Эразм роттердамский похвала глупости анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма. В борьбе со схоластикой он выдвинул новое понимание задач и способов философствования, внес заметный вклад в возрождение античных ценностей. Эразм Роттердамский отстаивал право человека на радость, счастье, свободу, главным условием которых он считал нравственную жизнь. Проблема нравственности стала главной в его философии религии, политики и обыденной человеческой жизни.

Схоластике Эразм Роттердамский противопоставил свое понимание философии: заумствованиям — здравый смысл, небесным проблемам — земные, теоретической абстрактности – практическую конкретность, наукообразному трактату – художественную форму, кабинетам ученых – домашнее застолье, угрюмой серьезности – игру, юмор, сатиру, пародию.

Ему было присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизни, поэтому он не любил жестких граней и четких формул. Мысль не может ограничиться одной стороной действительности, она всегда незавершенна, открыта и разрастается в целую энциклопедию жизни. Исходя из того, что всякое категорическое суждение содержит в себе зародыш глупости, он просил не приписывать автору мнений его героев.

Эразм Роттердамский и Похвала Глупости

В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.

Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.

История создания


В современном мире энкомий Роттердамского не теряет своей актуальности. Настоящие поклонники читают текст в оригинале — на латыни, но остальные могут наслаждаться переводом. В произведение автор вложил свои гуманистические идеи и взгляды, поэтому работа остается до сих пор популярной.

Эразм Роттердамский и критика церкви

Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.

Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.

Обе стороны – католики и протестанты — ждали выступления знаменитого писателя в свою защиту. Он же уклонялся от однозначного ответа. Тогда и те, и другие обвинили его в измене и трусости. Однако уклончивость Эразма была принципиальным выражением его философской позиции. Ограниченность обеих религиозных программ не вмещала гуманистического содержания его мировоззрения.

Роттердамский Э. Похвала Глупости краткое содержание

Мои школьные друзья — школьное сочинение

В школе я общаюсь со многими ребятами. У нас очень дружный класс. Мы часто собираемся у кого-нибудь из нас дома, иногда ходим на дискотеки или в кино. Но настоящих друзей у меня только двое. Вернее, это друг и подруга — мои одноклассники Денис и Саша.Дениса я знаю уже давно. Мы с ним еще с детского сада дружили. А Саша пришла к нам в шестом классе. Она оказалась общительной и быстро влилась в наш коллектив. Она заводная, обаятельная. В классе ее любят. Раньше Саня жила в Москве. Она много рассказывает нам об этом городе, о своих друзьях, которые там остались. Ее очень интересно слушать. Мы с Д

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина — сочинение

Онегин и Печорин — представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них — герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия. Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров — всё это общее для наших героев. Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин — столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным

Эразм Роттердамский и значение его философии

Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.

Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.

Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.

Автор: Галина Зубец

Биграфия

Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).

Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя. Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью. Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.

Эразм посещал начальную школу в родном городке, затем школу Герта Грота (Geert Groot) в Девентере (Deventer), где изучалась древняя литература. После того как в 13-летнем возрасте он потерял и отца, и мать, умерших во время эпидемии чумы, Эразм попадает в монастырь. Это произошло потому, что незаконнорожденный в те времена не мог надеяться занять какой-либо важный и денежный пост.

В обители у монахов-августинцев Эразм прожил с 1486 по 1492 годы, приняв в 1492 году монашеский сан, без устали изучая латынь и древнегреческий, осваивая науки, читая философские и художественные произведения времен античности, овладевая мастерством публичного выступления.

Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года. Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон. Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher). Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.

С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам. В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome). Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.

ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ

В 1506 году Эразм отправляется в Англию, получив приглашение преподавать в Оксфорде (Oxford) и Кембридже (Cambridge) и пользуясь поддержкой короля Генриха VIII.

Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).

Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.

В 1511 году Эразм Роттердамский получил звание профессора богословия Кембриджского университета.

В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.

В Базеле философ и окончил свои дни 12 июля 1536 года.

Чем умнее человек, тем ему очевиднее тот факт, что в мире очень много всевозможной глупости. Эразм Роттердамский (1467-1536) был одним из умнейших людей не только своего времени. Он сумел стать выдающимся мыслителем, преподавателем Кембриджа, известным писателем, оставшись сиротой в 13 лет фактически без средств к существованию. Брак его родителей не был официальным, и в таком случае претендовать на какое-то наследство мальчик не мог.

Он к тому времени уже учился в школе и сильно увлекался латинскими книгами. Подросток уже видел свой путь в жизни - он пролегал среди книг. Куда мог пойти сирота в XV веке, чтобы выжить, получить образование и начать карьеру? Только в монастырь. 13-летний Эразм туда и явился.

Его дальнейшая жизнь прошла в учении, творчестве и скитаниях. Блестящий ум, остроумие, благородство характера, обаяние личности привлекали к Эразму сердца. Он был дружен со многими известными людьми, его хорошим другом был другой философ-гуманист - Томас Мор. Сочинения Эразма Роттердамского вызывали неизменный интерес и восхищение. Его пригласили одновременно Кембридж и Оксфорд, предлагая кафедру и должность профессора.

Эразм выбрал Кембридж (там работал его друг епископ Фишер). И вот как раз по дороге туда из Италии мыслителю пришла в голову идея новой книги, которая должна была быть написана как похвальное слово Глупости.

Это небольшая книга, которую сам автор считал безделицей, вышла в Париже в 1511 году и сразу стала популярной. Жанр сатиры становится особенно востребованным в ключевые моменты истории, когда общество испытывает судьбоносные перемены и "смеясь, расстается со своим прошлым". Так что книга Эразма Роттердамского пришлась очень к месту. Кстати, тот факт, что она регулярно переиздается и в наше время, о многом говорит.

Эразм Роттердамский использовал безошибочный прием - он сделал Глупость не предметом осуждения, а предметом восхваления, то есть перевернул с ног на голову привычное отношение. При этом, разумеется, вся книга пронизана тонкой иронией, которая помогает читателю все установить в его голове в верном порядке. Читатель как бы ввязывается в игру, и это ему нравится.

Это пародийное произведение при этом абсолютно не злое. Автор склонен в большей степени к добродушному юмору, так что обижаться на такое высмеивание весьма сложно. Эразм был добрым человеком, и это чувствуется в его произведении. Он никого не хочет унижать. Он хочет помочь. Может быть, во многом это придает обаяние этой книге, наряду с прекрасными литературными достоинствами.

Книга состоит из двух частей. Их предваряет вступление, в которой Глупость рассказывает о себе, так сказать, презентует. В первой части говорится об универсальных проявлениях глупости, во второй - о конкретных, злободневных в эпоху Эразма. Книгу завершают рассуждения о том, что истинной ценностью являются чувства (христианская простота), а не сухая рассудочность (схоластика).

Так что же хотел сказать Эразм Роттердамский своей книгой? Невзирая на юмористический тон, она полна гуманистического пафоса. Речь идет о переосмыслении жизненных ценностей, происходит реабилитация чувства, права человека на нетривиальность, свободу поступка, даже на то, что может показаться безумием.

Эразм как бы говорит: не надо бояться быть смешным, надо бояться быть скованным условностями, жесткими правилами. Человек не должен жить, как узник рассудочности, прагматизма, он должен иметь возможность выражать себя так, как считает нужным. Таким образом, Эразм Роттердамский своей книгой боролся с догматизмом, в чем бы он ни выражался.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Краткое содержание эразм роттердамский похвала глупости

История создания

Похвала глупости краткое содержание эразм роттердамский

В современном мире энкомий Роттердамского не теряет своей актуальности. Настоящие поклонники читают текст в оригинале — на латыни, но остальные могут наслаждаться переводом. В произведение автор вложил свои гуманистические идеи и взгляды, поэтому работа остается до сих пор популярной.

Действующие лица

Глупость является аллегорическим образом. Она собирает в себе множество человеческих недостатков. Ее отцом был Плутос — отец богов и людей. Она появилась на свет на Счастливых островах, где нет нужды работать.

Героиню воспитывали нимфы Метэ (Опьянение) и Апедия (Невоспитанность). В ее свиту входили:

Похвала глупости краткое содержание

  • Колакиия (Лесть);
  • Лета (Забвение);
  • Мисопония (Лень);
  • Гедонэ (Наслаждение);
  • Анойя (Безумие);
  • Трифэ (Чревоугодие);
  • Космос (Разгул);
  • Негрет Гипнос (Непробудный сон).

Благодаря свите героиня имеет влияние на всех людей. Она способна подчинять себе религиозных деятелей, императоров, доблестных воителей.

Краткий сюжет

В первых десяти главах автор рассказывает о рождении Глупости и ее развитии. Писатель раскрывает тайну ее появления на свет и пишет о воспитании. О матери главной героини ничего не известно. В 11—21 главах Глупость рассуждает о том, что только благодаря ей и свите люди заводят семьи, рожают детей. Если бы мужчины и женщины были умными, то они хорошо поразмыслили бы и отказались от брака.

Работа главной героини позволяет сделать детство и юность самыми счастливыми периодами. Она стала основной благодетельницей людей. Благодаря ее воздействию они встречаются, влюбляются, не замечают недостатков.

Эразм роттердамский похвала глупости

В главах 22—30 раскрывается смысл существования Глупости. Она забавляется, создавая войны, столкновения и государства. Именно за ее счет существует каждый человек. Даже религия является порождением главной героини.

С 31 по 39 главу Глупость рассказывает, что именно она способствовала появлению наук. В то же время она признает: существование по законам природы было великолепным периодом.

В главах 40—68 главная героиня активно рассуждает на разные темы. Она удивляется, что люди верят в магию и покупают разные амулеты. Особым почетом пользуются творческие личности, хотя у них нет ничего, кроме тщеславия. С особым удовольствием Глупость обсуждает дворян, царей. Несмотря на высокое положение, жизнь у них скучная.

В конце произведения главная героиня подводит итог: мудрость не имеет ценности. Мудрецы живут в бедности и лишениях, в то время как недалекие люди обладают всеми материальными благами.


Главные герои

  • Глупость – аллегорический образ, совокупность многих человеческих пороков.

Другие персонажи

  • Род человеческий – все без исключения люди, которые в той или иной мере подвержены глупости.

Краткое содержание

Главы 1–10

Вскормили Глупость две прекрасные нимфы – Метэ (Опьянение) и Апедия (Невоспитанность). В свите Глупости можно встретить Колакиию (Лесть), Лету (Забвение), Мисопонию (Лень), Гедонэ (Наслаждение), Анойю (Безумие), Трифэ (Чревоугодие), а также попали в этот хоровод Космос (Разгул) и Негретос Гипнос (Непробудный сон). Благодаря своей верной свите Глупость подчиняет себе весь род людской и отдает приказы самим императорам.

Главы 11–21

Глупость утверждает, что лишь благодаря ей и ее верным помощникам люди соглашаются создавать семьи, рожать и воспитывать детей. Если бы мужчины и женщины как следует поразмысли бы перед тем, как вступить в брак, вряд ли бы они решились на этот шаг.

Главы 22–30

Глупость создает государства, питает власть, суды, религию. По сути, вся жизнь представляет собой забаву Глупости.

Главы 31–39

Главы 40–54

Главы 55–60

Главы 61–68

Заключение

В своем произведении Эразм Роттердамский в ироничной форме обличает основные пороки человечества. Несмотря на то, что энкомий был написан несколько столетий назад, основной его посыл остается актуальным и по сей день.

Читайте также: