Толстой кавказский пленник план урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Федькина Анастасия Николаевна

Населенный пункт: ДНР, г. Горловка

Тема: Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Цели:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Тип урока: комбинированный (урок исследование).

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма, раздаточный материал.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА



Разгадай кроссворд (СЛАЙД 2, 3):

Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить умеет не каждый. А ведь дружба – это важная часть нашей жизни. К сожалению, не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами.

  • Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока

Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов (СЛАЙД 4)

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа по вопросам

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)

VI. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Работа

Предлагаю исследовать это.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводное слово учителя.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

Ответ:

- война на Кавказе;

- столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)

Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

-каким увидел Жилин аул после пленения;

-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул

- сакля

- мечеть

Словарная работа.

Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?

А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?

(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)

Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля- жилище кавказских горцев.

Мечеть - мусульманская церковь.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)

А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

( Учитель обращает внимание учащихся на детали)

Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;

- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;

- пуховые подушки.

Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?

Ответ: - в сакле нет мебели;

- люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Учитель: Почему?

Ответ: Обычаи, так было всегда.

Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?

Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).

Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?

Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.

А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:

- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?

Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)

Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.

Антитеза - противопоставление, противоположность

Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин

Костылин

ждет ответ на письмо

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

Ответ: - метафора;

- эпитет;

3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.

Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.

Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

Учитель: А Костылин?

Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.

Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Итоги урока:

Познакомились с жизнью кавказского аула;

  1. Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.

Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?

Домашнее задание:

  1. Составить план описания сакли или аула.
  2. Прочитать текст рассказа до конца.
  3. Подготовить пересказ первого побега из плена.

Список использованной литературы:

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001

Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна

МБОУ СОШ №3 г.о. Самара

Учебно-методическое обеспечение:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под ред. В.Я.Коровиной.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс, Просвещение, 2010.

3.Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс.

4.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…

Дидактические материалы 5 класс.

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: 1.Понять особенности жизни незнакомого народа.

2.Подвести учащихся к пониманию поведения

и взаимоотношения людей в исключительных условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать умение анализировать текст;

- отработать навыки выразительного чтения;

- научить подбирать и связывать между собой эпизоды для характеристики героя.

Развивающие:

- развивать навыки анализа текста.

Воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к отдельным событиям рассказа, в которых

урок применения знаний и умений;

Форма урока:

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2. Наглядные средства (иллюстрации)

3. Технические средства (компьютер, проектор)

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

6. Домашнее задание

Вводное слово учителя.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

- война на Кавказе;

- столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)

Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

-каким увидел Жилин аул после пленения;

-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул

Словарная работа.

Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?

А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?

(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)

Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля- жилище кавказских горцев.

Мечеть - мусульманская церковь.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)

А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

( Учитель обращает внимание учащихся на детали)

Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;

- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;

- пуховые подушки.

Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?

Ответ: - в сакле нет мебели;

- люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Учитель: Почему?

Ответ: Обычаи, так было всегда.

Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?

Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).

Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?

Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.

А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:

- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?

Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)

Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.

Антитеза - противопоставление, противоположность

Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 47-51

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

1. Рассказ учителя о Толстом и показ презентации, включающей портреты писателя, изображения литературных мест, связанных с его именем (Москвы и Ясной Поляны).

2. Какое воспитание и образование получил будущий писатель? Почему он не окончил курса в Казанском университете?

3. Каково значение Ясной Поляны в жизни Толстого? Какие задачи писатель стремился осуществить в Ясной Поляне?

Обобщающая беседа:

Как Ф. Ф. Торнау приручил хозяйскую собаку?

Как Торнау подружился с черкесскими детьми?

III. Основные эпизоды. Жилин в плену у горцев.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

Беседа по содержанию главы I:

Почему Жилин и Костылин решили ехать одни, без обоза?

Как поступил Костылин, увидев татар? Как это его характеризует?

Что думал и предпринимал Жилин, чтобы не попасть в плен? Какие черты его характера в этом проявились?

Почему Жилин всё-таки попал в плен?

Какое чувство вызывает описание гибели лошади?

Подумайте, что при этом чувствовал Жилин.

Озаглавьте главу I.

Чем отличались красный татарин и чёрный татарин?

Как выглядела Дина? Как она себя вела? Почему?

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Прослушивание эпизода в актёрском исполнении.

Обобщающая беседа:

Как встретились Жилин и Костылин?

Почему Жилин отказался заплатить большой выкуп?

Как он себя вёл в разговоре с татарами? Почему?

Почему он неправильно написал адрес на письме?

Озаглавьте главу II.

IV. Русский офицер Жилин. Жилин и Дина.
Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Душевная близость людей из враждующих лагерей

Беседа по содержанию:

Чем занимался Жилин в плену? Как это его характеризует?

Что было его главным желанием в плену и что он делал для его осуществления?

Как относились к Жилину татары? Как Дина относилась к Жилину? Почему она помогала ему? Что можно сказать о характере Дины?

Как в отношениях Жилина и Дины проявилась душевная близость? Почему между ними не было вражды?

Как в портрете старика отразился его характер?

Почему он выстрелил в Жилина?

Почему он хотел убить русских?

Почему он убил собственного сына?

Озаглавьте главу III.

2. Беседа по содержанию главы IV.

Как Жилин готовился к побегу? Зачем он ходил на гору?

Что необычного было в обряде погребения и поминовения убитого татарина?

Почему Жилин и Костылин решились на побег?

Озаглавьте главу IV

Обобщающая беседа:

Каково авторское отношение к национальной вражде?

Почему в рассказе рядом со сценами войны и вражды показаны эпизоды, изображающие душевную близость людей из враждующих лагерей?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Толстом. Дочитать рассказ до конца.

Групповое задание.

Составить устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).

Индивидуальные задания.

Нарисовать к рассказу собственные иллюстрации и подготовиться к их защите.

Основное содержание урока
Жилин и Костылин: два характера — две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Устные рассказы о Жилине и о Костылине (по группам).

II. Обобщающая беседа и составление плана сравнительной характеристики героев.

— Что нам уже известно о Жилине и Костылине? Каково их происхождение, профессия, род занятий?
— Почему они попали в плен?
— О чём нам говорят их фамилии?

Жилин и Костылин:
— русские дворяне, офицеры, участники кавказской войны;
— оба попали в плен;
— имеют говорящие фамилии

Решительность, смелость:
Жилин надеялся на себя и свою лошадь;
Трусость:
Костылин при виде татар сразу бросил Жилина и ускакал один

— Как Дина помогала Жилину? Зачем автор рассказывает нам об их дружбе?
— Почему Жилин решился на второй побег, а Костылин остался в плену?

— Как Жилин и Костылин выбрались из татарского плена?
— Как Толстой описывает чувства Жилина, когда он попал к своим?
— Как можно озаглавить эту главу?

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Чтение определений и комментирование понятий идея, сюжет, рассказ.

Что осуждает в нём автор, а что приветствует?

Что такое идея литературного произведения?

Что такое сюжет?

Какое литературное произведение называется рассказом?

Назовите рассказы, прочитанные вами в этом учебном году.

IV. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа.
Утверждение гуманистических идеалов

Каково авторское отношение к героям? Подтвердите свою позицию цитатами из рассказа.

В чём проявился поучительный характер рассказа? Какие мысли и чувства он вызывает у читателей?

Какие гуманистические идеалы утверждает Толстой своим рассказом?

Защита рисунков, выполненных учащимися.

Домашнее задание

Составить письменную сравнительную характеристику Жилина и Костылина по плану.

Групповое задание.

Основное содержание урока
Защита проекта. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Защита проекта.

III. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Каковы друзья и враги пленного Жилина?

Как Жилин оказался в плену?

Виноват ли в этом Костылин?

Кто в татарской деревне стал врагом Жилина?
(Красный татарин, старик Хаджи, дети, которые бросали в него камни.)

Почему они ненавидели Жилина?

Был ли врагом Жилина татарин Абдул? Свой ответ подтвердите текстом.

С каким чувством автор изображает национальную вражду?

Как Дина помогала пленному Жилину?

Почему оказалась возможной дружба людей из враждующих лагерей?

Г р у п п а 2.

Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

Как вели себя Жилин и Костылин перед попаданием в плен?

Как они общались с татарами в плену?

Чем они занимались? Почему?

Какие качества характеров этих героев изобразил Толстой?

Почему не удался первый побег? Виноват ли в этом Костылин?

Почему Жилин не бросил его в лесу?

Чем рисковал Жилин, отправляясь во второй побег?

Влияет ли характер и поведение человека на его судьбу?

Г р у п п а 3.

Почему возникла кавказская война?

Что заставило Толстого обратиться к теме войны и плена?

Что такое гуманизм, гуманистические мысли?

С каким чувством писатель рисует картины национальной вражды?

Какие качества характера Жилина воспевает писатель?

Как Жилин относился к татарам? Что этим хотел сказать Толстой?

Почему писатель уверен в возможности примирения и дружбы враждующих сторон?

2. Выступление групп с устными рассказами по своим темам.

Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

УРОКИ 50—51
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого.

I. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

Задания для проверки знания содержания изученных произведений (по выбору)

Задания для проверки навыков письменной монологической речи (по выбору)

1. Описание.
Опишите каморку Герасима. (Минимальный уровень сложности.)

Задания для проверки теоретико-литературных знаний (по выбору)

5. Что такое юмор?
Приведите примеры юмора из повестей Гоголя.

Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы по выбору)

Домашнее задание

Завершить дома выполнение заданий творческого характера.

Индивидуальные задания.

Подготовить чтение по ролям (или инсценирование) диалога фельдшера и дьячка.

«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: „На Кавказе тогда война была". Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете — на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.

От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.

Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау[2]

«Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку, наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее: тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми нежными глазами.

Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь ты смелость, — сказал мне однажды Тамбиев, — так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению. Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?" Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось, к их удовольствию.

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

Антитеза – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит – молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Монисто – ожерелье из монет.

Ногаец – представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Список литературы

Обязательная литература

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Толстому не было и девяти лет, когда он лишился обоих родителей.

Все предки Льва Толстого были военными, верой и правдой служили царю и Отечеству. Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I.

В 1851 году Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Три года Лев Николаевич и его брат Николай служили на Кавказе, принимая участие в боевых действиях. На тот момент Российская империя была втянута в войну с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война 1817–1864 годов оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт численного перевеса русской армии и её технического превосходства. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

События, описанные Львом Николаевичем в рассказе, происходили больше 100 лет назад. Российские войска, защищавшие дружеские народы Кавказа от набегов племён кавказских горцев, имевших тесные связи с мусульманской Турцией, постепенно продвигались от крепости к крепости.

Горцы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Журналы и газеты того времени охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену. Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие – нападение горцев на Толстого и четырёх других офицеров, отставших от обоза.

По сюжету небогатый русский офицер Жилин собирается домой, чтобы повидать мать и, возможно, жениться. И попадает в плен вместе с другим офицером.

Пребывание в плену меняет взгляд Жилина на горцев, узнав их жизнь изнутри, полюбив этот свободный народ, русский офицер становится пленником прекрасного Кавказа. Интересно, что в рассказе горцы часто называются писателем татарами. Дело в том, что тогда в России принято было это название для всех мусульман.

Кроме подробного описания жизни горского аула, в рассказе присутствуют и пейзажные зарисовки. Всё подчинено идее рассказа. На примере этого рассказа Толстой учит нас не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели; призывает людей уважать друг друга, чужую веру.

Автор, поднимая в произведении важные общечеловеческие проблемы, прославляет сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сравнить героев художественного текста – значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два (или более) героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.

Поступки, мотивы поступков – это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Примерный план сравнительной характеристики:

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

8. Авторская позиция.

Л. Н. Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Нужно вспомнить содержание произведения и выбрать один правильный ответ, выделив его цветом.

Главными персонажами являются Жилин и Костылин, которые попадают в плен к татарам. Но кому было адресовано письмо? Помните, как Костылин сразу согласился написать письмо, чтобы прислали за него выкуп, а Жилин спорил с татарами и написал письмо, указав неверный адрес, потому что из родных у него была только старенькая мама. Значит, верный ответ – Жилину.

На ленте времени расположите даты и события в жизни Л. Н. Толстого.

Многообразие этого человека всегда удивляло мир.

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Чтение статьи учебника .

Ясная Поляна перешла к Толстым от князей Волконских. Имение было дано в приданое матери писателя, Марии Николаевне (Волконской). Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, был представителем знатного, но небогатого дворянского рода. Он служил в армии, но слабое здоровье, расстроенное материальное состояние вынудили его выйти в отставку. Он женился и занялся ведением хозяйства Ясной Поляны. Больше всего в отце писатель ценил любовь к просвещению, гуманное отношение к крестьянам. (В усадьбе никогда никого телесно не наказывали.)

В семье было пятеро детей: Николай, Дмитрий, Сергей, Лев и Мария.

Матери Лев Николаевич не помнил: она рано ушла из жизни, мальчику было полтора года. Воспитанием детей занималась Татьяна Александрова Ергольская, дальняя родственница Толстых. Она прекрасно относилась к детям, окружила их заботой, лаской, теплом.

С ранних лет Толстой тонко воспринимал красоту родной природы: поля во время уборки хлеба, березы весной, темный лес. Любил животных, особенно лошадей, до глубокой старости хорошо ездил верхом. Самым счастливым временем жизни называл писатель свое детство.

В 1837 году семья переехала в Москву. Через полгода в Туле скончался отец. Еще через полтора года умирает бабушка, вслед за ней тетка, сестра отца, баронесса Остен-Сакен, которая являлась опекуншей детей. После этих несчастий опекунство над сиротами взяла другая сестра Николая Ильича Толстого – Пелагея Ильинична Юшкова. В 1841 году она перевезла всех детей к себе в Казань.

Все дети семьи, вырастая, поступали в Казанский университет. В 1844 году Лев Николаевич сначала поступил на факультет восточных языков, но через год перевелся на юридический. Неудовлетворенный университетскими занятиями, в 1847 году Толстой подал прошение об отчислении и уехал в Ясную Поляну.

В мае 1851 г. он уезжает на Кавказ, в действующую армию, где его брат Николай служил офицером артиллерии. Участвовал в боях.

Писатель прожил долгую интересную жизнь. Толстой умер в ноябре 1910 года.

II. Беседа о ранее прочитанных произведениях Л. Н. Толстого для детей.

IV. Чтение I и II глав рассказа.

4. В чем заключалась опасность пути?

5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену?

9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

Читайте также: