Лелишна из третьего подъезда план урока

Обновлено: 05.07.2024

Посоветовали мне тут детскую книжку: дескать, налетай, Ольга, всё как ты любишь. Тонкий юмор, фантазия и великолепные женские образы. Точнее, девочковые. Не хочу обижать советчицу, но творчество Льва Давыдычева, а именно повесть "Лёлишна из третьего подъезда", меня ввергает в полнейшее недоумение. Попробую объяснить, почему.

В третьем подъезде живёт Лёля по прозвищу Лёлишна. Не просто себе живёт, а с дедом. У деда то, что называется в народе "склероз", он не очень ориентируется в пространстве-времени, всё забывает и даже себя плоховато обслуживает. Так что этим делом вынуждена заниматься внучка. Она и готовит, и ходит на рынок, и делает уборку, вдобавок успевая учиться в школе, притом неплохо. Здесь Давыдычев выступил весьма разумно, объясняя юным читателям-читательницам, как важен домашний труд:

В общем, Лёлишна хорошая. Мужественная - такой эпитет к ней автор подобрал. Хоть и девочка, а мужественная. Её антагонистка - вредная девчонка Сусанна Кольчикова. Список её злодеяний впечатляет. Проколола мальчикам мячик, научила одного мальца плеваться и раздавила дитяти в песочнице куличик. Ещё у неё куча уменьшительных суффиксов в речи, автора стоит похвалить за наблюдательность. Действительно, патологически жестокие эпилептоиды часто сюсюкают: кусочек, капелька, чашечка чайку. Ещё любит смотреть, как умирают дети. ой, вру, как плачут старушки. Прямо скажем, на Пол Пота не тянет. Однако ужас поведения Сусанны не в том, что именно она творит, а в том, как. Лицемерно, иудски, беспрестанно притворяясь ангелочком. И первые, кто ей верят, кто всегда на её стороне, - это папа, мама и целых две бабушки. Не что другое, как их потворствующая любовь превратила "ненаглядненькую Сусанночку" в маленькое чудовище. Дело в том, что с раннего детства Сусанна болела, и её разбаловали, а теперь она здорова как бык, но продолжает шантажировать ближайших и дражайших: "Ах, умираю. "

Вообще редкая ситуация: в детской книге родительская любовь описана не просто сатирически, а фарсово, с грубым комикованием. Экие, действительно, клоуны - любят свою дочь, доверяют ей и веселят её, когда она болеет. Родители одного из героев, которые систематически его наказывают телесно, совсем не такие шуты гороховые. Они показаны как нормальные люди, семейство гаденькой Сусанночки - как отклонение. И призыв выпороть "необыкновенного, любимого, с музыкальными способностями ребёнка" не выглядит пустым звуком. В книге Давыдычева постоянно все друг друга бьют. Колотят, шпыняют, дубасят - даже добрый дрессировщик ручную обезьянку! - плюются с балкона. Прямо реинкарнация недоброй памяти пьесы "Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника".

Добрая Лёлишна советует мальчику, которого бьют, всё вытерпеть.

Плохая девочка требует, чтобы её обслуживали, а хорошая - сама всех обслуживает. Ладно бы себя и деда, - хотя невесёлый это сюжет и несказочный: ребёнок, вынужденный ухаживать за престарелым родственником, - но и местного хулигана, и даже тигра полосатого Лёлишна берёт под опеку, обстирывает, обкармливает, обшивает. И в благодарность ей достаётся небывалый подарок: два билета в цирк. Кстати, штрих немаловажный. В СССР самые дорогие билеты в цирк стоили рубль пятьдесят, поправьте, если ошибаюсь. Семья Лёлишны не в силах себе позволить это удовольствие, хотя девочка бредит цирком, мечтает быть дрессировщицей. Но у деда сердечный приступ, и внучка, несмотря на его уговоры, отказывается от поездки (интересы других важнее собственных!) и передаёт оба билета. Сусанночке. Малолетняя мерзавка злорадно идёт развлекаться, прихватив с собой младшую, самую послушную бабушку, недавно получившую пенсию. Она нагло усаживается, чавкает двумя порциями эскимо, во время клоунады выскакивает на арену и, когда бабушка её уводит, обзывает "гадкой бабкой". За эти ужасные слова бабушка под бурные восторги автора даёт Сусанночке затрещину - даже не так, ЗАТРЕЩИНУ, да такую, что Сусанна втянула голову в плечики. Да ещё закрыла глазки. Да ещё прикрыла головку ручками.

Нет, я не могу. С таким смаком всё это описано, с таким вожделением: как бьют ребёнка, отворачиваются от ребёнка, отрекаются от ребёнка. Дальнейшую сцену за неимением завесы милосердия прячу под кат:

– Надоело, – сказала бабушка. – Всему, даже любви, есть предел. Марш за мной.
И направилась к выходу.
– Ба-ба-бабуленька… – всхлипнула злая девчонка и двинулась за ней следом. [. ] Она пыталась разжалобить.
– Бабуленька, – слабым голоском позвала внучка, – я падаю. Ты слышишь? Падаю на твёрдый-твердый асфальт. Личиком вниз. Слышишь?
– Падай, – не оборачиваясь, ответила бабушка, – падай сколько тебе угодно.
– Но я же разобьюсь!
– Разбивайся!
– Потечёт кровь!
– Пусть течёт!
– А как же ты будешь жить без меня?
– Замечательно.
Тогда Сусанна обогнала её, загородила дорогу и спросила самым жалобным тоном, на какой только была способна:
– Ты ведь любишь меня?
– Нет, – ответила бабушка и пошла дальше.
– Неправда! – крикнула Сусанна. – Ты сама говорила, что меня нельзя не любить! Ты сама говорила, что я осветила твою жизнь! Бабуленечка! Бабулюсенька! Самая лучшая на свете! Тебя нельзя не любить! Ты осветила мою жизнь!
Бабушка не отзывалась.

Сусанна не сдается: бежит бегом, чтобы оболгать бабку перед родителями. Однако тех вызывали в местком ха плохое поведение дочки, и они больше не ведутся на манипуляции. Мало того, одна из бабушек называет её бывшей внучкой: Моя бывшая внучка довела меня до того, что я дала ей ЗАТРЕЩИНУ. В цирке. При всех. Мораль ясна: будешь вести себя плохо - тебя можно станет бить. Никто, даже мама, не подойдёт тебя утешить, когда ты, всеми отвергнутая, зарыдаешь от настоящего горя. Местком и цирковая публика - вот судьи, чей суровый приговор перечеркнёт родительскую любовь навсегда. Гадкую девчонку отправляют на всё лето в лагерь, где из неё должны сделать человека. Лагерь пионерский. Не будем ёрничать. Туда Сусанна собирается как на смерть, а автор перифрастически сообщает: "О том, как жилось ей в пионерском лагере, догадайтесь сами". Догадываемся. Будут бить и издеваться. Сделают человеком.

Лёлишне дрессировщик предлагает стать его ученицей, но она не может бросить деда. Следует такой диалог:
– Ничего я не понимаю, – заговорил Петька. – Чего её все без конца хвалят? Девчонка она, конечно, ничего. Ну, а чего особенного-то?
– Она единственная женщина в семье, – ответил Владик, – и настоящая женщина.
– Особенного ничего, – сказал Виктор, – но ей, а не мне, тебе или ему, предложил Эдуард Иванович стать своей ученицей.
– Я, конечно, понимаю свою отрицательную роль в этой истории, – виновато сказал дедушка. – Но что поделаешь?
– Ничего, – ответила Лёлишна. – Всё равно я буду дрессировщицей. Когда-нибудь.
– Никогда не будешь на меня сердиться? – спросил дедушка.
– Никогда, – ответила Лёлишна, – можешь не беспокоиться.

способствовать активизации словаря учащихся, развивать речь.

3. Способствовать воспитанию нр авственных качеств личности, умению

владеть приемами культу ры общения в процессе беседы.

Тема. Л.И. Давыдычева. «Лелишна из третьего подъезда, или повесть о

На доске: (ответы учащихся сопровождаются демо нстрацией учителем

Учитель. Мы с вами хорошо знакомы со стихами, баснями, рассказами,

сказками и даже пьесами. На сегодняшнем уроке и последу ющих нам

предстоит знакомство с повестью. Кому из вас прихо дилось чи тать п овести ?

Назовите авторов и название повести, которую вы прочитали. В чем

особенно сть повести и ее отличие от рассказа? (На доске схема содержан ия

Учитель. Повесть - это произведение, повествующее историю, где

развивается несколько событий. Повесть по объему больше, чем рассказ.

Отличить повесть от других жанров можно, пр очитав на титульном листе

специальную помету . Обратите внимание на выставку книг. Назовите среди

В нашем учебнике начало повести писателя Льва Ивановича Давыдычева.

(Заранее подго товленный учащийся расск азывает сведения о писателе) -

Повести бывают разные: исторически е, приключенческие, юмористические,

поэтические. ( Учитель демонстрирует таблички - слова жанров повестей )

Учитель. Может кто - то до гадаться, в чем различие каждой из этих

- Прочитайте как она называется. У повести очен ь длинный подзаголовок .

Что вы поняли из названи я и подзаголовка о про изведении ?

- Из пометы к заголовку мы у знали, что повесть юмористическ ая .

- Повесть связана с цирком и начинается парадо м участников. Открывает

Учитель . С какими героями по вести знакомит нас автор?

- Как получилось, что Леля О хлопкова с оди ннадцати лет стала главой

- Что помогало героям по вести преодо леть тру дности жизни?

Соберите пословиц ы (кажд ому ряду в ыдается конверт со словами

Учитель . Объясните смысл каждой пословиц ы. Какая из них на ваш взгляд

Учитель . Без дружбы и верных друзей жизнь человека скучна и ску дна.

Героям повести по могала дружба. Давайте вдумчиво прочи таем еще раз

главу повести, и подумаем, что кроме дружбы помогало гер оям преодо леть

- Каким на ваш взгляд должен быть глава семьи? Каким он должен быть?

Почему гл авой семьи не стал дедушка Лелишны? Выражает ли автор

сочувствие к героине? А как он к ней отн осится? Выр азите свое отношение к

Лёлишне. Какой вы представляете Лелишну? Составьте словесный портр ет

Карточки для индивидуальной работы для учащихся , способных

воспринимать текст на констатирующем уровне восприятия

Вопрос для учащихся способных воспринимать текст на уровне

- Почему ав тор считает свою повесть юмористическо й ?

Учитель . Представьте составленные вами портреты геро ини повести. Все ли

критерии алгоритма исп ользовал рассказчик пр и создании портрета ?

Рассказал ли о поступках героини ? О в сех ли качествах Лелишны было

рассказано? Справедливо о цените работу одноклассника. ( Учитель

Учитель . Какие поступки отличают героиню данн ой повести ? Можно ли эти

поступки назвать детскими ? Считаете ли вы эту повесть юмористической ? В

чем выражается юмор ? ( Учитель продвигает ответы детей к мысле о том, что

события, описан ные в повести, легче и понятнее воспр инимать через

Учитель . Отразите составленные вами словесные портреты Лелишны в

художественном творчестве, нарисуйте портрет главного героя. Портретис т

должен убедительно доказать, почему он видит персонажа повести именн о

таким. Составьте портрет героини, кото рый вы не успели озвучить на уроке.

До урока работает жюри из трех ребят класса. Отбирают лучшие работы.

Учитель . Кто из героев начин ает представление. Попросим портр етистов

рассказать, почему именно таким представили героя пр оизведения. Как

Учитель . Какое название вы под обрали своим пор третам? Почему автор

называет героиню не Леля, а Лелишна? Может ли имя что - либо рассказать о

человеке? О чем вам говорит имя следующего героя повести? Прочи тайте

название главы. Проверим свои предположен ия, прочитав главу повести.

Слова, записанные на доске, помогут н ам лучше осмыслить т екст. Есть ли

среди записанных слов - слова, имеющие несколько значений ?

4. Первичное восприятие .( Читают главу подготовленные 4 ученика, с

которыми была пр оведена инди видуальная работа. Предложения текста

распределены таким об разом, что каждый из учеников читает слова,

Учитель . - Разделите слова, характеризующие героя повести на две группы.

Учитель . - Каково ваше отношени е к Петьке? Чем это отношение вызвано?

- Слу чайно ли после Лелишны в повести появляется Петька ?

- Что может связывать этих героев? Могут ли они дружить?

- Что их различает? Как формируется характер человека? Что может

изменить характер Петьки? Какой представляли род ители судьбу мальчика?

Представьте героев произведения чер ез двадц ать лет. Какими они буду т ?

Учитель . - Кто продо лжил парад участников представления? Назовите

Учитель . - Составьте словесный портрет Петьки. Нарисуйте его портрет .

До урока работы вывешены на доске. Как вы считаете, какой из портретов,

представленных на выставке, наибо лее удачный ? Почему ?

Какой словесный п ортрет вы составили? ( Заслушиваются 1 - 2 рас сказа)

Учитель. Сегодня мы познак омимся еще с одной главой по вести.

Прочитайте ее название. О чем вам говорит имя и фамилия этого пер сонажа

бухгалтер (специалист, осуществляющий хозяйственный учет денежных

4. Первичное восприятие ( чтение у чителем главы или самостоятельное

Учитель. Что означает имя героя? Почему папа хотел сменить имя сыну?

Для каждой группы предъявлены слова. Задание: составьте словосочетани я

1. Железный, ядовитый, взгляд, человек. ( Железный человек, ядовитый

2. Золотые, острые, слова, руки. (Золотые руки, острые слова.)

3. Низкий, черствый, человек, поступок. (Низкий поступок, черствый

Учитель. Какой характер у героя повести? Может ли смелость родиться

вместе с человеком? Каким на ваш взгляд может быть внешний вид смелого

человека? Что помо гло Виктору стать смелым? Легко ли обрести смелость?

Составьте пословицы пр о смелость, использу я слова текста. (Смелость на

дороге не валяется. Взаймы смелость не выпросишь. См елость на ножичек

не променяешь.) Можн о ли эти пословицы отнести ко всем персо нажам

повести? Какие еще положи тельные черты характера по являются, когда

человек становится смелым? Как автор отно сится к герою?

Учитель. Сколько диалогов в главе повести? ( 1.Разговор отца с сын ом. 2.

В сентябре нового учебного года учащимся была предложена игра "Наши любимые книги".

Цель:

- обобщить знания учащихся о творчестве Л.И.Давыдычева;

- формирование читательского интереса к произведениям Л.И.Давыдычева Э.Успенского;

ВложениеРазмер
Сценарий игры "Наши любимые книги" 57.5 КБ
Презентация к игре "Наши любимые книги" 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Составлена и проведена учителем начальных классов

Китаевой Ольгой Павловной

В сентябре нового учебного года учащимся была предложена следующая игра.

- обобщить знания учащихся о творчестве Л.И.Давыдычева;

- формирование читательского интереса к произведениям Л.И.Давыдычева Э.Успенского;

Личностные универсальные учебные действия:

-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев прочитанных книг.

Познавательные универсальные учебные действия:

- развитие внимания, памяти, наблюдательности, речи учащихся, умений обобщать, делать выводы;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из прочитанных книг;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-участвовать в работе команды, распределяя роли, договариваться друг с другом;

- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

II.Формирование команд, выбор капитана, названия команды.

III.Беседа о творчестве Л.И.Давыдычева. Слайд 2

Лев Иванович Давыдычев 1927 – 1988

Родился 1 января 1927 г. в Соликамске. В Перми закончил нефтяной техникум, после чего год проработал оператором на нефтепромысле в г.Краснокамске.

Все произведения писателя немного юмористические, чуть-чуть сатирические, в меру детективные, некоторым образом фантастические.

Книги Л.Давыдычева изданы большими тиражами на многих языках мира, по их сюжетам ставились спектакли, снимались кинофильмы.

В 1988году Л.Давыдычева не стало. Он умер от инфаркта. Не выдержало сердце той нагрузки, которая сопутствовала его творчеству.

Как звучит правильное полное название повестей Л.Давыдычева? Сколько слов в названии? Слайд 3,4.

Парад участников. (По повестям Л.И.Давыдычева)

3.2. Ей 10 лет. Всего 10 лет! Но за свою небольшую жизнь она ухитрилась сделать людям столько неприятностей, сколько другому не сделать и за 200 лет. Можно сказать, что она только тем и занималась, что злилась. (Сусанна Колокольчикова)

Работа над ошибками. Слайд 17

- Куда написал заявление И.Семёнов? Почему почтальон возвратил письмо назад? Что он посоветовал Ивану?

Команды! Исправьте ошибки Ивана. А болельщики – ошибки на конверте.

Взаимопроверка командами работы .

Вминестерство.
Учительница Меня Мучеит за каждую ашыпку ставитпару. Прашупринятмеру и асвабадит Меня по здоровю атучёбы спасибо Хачу получит пеньсию. За это квам опят спасибо и првет
Иван Семёнов

В министерство.
Учительница меня мучает. За каждую ошибку ставит двойку.
Прошу принять меры и освободить меня по здоровью от учёбы. Спасибо. Хочу получить пенсию. За это вам опять спасибо и привет.
Иван Семёнов.

Наше любимое Простоквашино

1.1.Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в 4 года научился читать, а в шесть уже сам себе суп варил. (Дядя Фёдор)

1.2. Дядя румяный такой, в шапке. Лет пятьдесят с хвостиком…(Печкин)

2.1. Рыжая, мордастая и важная такая! (Корова Мурка)

2.2. Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый, пресердитый! (галчонок Хватайка)

3.1. Зверь маленький, пушистый, глаза грустные и хвост лопатой. (бобёр)

3.2. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова лизнула…(Дядя Фёдор)

Что бы это значило? Слайды 27 – 33.

1.1….И штаны начали планирование с пятого этажа…

(Пеька-пара упал, Лёлишна выстирала его штаны. Петька вышел на балкон их сушить, но неожиданно увидел внизу тигрёнка…)

2.1.Аделаида обозвала Ивана УО. Иван представил, как ВСЕ будут его так же называть…

2.2.Ксения Андреевна Краснова, мать Владика, была больна и не смогла прийти на представление в цирк. Артисты цирка решили выступить для Ксении Андреевны прямо во дворе.

3.1.Дядя Фёдор решили подменить ящики, чтобы взять у почтальона Печкина посылку, присланную родителями дяди Фёдора.

Путаница. ( Зачеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв получится слово. Объяснить, какое отношение оно имеет к прочитанным произведениям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект открытого урока по литературному чтению, проведенного в 3"в" классе МКОУ "Новопоселковая СОШ" учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.

Этапы урока.

Мотивационный этап

- Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте поздороваемся с гостями .

А сейчас проверь, дружок

Все ли взял ты на урок?

Тетрадь, учебник пригодится

Ты готов уже учиться?

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб­ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво­ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

-сегодня мы будем очень много говорить, декламировать, поэтому начнем с разминки.

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

Дополни предложения

-Исполнитель ролей в театральной представлении (актер)

-Пояснения автора к тексту пьесы о том, как вести к актеру ( ремарка)

- Руководитель театральной постановки ( режиссер)

- произведение повеств. историю где несколько событий, она меньше чем рассказ, но больше чем роман (повесть)

Актуализация знаний

- что было задано на дом?

1Составление плана. ( пересказ текста Л.Н. Давыдычев)

2) человек ,которому никто не верит, (фокусник Григорий Васильевич)

3) Найти биографию писателей

5)нарисовать картинки к рассказу

1.Был я в командировке.

2.Он сунул руку в карман моего пиджака.

3.Однажды Гришу привели в цирк.

-руководитель театральной постановки(режисер)

Подготовка к представлению , разучивание текста и игры на сцене ( репетиция)

-Руку справа, руку слева

Отвечай сегодня смело

Не волнуйся, не грусти

Если сможешь – помоги.

В разделе знакомств с писателем было дано задание найти биографию Л.И. Давыдычева и других писателей, которые написали повести для детей.

Камила прочитает о М. Горьком.

Конкурс рисунков

-Посмотрим ,чей же рисунок лучше?

-Что вы хотели показать зтими красками?

Придуманные истории

- кто сочинил свои истории мы сможем написать нашу повесть.

Совместное открытие знаний

Вводная беседа.

-еще раз вспомним кто же написал эту повесть?

Вспомним всех героев его произведения? Все они на этих картинках?

- Но особенно запомнился нам 1 герой. Сейчас дети его покажут, а вы скажите кто он?

- В сегодняшнем параде участников примет участие мальчик, противоположный Петьке- Паре

-Какой это должен быть мальчик?

-Правильно, сегодня речь пойдет о Викторе Мокроусове. У него было очень много друзей. Он очень любил своих родителей. Виктор в переводе Победитель.

2) Словарная работа.

В этом произведение мы встретим такие слова :

Наутек – катна ( куда глаза глядят )

Расквашен- ивидал авун,т1иш –п1уз акадрун (ударили кулаком в нос)

Физиономия –суфат ( лицо)

Открытие нового знания .Работа с текстом.

Образцовое чтение учителем.

До половины текст читает учитель,а теперь хотите узнать , что дальше будет?

Чтение детьми цепочкой.

Закрепление по вопросам.

-С кем вы познакомились?

- Какой этот мальчик?

-Почему его зовут Виктором, а не Витей?

-Чем он отличается от Петьки , от Головешкина?

Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте то место где говорится, когда Виктор во дворе, все спокойны.

Читайте также: