Левит м в как сделать хорошую школу

Обновлено: 04.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации (ОО) должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Этот подход акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании системы как единого целого. Таким образом, система работы образовательной организации перерастает в построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция всех видов деятельности:

Такая деятельность предполагает переход от педагогики мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества.

Работа с одаренными детьми — это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми, и строиться на постоянном преодолении познавательных трудностей, достижении высокого общего развития, создания благоприятной воспитательной среды, которая способствует духовному развитию ребенка. Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности.

Год назад мы предприняли попытку решить проблему по управлению развитием одаренных детей. Главной целью нашей деятельности стало изучение сложившегося опыта сопровождения развитием одаренных учащихся в школе, выявление положительного опыта и затруднений учителей в области обучения одаренных школьников на уроке и во внеурочное время. В результате проведенной работы выявилась потребность в совместном научно- прикладном проекте с ГБОУ ЧИППКРО г. Челябинска. Выявив и систематизировав проблемы, недостатки в знаниях педагогов, был составлен план повышения квалификации педагогического коллектива. В связи с этим были организованы курсы на базе ГБОУ ЧИППКРО г. Челябинск и налажено сотрудничество с научным отделом института.

Цель такой деятельности — расширение и углубление знания педагогов по вопросам психологии обучения детей разного возраста и пола в условиях общеобразовательной организации. Выявление одаренных детей в нашей образовательной организации проводится педагогами и психологом на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В нашей практике определилось несколько этапов выявления одаренных детей и работы с ними. В данной статье мы попытаемся раскрыть технологию моделирования системы работы с одаренными детьми на примере нашей образовательной организации.

Содержательно-деятельностные этапы моделирования системы работы с одаренными и мотивированными детьми

Этап моделирования

Содержание этапа

Деятельность

Целевая структуризация: определение целей и направление деятельности ОО в соответствии с социальным заказом.

Формирование социального заказа, изучение образовательной среды учебного заведения, проблемно-ориентированный и рефлексивный анализ его деятельности, фиксирование тенденций развития образования (в виде целей и направлений деятельности).

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению целей и направлению работы образовательной организации в целом и развитию системы работы с одаренными детьми в частности.

Формулирование целей и определение стратегии развития системы работы с одаренными детьми

Анализ возможностей ОО

Выделение блоков возможностей образовательной организации (мотивационные, кадровые, нормативно-правовые и финансовые возможности, материальные ресурсы, возможности обучающихся), декомпозиция возможностей ОО в соответствии с социальным заказом

Совместная деятельность участников образовательного процесса по анализу возможностей ОО.

Структурированные возможности ОО по организации работы с одаренными детьми.

Выбор принципиальной схемы построения модели системы работы с одаренными детьми.

Выделение общих принципов построения модели работы с одаренными детьми, ее компонентов (блоков), уровней соподчинения, распределение функционала.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по выбору принципиальной схемы построения модели работы с одаренными детьми.

Построение модели работы с одаренными детьми.

Разработка внутренней структуры компонентов модели работы с одаренными детьми.

Определение структуры компонентов (блоков, звеньев) модели работы с одаренными детьми, выделение главного звена в содержании деятельности.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению структуры и содержания компонентов системы работы с одаренными детьми, выделению главного звена.

Модели компонентов системы работы с одаренными детьми.

Выбор диагностических процедур для определения результативности и эффективности разработанной модели системы работы с одаренными детьми.

Разработка подходов, выделение направлений и определение критериев результативности и эффективности разработанной модели работы с одаренными детьми.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по определению параметров и критериев диагностики работы с одаренными детьми в ОО.

Направления анализа, подходы, система критериев и параметров эффективности и результативности разработанной модели с одаренными детьми, определение информационных потоков.

Коррекция разработанной модели работы с одаренными детьми и ее подсистем в ОО.

Совместная деятельность участников образовательного процесса по коррекции разработанной модели.

: комплекс моделей — компонентов системы работы с одаренными детьми в ОО.

В условиях общеобразовательной организации применяются несколько моделей работы с одаренными детьми, предложенные отечественными учеными и построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся. Приведем основные из них:

Данные модели способствуют повышению качества образования, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, обеспечивают ребенку возможность свободного и конструктивного интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия его способностей и возможностей.

Описанная технология моделирования позволяет образовательной организации на основе возможностей внутренней и внешней среды и с учетом социального заказа субъектов образовательного процесса разработать модель системы работы с одаренными детьми.

Проведя работу по созданию модели работы с одарёнными детьми, мы выделили 3 основные проблемы:

- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, её видовом разнообразии;

- функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

Цель педагога — выявление явно и потенциально одарённых детей и использование специальных педагогических технологий, которые помогут адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

5. М.; Просвещение, 1966

6. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательный процесс, образовательная организация, совместная деятельность участников, общеобразовательная организация, развитие, социальный заказ, главное звено, ключевой психологический элемент, челябинск.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное.

Проектирование развития открытого образовательного.

Взаимодействие образовательной организации. - взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения, - социальное партнерство в форме.

Стратегия развития образовательного учреждения

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, профессиональное образование, модель развития, стратегия, разработка стратегии, система образования, выбор, общеобразовательное учреждение, образовательная организация.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

– социально-коммуникативное развитие детей — носит комплексный характер. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребенка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях.

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Организация сетевого социально-психологического.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, сетевое социально-психологическое взаимодействие, родитель, социально-психологическая служба школ, специалист, совместная работа, образовательная организация.

Реализация принципов управления психолого-педагогическим.

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Организация и содержание психолого-педагогического. психологическая диагностика, психолого-педагогическое.

Управление дошкольной образовательной организацией как.

Управление образовательной организацией на основе. На наш взгляд социальная эффективность деятельности образовательной организации может определяться, например, степенью достижения поставленной цели.

Организация социального партнерства дошкольной.

Задачи развития субъектов образовательного процесса: – Ребенок— Развивать интересы и потребности, физическое психическое и социальное здоровье — как основа жизни и прогрессивного развития человека.

Как сделать хорошую школу?! Часть 1, М. В. Левит

В практикоориентированном пособии, написанном известными московскими учеными-практиками, предпринята успешная попытка отразить пошагово деятельность администрации школы и педагогического коллектива по созданию успешно развивающейся школы. Обо всём этом и не только в книге Как сделать хорошую школу?! Часть 1 (М. В. Левит)

Средний балл:
Средний балл:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Миссия - учитель здоровья.

Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и

умственный труд соединились в его деятельности.

К. Д. Ушинский

Мне кажется, что в этом и заключается суть нашей работы: не только воспитывать, развивать умения и навыки, но и учить детей жить в гармонии с собой и окружающим миро. Это значит, быть примером физического и нравственного здоровья для своих учеником, то есть быть не просто учителем, а выполнять важную миссию – быть учителем здоровья.

Я -учитель начальных классов. Каждое утро спешу на любимую работу, где меня встречают дети. У каждого свой характер, настроение, интересы, и моя цель-помочь понять им, что самое важное, что есть у каждого из них - это жизнь, а самое ценное в жизни – здоровье, за которое нужно бороться всеми силами. И с этой минуты начинается трудоемкая работа и для меня, и для моих учеников.

Чтобы учить других, нужно этому соответствовать. У меня есть несколько собственных правил счастливой и здоровой жизни:

· люби себя таким, какой ты есть;

· люби пищу, которой питаешься;

· люби помощь, которую оказываешь другим;

· люби дело, которым занимаешься;

· люби круг своего общения.

Что же считаю здесь главным ?

Во-первых, провожу диагностику психических состояний каждого ребенка совместно с психологом. Это позволяет мне исследовать причины утомления, уровень тревожности учащихся и подобрать дифференцированный подход к каждому ребенку;

во-вторых, тесно сотрудничаю с родителями. Я понимаю, насколько важно опосредовано формировать культуру здорового образа жизни детей. Чтобы родители стали моими союзниками и проводниками моих идей, уделяю внимание на родительских собраниях вопросам ЗОЖ;

в-третьих, активно сотрудничаю с медперсоналом, врачи отслеживают медицинские показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и предотвращению некоторых заболеваний;

Много составляющих позволяют учителю сделать ученика здоровым. . Одно из них - создание комфортных бытовых условий для пребывания обучающихся в образовательном учреждении. В нашем лицее этому вопросу уделяется большое внимание:

*уютные, хорошо освещённые классы;

*эстетика в оформлении кабинетов, коридоров (цветовое решение, озеленение);

*соблюдение условий труда и отдыха не только обучающихся, но и педагогов.

На мой взгляд, здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы родительской и педагогической общественности. В лицее действует современная система государственного общественного образования, и главная роль в ней отводится попечительскому совету. Одна из комиссий совета – комиссия по здоровьесбережению.

А что же делать для укрепления физического здоровья?

По мнению же ребят, главное для физического здоровья – спорт. Совместно с родителями мы организуем коллективное спортивные мероприятия: катание с гор на санках, походы на природу, в тир, боулинг, экскурсии.

Что же мной делается для сохранения и укрепления психического здоровья учащихся?

Известно, что дети младшего школьного возраста склонны к глубоким переживаниям, неврозам и находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослых. Вот почему от стиля отношений, выбранное учителем в работе с учащимися, зависит их психическое состояние. Считаю, что психическое здоровье моих учеников зависит от моей работы.

В атмосфере доброжелательности, доверия и уважения дети легко воспринимают учебные задания, пытаются мыслить самостоятельно, ищут ответы на вопросы, стремятся к решению сложных учебно-познавательных задач. На своих уроках я создаю максимально комфортную обстановку для успешной работы.

В целях предупреждения утомляемости и тревожности детей использую следующие приемы: смена видов деятельности на уроке; элементы ситуативного обучения; проведение физминуток; паузы отдыха в процессе урока в формате своеобразных шуток-минуток «хорошего настроения; использование метода поощрения;

Использование здоровьесберегающих технологий в работе интересна и мне, как учителю и классному руководителю. С помощью их и проектных методик создаю индивидуальные и групповые проекты. Тематика их различна.

2017 год объявлен годом экологии.

· в течение двух лет работаю с детьми над Эко- проектами международного уровня, цель которых – выявить влияние музыки и танцев на развитие способностей детей; их психологического здоровья

· возглавляю экологический проект «Мы – эко-граждане Петербурга

Всё это позволяет мне максимально использовать и реализовывать потенциал учащихся, создавая ситуации успеха для каждого. Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

Что же укрепляет нравственное здоровье моих учеников?

· занятия по культурному развитию (культура поведения, внешнего вида, общения);

· занятия по развитию моральных ценностей (добра, любви, сопереживания) дают уроки ОРКСЭ

Из вышесказанного, видно, как совмещаются в моей работе здоровьебережение и здоровьесозидание, а значит моя авторская идея не так уж и плоха. “Тo be fit”, т. е “будь в форме” не только от занятий физкультурой, но и от формирования общей культуры, от взглядов на жизнь, отношения к себе и к окружающим.

Здоровье – это жить здорово! Эту замечательную мысль следует нам, взрослым разумным людям - учителям здоровья донести до подрастающего поколения.

1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М., 2006

2. Левит М.В. Как сделать хорошую школу, М., АСТ, 2011, С.- 101-109

3. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.

4. Козлова, В. Рациональная пирамида / В. Козлова // Будь здоров. – 2010. – № 8.

Читайте также: