть еще внешняя власть.

Этап персонализации: осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например через президента, премьер-министра, полицейского.

Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.

Этап институционализации: переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).

Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом, чем старше подросток, тем к значительно большей степени абстракции способно его мышление (используются такие понятия, как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.

В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).

Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.

Плюралистическая модель. Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.

Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и к готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.

В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающим типом духовных ценностей, политической культуры в целом.

План

Личность и политика

Тема 13

Список литературы

1.Блондсль Ж. Политическое лидерство. Путь ко всеобъемлющему анализу – М., 1992. – 321 с.

2.Макиавелли Н. Избранные произведения. – Х.: Фолио. – 1998. – 653 с.

3.Политология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 365–417.

4.Политология: Наука о политике / Под общ. ред. В. Андрущенко. – К – Х. – 1997. – С. 325–332.

5.Политология: Учебное пособие / Под ред. С.А. Матвеева. – Х.: Одиссей. – 2001. 336 с. – Тема 5.

6.Политическая социология. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1997. – 640 с. – Раздел 3.

7. Почепцов Г. Имиджеология. – Реал-бук-Ваклер. – 2001. – 698 с.

1. Личность как субъект и объект политики.

2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы.

3. Политическое участие и его формы.

Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

во-вторых, способность к целепоганию, то есть к постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть к поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

По отношению к политической жизни и к политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия.Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

История показывает, что если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, чтобы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических мотивах – проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя они и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.

Как и в силу каких причин человек включается в систему политических отношений? Под воздействием каких механизмов формируются его качества как субъекта и объекта политики?

13.2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Политическая социализация это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.

В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:

· качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;

· социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.

Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).

Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.

Политическая социализация личностисостоит из нескольких качественных этапов.

Этап политизации: уже в раннем детском возрасте формируется понятие, о том что, кроме взрослых в школе и семье, есть еще внешняя власть.

Этап персонализации: осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например через президента, премьер-министра, полицейского.

Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.

Этап институционализации: переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).

Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом, чем старше подросток, тем к значительно большей степени абстракции способно его мышление (используются такие понятия, как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.

В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).

Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.

Плюралистическая модель. Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.

Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и к готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.

В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающим типом духовных ценностей, политической культуры в целом.

Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Основные признаки субъективности:

· возможность и способность принятия пол-х решений,

· способность повлиять на принимаемые решения,

· наличие необходимых средств для реализации решений.

Объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта.

Субъект и объект способны меняться местами. Каждый субъект, оказывая воздействие, сам в то же время попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Место человека в политической жизни издревле является предметом дискуссий. Уже в древности появились концепции, к-е по разному оценивают отношение личности к политике и гос-ву.

Патерналистская концепция (восходит к Конфуцию) уделяет человеку роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного бессознательного участника политики. Согласно Конфуцию, младшие должны подчиняться старшим, а гос-во - это большая семья, где вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Т.е. согласно данной концепции, рядовой человек простой исполнитель, объект.

Платон также рассматривал рядового человека как объекта политики и власти, который должен полностью подчинятся гос-ву и беспрекословно выполнять его волю. Идеальный гражданин – это послушный гражданин, беспрекословно выполняющий волю государства.

Либеральная концепция. Противоположную позицию занимал Дж. Локк и его последователи (Ш.Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон и др). Дж. Локк является основателем теории либерализма. Либерализм ставит личность в центр политики. Индивид рассматривается как источник власти, гос-во должно быть подконтрольно обществу. Необходимо не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. Государство – это слуга народа, и народ должен постоянно следить за тем, чтобы оно не превращалось в его хозяина ( защищать свои интересы, отстаивать свои права, контролировать деятельность властей и т.д.)

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Т.Е. положение человека в обществе, степень участия в пол-ке определяется уровнем прав и свобод, которыми он наделен. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.

Действие личности в политике зависит от многих условий:

1. Уровень развития пол-й системы. Существенной предпосылкой активного участия является демократический политич. режим, который обеспечивает демократичность пол-х процедур, гарантирует права и свободы граждан.

2. Наличие определенной политической культуры (гражданской кул-ры, где люди стремятся участвовать в пол-ке, стремятся отстаивать свои интересы). Необходим высокий уровень политической грамотности, образованности населения. Неграмотный человек является объектом полит-го манипулирования.

3. Наличие экономических, материальных предпосылок. Для участия человека в пол-й деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. ( если нет этого удовлетворения, то большая часть энергии расходуется на элементарное выживание, и нет ни времени, ни сил, ни желания интересоваться политикой). Неэффективная деятельность гос-ва власти приводит к пол-ой апатии и пассивности.

Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д. Участие личности в политике напрямую зависит от доступа к ресурсами власти.

Формы политического поведения и участия личности:

  1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
  2. Личность, профессионально занимающаяся политикой;
  3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
  4. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
  5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Вопрос

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [4] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа Субъект политики — это ее творец. Важнейшим качеством его является активность. Основные признаки субъективности:

· возможность и способность принятия пол-х решений,

· способность повлиять на принимаемые решения,

· наличие необходимых средств для реализации решений.

Объект – тот, на кого направлена деятельность субъекта.

Субъект и объект способны меняться местами. Каждый субъект, оказывая воздействие, сам в то же время попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Место человека в политической жизни издревле является предметом дискуссий. Уже в древности появились концепции, к-е по разному оценивают отношение личности к политике и гос-ву.

Патерналистская концепция (восходит к Конфуцию) уделяет человеку роль простого исполнителя царской воли, т.е. пассивного бессознательного участника политики. Согласно Конфуцию, младшие должны подчиняться старшим, а гос-во - это большая семья, где вся полнота власти принадлежит правителю-отцу. Т.е. согласно данной концепции, рядовой человек простой исполнитель, объект.

Платон также рассматривал рядового человека как объекта политики и власти, который должен полностью подчинятся гос-ву и беспрекословно выполнять его волю. Идеальный гражданин – это послушный гражданин, беспрекословно выполняющий волю государства.

Либеральная концепция. Противоположную позицию занимал Дж. Локк и его последователи (Ш.Монтескье, Дж. Мэдисон, Т. Джефферсон и др). Дж. Локк является основателем теории либерализма. Либерализм ставит личность в центр политики. Индивид рассматривается как источник власти, гос-во должно быть подконтрольно обществу. Необходимо не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. Государство – это слуга народа, и народ должен постоянно следить за тем, чтобы оно не превращалось в его хозяина ( защищать свои интересы, отстаивать свои права, контролировать деятельность властей и т.д.)

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Т.Е. положение человека в обществе, степень участия в пол-ке определяется уровнем прав и свобод, которыми он наделен. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов.

Действие личности в политике зависит от многих условий:

1. Уровень развития пол-й системы. Существенной предпосылкой активного участия является демократический политич. режим, который обеспечивает демократичность пол-х процедур, гарантирует права и свободы граждан.

2. Наличие определенной политической культуры (гражданской кул-ры, где люди стремятся участвовать в пол-ке, стремятся отстаивать свои интересы). Необходим высокий уровень политической грамотности, образованности населения. Неграмотный человек является объектом полит-го манипулирования.

3. Наличие экономических, материальных предпосылок. Для участия человека в пол-й деятельности необходимо первичное удовлетворение его жизненных потребностей. ( если нет этого удовлетворения, то большая часть энергии расходуется на элементарное выживание, и нет ни времени, ни сил, ни желания интересоваться политикой). Неэффективная деятельность гос-ва власти приводит к пол-ой апатии и пассивности.

Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д. Участие личности в политике напрямую зависит от доступа к ресурсами власти.

Формы политического поведения и участия личности:

  1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни;
  2. Личность, профессионально занимающаяся политикой;
  3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции);
  4. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней;
  5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Вопрос

Демократические принципы закрепления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [4] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Всё решает человеческая личность, а не коллектив, элита страны, а не ее демос, и в значительной мере её возрождение зависит от неизвестных нам законов появления больших личностей.

Политическая действительность дана нам через деятельность субъектов политики, общая характеристика которых состоит в том, что все они, как правило, принимают участие в политической жизни общества. К субъектам политики относятся классы, политические организации, движения, этнические и демографические общности и объединения и т.п. Но первичным субъектом политики выступает личность. Именно она – главный творец политики. Однако и сама политика в свою очередь творит личность. Личность, таким образом, является одновременно и субъектом и объектом политики.

В процессе развития цивилизации личность все больше приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды: социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных, половозрастных и др. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социально-политических ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях сознания и поведения, а с другой – придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизиологических свойств субъекта. Все это неустанно привлекало к себе внимание мыслителей, ученых различных эпох, не исключая и современных исследователей.

В последние годы ситуация сложилась таким образом, что большинство ученых, исследующих проблему личности в политике, придерживаются позитивистских взглядов и стремятся построить объективную науку, практически не обращаясь к анализу субъектного объекта – отдельного индивидуума. Следствием этого стал несколько односторонний подход, в соответствии с которым исследованиям подвергнуты массы и массовые явления в политике при очевидном игнорировании личности отдельного человека, его роли в политических процессах и явлениях.

В политико-психологической мысли существуют различные трактовки проблемы личности. Среди них, по мнению Е.Б. Шестопал, чаще всего встречаются два подхода, каждый из которых по-разному оценивает роль личности в общественно-политических и исторических процессах.

Сторонники рассматриваемого подхода обосновывают роль личности в истории и политике личностными достоинствами лидеров: политическим талантом, способностями, знаниями, навыками, личным авторитетом. Личностным качествам вождей придается большее значение, чем их политическим позициям и убеждениям.

В русле политической психологии внимание акцентируется на мотивации личности в политической деятельности. Так, американский исследователь Дж. Барбер, вслед за А. Адлером предлагает компенсаторную концепцию власти, полагая, что именно комплекс неполноценности, вызванный детскими травмами, пережитыми политиком на ранних стадиях становления его личности, мобилизует его на достижения, несравнимые с достижениями его более удачливых сверстников.

Иная часть сторонников данного подхода считает личностный фактор в принципе незначимым по сравнению с факторами социального воздействия на политику. Теоретики, принадлежащие к марксистской традиции, выделяют, прежде всего, экономические факторы. Политологи, сохраняющие идеи функционализма концентрируются на исследованиях деятельности политических партий, движений, общественных организаций. Общее между ними то, что они выводят личность за рамки факторов, среди которых следует искать причинное объяснение макрополитических процессов.

Политическая практика авторитарных и тоталитарных режимов дает дополнительные аргументы тем исследователям, которые стремятся ограничить значение личностных детерминант в политике. По их мнению, если авторитарная политика рассматривает человека как материал для своих политических экспериментов, то развитая демократическая система должна быть безличным механизмом, который обеспечивал бы человеку его права и свободы независимо от того, какой лидер стоит во главе государства. Крайним выражением такой позиции являются леворадикальные, анархистские концепции, которые отрицают не только авторитет вождей, но и вообще необходимость и целесообразность любой организованной политической деятельности, сводя тем самым на нет значение разумной личности в политике. На место воли и сознания личности, планирующей и организующей политический процесс, приходят массовидные инстинкты.

Как, например, трактуется понятие личности в политологии? Вот несколько показательных, типичных точек зрения.

В политической науке личность рассматривается как основной субъект политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости [95]. Трудно что-либо возразить против такой позиции, но ее недостаточно для психолого-политического анализа понимания личности.

Если взять за основу взгляды названных выше авторов, принадлежащих собственно к одной научной психологической школе, можно вывести следующее определение личности с политико-психологической точки зрения.

В политической психологии личность – это системное социально-политическое качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, в политических по своему характеру социальных отношениях и характеризующее меру представленности этих отношений в индивиде. Это качество, однако, не является чем-то раз и навсегда данным, статичным, неизменным. Оно динамично, находится в постоянном развитии, изменении, преобразовании.

Личность, таким образом, в политической психологии может быть понята только в системе социально-политических отношений, где в качестве субъектов таких отношений выступают другие индивидуумы, а также социальные группы, начиная с малых групп в политике и заканчивая государством, как особым социальным институтом, как особой организацией политической власти общества.

Читайте также: