Личность как предмет воспитания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………
Понятие личность в российской и зарубежной педагогике……
Формирование личности в процессе воспитания…….
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………………………
2.1. Учет возрастных особенностей личности в процессе воспитания…..
2.2. Факторы и принципы воздействия на развитие личности……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2 курс.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Личность как предмет воспитания

Курсовая работа студента (тки) ___курса

специальность “социальная работа”

ШАБАЛДАС Ирины Юрьевны

кандидат педагогических наук, доцент

Оценка по курсовой работе________

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………… ……………

    1. Понятие личность в российской и зарубежной педагогике……
      1. Формирование личности в процессе воспитания…….

      ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………… ………………

      2.1. Учет возрастных особенностей личности в процессе воспитания…..

      2.2. Факторы и принципы воздействия на развитие личности……………..

      Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом к воспитанию, развитию и совершенствованию личности.

      Так же актуальностью данной работы является необходимость осознания влияния, оказываемого на личность в разные периоды ее развития и, благодаря осознанию, коррекции этих влияний.

      Разработанность исследуемой проблемы. Определенное значение для нашего исследования имеют работы Н.Н. Барковой, И.Ф. Харламова, В. Вараксина и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области воспитания личности.

      На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

      Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

      Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

      Объект исследования – личность в процессе воспитания

      Предмет исследования – формирование личности

      В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования :

      1. Определить характерные черты личности;

      2. Проанализировать процесс формирования и развития личности;

      3. Выявить основные (внутренние и внешние) факторы развития личности.

      Методы исследования: Изучение литературы по проблеме исследования, статей, рецензий; учебников по педагогике; ежемесячные журналы.

      ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

      1.1 Понятие личность в российской и зарубежной педагогике

      Представление личности, как высшей ценности жизни, соответствующее этому приоритету рассмотрение ценности сознания, его самореализации как осуществления человеком своего предназначения, составляют основу как теоретических, так и прикладных построений западной психолого-педагогической науки ХХ века. Несмотря на то, что данные представления органично вытекали из культурно-исторического контекста традиции европейской цивилизации, они составили главную альтернативу традиционным же (в первую очередь - европейским) подходам к воспитанию. Именно европейская (главным образом - немецкая) философия ХIХ века создает научную базу для поворота образования в культуросообразное европейской традиции гуманистическое русло. В этом феномене обнаруживаются все признаки развития, т.е. перехода в новое качество, которое первоначально обеспечивается прорывами философской мысли, обретает конкретику в психологических исследованиях и воплощается в педагогических подходах.

      Так, личность нередко трактовалась как результат развития индивидуальности, а сила и яркость социума определялись совокупностью индивидуальных личностей.

      1.2 Формирование личности в процессе воспитания

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      40. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ.

      Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем (Г. Гегель).

      А в современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

      Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:

      Закономерности развития . Развитие происходит:

      В единстве биологического и социального в человеке.

      Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). (Так, возраст от 10 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение в 1-2 года - отличники в 1-2 классах.)

      Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).

      Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Не отрицая великую роль деятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, что сама по себе деятельность для формирования основных психических качеств может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

      Базовые потребности личности (по Асмолову):

      Знание себя самого.

      Осознание смысла своей жизни (миссия).

      Принадлежность к группе (семье).

      Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия.

      Достоинство - ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.

      Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей.

      Оглавление

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

      2.1. Теории развития личности…………………………………………….11

      2.2. Факторы развития личности…………………………………………..13

      2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

      Файлы: 1 файл

      ЧИСТОВИК по педагогике.docx

      Российский государственный социальный университет

      филиал РГСУ в г. Минске

      Кафедра социальной работы

      Контрольная работа

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

      ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11

      2.1. Теории развития личности………………………………… ………….11

      2.2. Факторы развития личности………………………………… ………..13

      2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

      Как в древности, так и сейчас центральной фигурой в педагогике является личность человека на разных возрастных этапах. Рождается человек как биологическое существо, а личностью становится в процессе всей жизни, т.е. личность это приобретенное качество. Однако процесс развития личности может быть положительным или отрицательным. И поэтому для правильного направления развития человека в педагогике существует процесс воспитания.

      Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей. В будущем эти дети не могли жить в человеческом обществе, т. к. в свое время они не получили тот ценный опыт общения с другими людьми, на пример: с родителями, со сверстниками и т.д.

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

      Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе [2].

      Эта роль определяется личными достоинствами человека, обозначающими его место, роль в обществе, общественную зрелость. Также личность — это социальная характеристика и оценка человека. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. Личность в психологии системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности [5;60].

      Таким образом, какие бы науки не занимались проблемой изучения личности, они ставят на первое место человека как общественного существа, его индивидуальность и неповторимость. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается именно общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

        1. . Специфика педагогического подхода к личности

        Постольку педагогика занимает весьма значимое место в структуре наук изучающих человека, то она также должна иметь научное представление о его личности. Изучение понятия личности, её развитие и формирование является одной из наиболее сложных проблем в педагогике. Это необходимо, т. к. основным предметом в педагогике являются взаимоотношения между развитием личности и воспитанием.

        В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность [5;61].

        Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение [2].

        Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости[6;67].
        Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества [6;68].

        Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил [4]:

        1. разумность,
        2. ответственность,
        3. свободу,
        4. личное достоинство,
        5. индивидуальность.

        Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно- творческий характер. В этом смысле характеристика понятий человек и личность дополняется понятием индивидуальность. Это то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения [6;69]. Необходимо различать в личности индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия — тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность индивидуалиста — эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах и значении, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален, ибо связан с присвоением права жить за счет других [5;66].

        Для полноты характеристики человека как общественного существа нельзя обойти понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам. Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственных научных категорий. Но поскольку, как показано выше, личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий развитие и формирование [6;70].

        Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные [5;72].

        Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика человека, происходят изменения и в его нервной системе [5;72].

        В момент рождения человек представляет собой биологическое существо. Стать субъектом, личностью, индивидуальностью ему предстоит в процессе онтогенеза, т.е. через путь возрастных и индивидуальных изменений, путь, детерминированный скудностью и постоянством или разнообразием и сменяемостью условий, силой их воздействий. В целостной личности находит свое сочетание природное и социальное начало. Развитие биологических задатков и свойств обеспечивает процесс функционального созревания человека, его анатомо-физиологических структур. Нахождение человека в социальной среде связано с приобретением социальных свойств и качеств: овладением речью, нормами поведения в обществе, включением в деятельность; традициями, особенностями трудовой деятельности; наличием высокоорганизованного мозга, обладающего сознанием, то есть способностью познавать окружающий мир.

        Содержание Свернуть

        Социализация и воспитание

        Человек, индивид, личность

        Стадии развития личности

        Читайте также: