Личность как междисциплинарная проблема кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сложно очертить сферу фактов, относящихся к предмету психологии личности, из-за:

  1. Многогранности феноменологии личности (проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни)
  2. Междисциплинарного статуса проблемы личности (в общественных и естественных науках, в практике и духовной культуре), что связано с…
  3. Возросшим влиянием личности на судьбы исторического процесса.

В связи с этим необходимо изучать проблему личности в системе координат, задаваемой различными уровнями методологии науки.

Асмолов рассматривает личность на пересечение трех координат:

  1. историческое время, т.е. история развития человечества (античность, современность).
  2. социокультурное пространство, или социокультурный контекст, в котором существует личность.
  3. индивидуальный жизненный путь.

Общая схема уровней методологии:

  1. Уровень философской методологии
  2. Уровень методологии общенаучных принципов
  3. Уровень методики и техники исследования

При изучении личности вне контекста уровней методологии есть опасность замыкания науки в себе: коллекционирование фактов, например. Любое из проявлений личности, взятое само по себе, и отнесённое к изолированному человеку, не может быть рассмотрено как явление, относящееся к области изучения психологии личности. Поэтому психология личности оказалась расчленённой на психологию эмоций, воли, индивидуальных различий. От позиции исследователя зависит, на какие факты обращать внимание (никто, кроме психоаналитиков, не говорит об эдиповом комплексе) и какие факты считать основой психологии личности. Поэтому разнообразие теорий личности говорит не только о многообразии феноменологии личности, но и ставит вопрос о том, как изучать личность в психологии.


умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся.


Личность – это си стемное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность – явлени е

долгое время в и стории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не

больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила т олько элита ч-ческого общества, к-ое имело

литературе можно встретить термин "личность ребёнк а", с точки зрения общей п сихологии это грубая оши бка.

На вопрос "Когда возникает личность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в

постгубертатный период (14-15 лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис

компенсировать многие его недостатки . Пример Эйнштейна: был физеологически и физически ущербным, как

социуме. ? С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, н о одного тела для возникновения

период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в

эволюционном подходе п озволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю

вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, д остоинстве, смысле существования,

роли в истории, его уникальности и типичности, в т ом числе и на вопросы о т ом, как прошлое, настоящее и

понимания личности от мировоззрения, сти ля мышления и образа человека, явно или скрыто существующих в

социогенетического и п ерсоногенетического направлений анализ а развития человека в эволюции природы,

исследовательской установки, ориентирующей на понимание закономерностей развития личности в природе и

выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо

Психология личности – самый противоречивый раздел общей психологии: очень размыт предмет, а к личности

философии, истории, психологии, социологии т.д. При этом сам человек н е меняется, п росто предстаёт в

разных ракурсах. ? При обращении к ПЛ важно понять, что существует несколько уровней методологии науки,

философ обращался к проблеме "самости" (н екоей неповторимой сущности, присущей конкретному индивиду;

самоидентификация, неповторимость человека), мыслительных п роцессов, взгляда н а мир, взаимоотношений с

богом и т.д. Философия как мега-наука (является источником всех наук, в т.ч. и ПЛ). ПЛ как и любая другая

Существование направления ПЛ, к оторое и сследует понятия "этики", "нравственности", "морали", невозможно

Каждая из школ психологии называла в кач-ве объект а своего изучения разн ые вещи. Напр., бихевиоризм

психология - процессы восприятия человеком действительности (память, внимание, интеллект, мышление, но

сфера человека). Каждый исследователь меняет фокус своего внимания и с одного процесса в рамках личности

Длительное время отельные школы изучали различные аспекты личности, но единой картины сформировать не

получалось. Сравнительно недавно появилась отечественная школа, к-ая попыталась дать сквозное объяснение

На сегодняшний день официально признано только одно н аправление (теория деятельности), к-ая попыталась


Четыре уровня методологии науки дают нам разные взгляды на явление личности. При этом само явление не

меняется, меняются только ракурсы рассмотрения личности человека. Очень важно при эт ом иметь сквозную

выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо

порождается в природе и /или обществе (например, метафизический материализм, позитивизм, прагматизм); во

действительность и свое собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя

и т.п. (например, христианство, философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм).

представлениях о п редопределенности, предначертанности существования человека, его жесткой зависимости

времени, христианство, к артезианство, позитивизм и фатализм. Во втором случае деятельность человека как

автономного существа спонтанна и свободна; воля лежит в основе выбора его деяний и поступков; он сам, а не

его среда или наследственность, в ответе з а выбор своей собственной судьбы. Такие варианты понимания

Спинозы о человеке как субстанции, являющейся причиной самой себя, идея самодетерминации деятельности

3. Монологическая—диалогическая ориентации . Мон ологическая ориентация проявляется в таких установках

коммуникаций, межличностного и вн утриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой,


проявился в различных образах человека в истории конкретных наук , в том числе в биологии, психологии и

практики. Психология и социология, антропология и этнография, культурология и семиотика, археология и

при анализе развития человека в эволю ции природы, истории общества и становлении индивидуальной жизни

личности. При этих поисках возникает соблазн выделить одну-единственную науку, владеющую всей правдой

В результате в поисках выхода из кризиса в области психологии личности возникают волны ее модернизации ,

в психологии личности, касается ли он обращения к ант ропогенезу при анализе индивидных свойств ли чности,

одухотворения человека в романтической поэтической антропологии (В.П.Зинченко), весьма перспективен как

источник ц енностной установки на п оиск целостности реального человека и одновременно протест против

выражению Б.С.Братуся, академическая психология была психологией, в которой победителей не судят. Она

Бесспорно, опыт этих направлений интересен для синтеза в психологии личности, а также для обозначения

другое: увлечение этими н аправлениями приводит к тому, что в отечественной психологии личности вместе с

В.Маттеуса, Л.Молла, Р.Харре и др.), а отечественные психологи н ачинают напоминать «Иванов, н е помнящих


онтогенезе, а не повод к растворению психологии личности в других естественных или социальных науках.

подход выделяет сквоз ные закономерности развития человека, надстраивает благодаря этим закономерностям

мост между разли чными сферами исторического и естественноприродного изучения человека, а затем с опорой

При разработке историко-эволюционного подхода в психологии личности н еобходимо учитывать возможности

философии, этнографии, археологии, антропологии, культурологии, семиотике, биологии человека — словом,

пласт проявлений человеческой жизни и по нему порой пытается составить представление о жизни в целом.

человека с любыми другими проявлениями жизни на з емле: обмен веществ, наличие генетической программы,

стараниях целостный, интегративный образ человека так и не возникнет. И дело здесь н е в только в различии

языков науки и процедур и сследования, характере задач, стоящих в разных отраслях человекознания. Основная

используются лишь элементы некоторого целого, которые иногда принимаются за само это ц елое: организм,

биологический индивид, античный герой становятся опорными пунктами построения единого образа человека.

Между тем задача междисциплинарного синтеза представлений о человеке неизменно ставится в н ауке и вовсе

не носит чи сто абстрактного познавательного характера. Представители разных отраслей человекознания рано

или поздно сталкиваются с необходимостью сотрудничества друг с другом . В одних случаях потребность в

человеческого организма, то поиск взаимосвязи биологии человека с искусством перестает казаться праздным

ученых, которые руководствуются ими, переставая давать себе отчет в историко-культурном п роисхождении

парадоксов, внутренних противоречий, потока не укладывающихся в старые схемы фактов, в фок ус внимания


создании тех идеалов и ц енностных норм, которым должен соответствовать образ человека в научной картине

сознания в психологическое исследование механизмов развития и функционирования личности, она приводит

Системный подход как средство познания разнообразия явлений природы и общества зарекомендовал себя во

своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между

Важным этапом в развитии системного подхода стала общая теория систем и звестного австрийского биолога

информации (Р.Л.Ак офф, М.К.Мессарович, А.Раппопорт, У .Р.Эшби и др.). Отличительная черта системного

2. Структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в н екоторую структуру, которая

сведена только? к ?? какой-то? одной?? к артине,? одному отображению, что предполагает для полного описания

В своем развитии системный подход не только изменяет стратегию исследований в конкретных науках, но и

сам развивается с опорой на те или иные фундаментальные исследования в биологии, эк ономике, социологии,


этнологии, культурологии, психологии и т.д. Для иллюстрации этого положения достаточно упомянуть, что

Исходным положением, на которое опирается системная и сторико-эволюционная методология, является идея о

том, что ключ к пониманию п рироды человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех

представления о неразрывной жизни человека в этой системе, которое радикально отличается от исследования

человека в разных противопоставленных диадах, самая распространенная из которых «человек — окружающая

осуществляется жизнь человека, является биосфера. Среди различных характеристик биосферы как системы,

выпукло передается описанием биосферы как сферы, в которой развертываются биоэнергетические п роцессы и

обмен веществ вследствие деятельности жизни (В.П.Алексеев). Биоэнергетические процессы и обмен веществ

генетического кода, интеграции п роявлений различных входящих в состав организма подсистем (эндокринной,

^ Личность как междисциплинарный объект исследования.

1 .Личность в социологии. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и социологии о приоритете личности или общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

^ 2. Личность в культуре. Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.

Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является фактором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.

^ 4.Личность в политике. Личность в политике- субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующий их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международное и др.). Личность является основным субъектом политики, поскольку все политические силы, субъекты суть человеческие образования. Субъектность личности в политике проистекает из ее способности, возможности и потребности участвовать в политической жизни общества и государства в соответствии со своими интересами. Но в отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовать свои интересы абсолютно, в политике она осуществляет свои интересы как элемент каких-то общих, то есть политических интересов. Даже не понимая данного положения, например, голосуя на выборах, личность, опуская бюллетень в урну, совершает индивидуальный акт коллективно-политической значимости.

^ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ.

Прежде всего, тема работы требует дать характеристику и некоторый анализ понятия личности как объекта социальной помощи, и определить основные этапы, на которых проявляется необходимость оказания этой помощи.

В настоящее время интерес к проблемам человеческой личности настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Известно несколько десятков определений, что такое личность, в различных областях знаний. В философии личность человека как таковая не рассматривается: ею надо стать. В социологии личность - совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в ее самосознании. Психология (и это определение наиболее близко к рассматриваемой теме) считает личностью человека со своими взглядами и убеждениями, проявляющего свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующего в той или иной деятельности, понимающего свои действия и способного руководить ими.[1] Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида, как отношение к чему – либо, нормы поведения, взгляды, ценности.

В области социальной работы, большей частью с прикладной точки зрения, личность можно охарактеризовать в плане прохождения ею этапов социализации и преодоления на этом пути кризисов различных возрастов. Такая особенность предполагает некую специфику в оказании социальной помощи личности, находящейся на том или ином жизненном этапе. Определенную значимость, таким образом, представляет понятие социализации как процесса становления и дальнейшего развития личности под воздействием общественных институтов.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в эту среду.[2]

Говоря об этапах социализации, большинство ученых придерживаются следующего деления этого неоднозначного и во многом противоречивого процесса на временные промежутки.

· Дотрудовая стадия; это ранняя (первичная) социализация, включающая в себя дошкольный период раннего детства и период обучения в школе. Ее содержание представляет собой привитие индивиду элементарных правил человеческого общежития, формирование у него базовых (а затем все более сложных) понятий, основ его будущей социальной жизни. В воспитании и обучении ярко выражена ведущая роль семьи, дошкольных учреждений, школы, неформальных объединений.

· Трудовая стадия – так называемая социализация взрослых, наиболее длительный и неоднородный по содержанию период социализации. Здесь, в ходе осуществления разнообразной трудовой деятельности, наблюдается последовательная реализация и еще большее усложнение бесконечного многообразия усвоенных на предыдущем этапе норм и правил социального бытия. Адаптируясь к быстро изменяющимся условиям самостоятельной взрослой жизни (что также является элементом социализации), человек в полной мере проявляет свои личностные качества и уровень зрелости.

Этапы социализации позволяют выделить некоторые промежутки времени в процессе развития личности, когда она особенно незащищена – так называемые переходные периоды, кризисы различных возрастов. Они сопровождают личность на протяжении всей жизни и особенно присущи стыкам рассмотренных периодов социализации (как, впрочем, наблюдаются они и в рамках данных этапов – например, в случае ресоциализации бывшего осужденного или адаптации вынужденного переселенца к новой национальной среде). Суть таких кризисов заключается в необходимости адаптироваться к новой среде либо требованиям, предъявляемым к вновь приобретенному социальному статусу - другими словами, принять новые социальные нормы.

Не менее важной для рассматриваемой темы причиной появления нужды в социальной помощи представляются различные проблемы материального, бытового, психологического плана (жестокость в семье, непонимание родителей, проблемы с жильем, малообеспеченность, отсутствие работы и др.). Они имеют более общий характер, однако на каждом возрастном этапе приобретают определенную специфику.

Отсюда, во-первых, для решения задач социальной работы более подробного изучения требует вопрос возрастной периодизации развития личности. Во-вторых, детальное рассмотрение каждого из таких периодов позволит определить конкретные формы и методы социальной помощи личности на том или ином этапе жизни.

Читайте также: