Докажите что реформы кемаля ататюрка изменили традиционное общество турции кратко

Обновлено: 17.05.2024

Система образования, которая ещё при мла­до­тур­ках была в целом поставлена под государственный контроль, по Закону об унификации образования (03.03.1924 года) полностью светской, а религиозные школы (медресе) упразднены. Ещё до кемалистов нормы шариата применялись лишь в сфере семейного права; с принятием Гражданского кодекса (17.02.1926 года; за основу был взят швейцарский Гражданский кодекс) эта область была также изъята из юрисдикции улемов. Уголовный кодекс (01.03.1926 года), скопированный с итальянского, запрещал создание организаций на религиозной основе. Вместо упразднённого Министерства по делам религии и вакфов (03.03.1924 года) созданы Управление по делам религии и Главное управление по делам вакфов, находившиеся под контролем государства.

В целях секуляризации общественной жизни были закрыты дервишские обители (текке, завие), упразднены все секты и тарикаты (30.11.1925 года), священнослужителям запрещено повседневное ношение культовой одежды (облачение в неё допускалось лишь в мечетях во время молений) (30.11.1925 года). В целях европеизации Турции ношение фески было запрещено, а европейских платьев и головных уборов - поощрялось (25.11.1925 года). В стране введены европейский календарь (26.12.1925 года), европейский алфавит (01.11.1928 года), европейская система мер и весов (26.03.1931 года) и др., выходным днём объявлено воскресенье вместо традиционной пятницы (27.05.1935 года), введены фамилии (21.06.1934 года; специальным решением ВНСТ даровало Мустафе Кемалю фамилия Ататюрк - Отец турок).



Если театр начинается с вешалки, то почему бы не начать реформы в стране, переодев в новые костюмы, ни много ни мало, все местное население? Примерно это произошло около ста лет назад в Турции – кстати, и знатокам отечественной истории, безусловно, вспомнится нечто похожее, но имевшее место еще на два столетия раньше. Так или иначе, а бывшим подданным Османской империи было обещано счастливое будущее, заплатить же за его наступление следовало отказом от давних традиций, немалое место среди которых отводилось головным уборам.

Мустафа Кемаль и курс на вестернизацию страны

Мустафа Кемаль Ататюрк

Последний султан Османской империи Мехмед VI покидает Стамбул

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и оккупации страны иностранными войсками Мустафа Кемаль стал во главе созванного парламента и возглавил правительство, после чего сосредоточил усилия на борьбе за территориальную независимость Турции. Война окончилась в 1923 году подписанием Лозаннского мирного договора. Было провозглашено создание Турецкой республики во главе с первым президентом – Мустафой Кемалем.

Европейский костюм и до реформ Ататюрка понемногу проникал в жизнь турецкого населения

Османский халифат был ликвидирован, предстояло пересмотреть всю систему общественного устройства. Ататюрк взялся за дело. Всего за пару десятков лет лидер Турции полностью изменит облик страны и жизненный уклад ее жителей, но начнет он, в лучших традициях Петра I, с национального костюма. В новую жизнь граждане республики должны были вступить в новой одежде и в непривычных головных уборах.

Традиционным головным убором мужчин в Османской империи был тюрбан или феска – красный колпак с черной кисточкой. Феска была введена султаном Мехмедом II в 1826 году как головной убор чиновников и солдат. Сам Ататюрк уже неоднократно примерял европейский костюм – например, в 1910 году во время проведения военных маневров в Пикардии.

Мустафа Кемаль вместе с османскими наблюдателями на военных маневрах в Пикардии, 1910 г.

25 ноября 1925 года началась реформа одежды и головных уборов в Турции. Был введен новый обязательный дресс-код для государственных служащих: им полагалось быть одетыми в костюм западного образца, носить галстук, на голову было необходимо надевать шляпу с полями. Для остальных граждан смена гардероба была пока лишь настойчиво рекомендована. Сам Мустафа Кемаль, приезжая в города с выступлениями, демонстрировал облик гражданина новой Турецкой республики, и, воодушевленные его словами и речами, горожане после окончания выступления сами прощались со своими фесками и спешили в магазин за шляпой.

Магазин шляп в Турецкой республике

Протесты и их подавление на пути к новым реформам

Ататюрк в парламенте

В 1934 году меры по внедрению европейской одежды стали жестче: был принят закон, по которому за ношение фески вместо шляпы с полями грозило лишение свободы на срок от двух до шести месяцев. Этот закон о запрещенных предметах одежды, принятый на время проведения реформ, формально действовал вплоть до 2014 года, хотя по сути, давно игнорировался.

Мустафа Кемаль. Фото 1925 года

На свадьбе приемной дочери Ататюрка Небиле, 1929 г.

За короткий промежуток времени Турция изменилась до неузнаваемости: помимо одежды, перемены коснулись практически всех сторон жизни общества

За короткий промежуток времени Турция изменилась до неузнаваемости: помимо одежды, перемены коснулись практически всех сторон жизни общества

Сам Ататюрк – по сути, диктатор, но использовавший свою власть не в корыстных целях, а для эффективного реформирования общества, - стал по-настоящему исторической фигурой. С другой же стороны, сама история вела Османскую империю к переменам, и первый президент новой республики стал в каком-то смысле лишь орудием в ее руках. А получилось бы убедить население следовать по новому пути, предварительно не научив его носить новую одежду и новые головные уборы, – вопрос, остающийся открытым.

Оказавшись на некоторое время вне закона в Турции, феска не утратила своего значения для остального мусульманского мира. А вот что еще носят на голове восточные мужчины: тюрбан, тюбетейка и другое.

Революционные законы республики

С подписанием Лозаннского мирного договора были определены современные границы Турецкого государства. Когда внешние волнения более-менее улеглись, настала пора обратить пристальное внимание на внутреннее устройство новообразованной Турции. Споры о форме устройства продолжались параллельно с национально-освободительной войной и велись между сторонниками конституционной монархии и республики. Хотя из речей самого Мустафы Кемаля и следовало, что между этими двумя формами особой разницы нет, сам он больше склонялся к республиканской модели.

Не исключено, что эти речи произносились для того, чтобы как-то подготовить национальное собрание к объявлению республики. После всех внутрипарламентских перипетий, споров, изменения конституции 1921 года и окончания подготовительных процессов 29 октября 1923 года в 20:30 по местному времени депутатами Великого национального собрания (ВНСТ) была объявлена Турецкая Республика. С тех пор эта дата отмечается как День республики.

Кемаль и религия

Мы перечислили самые знаковые и судьбоносные решения, которые повлияли на коренное изменение формы, содержания и облика страны. Конечно же, они вызывали большие дискуссии как в стенах парламента, так и на обывательских кухнях. Кроме того, стоит отметить ряд решений и законов, принятие которых было чувствительным для мусульманского большинства страны. Это и закрытие медресе, и введение азана по-турецки (что, впрочем, не противоречило и нормам шариата; многие муэдзины после турецкого азана, спустившись с минарета, в стенах мечети дублировали его на арабском), и закрытие текке и завийе, кроме некоторых (это решение было принято после подавления восстания шейха Саида, который ратовал за восстановление халифата).

Вообще, в этой связи Ататюрк предстает перед нами как весьма противоречивая фигура. Противники Ататюрка и кемализма клеймят его за бездуховность, антирелигиозность и отрицание основ ислама. Сторонники, наоборот, говорят о том, что это лучшее, что могло случиться с исламской уммой, так как она сама погрязла во грехе и сбилась с истинного пути. Находятся и весьма оригинальные предположения, подчеркивающее, что по материнской линии Ататюрк является сеидом и его род восходит к пророку Мухаммаду. Все это приводит к тому, что на современном этапе среди турецкого политического истеблишмента мы можем наблюдать некий микс кемализма и глубокой религиозности. Пожалуй, самым ярким его проявлением является посещение новоизбранным мэром Анкары Мансуром Явашем (от республиканской партии СНР — детища Ататюрка) сначала могилы и мечети суфийского шейха Хаджи Бекташа Вели, а затем Аныткабира — мавзолея, где похоронен Ататюрк.

Во-вторых, в светском государстве он видит возможность мирного сосуществования не только различных религиозных конфессий, но и различных течений одной конфессии. Как результат, если сравнивать с другими странами региона, со времен образования республики и вплоть до сегодняшнего дня Турцию не сотрясали конфликты на религиозной почве.

В-третьих, если Ататюрк был противником ислама, то почему ислам не исчез из этой страны, более того, она до сих пор остается самым комфортным местом пребывания для мусульман всего мира?

В-четвертых, если он был противником ислама, то почему каждый год на свои деньги организовывал религиозные поминальные мероприятия (мевлют) в память тех, кто пал мученической смертью в битве при Галиполи?

И в-последних, в одном из интервью Ататюрка спросили, кто для него является примером военного гения и непревзойденным стратегом. Он ответил, что первый — это пророк Мухаммад, и в качестве примера привел расстановку войск во время сражения при Ухуде; а второй — это Фатих султан Мехмед, завоевавший Константинополь. Конечно же, справедливости ради стоит отметить, что подобные записи в его дневниках встречаются только до 1924 года, после установления республики и избрания нового пути для страны он уже не говорит о религии.

В целом, и во внутренней, и во внешней политике Мустафы Кемаля прослеживается четкое знание существующего положения, правильное целеполагание, точный расчет и прагматизм в принятии решений. Возможно, именно эти качества сделали его одним из самых успешных лидеров XX века.

Сегодня мы немного коснулись внутренней политики, а в следующих публикациях расскажем о состоянии дел на международной арене.

Ататюрк проводил свою культурную революцию примерно в это же время, что и Ленин. Так же, как и большевики, после того как был заложен политический и культурный фундамент нового общества, Кемаль обратился к религии и культурным преобразованиям. Поддержку этим реформам должны были оказать представители новой и ориентировавшейся на Европу интеллектуальной турецкой элиты.

Преобразования, начатые Ататюрком, затронули несколько фундаментальных основ государства: традиционную культуру, образование, религию, семейные ценности.

На первом этапе потенциальными противниками культурной революции представлялись религиозная знать и малообразованные крестьяне. Чтобы провести желаемые социальные и культурные реформы, необходимо было обеспечить пассивность и относительное безразличие последних. Поэтому Кемаль тщательно отделил эту фазу своих реформ от каких — либо преобразований в направлении экономического развития и изменений, которые могли бы спровоцировать рост политической нестабильности и активности оппозиции.

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил халифат. Члены османской династии были высланы за пределы страны. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований была подготовлена распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры турецкой армии считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства.

Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил неравенство между мужчиной и женщиной. Конечно, новый кодекс носил вполне определенные специфические черты, присущие только Востоку. Он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако установившиеся веками традиции порой тормозили применение новых брачно — семейных отношений на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалась девственность. Если муж обнаруживал, что его жена — не девственница, он отсылал ее обратно родителям, и до конца жизни она несла позор, как и вся ее семья. Иногда ее убивали без жалости отец или брат.

Мустафа Кемаль всячески поддерживал эмансипацию женщин. Женщины были допущены в аудитории некоторых факультетов Стамбульского университета. Им разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор, хотя раньше их не выпускали из кают. Разрешали ездить в тех же отделениях трамваев и железнодорожных вагонов, что и мужчинам. В 1930 году женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 году — в парламент. Результатом такой политики можно считать то, что через несколько десятков лет премьер — министром страны стала женщина — Тансу Чиллер.

Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам.

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх — уль — ислама — первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.

Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов — государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на молитвах так и не удалась, поскольку в Коране было важно не только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов. В декабре 1925 года в Турции было введено европейское летосчисление и времясчисление. Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу. Это было сделано для улучшения работы с западными предпринимателями. Мечеть Айя — София в Стамбуле превратилась в музей; В быстро росшей столице Анкаре практически не строили культовых религиозных сооружений.

Кроме того, в Турции ислам существовал на двух уровнях, Формальный, догматический — это религия государства, школы и иерархии. И народный — приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс, который находил свое выражение в дервишестве. Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична, В ней нет алтаря и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в духовный сан. Общие молитвы — это дисциплинирующий акт общины для выражения покорности единому Богу — Аллаху. С древнейших времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в учении, не могла удовлетворять потребности значительной части турецкого населения. Оно обращалось к культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы заменить формальный религиозный ритуал или что — то добавить к нему. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами.

В свою очередь, и кемалисты расправлялись со своими противниками без жалости. Мустафа Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена, запретил собрания, церемония и особую одежду. Уголовный кодекс запретил политические ассоциации на базе религии. Эго был удар в самую глубину, хотя он и не достиг полностью цели: многие дервишесКие ордена были в то время глубоко законспирированы.

Совершив религиозную реформу, Кемаль провел реформу и в области образования. Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований.

Для современного европейца насильственная смена одного головного убора другим может показаться не столь важной. Для мусульманина это было делом чести. С помощью одежды турок — мусульманин отделял себя от гяуров. Феска в то время была распространенным головным убором мусульманина — горожанина. Вся остальная одежда могла быть европейской, но на голове оставался символ османского ислама — феска. Кроме того, в 1925 году был отменен старый календарь и принят григорианский.

В 1928 году ислам официально был лишен статуса государственной религии, а осенью того же года был издан декрет о переходе с арабского алфавита на латинский.

После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило своей задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком культурном языке.

Несмотря на то, что реформа была необходима, многие не соглашались с ее крайними мерами. Попытка отделиться от тысячелетнего культурного наследия вызывала скорее обеднение, чем очищение языка. В 1935 году новая директива остановила на некоторое время изгнание привычных слов, восстановила какую — то часть арабских и персидских заимствований.

Как бы то ни было, турецкий язык менее чем за два поколения существенно изменился. Для современного турка документы и книги шестидесятилетней давности с многочисленными персидскими и арабскими конструкциями несут на себе печать архаичности и средневековья. Турецкая молодежь отделена от сравнительно недалекого прошлого высокой стеной. Результаты реформы благотворны, В новой Турции язык газет, книг, правительственных документов примерно тот же, что и разговорный язык городов.

Особых правил по выбору фамилий не было. Поэтому каждый мог выбрать себе то, что хотел. Большинство турок придумали себе вполне подходящие фамилии. Ахмет — водовоз стал Ахметом Водовозом. Исмаил — купец остался Купцом и т. д. Реформы, проведенные Ататюрком, уникальны с той точки зрения, что никому до Ататюка не удавалось в такое короткое время превратить отсталое, религиозное государство в светскую, просвещенную республику.

XX век имеет полное право называться веком революций. Именно в этот век были разработаны такие технологии, которые позволяют проводить подобные мероприятия в любых странах, с любыми формами правления.

Читайте также: