Лексический анализ слова школьный

Обновлено: 04.07.2024


Лексический разбор слова (разбор под цифрой 5)
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Схема лексического разбора слова

      1. Определите лексическое значение слова в контексте.
      2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.
      3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
      4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
      5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
      6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
      7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
      8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
      1. Определите, является ли слово устаревшим.
      2. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

      Примеры лексического разбора слова
      Завершив свои операции, фронты один за другим останавливались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

      1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).
      2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.
      3. Значение прямое.
      4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.
      5. Слово заимствовано из латинского языка.
      6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).
      7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

      С лечебной целью используют корни и корневища элеутерококка, собранные осенью. (В. Ягодка)

      1. Корень – в данном предложении слово “корень” имеет значение “вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы”.
      2. Слово многозначно: а) часть растения, б) часть основания, в) первопричина, г) часть слова, д) алгебраическая операция, функция, е) число, обращающее в ноль или тождество
      3. В предложении употреблено в прямом значении.
      4. Омонимов, синонимов, антонимов в данном значении не имеет.
      5. Исконно русское.
      6. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
      7. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
      8. Слово входит во фразеологизмы: зри в корень, вырывать с корнем, корень зла, на корню, под корень, пустить корни.

      Старый друг лучше новых двух.

      1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.
      2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).
      3. В предложении употреблено в прямом значении.
      4. Синоним — давний.
      5. Антоним — новый.
      6. Исконно русское.
      7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
      8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
      9. Слово входит во фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон зря не каркает.

      © Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

      Title: Лексический разбор слова — что это такое? Примеры
      Description: Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

      Как осуществляется лексический разбор слова? Ответ на поставленный вопрос вы узнаете из данной статьи. Кроме этого, вашему вниманию будет представлено несколько примеров такого разбора.

      лексический разбор слова

      Общая информация

      Лексический разбор слова осуществляется при помощи различных лингвистических словарей, а именно толкового, фразеологического, словаря антонимов, синонимов и омонимов.

      Следует особо отметить, что такой анализ направлен на лексическую единицу русского языка, с указанием таких особенностей, как:

      • однозначности или, наоборот, многозначности слова;
      • вида его лексического значения в конкретном случае;
      • синонимов;
      • происхождения слова;
      • антонимов;
      • принадлежности слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике;
      • фразеологических связей того или иного выражения.

      Лексический разбор слова представляет собой факультативный вид разбора для обычной школьной практики. Как правило, такой анализ не дается в качестве контрольного задания.

      Как делать лексический разбор слова – шаги

      Первый шаг – определить значение слова в конкретном контексте (обычно оно дается в рамках предложения). После этого нужно с помощью толкового словаря выяснить, является ли оно однозначным или многозначным, и если у него больше одного значения, то указать их все.

      Затем снова идет работа с контекстом, когда нужно выяснить, к какому типу относится значение слова – прямому или переносному. Если оно прямое, нужно переходить к следующему шагу, если переносное, то его нужно будет охарактеризовать.

      Следующий шаг – это построение ряда слов, которые синонимичны рассматриваемому, потом нужно будет найти к нему антоним. Далее следует выяснить, является ли данное слово исконно русским или это заимствование, после чего устанавливается, является ли оно частью общеупотребительного лексического состава или относится к какой-то ограниченной лексической группе. Если имеет место последний случай, нужно указать, к какой именно.

      Наконец, с помощью словаря нужно выяснить, является ли слово устаревшим и входит ли оно в состав каких-то фразеологизмов.

      Для того, чтобы сделать полноценный лексический разбор, следует использовать сразу несколько словарей. Основным будет толковый, а дополнительными – синонимов, антонимов и фразеологический.

      Подробный план лексического разбора слова

      Напомню читателю, что под лексическим анализом обычно понимают анализ лексических характеристик какого-либо слова. Однозначно оно или многозначно, какие у данного слова имеются значения, какие есть синонимы, антонимы и омонимы, относится ли оно к общеупотребительной лексике и др. При этом выполнить такой разбор вне контекста употребления части речи обычно невозможно.

      Данный вид изучения обычно не является обязательным в школьной программе, имея факультативный характер. Его осуществление предполагает использование нескольких словарей (толкового и фразеологического, словаря антонимов, омонимов, синонимов и др.). Или, в качестве альтернативы, наличие доступа к сети Интернет, где можно получить всю соответствующую информацию.

      Итак, план лексического разбора любого слова выглядит следующим образом:

      1. Определяем лексическое значение слова в определённом контексте. Обычно это предполагает расположение слова в каком-либо законченном отрезке текста, имеющим некий смысл (например, в каком-либо предложении). Если же слово берётся само по себе, без контекста, то мы можем совершить ошибку при подборе правильного значения рассматриваемого нами слова;
      2. Если слово имеет несколько значений, укажите все имеющиеся его значения (в осуществлении указанного действия пригодится толковый словарь русского языка, например, под редакцией Ожегова С.И.);
      3. Определите тип имеющегося лексического значения в данном контексте (прямое\переносное). Напомню читателю, что прямое значение – это исходное (первоначальное) значение слова, а переносное – это значение, которое возникло на основе прямого значения (т. е. вторичное значение);
      4. Если лексическое значение указанного слова переносное, укажите на имеющийся вид переносного значения (синекдоха, метафора, метонимия);
        Виды имеющихся в русском языке тропов
      5. Постройте синонимический ряд;
      6. Найдите антонимическую пару;
      7. Проанализируйте, является ли рассматриваемое слово исконно русским, или заимствовано с иностранных языков;
        Особенности старославязнизмов и заимствованных слов в русской лексике
      8. Укажите, принадлежит ли слово к общеупотребительной лексике, или к ограниченной к употреблению (сфера употребления);
      9. Проанализируйте, является ли данное слово устаревшим;
      10. Определите, используется ли данное слово в составе используемых фразеологизмов.
        Виды деления слова по различным критериям

      Общепринятая схема

      лексический разбор слова косарь

      Для того чтобы правильно осуществить лексический разбор слова, необходимо придерживаться следующей схемы:

      1. Определение лексического значения слова в том или ином контексте.
      2. Если выбранное выражение является многозначным, то необходимо указать его другие значения (при крайней необходимости можно воспользоваться толковым словарем русского языка).
      3. Установление типа лексического значения в отдельно взятом контексте (прямое или переносное).
      4. В том случае, если значение переносное, то следует охарактеризовать его вид.
      5. Построение синонимического ряда для слова в существующем значении.
      6. Подборка антонимической пары к выбранному слову.
      7. Определение принадлежности слова, то есть является ли оно исконно русским или когда-то было заимствовано из совершенно другого языка.
      8. Установление принадлежности выбранного слова к лексике, ограниченной в употреблении, или общеупотребительной лексике.
      9. Определение того, является ли данное выражение устаревшим.
      10. Вхождение данного слова в состав фразеологизмов.

      Схема лексического разбора слова.

      1. Определите лексическое значение слова в контексте.

      2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

      3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

      4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

      5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

      6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

      7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

      8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

      9. Определите, является ли слово устаревшим.

      10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

      Примеры лексического разбора слова

      Для того чтобы понять, как осуществляется лексический разбор слова, мало лишь знать особенности такого анализа и его схему. Ведь любые теоретические знания должны обязательно подкрепляться практической работой. Для этого мы решили представить вашему вниманию несколько примеров различных слов, которые подверглись лексическому разбору.

      Образец лексического разбора слова.

      Завершив свои операции, фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

      1. Операция — ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

      2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

      3. Значение прямое.

      4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

      5. Слово заимствовано из латинского языка.

      6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

      1. Косарь – это человек, который занимается косьбой, то есть срезает траву или какие-либо хлебные злаки при помощи традиционной косы или косилки.

      • тот, кто осуществляет косьбу;
      • тяжелый и большой нож, предназначенный для соскабливания чего-либо или щепания лучины;
      • тысяча денежных единиц (жарг.).

      6. В первом и втором значении данное слово является общеупотребительным. Что касается третьего – то в этом случае оно применяется только в разговорном стиле.

      лексический разбор слова золотая

      1. Золотая осень – время года, когда все деревья и травы становятся желтыми и напоминают оттенок золота (металла).

      • сделанный из золота;
      • шитый золотом;
      • исчисляемый по курсу золота;
      • подобный цвету золота;
      • прекрасный, очень хороший и замечательный;
      • благоприятный и самый счастливый;
      • любимый, дорогой (в обращении к кому-либо);
      • минералогические и ботанические названия.

      3. Значение – переносное.

      7. Происхождение — исконно русское.

      8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

      лексический разбор слова фантастических

      Лексический анализ других слов

      Приведем еще несколько примеров:

      1. Фантастический фильм – измышленный фантазией и в действительности не существующий.

      3. Значение – прямое.

      4. Синонимами слова являются следующие: невероятный, ошеломляющий, не соответствующий реальности.

      5. Имеет следующие антонимы: обычный, банальный.

      7. Происхождение – заимствовано из английского языка (fantastic).

      8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

      9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

      1. По доброте – душевное качество, выражающееся в заботливом и нежном отношении к кому-либо.

      3. Значение – прямое.

      4. Синонимами слова являются следующие: хороший, благодушный, добродушный, человеколюбивый.

      5. Имеет следующие антонимы: злой, жестокий.

      7. Происхождение – исконно русское.

      8. Данное выражение является общеупотребительным. Оно может применяться в любых стилях речи.

      9. Выражение не устаревшее. Соответственно, оно является частью активного словарного запаса современных людей.

      10. Применяется в следующих фразеологизмах: по доброте душевной, слепая доброта и пр.

      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры

      Пример лексического анализа

      1. Ежи — маленькие лесные хищники. Еж — колючее млекопитающее семейства ежовых.
      2. Слово многозначное:
      • то же, что противотанковый ёж; сооружение, препятствующее прохождению бронетехники (перен., воен., разг.)
      • то же, что ёжик; короткая, обычно мужская причёска с торчащими дыбом волосами (перен., разг)
      1. Значение прямое.
      2. Исконно русское слово.
      3. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
      4. Слово не является устаревшим, входит в активный словарь русского языка.
      5. Слово входит в состав фразеологизма: ежу понятно (ежу ясно).

      Лексический анализ слова предполагает определение целого ряда признаков лексической единицы и использование сразу нескольких словарей, так что учащийся должен уметь с ними работать. Обычно это факультативный вид практики, однако это не отменяет того, что его необходимо уметь делать.Правила РУССКИЙ ЯЗЫК Оцените автора

      Добавить комментарий Отменить ответ

      Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

      Пожалуйста, введите ответ цифрами:15 + 2 =

      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры
      Лексический разбор слова - что это такое? Примеры

      Вам также может понравиться

      Что такое эвфемизмы? Примеры в речи Эвфемизмы широ­ко рас­про­стра­не­ны в рус­ском язы­ке.

      Что такое омофоны и чем отличаются от омонимов Омонимы — это слова, которые пишутся и звучат одинаково

      Иноязычные слова в русской лексике Для развития языка характерен процесс заимствования

      Что такое омографы. Примеры Омографы — это сло­ва раз­ных частей речи или их форм

      Как отличить прямое и переносное значение слова У каждого слова есть основное лексическое значение.

      Что такое омонимы? Примеры Омонимы — это сло­ва, оди­на­ко­вые по напи­са­нии

      Примеры лексического анализа

      Приведём примеры лексического разбора русских слов, сопроводив их нашими комментариями.

      Руководствуясь вышеприведённым планом, проводим разбор:

      1. Задремать – заснуть лёгким сном, впасть в дремоту;
      2. У данного слова есть переносное значение – олицетворение;
      3. Синонимы слова – забыться, уснуть, погрузиться в сон, забыться сном, заснуть;
      4. Это слово нейтральное;
      5. Это слово исконно русское.
        Лексика русского языка

      Это может быть полезным: Орфографический разбор слова.

      Заключение

      Лексический разбор русских слов является преимущественно факультативным видом изучения, который невозможно выполнить без наличия соответствующих словарей (в частности, толкового). А также без понимания контекста употребления данной части речи. Руководствуясь приведённым выше планом, вы сможете легко осуществить указанный вид анализа. Тем самым углубив своё понимание лексики и семантики русского языка.

      При изучении языков в школе часто приходится проводить различные виды анализа текстов, выяснять произношение, разбирать структуру предложений, заучивать правила. Порой эти задания кажутся занудными и далеко не всегда вызывают энтузиазм у учеников. Но есть один тип работ, который может пробудить у школьника дух настоящего исследователя: это лексический разбор слова.

      Лексический разбор слова

      Определение термина

      Применительно к лексическому разбору , это рассмотрение слова именно как слова, то есть его сути, значения, происхождения, наличия близких по смыслу или противоположных значений.

      Лексический анализ слова

      С этой точки зрения, план лексического разбора будет представлять собой последовательность следующих этапов:

      1. Определение количества значений слова.
      2. Что значит в конкретном выделенном тексте.
      3. Тип значения: прямое или переносное.
      4. Вид переносного значения, например, метафора.
      5. Поиск синонимов.
      6. Определение антонимов.
      7. Этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.
      8. Применение общеупотребительное или ограниченное.
      9. Современность слова.
      10. Вхождение в состав фразеологизмов.

      В разных источниках план анализа может иметь различные вариации. Какие-то пункты объединены, другие переставлены местами. Но в целом содержание анализа всегда соответствует приведённой выше схеме.

      Примеры анализа

      Чтобы понять, как сделать лексический разбор необходимо рассмотреть ряд примеров. Для лучшей наглядности два примера разложены подробно. Остальные представлены в виде таблицы.

      Примеры анализа разбора слова

      Табличные примеры здесь приведены вне конкретного текста, поэтому ряд пунктов программы анализа опущены. Предпочтение отдано основному прямому значению.

      Практическая польза

      Практическая польза лексического разбора слова

      Лексический разбор слова — хорошая практика не только для повышения грамотности учащихся. Одна из главных задач этого типа работ — научить школьника основам анализа, умению рассуждать, формулировать выводы. Это делается с помощью различных словарей: толкового, фразеологического, синонимов, антонимов.

      Активно могут применяться источники интернета.

      Особый интерес у учеников может вызвать пункт, связанный с происхождением слова. Изучение истории позволит увидеть развитие языка, лучше понять его суть и современное состояние.


      Лексический анализ слова

      Лексический анализ слова — подробная характеристика словесной единицы с указанием ее смыслового значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов в языковой среде, определения сферы употребления и фразеологических связей.

      План лексического анализа (разбора)

      1. Указать слово.
      2. Определить, однозначное или многозначное слово. Объяснить его лексическое значение.
        Если слово многозначное, указать, в каком значении (прямом или переносном) оно употреблено. Дать толкование (с примерами) всех значений этого слова.
      3. Если слово имеет синонимы, антонимы, омонимы, то назвать их.
      4. Охарактеризовать слово с точки зрения сферы употребления: общеупотребительное или ограниченного употребления (диалектное, профессиональное, жаргонное), устаревшее или неологизм, является ли слово частью какого-либо фразеологизма.

      Материалы для правильного анализа слова

      Для лексического анализа слова необходимо повторить темы по конспектам:

        . Тема включает прямое и переносное значение многозначных слов.
      • Лексика ограниченного употребления
      • Устаревшие слова. Неологизмы

      Лексический анализ.
      Образец письменного анализа

      Закружилась листва золотая
      В розоватой воде на пруду…

      Добавить комментарий Отменить ответ

      Русский язык. Конспекты:

      Фонетика и орфоэпия

      Лексика и фразеология

      Морфемика и словообразование

      Орфография

      Морфология и орфография

      Синтаксис

      Пунктуация

      Речь. Языковые нормы

      Найти конспект:

      О проекте

      Возрастная категория: 12+

      (с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

      +

      3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


      Ответы 3

      +

      Школьный - относящийся к школе

      Например : школьный сад, школьная парта, школьные пренадлежности

      Ответ

      +

      1)Лексический разбор:публика
      от слова публикус-народ, в соврем. языке имеется в виду зрители
      2)Словообразовательный разбор:круг-о-свет-н- ый , сложение основ
      3)Морфологический разбор:двадцать -числительное, количественное, целое,
      им. падеж, в предложении является остоятельством.
      4)Определите образования слов:пришкольный-тот, который около школы, значит приставочно-суффиксальный;
      теплоход две основы, сложение основ;
      завуч-сложение корней.
      5)Просклонять слова:жизнь, мудрец
      Р. НЕТ ЖИЗНИ, МУДРЕЦА
      Д. ДАТЬ ЖИЗНИ, МУДРЕЦУ
      В. ВИЖУ ЖИЗНЬ, МУДРЕЦА
      Т. ТВОРЮ ЖИЗНЬЮ, МУДРЕЦОМ,
      П ГОВОРЮ О ЖИЗНИ, О МУДРЕЦЕ
      6)Прослоняйте словосочитание:хорошая идея
      Р. НЕТ ХОРОШЕЙ ИДЕИ
      Д. ДАТЬ ХОРОШЕЙ ИДЕЕ
      В. ВИЖУ ХОРОШУЮ ИДЕЮ
      Т. ТВОРИТЬ ХОРОШЕЙ ИДЕЕЙ
      П. ГОВОРЮ О ХОРОШЕЙ ИДЕЕ

      Читайте также: