Личность как объект и субъект педагогического процесса кратко

Обновлено: 07.07.2024

· проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

· осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

· анализ результатов решения.

Педагогическое взаимодействие и его виды. Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса в педагогическую действительность основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В теории традиционной педагогики субъект - это педагог, а объектом естественно считается ребенок, школьник и даже обучающийся взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.

Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик-ученик", "ученик-коллектив", "ученик-учитель", "учащиеся - объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность-деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник-объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.

Педагогический процесс как целостное явление характеризуется наличием объекта и субъекта. Его объектом выступает личность учащегося (воспитанника), развитие которой обусловлено всей совокупностью условий организации и осуществления педагогического процесса. Развитие личности охватывает всю полноту ее жизненных отношений, а педагогический процесс, организуемый в целях обучения и воспитания, лишь вводит человека в мир культуры. Он устанавливает специфическое отношение между личностью и культурой, определенным образом трансформирует ее, а также детерминирует деятельность обучаемого или воспитуемого как своей целью, так и содержанием обучения и воспитания, их стратегией, характером и формами взаимодействия педагогов и воспитанников.

Педагогическое воздействие, ответственность за развитие определенных качеств личности у воспитанников остаются за педагогами. Другое дело, что педагогическое руководство не должно быть авторитарным.

Это означает, что проблема развития личности в педагогике конкретизируется с точки зрения целей и средств педагогического процесса. Однако развитие личности оказывается детерминированным не только взаимодействиями, осуществляемыми в педагогическом процессе. Личность – это неповторимая индивидуальность, обладающая определенными предпосылками, возможностями, которые позволяют ей в известной степени реагировать на воздействия педагогического процесса. Более того, растущая личность характеризуется активным отношением к детерминирующим педагогическим воздействиям (принимает, проблематизирует, отвергает). Другими словами, она включается в педагогический процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за его результаты. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса в этой связи требует определения такой его образовательной стратегии, которая позволяла бы поставить личность обучающегося в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную.

Инновации в педагогике последних полутора десятка лет были направлены на изменение представления об обучаемом какобъекте руководства, поучения, формирования, которое было следствием традиционной интерпретации педагогического процесса как односторонне направленного воздействия на него. И хотя сегодня подобные взгляды остро подвергаются критике, однако они упорно сохраняют свое место в педагогических публикациях и сознании педагогов. Причиной этого, несомненно, является сила традиции, но не толькоона ответственна за репродукцию представлений педагогов о своих вocпитанниках только как об объектах педагогического процесса.




Утверждению так называемого объект-субъектного подхода в понимании педагогического процесса способствовал и массовый педагогический опыт который формировал убеждение в том, что данный процесс находится только во власти учителей. Если же обучаемый вдруг переставал быть объектом, то у педагогов возникало чувство неуверенности, тревога по поводу неопределенности ситуации, состояние профессиональной беспомощности.

Следовательно, главная идея гуманизации образования заключается в том, чтобы обучаемый в целостном педагогическом процессе рассматривался как субъект деятельности, субъект развития. При этом, если он подвергается внешнему воздействию, оказывающему определенное влияние на него, то тем не менее он развивается сам.

Внешнее воздействие дает развивающий эффект лишь в том случае когда оно перестает быть только внешним условием, а учащийся воспринимает его внутренне как органичную часть своей жизненной динамики.

Определение гуманистической стратегии образования поэтому связано с изучением того, как обучаемый проявляет себя в педагогическом процессе, какими предпосылками располагает для функционирования и развития в нем, каких при этом достигает результатов. Гуманизированный педагогический процесс ориентирован прежде всего на личностные потенции воспитанника, их актуализацию, тем самым способствуя развитию и саморазвитию его личности.

Оппонируя модным экзистенциальным концепциям жизни, в которых она сводилась лишь к способам существования, С.Л. Рубинштейн раскрывал жизнь как особый процесс, включающий в себя человека, действиями которого он определяется, изменяется, направляется и т.д. Специфика жизненного процесса человека связана с его осуществлением субъектом, что не исключает и объективной детерминации событиями, обстоятельствами, но и не позволяет понять ее вне субъекта [37] .

Одним из плодотворных следствий такой научной реконструкции оказалась замена дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника в педагогическом процессе личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на обучаемого как на личность, отрицающей манипулятивный подход к детям. Однако при этом не удалось избежать категоризации, обусловленной естественной для переходного периода реакцией на административный стиль педагогического руководства.

Существуют по меньшей мере три подхода к взаимодействию между педагогом и воспитанником в педагогическом процессе. В первом подходе воплощена крайняя форма педоцентризма, когда взрослый стремится выполнить любое сиюминутное желание ребенка. Второй подход предполагает заботу об интересах ребенка не только в настоящем, но и в будущем и поэтому не отвергает предъявления определенных требований к нему. Для сторонников третьего подхода цель образования состоит во включении ребенка в определенную социальную группу и формировании его мировоззрения в соответствии с национальной, классовой или религиозной принадлежностью.

Личность – объект и субъект педагогического процесса одновременно. Субъект-субъектные отношения личности развертываются внутри субъект-объектных отношений педагогического процесса. В этом состоит особенность педагогического процесса, не учитываемая в различных социально-психологических актах, применимых к любому общению.

Педагогический процесс как целостное явление характеризуется наличием объекта и субъекта. Его объектом выступает личность учащегося (воспитанника), развитие которой обусловлено всей совокупностью условий организации и осуществления педагогического процесса. Развитие личности охватывает всю полноту ее жизненных отношений, а педагогический процесс, организуемый в целях обучения и воспитания, лишь вводит человека в мир культуры. Он устанавливает специфическое отношение между личностью и культурой, определенным образом трансформирует ее, а также детерминирует деятельность обучаемого или воспитуемого как своей целью, так и содержанием обучения и воспитания, их стратегией, характером и формами взаимодействия педагогов и воспитанников.

Педагогическое воздействие, ответственность за развитие определенных качеств личности у воспитанников остаются за педагогами. Другое дело, что педагогическое руководство не должно быть авторитарным.

Это означает, что проблема развития личности в педагогике конкретизируется с точки зрения целей и средств педагогического процесса. Однако развитие личности оказывается детерминированным не только взаимодействиями, осуществляемыми в педагогическом процессе. Личность – это неповторимая индивидуальность, обладающая определенными предпосылками, возможностями, которые позволяют ей в известной степени реагировать на воздействия педагогического процесса. Более того, растущая личность характеризуется активным отношением к детерминирующим педагогическим воздействиям (принимает, проблематизирует, отвергает). Другими словами, она включается в педагогический процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за его результаты. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса в этой связи требует определения такой его образовательной стратегии, которая позволяла бы поставить личность обучающегося в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную.

Инновации в педагогике последних полутора десятка лет были направлены на изменение представления об обучаемом какобъекте руководства, поучения, формирования, которое было следствием традиционной интерпретации педагогического процесса как односторонне направленного воздействия на него. И хотя сегодня подобные взгляды остро подвергаются критике, однако они упорно сохраняют свое место в педагогических публикациях и сознании педагогов. Причиной этого, несомненно, является сила традиции, но не толькоона ответственна за репродукцию представлений педагогов о своих вocпитанниках только как об объектах педагогического процесса.

Утверждению так называемого объект-субъектного подхода в понимании педагогического процесса способствовал и массовый педагогический опыт который формировал убеждение в том, что данный процесс находится только во власти учителей. Если же обучаемый вдруг переставал быть объектом, то у педагогов возникало чувство неуверенности, тревога по поводу неопределенности ситуации, состояние профессиональной беспомощности.

Следовательно, главная идея гуманизации образования заключается в том, чтобы обучаемый в целостном педагогическом процессе рассматривался как субъект деятельности, субъект развития. При этом, если он подвергается внешнему воздействию, оказывающему определенное влияние на него, то тем не менее он развивается сам.

Внешнее воздействие дает развивающий эффект лишь в том случае когда оно перестает быть только внешним условием, а учащийся воспринимает его внутренне как органичную часть своей жизненной динамики.

Определение гуманистической стратегии образования поэтому связано с изучением того, как обучаемый проявляет себя в педагогическом процессе, какими предпосылками располагает для функционирования и развития в нем, каких при этом достигает результатов. Гуманизированный педагогический процесс ориентирован прежде всего на личностные потенции воспитанника, их актуализацию, тем самым способствуя развитию и саморазвитию его личности.

Оппонируя модным экзистенциальным концепциям жизни, в которых она сводилась лишь к способам существования, С.Л. Рубинштейн раскрывал жизнь как особый процесс, включающий в себя человека, действиями которого он определяется, изменяется, направляется и т.д. Специфика жизненного процесса человека связана с его осуществлением субъектом, что не исключает и объективной детерминации событиями, обстоятельствами, но и не позволяет понять ее вне субъекта [37] .

Одним из плодотворных следствий такой научной реконструкции оказалась замена дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника в педагогическом процессе личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на обучаемого как на личность, отрицающей манипулятивный подход к детям. Однако при этом не удалось избежать категоризации, обусловленной естественной для переходного периода реакцией на административный стиль педагогического руководства.

Существуют по меньшей мере три подхода к взаимодействию между педагогом и воспитанником в педагогическом процессе. В первом подходе воплощена крайняя форма педоцентризма, когда взрослый стремится выполнить любое сиюминутное желание ребенка. Второй подход предполагает заботу об интересах ребенка не только в настоящем, но и в будущем и поэтому не отвергает предъявления определенных требований к нему. Для сторонников третьего подхода цель образования состоит во включении ребенка в определенную социальную группу и формировании его мировоззрения в соответствии с национальной, классовой или религиозной принадлежностью.

Личность – объект и субъект педагогического процесса одновременно. Субъект-субъектные отношения личности развертываются внутри субъект-объектных отношений педагогического процесса. В этом состоит особенность педагогического процесса, не учитываемая в различных социально-психологических актах, применимых к любому общению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект 102. Личность как объект и субъект воспитательного процесса и ее взаимодействие с коллективом

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценностных ориентации, линию поведения.

Личность – это системное социальное свойство каждого человека, который имеет у разных индивидов нечто общее и варьирующееся в широком диапазоне индивидуальных качеств характера. Человек как личность – это социальная сущность и облик, главной характеристикой которого является степень возвышенности над животным, которым он был при рождении. Человека как личность определяют не его врожденные биологические характеристики, не его цвет волос, одежда, имущество, а именно его социально значимые индивидуальные особенности.

Проблема личности находится в центре внимания многих наук, так как она реально приобретена и для самого человека, и для общества.

Науки в соответствии со своим предметом выделяют в личности разное. Например, в социологии она оценивается преимущественно по социальным ролям и социально-демографическим данным.

Специфика педагогического подхода к личности выражается в следующем: – сначала рассматривается становление личности в проявлении и изменении ее педагогических свойств – воспитанности, образованности, обученности. Они составляют макроструктуру ее педагогической системы, формирующейся прижизненно и развивающейся в идеале до своей индивидуальной цивилизованной вершины;

– вторым этапом является признание факта возникновения изменения педагогических свойств у каждого человека во всеобъемлющем и непрерывном процессе социализации, т. е. в индивидуальном и избирательном присвоении и усовершенствовании им в процессе личной жизни разных видов опыта предшествующих и живущего поколения, а также субъективной переработке собственного опыта. Этот процесс непрерывен, в нем выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую социализацию;

– высший уровень педагогической разновидности личности – духовная личность;

– высокий уровень педагогической разновидности личности – разумная и нравственная личность;

– низкий уровень педагогической разновидности личности – ограниченная личность;

– отрицательный (его еще называют регрессивный, асоциальный) уровень педагогической личности – социально деформированная личность. Разумеется, не все люди становятся духовными личностями, хотя педагогические усилия к этому должны прикладываться максимальные. Третий и четвертый типы – брак в педагогической работе и самоосуществлении индивида.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

Невротическая личность и личность с расстройствами характера

Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые

2. Предмет и объект исследования клинической психологии

2. Предмет и объект исследования клинической психологии По направленности психологические исследования делят на общие (направлены на выявление общих закономерностей) и частные (направлены на изучение особенностей конкретного больного). В соответствии с этим можно

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы

14. ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ

14. ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

20. ОБЩНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ Воспитывающее и обучающее влияние на человека окружающей его социальной, культурной, экономической среды рассматривалось в трудах философов, просветителей, педагогов, экономистов периода позднего Средневековья и эпохи

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

Предмет, объект и методы психологии

Предмет, объект и методы психологии Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

8. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Хорошо известно, что в обычной русской речи реализуется огромное количество разнообразных гласных звуков. Другое дело, что не все они играют смыслоразличительную роль. Согласно современным представлениям, гласных фонем в русском языке

Читайте также: