Свойства личности студента как предпосылка эффективности его деятельности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Студенчество — это особый этап в жизни человека. Заслугой психологической школы Б.Г. Ананьева является представление проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории.

Несмотря на различия в социальном происхождении и, соответственно, в материальных возможностях, студенческое сообщество связано с общим видом деятельности и в этом смысле образует особую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальной концентрацией приводит к определенной общности интересов, групповой идентичности, специфической субкультуре и образу жизни, которые дополняются и усиливаются возрастной однородностью, чего нет у других социально-профессиональных групп. Социально-психологическая общность объективируется и консолидируется через деятельность ряда экономических, культурных, образовательных, спортивных и домохозяйственных студенческих организаций.

Студенчество как часть молодежи представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и жилья, социальным поведением и психологией, системой ценностей. Для его представителей подготовка к будущей деятельности в выбранной сфере материального или интеллектуального производства является основным, хотя и не единственным видом деятельности.

Студенчество — достаточно мобильная социальная группа, ее состав ежегодно меняется, так как количество принятых в вузы студентов превышает количество выпускников.

Есть и другие типичные черты студенческого коллектива. Во-первых, социальный престиж. Студенчество — это наиболее подготовленная, образованная часть молодежи, что, несомненно, ставит ее в ряд передовых групп молодежи. Это, в свою очередь, предопределяет формирование специфических особенностей психологии студентов.

Стремясь продолжить обучение в вузе и тем самым осуществить свою мечту о высшем образовании, большинство студентов осознают, что высшее образование является одним из средств социального продвижения молодежи, и это служит объективным условием, формирующим психологию социального продвижения.

Специфика профессионально-личностного развития студента - Психологические особенности студенчества

Специфика профессионально-личностного развития студента — Психологические особенности студенчества

Психологические особенности студенчества

С точки зрения общего психического развития, период обучения в университете — это время интенсивной социализации студента, развития высших психических функций, формирования всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенческий коллектив только с точки зрения биологического возраста, то период подросткового возраста можно назвать переходным этапом развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период ассоциируется с процессом становления взрослости.

Период обучения в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который характеризуется сложностью формирования личностных характеристик, процессом, который анализировался в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Особенностью этого периода является то, что в нем постепенно наступает физическая, моральная и умственная зрелость, которая находит свое синтетическое выражение в зрелости к труду, включающей способность выполнять различные физические или умственные работы при достаточно высокой нагрузке.

Наиболее важным качеством этого периода, которое необходимо учитывать и развивать в образовательном процессе, является умение находить и ставить проблемы, а также такой компонент, как нестандартный подход к уже известным проблемам, умение выделять определенные проблемы в более общие и т.д.

В социально-психологическом аспекте студенческое население характеризуется наиболее высоким уровнем образования и профессиональной ориентации по сравнению с другими группами населения. В то же время студенчество — это социальная общность, характеризующаяся социальной активностью и довольно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности контингента учащихся является основой отношения учителя к каждому ученику как к партнеру по педагогическому общению, как к личности, представляющей интерес для учителя. В рамках личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самоорганизующийся субъект педагогического взаимодействия. Студенту присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной деятельности на решение конкретных профессиональных задач.

Она проявляется в импульсивности и рассеянности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и умышленной дисгармонии. Данные исследования Института молодежи (Москва) вызывают тревогу и показывают, что лишь небольшое количество студентов связывают достижение успеха в жизни с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и инновациями; большинство молодых людей не хотят участвовать в борьбе за свои права, а уровень нормативно-правовой культуры студентов низок.

Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодых людей в собственные силы и способности, дает основание надеяться на полноценную и интересную жизнь. В то же время на втором и третьем курсах часто встает вопрос о выборе вуза, специальности и профессии. В конце третьего года обучения окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Студенчество — это мобильная социальная группа

Она проявляется в импульсивности и рассеянности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и умышленной дисгармонии. Данные исследований Института молодежи (Москва) вызывают тревогу. Они показывают, что лишь небольшое количество студентов связывают достижение успеха в жизни с духовно-нравственными и гражданскими качествами, творчеством и инновациями; большинство молодых людей не хотят участвовать в борьбе за свои права, а уровень нормативно-правовой культуры студентов низок.

Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодых людей в свои силы и способности, рождает надежду на полноценную и интересную жизнь. В то же время на втором и третьем курсах часто встает вопрос о выборе вуза, специальности и профессии. В конце третьего года обучения окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Однако бывает так, что в это время принимается решение не работать в этой сфере в будущем. По данным, приведенным В.Т. Лисовским, только 64% студентов старших курсов четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга четко решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным талантам и интересам. Часто среди студентов наблюдаются перепады настроения — от восторженного в первые месяцы обучения в университете до скептического при оценке системы преподавания в университете, отдельных преподавателей и т.д.

Часто выбор профессии определяется случайными факторами. Это явление особенно нежелательно при выборе университета, поскольку такие ошибки дорого обходятся как обществу, так и самому человеку. Поэтому работа по карьерному консультированию с молодыми людьми, поступающими в высшие учебные заведения, чрезвычайно важна. По мнению Б.Г. Ананьева, студенческий возраст — это сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику и развитие личности человека. В период обучения в вузе в благоприятных условиях у студентов развиваются все уровни психики.

Они определяют направленность сознания человека, то есть формируют образ мышления, характеризующий профессиональную направленность личности. Для успешного получения высшего образования требуется достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудиции, широты познавательных интересов, владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня, его можно компенсировать за счет повышения мотивации или эффективности, прилежания, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть предел, за которым компенсационные механизмы перестают помогать, и ученик может быть исключен.

Факторы, влияющие на успешность обучения студентов

Изучение личности студента в практике высшего образования осуществляется по следующим показателям: Мотивы поступления в колледж, уровень общеобразовательной подготовки, вид деятельности до поступления в колледж, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития навыков, черты характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии.

Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюдения, просмотр самостоятельных работ учащихся, результаты тестов, тестов, тестов. На основе такого исследования осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Выявляются трудности в учебной и практической работе, определяются предпочитаемые учебные дисциплины и виды преподавания, самооценка уровня своей деятельности и своей личности, степень удовлетворенности.

Студенческая деятельность характеризуется ее целями, содержанием, внешними и внутренними условиями, средствами, трудностями, особенностями протекания психических процессов, проявлениями мотивации. Студенчество имеет большое социальное значение, так как обусловлено необходимостью решения важнейшей задачи высшего образования — обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующей подготовкой. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основной деятельностью студента является учеба, участие в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, проводимых с образовательной и воспитательной целью.

Следует также учитывать специфику деятельности студентов:

  • Специфика целей и результатов (подготовка к самостоятельной работе, приобретение знаний, навыков, развитие личностных качеств), специфика объекта изучения (научные знания, информация о будущей работе);
  • планируемые условия деятельности студентов (программы, условия обучения); специальные средства деятельности — книги, лабораторное оборудование и т.д.

Студенческая деятельность характеризуется интенсивностью психического функционирования, необычно высоким интеллектуальным напряжением; в процессе деятельности у студентов возникают перегрузки и задачи, вызывающие напряжение (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

В целом, личность студента как будущего специалиста с высшим образованием развивается по нескольким направлениям, а именно:

Профессионально-личностное развитие студента

Основой формирования личности является самооценка, которая строится на оценке индивида другими людьми и его оценке этих других людей. Особое внимание уделяется личности человека.

В современной отечественной и зарубежной психологии проведено большое количество исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов посвятили фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования проблеме развития личности специалиста в процессе высшего образования. Личностный подход в профессиональном образовании студентов исходит из идеи абсолютной ценности личности, создания условий для целостного развития и самореализации субъектов образовательного процесса.

Процесс жизненного самоопределения в психологической науке связан с развитием самопознания как психической деятельности, направленной на себя, и с формированием внутренней позиции взрослого человека. Профессиональное самоопределение человека — это формирование трудовой деятельности. Это означает, что профессиональное самоопределение связано с формированием зрелой внутренней (профессиональной) позиции.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование личности студента.

Зиновьев Сергей Владимирович

г.Жердевка,Тамбовская обл.

Студента, как личность можно охарактеризовать с 3 позиций:

1) с психологической, как единство психологических состояний, процессов и свойств личности. Главной чертой данной позиции можно выделить психические свойства (способности, характер и темперамент), от которых зависит возникновение психических состояний, протекание психических процессов и проявление психических образований. При этом нужно не забывать, что конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) с социальной, через которую воплощаются общественные качества и отношения, возникающие от принадлежности студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, как безусловные рефлексы, тип высшей нервной деятельности, инстинкты, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост физическую силу и т.д. Эта сторона в основном определяется наследственностью и врожденными задатками, но может изменяться под влиянием условий жизни.

Воспитание успешной личности представляет собой систематическую работу по вовлечению студентов в разные направления работы, связанные с формированием в их сознании потребности профессионального становления. Основными направлениями такой деятельности в колледже считается:

- проведение мероприятий с участием представителей производства, предпринимателей, выпускниками колледжа, работающими по специальности;

- проведение работы с родителями;

- участие в культурно - массовой работе;

- самостоятельная познавательная деятельность.

Педагогическая деятельность является частью педагогического искусства и мастерства. Преподаватель должен обладать определенным искусством понимать и в совершенстве владеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, и навыками, профессиональной увлеченностью, развитым мышлением и интуицией, нравственно-этическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, способствует формированию личности, успешности и профессионализма студентов. Формирование специалиста происходит путём его целенаправленного, специально организованного обучения в стенах учебного заведения. Теоретический анализ литературы показал, что направленность личности является систематизирующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека.

Профессиональная направленность - ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих и способностей в избранной профессии, она не является абсолютно самостоятельным личностным образованием, а одним из видов общей направленности. Профессиональная направленность может претерпевать изменения в соответствии с меняющимися условиями, в которых оказывается человек, сохраняя при этом свою структуру. Критерием эффективности профессионального становления может служить успешность учебной деятельности студента, выражающаяся в оценках по учебным дисциплинам, уровне психологической готовности к обучению. Успешность обучения студента в колледже определяется как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными и педагогическими) факторами. К социальным факторам относят социальное происхождение студента, место жительства, материальное и семейное положение и т.д. Группа педагогических факторов, обуславливающих успешность обучения, включает уровень и качество подготовки студента, уровень организации учебного процесса, развитость его материально-технической базы, уровень компетенции и мастерства преподавателей и т.д. Среди психологических факторов выделяют две подгруппы: познавательную и личностную. К подгруппе познавательных факторов детерминирующих успешность обучения относят восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания. В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы и самопознание. Все вышеперечисленные факторы способствуют успешности и формированию профессионализма личности студента. Успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей. Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к обучению в колледже.

Впервые учебно-профессиональная или трудовая деятельность, или та и другая вместе, становятся ведущим типом деятельности, в рамках которой и формируется осознание себя в профессии, которое позволяет студенту перейти на новый социальный уровень, направленный на развитие себя в профессии. Профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психологического развития и происходящее в определённых соцкультурных условиях. Процесс развития профессионально значимых особенностей личности студента в колледже организуется на протяжении всего периода его профессиональной подготовки - от момента поступления в колледж, до поступления на работу.

Мотивация учебно-познавательной деятельности у студентов должна быть связана с поиском внутренних условий повышения эффективности учебной деятельности. Поэтому одним из ключевых средств развития мотивационной сферы личности студента является специально-организованная деятельность, основывающаяся на факторах, влияющих на активизацию специально организованной самостоятельной работы студентов. Отсюда актуальной ставится проблема в выборе метода организации самостоятельной работы студентов. При этом устанавливаются устойчивые, доверительные отношения между преподавателями и студентами. Одним из таких подходов взят механизм планирования учебного времени. Последнее развивает самостоятельность, самоконтроль, которые, в свою очередь, способствуют возникновению целевой мотивации учебно-познавательной деятельности.

1. Абдулина, О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А.Абдулина // Высшее образование в России. - 1993. - № 3.

2. Асмолов А.А. Психология личности - М.: ЮНИТИ, М.2013

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? - М.: ИНФРА- М ,2014

4. Новикова И.А. Факторы успешной деятельности студентов - М.: Логос, 2013 .

Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социальную категорию, специфическую общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [1]. По определению И.А. Зимней, студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, отличающихся наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [2]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий этап формирования личности и как основная стадия профессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам у личности создаются оптимальные субъективные условия для формирования навыков самообразовательной деятельности [3].

Современный студент вуза — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет все возможности к дальнейшему развитию. Будучи важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса — вчерашний школьник, который не имеет необходимого опыта и ощущает острую необходимость в его приобретении.

В связи с этим очень важно, чтобы преподаватель направил деятельность студента-первокурсника на как можно более быструю адаптацию к самостоятельной работе. Это подразумевает развитие познавательной деятельности. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдать экзамены.

Студенту присущи общие возрастные особенности: биологическая (тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты, физическая сила и др.); психологическая (единство психологических процессов, состояний и свойств); социальная (общественные отношения, качества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, особенности его психических процессов и состояний.

Для нас важно знать особенности перехода, развития от подросткового возраста к юношескому. В этом возрасте люди пытаются найти свое место в обществе, стремятся понять себя, более критично относиться не только к себе, но и к другим. Особенности эти выделяют как отечественные, так и зарубежные исследователи — А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.

Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.

Особенно сложно приходится студентам первого курса. Временной отрезок между окончанием школы и началом обучения в вузе очень короткий, и именно на нем необходимо существенно скорректировать ранее поставленные цели, глубоко переосмыслить свои привычки и поведение, в результате чего появляются новые качества, которые способствуют выполнению новых социальных ролей, проявлению таких личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому — однокурсникам, преподавателям специализированных предметов, различным формам отчетности и значимости в глазах окружающих.

Исследователи выделяют наиболее благоприятные для развития способностей так называемые сензитивные периоды онтогенеза человека. В эти периоды может происходить особенно интенсивное развитие способностей, опережающее общее развитие личности. Это — важное условие становления способностей.

Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природа психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов. Наиболее глубокие социальные и психофизиологические сдвиги происходят на гранях между прекращением созревания и стабилизацией зрелых, сформированных структур поведения и интеллекта человека.

Составляющими этой структуры являются: повышение функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение. Б.Г. Ананьев в итоге эксперимента сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня (табл. 1).

Анализ данных таблицы показывает, что на возраст от 18 до 22 лет (возраст, который нас больше всего интересует) приходится самый большой процент функционального уровня (46,8%), т.е. самый большой всплеск познавательных способностей.

В студенческом возрасте происходят важные преобразования межличностных отношений. Они, характеризующиеся тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлективностью, становятся источником эмоциональных переживаний. В данном возрасте усиливается потребность в понимании и сопереживании, сочувствии, установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из ведущих факторов личностного развития.

В.С. Ильин [5] и В.А. Никитин [6] определяют, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. В учебной деятельности адаптация связана с овладением методами познавательности, ориентацией в познавательных ценностях. Смена привычной среды может быть обострена неудовлетворенностью результатами учебы, межличностными отношениями, потерей привычного статуса в группе, тревогой в выборе будущей профессии. Это приводит к стрессам и нервному истощению, утомляемости и так называемой дезадаптации. Дезадаптация может проявляться в изменении системы внутренней регуляции, серьезных отклонениях в психике, саморазрушающем поведении, агрессии.

У одних студентов выработка нового поведенческого стереотипа проходит скачкообразно, у других — более или менее ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности. Однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система его включения в новые виды деятельности и в новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной работе;

социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, строительству взаимоотношениям с ней, выработке собственного стиля поведения.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Адаптация студентов к учебному процессу обычно завершается где-то в конце 2-го — начале 3-го семестров.

Педагоги и психологи объясняют это индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.

По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов.

У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку.

Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества.

В ходе обучения в вузе разные курсы решают различные задачи. На первом курсе стоят задачи приобщения бывшего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни: у первокурсника отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс — это период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения. Студенты получают общую подготовку, формируются свои широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации (формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации) зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Четвертый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и др. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Для познавательной деятельности студента большое значение имеет эстетический аспект, который придает данной деятельности определенную направленность, способствует развитию интересов. Познавательная активность, любознательность и эстетическое воспитание неразрывно связаны друг с другом. Эстетическое содержание познавательной активности несколько ослабевает под давлением различных социальных структур и интересов.

Эффективность познавательной активности может быть обеспечена посредством определенных педагогических условий, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе, обеспечивающую достижением студентами готовности к творческому взаимодействию с информацией.

В связи со своеобразием целей, задач, содержания, форм и методов процесса обучения, а также из-за возрастных и психологических особенностей студентов технический вуз имеет свою специфику.

Социально-экономические условия требуют от выпускников технических вузов таких качеств, как предприимчивость, коммуникабельность, готовность адаптироваться к новым условиям работы. Специалисту на производстве приходится иметь дело с обильным потоком информации, который ему необходимо правильно принять, переработать и передать, что невозможно без наличия личностных коммуникативных резервов.

Ряд исследователей отмечает, что студентам технического вуза присуще развитие невербального интеллекта, в структуру которого включены способности к конструктивной деятельности, более развитые пространственные представления, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления (Л.А. Баранова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Собчик). Выявлен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. У студентов технических вузов исследователи отмечают усиление интровертности личности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, отсутствие стремления к доминированию, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с сокурсниками, критическое отношение к окружающему.

Для студента втуза важным этапом профессионального становления становится развитие умственных способностей: существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях, характерными становятся [1] :

Однако, как свидетельствуют работы З.И. Калмыковой [8], Н.С. Лейтеса [9], Б.М. Теплова [10] и др., без специальных комплексных воздействий познавательная активность не перерастает в адекватную деятельность, снижается обучаемость, продуктивность мышления, уровень притязаний студентов. Недоразвитие познавательной активности, конечно, в той или иной мере компенсируется. Если исходить из результатов многочисленных исследований, такая компенсация, прежде всего, тормозит развитие личности студента, что, в свою очередь, влечет снижение познавательной активности или ее одностороннее развитие.

Нам представляется, что познавательная активность включает широкий круг задач. Она может явиться составной частью различных видов как учебной, так и внеучебной деятельности обучающихся, содействующих углублению и расширению сферы познания студентов в избранной ими специальности. Мы исходим, главным образом, из необходимости формирования у студента творческих качеств личности, потребностей и возможностей выйти за пределы изучаемого материала, способности к саморазвитию и непрерывному самообразованию.

В целом познавательная активность, выступая как важнейший фактор развития студентов, характеризуется потребностью в расширении общего кругозора, повышения интеллектуального уровня.

Таким образом, только учитывая возрастные особенности студентов, мы можем эффективно развить их познавательную активность. Последнее — один из ведущих механизмов, обеспечивающих в дальнейшем высокий уровень самостоятельности и ответственности студента.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.

3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С. 673.

5. Ильин В.С. О повышении системности в педагогической подготовке студентов к работе в школе / Современные задачи общеобразовательной школы и проблемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С. 24—36.

7. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: Автореф. дис….канд.пед.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19.

9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 318.

10. Теплов Б.М. Практическое мышление: хрестоматия по общей психологии мышления. — М.: Педагогика, 1981. — С. 177.

Современная высшая школа, признавая в качестве основополагающего принципа принцип гуманизации образования, выступает как система условий, обеспечивающих развитие личности во всех ее проявлениях. Акцент на развитие личности студента выдвигает на первое место ряд проблем, среди которых одно из центральных мест занимает проблема эмоциональности.

Как фундаментальное свойство человеческой психики, эмоции являются одним из основных компонентов в структуре личности, включаясь практически во все ее образования и участвуя в регуляции ее деятельности. Эмоциональные характеристики в значительной степени обусловливают характер взаимоотношений человека с окружающей средой.

В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.

Теоретические основы исследования особенностей эмоциональной сферы личности студентов

Возрастные психологические особенности студентов.

В данном разделе рассмотрим развитие возрастного периода – юность, с каких сторон характеризуется студент, различим формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Рассмотрим развитие студента на разных курсах.

Юность – это стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников к вузу обычно ученые выделяют следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

В значительной степени психическое состояние студен­та зависит от его успехов в учебе, тактичности преподава­телей, их доброжелательности, а также взаимоотношений, социально-психологической атмосферы в коллективе. Со­стояния вызываются значимыми для личности студента воздействиями или же слабыми, но длительно действующи­ми. Особенности этих состояний зависят прежде всего от психических свойств личности, ее мотивации и типа нервной системы.

В ходе учебы в вузе на психическом состоянии молодого человека сказываются его отрыв от дома (если учеба связа­на с переменой местожительства), необходимость адапта­ции к новым условиям и усложнение деятельности, повы­шение требований к самостоятельной работе и др.

Как вызывать и поддерживать положительные психиче­ские состояния студентов и как нейтрализовывать, сни­мать, предупреждать отрицательные? Средства и методы для этого — научная организация труда обучаемых, убеж­дение, внушение, поощрение, культурно-массовая работа, спорт, индивидуальные беседы, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Особым психическим состоянием является внутренний конфликт — столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремле­ний. Основными его причинами являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные притязания, противоположно направленные моти­вы самоутверждения. Разрешение внутрен­него конфликта высвобождает энергию, приносит радость и чувство удовлетворения.

У стрессоустойчивых личностей духовный кризис, как правило, не наступает внезапно. Негативные эмоции, порождаемые неудачами, тяжелыми событиями в личной и обще­ственной жизни, постепенно суммируются, накладываются одна на другую. Возникают отчаяние, чувство безнадежно­сти, безысходности, бессмысленности последующей жизни, что и подталкивает к роковому способу разрешения всех мучений и противоречий. Каковы бы ни были причины и мотивы самоубийства, его психологические предпосылки вызревают заранее, уже у подростков. К таким предпосыл­кам следует отнести проблемы в миропонимании, ограниченность внутреннего мира, малодушие, индивидуализм, слабую готовность к преодолению неизбежных трудностей в жизни, к самоуправлению в экстремальных ситуациях. Сдедовательно, студент должен учиться управлять своими эмоциями.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Читайте также: