Лепка как арт терапия в доу

Обновлено: 05.07.2024

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

Во-первых, необходимо выбрать тот материал, из которого будет выполнен продукт. Для маленьких детей больше подходит пластилин, которые не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений. Подростками и взрослыми может использоваться любой доступный материал (глина, скульптурный пластилин, полимерные массы для лепки, тесто). Рука младшего школьника, особенно тех, кто ещё только пришёл в первый класс, часто слаба, поэтому пластилин или соляное тесто для лепки должны быть мягкими, но не текучими. Текучий пластилин быстро тает, что не даёт нужной формы, портит общий вид работы. Даже для работы с аппликацией или рисунком, такой пластилин не очень удобен. Скульптурный пластилин для младших школьников тоже не подходит, так как он обладает высокой плотностью и работать с ним детям с плохо развитой рукой сложно. Поэтому предпочтительнее обычный пластилин, который легко позволяет работать в разных техниках. Ещё одним вариантом пластилиновой лепки может служить шариковый пластилин. Его особенность заключается в том, что он в отличии от обычного пластилина, который приедается многим детям, является чем-то необычным, позволяющим делать различные поделки и аппликации, он более лёгкий в объёме, он застывает на воздухе и не даёт поделке видоизменяться в процессе хранения под изменением температур, как это свойственно обычному пластилину. При работе с ним можно использовать дополнительные средства, которые будут придавать форму, легко к ней крепиться, не требует раскатывания по форме, как обычный пластилин и наносится равномерно. С этим видом пластилина можно работать с самого маленького возраста. Ещё одним видом является масса для лепки, которая так же хорошо сочетается с шариковым пластилином, легко мнётся в руках и при нанесении на дополнительный материал (бумагу, стакан, фоторамки и т.д.) наносится более равномерно, а при засыхании выглядит как пластмассовая масса. Но выбор материала для лепки зависит всё же от социального и материального положения родителей, которые поддерживают занятия своего ребёнка. В массовой школе социально – экономическое положение детей очень различно. Поэтому основным материалом для лепки будет являться обычный пластилин, который могут позволить приобрести родители с любым материальным достатком, что не вызовет зависти и чувства разочарования у ребёнка. Для индивидуальных занятий, или занятий, где в группе у всех будет одинаковый материал, возможна работа с любым видом пластилина.

Во-вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Взрослым цели ставят более прозрачные, так как абстрактное мышление у них развито настолько хорошо, что не требует специальных дополнительных условий. Для маленьких детей важен образец к которому они будут стремиться. У младших школьников ещё нет развитого абстрактного мышления, преобладающим в их мышлении всё ещё остаётся трансдукция, которая зачастую приводит к ошибкам. Поэтому, при выполнении задания необходим какой то образец, на который младшие школьники будут опираться. Арт-терапевтическое занятие, это не урок труда, где мы даём чёткий образец, к которому ребёнку необходимо стремится, наша цель – дать определённую задачу и несколько вариантов её решения. Например, техника размазывания пластилина по картону на который нанесён контур. Нам не важен цвет, его выбирает сам ребёнок, не важна толщина слоя, её мы не будем оценивать, мы всего лишь увидим, насколько развита моторика руки и в зависимости от поставленной себе цели, толщину размазываемого слоя можем корректировать. Важно то, чтобы ребёнок сам находил подходящие для себя варианты при выполнении задания. Давая разные варианты выполнения поставленной цели, мы тем самым подготавливаем почву для развития творческого и абстрактно-логического мышления ребёнка. Младший школьник сам, опираясь на цель, ставит задачи для её решения.

В-третьих, это те задачи, которые реализовываются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина:

  1. Развитие моторики;
  2. Развитие восприятия цвета;
  3. Умение смешивать различные цвета;
  4. Развитие умения работать с геометрическими фигурами;
  5. Формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;
  6. Развитие абстрактно-логических операций;
  7. Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)

Техники работы с пластилином:

  1. Рисунок
  2. Аппликация
  3. Создание барельефов
  4. Создание мозаик, витражей
  5. Работа со стеклом и стеклотарой
  6. Работа с дополнительными материалами (проволоки, нитки, крупы, природные материалы и т.д.)

Для развития моторики подойдут раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры из отдельных заранее подготовленных геометрических фигур, рисование пластилином. Для детей более старшего школьного возраста можно использовать в работе с пластилином дополнительные материалы, которые требуют развитой кисти руку и определённого навыка. Тема занятий выбирается в зависимости от поставленной психологом задачи, от ситуации, которая привела именно к работе с пластилином, а не с другими видами изобразительных средств. Если наша задача развить моторику руки, научить работать с формой и цветом, то тематика выбирается одна, для работы с агрессией, стрессами, тревогой темы могут быть совершенно другими, или перекликаться, дополняя друг друга.

При работе со стрессом и агрессией психолог может столкнуться с ситуацией, когда ребёнок отказывается работать с данным материалом, считая его эстетически неприемлемым (пачкает руки, остаётся под ногтями и т.д.).

Лепка – один из методов изобразительного творчества. Практически нет ни одного ребенка, который бы не любил лепить.

Чем же так хороша лепка? Почему именно ее часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

Во –первых, необходимо выбрать тот материал, из которого будет выполнен продукт. Для детей дошкольного возраста больше подходит пластилин, который не требует специальных навыков и дополнительных приспособлений. Рука маленького ребенка часто слаба, поэтому пластилин должен быть мягким.

Лепка, как один из методов арт-терапии

Во –вторых, для маленьких детей необходимо ставить цели, которые они должны достичь при выполнении задания. Важен образец к которому они будут стремиться, так как у них нет развитого абстрактного мышления.

Главная цель арт- терапевтического занятия – дать определенную задачу и несколько вариантов ее решения. Например, техника размазывания пластилина по картону, накладывание пластилиновые фигуры на рисунок, дополняя его на который нанесен контур. Нам не важен цвет, его выбирает сам ребенок, важна толщина слоя, мы увидим на сколько развита моторика руки.



В –третьих, это те задачи, которые реализовываются в ходе арт - терапевтического занятия с использованием пластилина:

1. Развитие моторики;

2. Развитие восприятия цвета;

3. Умение смешивать различные цвета;

4. Умение работать с геометрическими фигурами;

5. Умение работать с объемом и плоскостью;

6. Развитие абстрактно-логического мышления;

7. Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, агрессия, конфликты, страхи).

Для этого подойдут приемы раскатывания пластилина в аппликацию, создание фигуры, из отдельных заранее приготовленных фигур, рисование пластилином, лепка различных фигур о героев и создание сказочного мира.



Лепка из пластилина – это простой и очень действенный метод психотерапии, который позволяет достигать душевного равновесия, разрешать сложные проблемы, пережить различные эмоции.

Интерес, волнение, радость от успеха – это далеко не полный список эмоций, переживаемых ребенком во время изготовления работы из пластилина.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лепка как один из методов арт- терапии

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей продуктивной деятельности. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Лепка – один из методов изобразительного творчества, позволяющий создавать всевозможные композиции. Практически нет ни одного ребёнка, который бы не любил лепить. Слепить можно всё что угодно, на что хватит фантазии, а если не получилось или надоела поделка, её можно переделать, в отличие от того же рисунка, который практически переделать невозможно. Чем же так хороша лепка? Почему именно её часто выбирают при работе с разными психическими процессами?

В ходе занятия с использованием пластилина у ребенка развиваются следующие качества:

Улучшается мелкая моторика — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;

Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;

Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;

Повышение самооценки - получается достигать своей цели, благодаря чему возникает желание ставить новые достижимы цели;

Улучшение внутреннего состояния/настроения — после занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение.

Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Наступило время информационной насыщенности, быстрого ритма жизни, в результате чего, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия.

Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством".

Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

- избавление от стресса,

- преодоление тяжелых переживаний,

- развитие творческих способностей,

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

- негативные эмоциональные состояния,

- разностороннее развитие личности и др.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов. Амулеты с изображением символов защищали их обладателей от негативного воздействия извне. В Тибете традиционно используются мандалы для медитативных практик. Так или иначе, художественные образы имели место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных целях.

В конце 19-го века французские психиатры пытались толковать рисунки душевнобольных и проводить взаимосвязь с внутренним состоянием пациентов. Этому примеру последовали другие психиатры. Затем Зигмунд Фрейд заметил, что многим пациентам легче передать свои ощущения не вербально, а посредством рисунков.

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии:

- лепка из глины, пластики, теста.

Тестопластика

Лепка из теста или тестопластика является, как мы уже выяснили одним из направлений арт-терапии.

Что же такое тестопластика? Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный

Вот почему,когда-то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды их обжигали на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста.В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика выполняет следующие функции

Влияние занятий тестопластикой для детей:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Влияние занятий тестопластикой для педагогов:

• Профилактика эмоционального выгорания.

• Формирование положительной самооценки.

• Реализация творческого потенциала.

• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.

• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)

• Профессиональная самореализация педагога .

Цель:

Развивать творческие способности через использование технологии тестопластики.

Задачи:

- формировать предпосылки к учебной деятельности
– формировать качества творческой личности
– формировать художественный вкус
-воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру
-формировать уверенность в себе, в своих способностях
- развивать координацию движений и мелкую моторику.

Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем, так как не требует каких – то художественных способностей и больших финансовых затрат.

Когда смотришь на конечный результат, то, кажется, что делать все это очень легко, но на самом деле этот процесс не так уж и прост. В нем так же, как и в любом другом виде рукоделия есть свои секреты и маленькие хитрости.

Виды лепки:

• Конструктивный - является наиболее простым и заключается

в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных

частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения,

когда у детей еще нет навыка лепки.

• Пластический - изделие выполняют из целого куска. Здесь

нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого

предмета, его формы и пропорции, пространственное

• Комбинированный - этот вид включает в себя как

конструктивный, так и пластический. Так выполняют

изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. В младших группах тесто мы готовили сами, в присутствии детей. А в подготовительной группе дети тесто размешивают сами – это один из любимых этапов работы детей с тестом. Понадобятся: тряпочка, кисточка, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто нужно держать в мешочках или в баночке.

Сушить готовые изделия лучше, конечно, в духвоке или просто на столе . Из опыта тоже пришли к выводу, что если изделие сушить на батарее, оно трескается и ломается. Хотя во многих источниках пишут , что можно сушить на батареях.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

-разрезание прочной нитью

-разрезание и надрезание стекой

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

-раскатать в ладонях или на столе

3. Учимся соединять детали

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

-процарапывание различными инструментами

-оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой).

- Какие чудесные герои у вас получилась! Каждый из вас внес в его создание частичку своего тепла, своей души. Молодцы!

ВложениеРазмер
Памятка для педагогов при работе с соленым тестом 99 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов при работе с соленым тестом.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов солёного теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

Для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
- крахмала ( столовую ложку)
- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки, 200 гр. соли, 125 мл воды, 1ст.ложка подсолнечного масла.

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Разработала: воспитатель МАДОУд/с № 32

Зайдуллина Э.М., Набиуллина Э.Г.

Методические рекомендации для педагогов при работе с соленым тестом.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов солёного теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

Для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
- крахмала ( столовую ложку)
- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки, 400 гр. соли, 125 мл воды ,1 ст. ложка подсолнечного масла.

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Разработали: воспитатель МАДОУ д/с № 32

Зайдуллина Э.М., НабиуллинаЭ.Г.

При изготовлении теста

НЕ рекомендуем использовать:

· Муку блинную (или с добавками) - фигурки при высыхании поднимутся и потрескаются.

· Соль йодированную - вкрапления не растворяются, в последствии тесто будет в крупинку.

· Теплую воду - лучше использовать ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ (в ней лучше растворяется соль).

· Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

· Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

· Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил: при сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки, т. е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на следующем этапе перевернули (если нужно вынули излишек теста) и сохнет уже обратной стороной.

· Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании; или раскрасить готовое высохшее изделие.

· Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

При изготовлении теста

НЕ рекомендуем использовать:

· Муку блинную (или с добавками) - фигурки при высыхании поднимутся и потрескаются.

· Соль йодированную - вкрапления не растворяются, в последствии тесто будет в крупинку.

· Теплую воду - лучше использовать ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ (в ней лучше растворяется соль).

· Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

· Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

· Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил: при сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки, т. е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на следующем этапе перевернули (если нужно вынули излишек теста) и сохнет уже обратной стороной.

· Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании; или раскрасить готовое высохшее изделие.

· Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"

Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска".

Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ


Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит.


Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня.


Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии.


Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения.

Читайте также: