Лазарев в с понятие педагогической и инновационной системы школы

Обновлено: 05.07.2024

Понятие педагогической и инновационной системы школы. Особенности инноваций в системе образования. Принятие решения о внедрении (освоении). Типы и принципы разработки инновационных методик образовательного процесса. Определение потребности в изменениях.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.01.2012
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Реферат на тему

Принципы разработки инновационных методик образовательного процесса

Невзорова О.А., гр.681М

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение задачи формирования гуманистического мировоззрения невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

инновация педагогический внедрение

Инновации. Инновационный процесс в образовании

Инновации (от англ, innovation -- нововведение, новация) -- это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Современные истолкования сущности и направленности педагогических инноваций весьма противоречивы. Чаще всего их связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации - это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпы обучения, как устранить потери времени и т. д.

Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания постоянные области внедрения инновационных идей.

Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания.

Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, В. А.Сластенина, В.И. Слободчикова, Т. И.Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение:

Определение потребности в изменениях

Инновационный процесс начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы специализированных научных организаций, органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, педагогов. Известно много примеров, когда творческие учителя, будучи неудовлетворенными способами своей работы, создавали новшества, которые затем получали широкое распространение в практике образования.

Сбор информации и анализ ситуации

Предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения.

Разработка способов решения проблем - проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмется за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.

Принятие решения о внедрении (освоении)

Найденные новшества или новшества, информация о которых поступает из каких-то источников, прежде чем решится вопрос об их внедрении, должны пройти внутреннюю экспертизу. Далеко не всегда те из них, которые пригодны в одном учреждении, могут быть использованы в другом. Поэтому экспертиза, которая осуществляется в период создания новшества, и экспертиза на стадии его освоения имеют как общее, так и различное содержание. Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, а также может быть недостаточно сил и средств для их параллельного внедрения. Поэтому нужен проект желаемой образовательной системы школы и программа движения к нему, определяющая, какие новшества и в какой последовательности будут вводиться.

Собственно само внедрение, включая пробное использование новшества.

Разработанное новшество должно пройти экспериментальную апробацию, в результате которой в него могут быть внесены коррективы.

Прежде, чем новшество выйдет в стадию распространения, оно проходит экспертизу, т.е. оценку своего соответствия различным требованиям.

Распространение новшества требует его тиражирования, а также доведения информации о нем до потенциальных пользователей. Распространению содействует наличие специальной инфраструктуры поддержки инновационных процессов. В нее входят различные консультационные службы, обучающие центры, эксперты, внедренческие центры и др.

Распространение новшества может идти успешнее или, наоборот, хуже, чем хотелось бы тем, кто этим занимается. Поэтому должны осуществляться анализ хода распространения новшества, выявляться факторы, мешающие распространению, и реализоваться меры по их устранению.

Институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде.

Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Особенности инновационных процессов в образовании проявляются в том, что часть этапов, описанных выше, не существует в деятельности, поскольку, с одной стороны, нет прямого материального воплощения продуктного типа, с другой - нет социальной организации инноваций через создание производственных структур, занимающихся непосредственно управлением и реализацией инноваций в условиях образовательного учреждения.

Принципы разработки инновационных методик

Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу ещё не делает её инновационной. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:

Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований.

К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

Второй тип нововведений - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемому в школе инновационному процессу:

- изменение целевой установки школы;

- переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;

- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;

- создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;

- обеспечение социальной и психологической защиты детей;

- создание условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика;

- вера в ученика, в его силы и возможности, принятие ребёнка таким, какой он есть;

- обеспечение успешности обучения и воспитания;

- обоснованность уровня развития каждого ученика;

- гуманизация образовательных отношений;

- гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;

- научно-методическое обеспечение инновационного процесса.

Выделяют такие особенности инновационного процесса в образовании, как:

- более тесная взаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой;

- значительное влияние групповых и личностных качества субъекта и объекта инновационной деятельности;

- проведение экспериментальной проверки не в лабораторных условиях, а в условиях реального образовательного процесса;

- меньшие затраты материальных, финансовых средств;

- повышение роли субъективного фактора инновационной деятельности.

Исходя из особенностей инновационного процесса в образовании, можно определить следующие принципы разработки инновационных методик образовательного процесса:

Каждой инновационной методике должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Инновационная методика должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами и методами с целью коррекции результатов.

Современные инновационные методики существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) инновационной методики в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Таким образом, учитывая особенности инновационного процесса в образовании и соблюдая вышеизложенные принципы разработки инновационных методик, можно предполагать успешное внедрение инноваций в традиционный образовательный процесс.

В современных концепциях образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности учащихся. Усвоение детьми знаний, умений и навыков должно становиться средством достижения этой цели. Таким образом, ведущей тенденцией современного образования является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

1) Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1

2) Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.

3) Сластенин, В. А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность// Педагогика. - М., 1997 г. - № 4.

4) Уваров А. Инновационные педагогические практики //Школьные технологии. -2008. - 3.

5) Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.

Подобные документы

Ключевые понятия педагогической инноватики. Характеристика этапов развития инновационного процесса: определение потребности в изменениях; самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении; институализация (использование новшества).

курсовая работа [41,3 K], добавлен 11.11.2014

Сущность и участники образовательного процесса. Установки и ценности педагога. Стили педагогической деятельности. Особенности управления образовательным учреждением. Обязанности классного руководителя. Формы организации взаимодействия школы и семьи.

контрольная работа [15,7 K], добавлен 28.04.2015

Сущность, структура, характеристика образовательного процесса в учреждениях среднего специального образования. Тенденции развития среднего профессионального образования в РФ. Особенности образовательного процесса в Омском автотранспортном колледже.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 14.09.2011

Характеристика сущности и целостности образовательного процесса как динамической педагогической системы. Рассмотрение деятельности преподавателя по построению учебного процесса. Изучение взаимных и предметных видов педагогического взаимодействия.

курсовая работа [41,1 K], добавлен 13.06.2010

Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса: понятие, сущность. Дидактические средства обучения. Проектирование учебно-методического комплекса по основам логики для студентов I курса, его структура и этапы разработки.

курсовая работа [22,4 K], добавлен 08.10.2010

Понятие и сущность процесса воспитания. История возникновения педагогики, ее закономерности и принципы. Воспитание как составная часть процесса образования. Понятие и сущность образования. Воспитание и его место в структуре образовательного процесса.

реферат [25,0 K], добавлен 25.01.2013

История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.


Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.

В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми государственными образовательными стандартами.

А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [5].

Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В. Н. Иванченко предлагает ряд критериев, по которым следует разделять данные категории (таблица) [1, c. 48].

В современном мире нововведения или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека особенно в школе так как времена меняются, люди меняются, нужны новые подходы к обучению. Инновации стали предметом изучения, анализа и внедрения. Они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных педагогов или коллективов.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.[1] Следует заметить, что в толковании не идёт речь об эффективности.

Понятие “инновация” в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение”.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Итак, инновация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Лазарев В.С. выделяет следующее действия развития инновационного процесса[2]:

- определение потребности в изменениях;

- сбор информации и анализ ситуации;

- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;

- принятие решения о внедрении;

- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Инновации в образовании и в школе считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теаретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненные в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при введении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании первого педагогического опыта.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений.

Развитие школы не может быть осуществлено иначе. чем через освоение нововведений, через инновационный процесс.

Сейчас школа представляет собой совокупность педагогических идей, нововведений. Например: мультимедийные установки, интерактивные доски, электронные учебники, электронные словари. использование интернета и многое другое.

Вывод применение современных нововведений. технологий в образовании создают благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Используя информационные ресурсы сети интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на любых уроках.

. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов, - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999.

. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М., 1989.

. Бовин, А.А. Управление инновациями в организациях / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. кимович. - М., 2006.

. Дандон, Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон. - М. ; СПб., 2006.

. Деркач, А.А. Акмеология А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М., 2003.

. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. - М., 2002.

. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / Э. А. Капитонов. - М., 2005.

. Лобейко, Ю.А. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога / Ю.А. Лобейко,

Т. Г. Новикова, В. И. Трухачев. - М., 2002.

. Мальцева, И.О. Гендерные различия в профессиональной мобильности и сегрегация на рынке труда: опыт российской экономики/ И. О. Мальцева. - М., 2005.

. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 1999.

. Ушаков, К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий / К. М. Ушаков. - М., 2004.

. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство/ Э. Шейн. - СПб., 2002

. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973.

. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.

. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.

. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2005г.

Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года

.Положение о федеральном агентстве по науке и инновациям

. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л.Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.

. Дахин, А.Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ А. Н. Дахин// Народное образование. - 2003. - № 2.

. Дебердеева, Т.Х. Инновации в образовании. - 2005. - № 3.

. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании/ Н.И. Ерофеева// Народное образование. - 2002. - №5.

.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 1990.

. Кочетова, А.Н. Коллективное педагогическое творчество - приоритет внутришкольного управления, основа развития школы/ А.Н. Кочетова// Народное образование. - 2004. - № 2.

. Кротова, К. К. Эксперимент в школе: за и против/ К. К. Кротова// Народное образование. - 2004. - № 2.

. Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2004. - № 1.

. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1

. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2.

. Назимов, С.С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С.С. Назимов// Учитель.-2005.-№ 6

.Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М., 1978.

. Под ред.. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа. - 1994.

В.С. Лазарев, доктор психологических наук, профессор, академик РАО (общее число публикаций – 156).

Lazarev 640

Общая характеристика научной школы

Становление научной школы развивающихся педагогических систем началось в конце 1970-х годов, когда в научной школе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова были поставлены и стали обсуждаться проблемы внедрения в практику разработанной в этой школе принципиально новой модели обучения. На становление школы оказали влияние: философские идеи деятельностного развития человека (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, В.А. Лекторский); методология системно-деятельностного подхода к изучению и преобразованию действительности (Э.Г.Юдин и Г.П.Щедровицкий); культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев); психологическая концепция стратегического мышления (В.С. Лазарев); психологическая теория коллектива (А.В. Петровский); управленческая концепция организационного развития; методология системного решения проблем. Коллектив Научной школы (более 50 чел.) включает сотрудников Центра исследований инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образования РАО (Е.Г. Алексеенкова, Т.П. Афанасьева, С.Ж. Додуева, С.И. Краснов, Н.В. Малышева, О.М.Моисеева, Г.П. Новикова, Ю.С. Тюнников, Л.А. Харисова, О.Г. Хомерики, Т.М.Шукаева), Центра инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета; московских и региональных образовательных и научных организаций, региональных и муниципальных систем образования (Мурманск, Сургут, Белгород).

Основные направления и результаты научных исследований За 35 лет представителями Научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат; определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем эффективности инновационной деятельности.

Тем самым создана теоретико-методическая база эффективной инновационной деятельности в образовательных организациях как важнейшего условия повышения качества образования.

Число публикаций научного коллектива за последние пять лет: более 200 работ.

Ученики Научной школы:

защищено 10 докторских (А.А. Ворожбитова, Н.В. Зеленко, Б.П. Мартиросян, И.С. Казаков, Н.В. Коноплина, Т.Н. Разуваева, Н.Н. Ставринова, Р.С. Бозиев, М.Ф. Пафова, В.И. Шаповалов) и 25 кандидат- ских диссертаций по проблемам инновационной деятельности в образовании. Количество защищенных под руководством В.С. Лазарева диссертаций: докторских – 4, кандидатских – 8.

Перспективная деятельность и основные задачи Научной школы:

– совершенствование методологии и методов изучения инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов их совершенствования;
– проведение фундаментальных и прикладных исследований процессов распространения новшеств в сфере образования, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– исследование процессов модернизации педагогических систем образовательных организаций в соответствии с требованиями новых ФГОС, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– научное обеспечение модернизации педагогических систем образовательных организаций, ориентированной на повышение их способности реализовать требования нового Федерального государственного образовательного стандарта;
– разработку технологий освоения новшеств в образовательных организациях;
– создание моделей поддержки инновационной деятельности в образовании на региональном и муниципальном уровнях;
– разработку критериев и методов комплексной оценки качества инновационной деятельности образовательных организаций;
– прогнозирование тенденций изменений инновационных процессов в образовании;
– разработка учебных программ и дидактических средств подготовки и повышения квалификации работников образования в области инновационной деятельности.

Особое внимание было уделено вопросам построения пространства непрерывного развивающегося образования и повышения его качества, управления образовательными организациями в условиях их укрупнения и реструктуризации, инновационным моделям современных образовательных систем, технологиям реализации образовательных стандартов, преемственности образования между его уровнями, готовности педагогов к повышению.

Члены Научной школы приняли активное участие в подготовке и проведении конференции.

ННШ Лазарева 1

ННШ Лазарева 2

В рамках конференции членами Научной школы проведены круглые столы по проблемам повышения преемственности и непрерывности образования:

Юбилей

18 мая 2017 года был юбилей основателя и лидера нашей научной школы - Валерия Семеновича Лазарева.

За 35 лет исследований под руководством Валерия Семеновича коллективом возглавляемой им научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат, определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем развития образовательной деятельности. Тем самым создана теоретико-методическая база совершенствования механизмов развития в образовательных организациях как важнейшее условие повышения качества российского образования.

Профессионализм, широкая эрудиция, необычайное трудолюбие, ответственность и преданность своему делу позволили ему стать выдающимся ученым, автором мно- гочисленных трудов по психологии мышления, психологии образования, управления образованием, педагогической инноватике. Он первым из российских ученых применил общие идеи организационного развития и проектного управления к развитию образовательных систем, создал теорию системно-целевого развития школы, теорию развивающихся образовательных систем, теорию педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности.

Коллектив научной школы поздравляет Валерия Семеновича с юбилейной датой, искренне желает ему здоровья, долголетия и творческих успехов в служении Российскому образованию!


5-10 июня 2017 года в школе № 2115 в Новых Черемушках в игровой форме прошли курсы повышения квалификации учителей под руководством Краснова Сергея Ивановича и Малышевой Надежды Викторовны по введению метода проектов в образовательный процесс на основе проектной технологии В.С. Лазарева.

ННШ Лазарева 3

Педагоги смогли не только овладеть понятиями социально-культурного проекта, гуманитарного проекта, жизненной позиции и уровней ее развития, способа понимания в проблемной ситуации, определяющего последующую жизненную позицию, но и инструментарием повышения качества проектной деятельности, опирающегося на методы ее рефлексивного анализа.

6 декабря 2017 года в лицее 1561 прошла читательская конференция учащихся 5-11 классов, построенная на основе проектной технологии. В ее проведении приняли активное участие представители нашей Научной школы С.И. Краснов и Н.В. Малышева. В конференции участвовали детские писатели Юлия Каштанова, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, родители учащихся; учёные Российской академии образования.

ННШ Лазарева 4

ННШ Лазарева 5

Форма проведения конференции стала мощным стимулом творческой работы школьников. После ее окончания многим из них долго не хотелось завершать работу и расходиться, а списки все увеличивались…

ННШ Лазарева 6

ННШ Лазарева 8

ННШ Лазарева 9

image003

image007

image009

Ведущие идеи конференции включали выявление актуальных проблем развития дошкольного образования и определение основных направлений и задач совершенствования педагогических систем организаций дошкольного образования. Важное место в обсуждении занимали вопросы развития преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования в условиях его структурных изменений.

image011

image013

На конференции представителями нашей Школы были представлены доклады, раскрывающие теоретико-методологические подходы к развитию непрерывного образования, теоретические основы инновационной деятельности по повышению уровня преемственности и непрерывности образования в образовательных организациях разного типа и вида (школах, вузах, инновационных общеобразовательных комплексах), систему преемственности уровней общего образования, условия эффективности инновационной деятельности современной школы, методологию анализа и оценки качества деятельности общеобразовательных комплексов по осуществлению преемственности, формирование готовности педагога к инновационной деятельности, современные особенности развития образования за рубежом.

image015

Основные публикации научной школы:

Читайте также: