Лес как объект правовой охраны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Правовая охрана лесов – это область деятельности, которая нацелена на налаживание разумного применения и воспроизводство ле­сов, на их охрану от любых видов загрязнений, защиту от пожа­ров, от вредителей и болезней, и от любого негативного влияния.

Органы государственного и местного уровня, а также лица, которые пускают в дело леса в соответствии с ЛК (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ), являются ответственными за операции по охране и защите лесов. Перечень обязательных действий для структур местного уровня указан в ЛК РФ существуют ст. 81-84.

Регламент ведения лесного хозяйства – это основа для осуществления лесной деятельности. Соответственно, физические лица и коммерческие организации, использующие леса, обязаны его выполнять. То же самое касается и планов по использованию лесных территорий, в частности их защиты от возможного ущерба. В случае невыполнения этого регламента и данного проекта, заключенные договора (аренды/купли-продажи) расторгаются. Помимо договоров в принудительном порядке прекращаются права бессрочного или срочного пользования лесной территорией (ст. 51 ЛК РФ).

Тушение пожаров

Под охраной лесов понимается выполнение требований в рамках защиты от возгорания и уничтожения в результате пожаре. Предусмотрены специальные меры для тушения лесных пожаров.

Меры пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности в лесах приводятся в исполнение согласно лесного плана субъекта РФ, парковых лесонасаждений и проектом освоения лесов, а также связанные с лесным хозяйством правилами лесничества. Данные меры включают в себя:

  • предотвращение пожаров лесных массивов;
  • лесопожарный мониторинг, постоянное определение степени пожарной опасности в лесном массиве;
  • разрабатывание планов ликвидации пожаров и их утверждение.

Опираясь на утвержденные планы ликвидации лесных пожаров, Рослесхоз подготавливает внутрирегиональный проект для каждой местности, указывая необходимые противопожарные технологии – оборудование и способы его применения.

Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация лесных пожаров

На границах территории, которая была признана зоной чрезвычайного положения из-за лесных пожаров, во время мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, допустима вырубка лесных насаждений. Она может быть как выборочной, так и сплошной. Делается это для создания противопожарных разрывов. Ответственность за принятие решений, касаемых рубок лесных насаждений, лежит на органах муниципальной власти, в пределах их полномочий, а также на организациях государственной власти.

Мероприятия по устранению последствий лесных пожаров начинаются с территорий, которые граничат с населенными пунктами, либо с промышленными зонами. Ликвидировав чрезвычайную ситуацию, возникшую по причине лесного пожара, а также ее последствия, проводится анализ данного положения, после чего в лесной план субъекта государства, в правила лесного хозяйства, лесничества, лесопарков, а также проекты лесов, которые планируется освоить, вносятся корректировки.

Если в итоге сложившейся по причине лесных пожаров экстренной ситуации или ее последствий изменилась обстановка или какие-либо другие обстоятельства, принятые во внимание во время оформления соглашений на аренду лесной местности, то договор может быть расторгнут, либо изменены его условия.

Ликвидация вредных организмов

  • зонированная посадка лесных насаждений в зависимости от области патологической угрозы;
  • осмотр и наблюдение лесопатологии (сбор, исследование и дальнейшее использование данных о выявленных патологических отклонениях от нормы и очагах вредных организмов, представители которых либо вовсе не встречались на территории страны, либо ограниченно распространены). Регламент подготовки и реализации лесопатологического анализа утвержден приказом МПР России от 09.07.2007 № 174;
  • применение как летных, так и сухопутных работ по сосредоточению и устранению очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;
  • санитарные работы (вырубка поврежденных и мертвых лесов, очистка их от грязи и хлама), а также оздоровительная деятельность;
  • введение оздоровительного призыва к эксплуатации лесов.

Радиационная безопасность

Леса регулярно обследуются на предмет радиоактивного загрязнения. На основании данных этих обследований выявляются зоны с наивысшим показателем. Это делается для того, чтобы оградить лесные массивы от радиоактивного загрязнения.

Продумывание и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности загрязненных радионуклидами лесов, а также деятельность по охране, защите и воспроизведению их жизнедеятельности осуществляется органами муниципальной (в рамках своих полномочий) и государственной власти с учетом требований по защите от радиации. На участках с выявленным радиоактивным загрязнением непременно проводятся меры по нормализации первоначальной значимости леса для экономики, с обязательным сохранением устойчивости к биологическим факторам, а также мер противопожарной безопасности.

Безопасность лесов, разработка профилактики и ее осуществление на участках радиоактивного загрязнения, а также восстановление лесов утверждены приказом МПР России от 17.04.2007 № 101.

Запрещены любые действия, активность которых может привести как к ухудшению среды обитания, так и вовсе к исчезновению редких видов деревьев и растений. Особое внимание уделяется растениям и деревьям, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. В некоторых случаях могут быть установлены определенные ограничения на осуществление этой деятельности.

Лес – это сложный природный комплекс, занимающий определенную территорию и состоящий не только из деревьев, но и из других компонентов растительного, животного и другого происхождения, биологически связанных со средой и характеризующихся взаимны влиянием друг на друга.

Объектом лесных отношений признаются:

- участки лесного фонда;

- леса, не входящие в лесной фонд;

- их участки, права пользования ими;

Лесной фонд. Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой расти­тельности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы:

1 гр. – выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функий;

2 гр. – леса в регионах с высокой плотностью населения и ограниченными эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах расчётной лесосеки.

3 гр. - Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции леса.

Согласно основам лесного законодательства Российской Федерации в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований - заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования.

Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.

Лес – это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного слоя, животных и микроорганизмов, образующую лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных и иных целях.

Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.

В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй категории. Леса второй группы – это эксплуатационные леса (предназначенные для дальнейшей вырубки). Леса первой группы – все леса, не вошедшие во вторую группу.

В лесах первой группы выделяется категория защитности (совокупность признаков, по которым производится разграничение лесов первой группы в соответствии с их целевой функции и устанавливается соответствующий правовой режим):

  1. Леса заповедников.
  2. Национальных парков.
  3. Заказников республиканского значения.
  4. Леса памятников природы республиканского значения.
  5. Леса генетических резерватов.
  6. Городские леса.
  7. Леса зеленых зон вокруг городов.
  8. Леса санитарной охраны курортов.
  9. И другие.

Леса первой группы занимают примерно 42% площади лесного фонда. Лесные насаждения занимают 20-50% лесного фонда.

Специальные законодательные акты:

Предметом лесных отношений является общественные отношения, связанные с лесным пользованием.

  1. РБ.
  2. Административно территориальные единицы.
  3. Юридические и физические лица РБ и иностранных государств.
  4. Лица без гражданства.

Объектом является государственный лесной фонд.

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Таким образом, леса могут предоставляться только в пользование, а право распоряжения принадлежит государству.

Под государственным управлением в области использования, охраны и защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.

Государственное управление осуществляют:

Органы общей компетенции (Президент, Парламент, Правительство, местные органы, Министерство природ и т.д.).

Правительство, в том числе утверждает возраст рубок леса; определяет таксы на древесину, на корню и живицу и т.д.

43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования.

Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.

Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:

– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;

– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;

– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).

Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.

Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Читайте также: