В своей статье воспитание и образование л н толстой писал что школа должна

Обновлено: 30.06.2024

23. Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следующем порядке:

24. По мнению Дж.Локка, джентльмена нужно воспитывать:

25. Принцип свободы является основным в педагогической теории:

27. В открытом в 1755 г. Московском университете в не было факультета:

28. Классно-урочная система стала основной формой обучения в России после реформы:

29. Какие учебные заведения в России не были предусмотрены Уставом 1804 г.:

31. По мнению К.Д.Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея:

32. Какую часть своего фундаментального труда "Человек как предмет воспитания"

33. Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье:

34. По мнению К.Д.Ушинского, в дидактике одним из важнейших является принцип:

35. Самым лучшим средством нравственного воспитания К.Д.Ушинский считал:

36. Принцип утилитаризма является одним из основных в педагогике:

38. Не является характерной особенностью вальдорфской школы:

в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах,

б) обязаны были посещать уроки по основным предметам,

40. Книга "Век ребенка" (1900 г.), ставшая своеобразным манифестом свободного воспитания,

41. В своей статье "Воспитание и образование" Л.Н.Толстой писал, что школа должна:

в) заниматься только обучением тому, что интересует детей,

г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения.

43. Педологический институт в России (1907 г.) был создан:

46. Методику коллективных творческих дел разработал и внедрил:

а) идея самоанализа своей и коллективной деятельности,

48. Идеи педагогики сотрудничества нашли наиболее полное отражение:

г) в советских учебниках по педагогике периода перестройки.

50. Согласно закону РФ "Об образовании", общее руководство школой осуществляет:

1.AAAAAAA В первобытном обществе переход в категорию взрослых сопровождался обрядом …

2.AAAAAAA Этические и педагогические взгляды Конфуция содержатся в книгах "…" и "Лунь юй".

3.AAAAAAA Ученик в Древнем Риме должен был испить (сколько?) … "чаши муз".

4.AAAAAAA В идеальном государстве Платона предполагалось воспитывать воинов, государственных

5.AAAAAAA В средневековых школах и университетах Западной Европы обучение велось на … языке.

6.AAAAAAA Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения были против средневековой . и выступали за

7.AAAAAAA Сильное влияние на древнерусское образование и культуру оказывала . империя.

9.AAAAAAA По мнению И.Г.Песталоцци, в ребенке нужно развивать ум, . и сердце.

11.AAA Н.И.Пирогов отдавал предпочтение … образованию перед реальным.

12.AAA После введения в ряде российских губерний местного самоуправления (1864 г.) в них стали

13.AAA К.Д.Ушинский говорил, что "в школе должна царствовать серьезность, допускающая . но

14.AAA К.Д.Ушинский написал учебники "Родное слово" и "….. мир".

15.AAA Девизом "Маленькой республики" Г.Лейна был лозунг "Через … к свободе".

16.AAA Как и М.Монтессори, в своей педагогической деятельности О.Декроли использовал идеи и

(Л. Н. Толстой)

В настоящее время наблюдается тенденция, основанная на постоянном самосовершенствовании личности, осознающей, и умело использующей свой творческий потенциал.

Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени.

На Западе данный феномен изучали такие педагоги, как М. Монтень, М. Монтессори, Ж. Ж. Руссо, в России идеи свободного воспитания развивали Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, К. Н. Вентцель и многие другие.

В ряду наиболее ярких последователей Ж. -Ж. Руссо был Иоганн Генрих Песталоцци.

И. Г. Песталоцци считает, что ребенка все–таки необходимо обучать, но обучать естественно и разумно, но в центре все равно ребенок. Педагог действует исходя из желаний ребенка, не навязывает, а заинтересовывает.

Вслед за Ж. -Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей, в основу образования должна быть положена свобода выбора.

Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно – нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т. е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями, по мнению Л. Н. Толстого являются религия и нравственность.

Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, И. И. Горбунова - Посадова, М. Монтессори и многих других педагогов конца XIX- начала XX веков.

Ж. -Ж. Руссо идеальным педагогом считает гувернера, который является другом и соратником ребенка.

В чем выражалась эта смелость? Смелость мысли, смелость выбора, смелость слова….

Я полностью поддерживаю взгляды Ж. -Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Я согласна, что педагог не должен заставлять учиться, а должен воспитать в ребенке желание учиться и познавать новое. Между педагогом и ребенком должна завязаться дружба, чтобы педагог воспитывал смело, а ребенок чувствовал свободу.

Список использованной литературы

2. Бахтин, Н. Н. Руссо и его педагогические воззрения [Текст] / Н. Н. Бахтин. - Русская школа, 1912. - №9-12.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М. : ТЦ " Сфера", 2001.- 512 с.

Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности

Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Тема: Методическое сопровождение педагога по вопросу личностного развития ребенка в разных видах деятельности Форма проведения: методический.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.

Стихийные и целенаправленные функции педагога при адаптации ребенка к социуму Мой день проходит в постоянном диалоге или монологе. Я выступаю как источник новой информации и в то же время слушатель, способный понять.

Воспитание и образование. Лев Николаевич Толстой

Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, — таковы слова: воспитание, образование и даже обучение.

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Необходимо должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам. Может быть, есть причина, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле; но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно. В Германии существует ясное подразделение понятий — Erziehung (воспитание) и Unterricht (преподавание). Признано, что воспитание включает в себя преподавание, что преподавание есть одно из главных средств воспитания, что всякое препод 1000 авание носит в себе воспитательный элемент, erziehliges Element. Понятие же — образование, Bildung, смешивается либо с воспитанием, либо с преподаванием. Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства. Преподавание, вносящее нравственное развитие, есть хотя и не исключительное средство к достижению цели, но одно из главнейших средств к достижению ее, в числе которых, кроме преподавания, есть постановление воспитываемого в известные, выгодные для цели воспитания, условия — дисциплина и насилие, Zucht.

Дух человеческий, говорят немцы, должен быть выломан, как тело, гимнастикой. Der Geist muss gezuchtigt werden.

Образование, Bildung, в Германии, в обществе и даже иногда в педагогической литературе, как сказано, или смешивается с преподаванием и воспитанием, или признается явлением общественным, до которого нет дела педагогике. Во французском языке я даже не знаю слова, соответствующего понятию — образование: education, instruction, civilisiation [выучка, наставление, просвещение (фр.).] совершенно другие понятия. Точно так же и в английском нет слова, соответствующего понятию — образование.

Германские педагоги-практики иногда даже вовсе не признают подразделения воспитания и образования; то и другое сливается в их понятии в одно целое, нераздельное. Беседуя с знаменитым Дистервегом, я навел его на вопрос об образовании, воспитании и преподавании. Дистервег с злою иронией отозвался о людях, подразделяющих то и другое, — в его понятиях то и другие сливается. А вместе с тем мы говорили о воспитании, образовании и преподавании и ясно понимали друг друга. Он сам сказал, что образование носит в себе элемент воспитательный, который заключается в каждом преподавании.

Что же значат эти слова, как они понимаются и как должны быть понимаемы?

Я не буду повторять тех споров и бесед, которые имел с педагогами об этом предмете, ни выписывать из книг тех противоречащих мнений, которые живут в литературе о том же предмете, — это было бы слишком длинно, и каждый, прочтя первую педагогическую статью, может проверить истину моих слов, — а здесь постараюсь объяснить происхождение этих понятий, их различие и причины неясности их понимания.

В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание.

Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, будут ли эти впечатления книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения. Весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспитатель находит это удобным. Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемою стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным. Я не говорю о том, что делалось или делается у так называемых отсталых людей, я не воюю с мельницами, я говорю о том, как понимается и прилагается воспитание у так называемых самых лучших передовых воспитателей. Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вневоспитательное влияние; так поступает и практика воспитания.

На основании такого взгляда естественно смешивается воспитание и образование, ибо признается, что не будь воспитания, не было бы и образования. В последнее же время, когда смутно начала сознаваться потребность свободы образо 1000 вания, лучшие педагоги пришли к убеждению, что преподавание есть единственное средство воспитания, но преподавание принудительное, обязательное, и потому стали смешивать все три понятия — воспитание, образование в обучение.

По понятиям педагога-теоретика, воспитание есть действие одного человека на другого и включает в себя три действия: 1) нравственное или насильственное влияние воспитателя, — образ жизни, наказания, 2) обучение и преподавание и 3) руковождение жизненными влияниями на воспитываемого. Ошибка и смешение понятий, по нашему убеждению, происходят оттого, что педагогика принимает своим предметом воспитание, а не образование, и не видит невозможности для воспитателя предвидеть, соразмерить и определить все влияния жизни. Каждый педагог соглашается, что жизнь вносит свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старание устранить ее, и во время школы. Влияние это так сильно, что большею частью уничтожается все влияние школьного воспитания; но педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своею задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, то есть изучение путей, посредством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию. Я соглашаюсь, что Unterricht, учение, преподавание, есть часть Erziehung, воспитания, но образование включает в себя то и другое.

Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратит;. внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает.

Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им. Преподавание, Unterricht, есть средство как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собою воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.

Воспитание — французское education, английское education, немецкое Erziehun 1000 g — понятия, существующие в Европе, образование же есть понятие, существующее только в России и отчасти в Германии, где имеется почти соответствующее слово — Bildung. Во Франции же и Англии это понятие и слово вовсе не существует. Civilisation есть просвещение,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитание (немецкое определение) – образование наилучших людей, сообразно с выработанным известной эпохой идеалом человеческого совершенства.

Преподавание (немецкое определение) – одно из главнейших средств к достижению цели, в числе которых, кроме преподавания есть постановление воспитываемого в известные выгодные для цели воспитания.

Немцы считают, что человеческий дух должен быть выломан как тело, гимнастикой. Образование смешивается с преподаванием и воспитанием или признается общественным явлением, до которого нет дела педагогике.

Дисверг считал, что понятие воспитание и образование сливаются воедино, каждый воспитательный элемент содержит в себе элементы, которые заключаются в каждом преподавании.

Педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, которые дети получают из книг, рассказов, требований, запоминания, художественных или телесных упражнений.

По понятиям педагога-теоретика, воспитание — это воздействие одного человека на другого, которое включает в себя три действия:

1) Нравственное или насильственное влияние воспитателя, - образ жизни, наказания.

2) Обучение и преподавание.

3) Руковождение жизненными влияниями на воспитываемого.

Воспитание – одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания.

Предмет педагогики: образование.

Образование – совокупность всех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения.

Воспитание – воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.

Преподавание – передача сведений одного человека другому.

Учение – оттенок преподавания, воздействие одного человека на другого с целью заставить ученика усвоить известные физические привычки.

Преподавание и учение – средства образования, когда они свободны и средства воспитания, когда учение насильственно и когда преподавание исключительно, то есть преподаются только те предметы, которые воспитатель считает нужными.

Воспитание – принудительное, насильственное воздействие одного лица на другой с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим.

Образование – свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретенное им.

Преподавание – есть средство как образования, так и воспитания.

Воспитание – стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам.

Насилие в образовании – воспитание, причины которого содержатся в самой природе: в семье, религии, государстве, обществе.

Большинство родителей хотят сделать своих детей такими же как они сами или такими какими они хотели бы быть сами. Религия единственное законное и разумное основание воспитания. Еще одна причина воспитания заключается в потребности воспитать таких людей, которые нужны государству для известных целей. Основываются кадетские корпуса, училища правоведения, инженерные и другие школы. Четвертая причина воспитания заключается в том, что обществу нужны помощники, потворщики и участники.

Прежде чем поступить в гимназию ученик должен пройти курс уездного и народного училища.

Цель университета – распространение образования на наибольшее число людей.

Изучали предметы: химию, географию, физиологию, анатомию, астрономию, учили псалтырь, философию, историю, право, филологию.

Кадетские корпуса приготавливают офицеров, училище правоведения –чиновников, университеты – чиновников и людей университетского образования.

Университеты были учреждены для потребностей правительства и высшего общества. Для них уже учреждена вся подготавливающая к ним лестница учебных заведений, не имеющая ничего общего с потребностью народа. Правительству нужны были чиновники, медики, учителя – для их подготовки были основаны университеты. Для высшего общества нужны либералы.

Аудиторию составляло 50 студентов, сдавали переводные и выпускные экзамены.

Образование и воспитание это два различные понятия.

Образование – свободно и поэтому законно и справедливо; воспитание – насильственно и поэтому незаконно и несправедливо, не может быть оправдываемо разумом и поэтому не может быть предметом педагогики.

Воспитание имеет свое начало в семье, в вере, в правительстве, в обществе.

Семейные, религиозные и правительственные основания воспитания естественны и имеют за себя оправдание необходимости; общественное же воспитание не имеет оснований кроме гордости человеческого разума и потому приносит самые вредные плоды – каковы университеты и университетское образование.

Невмешательство школы в дело образования – значит, невмешательство школы в формирование верований, убеждений и характера ученика. Школа предоставляет учащимся полную свободу воспринимать то учение, которое он хочет и воспринимать настолько, насколько ему нужно, насколько он хочет и уклоняться от того учения, которое ему не нужно и которого он не хочет. Проводятся публичные лекции.

Школа должна иметь одну цель – передачу сведений, знания, не пытаясь переходить на нравственную область убеждений, верований и характера; цель ее должна быть наука, а не результаты ее влияния на человеческую личность.

Школа не должна пытаться предвидеть последствий, производимых наукой, а передавая ее она должна предоставлять полную свободу ее применения.

Школа не должна считать ни одну науку, ни целый свод наук необходимыми, а должна передавать те знаниями, которыми владеет, предоставляя учащимся право воспринимать или не воспринимать их.

Воспитательный элемент при изучении истории, математики передается только тогда, когда учитель страстно любит и знает свой предмет; тогда только любовь эта сообщается ученикам и действует на них впечатлительно. В противном случае преподавание достигает совершенно противоположных целях, отвращает от науки.

Читайте также: