Лес как объект правовой охраны кратко
Обновлено: 02.07.2024
Правовая охрана лесов – это область деятельности, которая нацелена на налаживание разумного применения и воспроизводство лесов, на их охрану от любых видов загрязнений, защиту от пожаров, от вредителей и болезней, и от любого негативного влияния.
Органы государственного и местного уровня, а также лица, которые пускают в дело леса в соответствии с ЛК (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ), являются ответственными за операции по охране и защите лесов. Перечень обязательных действий для структур местного уровня указан в ЛК РФ существуют ст. 81-84.
Регламент ведения лесного хозяйства – это основа для осуществления лесной деятельности. Соответственно, физические лица и коммерческие организации, использующие леса, обязаны его выполнять. То же самое касается и планов по использованию лесных территорий, в частности их защиты от возможного ущерба. В случае невыполнения этого регламента и данного проекта, заключенные договора (аренды/купли-продажи) расторгаются. Помимо договоров в принудительном порядке прекращаются права бессрочного или срочного пользования лесной территорией (ст. 51 ЛК РФ).
Тушение пожаров
Под охраной лесов понимается выполнение требований в рамках защиты от возгорания и уничтожения в результате пожаре. Предусмотрены специальные меры для тушения лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности в лесах приводятся в исполнение согласно лесного плана субъекта РФ, парковых лесонасаждений и проектом освоения лесов, а также связанные с лесным хозяйством правилами лесничества. Данные меры включают в себя:
- предотвращение пожаров лесных массивов;
- лесопожарный мониторинг, постоянное определение степени пожарной опасности в лесном массиве;
- разрабатывание планов ликвидации пожаров и их утверждение.
Опираясь на утвержденные планы ликвидации лесных пожаров, Рослесхоз подготавливает внутрирегиональный проект для каждой местности, указывая необходимые противопожарные технологии – оборудование и способы его применения.
Мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация лесных пожаров
На границах территории, которая была признана зоной чрезвычайного положения из-за лесных пожаров, во время мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, допустима вырубка лесных насаждений. Она может быть как выборочной, так и сплошной. Делается это для создания противопожарных разрывов. Ответственность за принятие решений, касаемых рубок лесных насаждений, лежит на органах муниципальной власти, в пределах их полномочий, а также на организациях государственной власти.
Мероприятия по устранению последствий лесных пожаров начинаются с территорий, которые граничат с населенными пунктами, либо с промышленными зонами. Ликвидировав чрезвычайную ситуацию, возникшую по причине лесного пожара, а также ее последствия, проводится анализ данного положения, после чего в лесной план субъекта государства, в правила лесного хозяйства, лесничества, лесопарков, а также проекты лесов, которые планируется освоить, вносятся корректировки.
Если в итоге сложившейся по причине лесных пожаров экстренной ситуации или ее последствий изменилась обстановка или какие-либо другие обстоятельства, принятые во внимание во время оформления соглашений на аренду лесной местности, то договор может быть расторгнут, либо изменены его условия.
Ликвидация вредных организмов
- зонированная посадка лесных насаждений в зависимости от области патологической угрозы;
- осмотр и наблюдение лесопатологии (сбор, исследование и дальнейшее использование данных о выявленных патологических отклонениях от нормы и очагах вредных организмов, представители которых либо вовсе не встречались на территории страны, либо ограниченно распространены). Регламент подготовки и реализации лесопатологического анализа утвержден приказом МПР России от 09.07.2007 № 174;
- применение как летных, так и сухопутных работ по сосредоточению и устранению очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;
- санитарные работы (вырубка поврежденных и мертвых лесов, очистка их от грязи и хлама), а также оздоровительная деятельность;
- введение оздоровительного призыва к эксплуатации лесов.
Радиационная безопасность
Леса регулярно обследуются на предмет радиоактивного загрязнения. На основании данных этих обследований выявляются зоны с наивысшим показателем. Это делается для того, чтобы оградить лесные массивы от радиоактивного загрязнения.
Продумывание и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности загрязненных радионуклидами лесов, а также деятельность по охране, защите и воспроизведению их жизнедеятельности осуществляется органами муниципальной (в рамках своих полномочий) и государственной власти с учетом требований по защите от радиации. На участках с выявленным радиоактивным загрязнением непременно проводятся меры по нормализации первоначальной значимости леса для экономики, с обязательным сохранением устойчивости к биологическим факторам, а также мер противопожарной безопасности.
Безопасность лесов, разработка профилактики и ее осуществление на участках радиоактивного загрязнения, а также восстановление лесов утверждены приказом МПР России от 17.04.2007 № 101.
Запрещены любые действия, активность которых может привести как к ухудшению среды обитания, так и вовсе к исчезновению редких видов деревьев и растений. Особое внимание уделяется растениям и деревьям, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации. В некоторых случаях могут быть установлены определенные ограничения на осуществление этой деятельности.
Лес – это сложный природный комплекс, занимающий определенную территорию и состоящий не только из деревьев, но и из других компонентов растительного, животного и другого происхождения, биологически связанных со средой и характеризующихся взаимны влиянием друг на друга.
Объектом лесных отношений признаются:
- участки лесного фонда;
- леса, не входящие в лесной фонд;
- их участки, права пользования ими;
Лесной фонд. Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях обороны и на землях городских поселений (городские леса).
Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой растительности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
- землях иных категорий.
Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы:
1 гр. – выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функий;
2 гр. – леса в регионах с высокой плотностью населения и ограниченными эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах расчётной лесосеки.
3 гр. - Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции леса.
Согласно основам лесного законодательства Российской Федерации в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований - заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования.
Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса в том числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).
Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.
Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения.
Лес – это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, надпочвенного слоя, животных и микроорганизмов, образующую лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных и иных целях.
Все леса, а также земли лесного фонда, не покрытые лесом (лесные и нелесные земли), образуют государственный лесной фонд.
В государственном лесном фонде выделяются леса первой и второй категории. Леса второй группы – это эксплуатационные леса (предназначенные для дальнейшей вырубки). Леса первой группы – все леса, не вошедшие во вторую группу.
В лесах первой группы выделяется категория защитности (совокупность признаков, по которым производится разграничение лесов первой группы в соответствии с их целевой функции и устанавливается соответствующий правовой режим):
- Леса заповедников.
- Национальных парков.
- Заказников республиканского значения.
- Леса памятников природы республиканского значения.
- Леса генетических резерватов.
- Городские леса.
- Леса зеленых зон вокруг городов.
- Леса санитарной охраны курортов.
- И другие.
Леса первой группы занимают примерно 42% площади лесного фонда. Лесные насаждения занимают 20-50% лесного фонда.
Специальные законодательные акты:
Предметом лесных отношений является общественные отношения, связанные с лесным пользованием.
- РБ.
- Административно территориальные единицы.
- Юридические и физические лица РБ и иностранных государств.
- Лица без гражданства.
Объектом является государственный лесной фонд.
Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Таким образом, леса могут предоставляться только в пользование, а право распоряжения принадлежит государству.
Под государственным управлением в области использования, охраны и защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.
Государственное управление осуществляют:
Органы общей компетенции (Президент, Парламент, Правительство, местные органы, Министерство природ и т.д.).
Правительство, в том числе утверждает возраст рубок леса; определяет таксы на древесину, на корню и живицу и т.д.
43. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования.
Лес – это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.
Лесной фонд включает все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Лесной фонд разделяется на следующие группы лесов:
– леса первой группы – леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических оздоровительных и прочих функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса данной группы разделяются, в свою очередь, на категории защитности;
– леса второй группы – леса, расположенные в регионах высокой плотности населения с развитой сетью наземных транспортных путей, имеющие ограниченное эксплутационное значение; леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования;
– леса третьей группы – леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплутационное значение (освоенные и резервные леса).
Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Леса России имеют не только экономическое значение и являются важной статьей доходной части бюджета за счет экспорта древесины и лесоматериалов, но имеют глобальное значение как источник кислорода, базис сохранения биоразнообразия, генофонда растений и животных – обитателей леса.
Для повышения продуктивности лесов, стабилизации экологической обстановки в регионах экологического бедствия была разработана Государственная программа восстановления российских лесов.
Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.
Читайте также: