Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы в доу риски и возможности

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск структурное подразделение детский сад № 5 "Зернышко"

методическая разработка по теме:

"Совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО согласно требований ФГОС ДО"

старший воспитатель Е. С. Мартынова

"Профессиональная компетентность - это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности и характеристика его профессионализма"

В. А. Сластенин

1. Актуальность, обоснованность, необходимость инновации

В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе дошкольного образования.

Образовательная деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

Новые социальные ориентиры, изложенные в документах обусловливают необходимость и значимость профессионализма – не только наличие у педагога комплекса профессиональных знаний умений навыков, но и наличие сформированных личностных и профессиональных качеств педагога. Необходимо, чтобы педагог дошкольного образования осознавал общественную значимость своей профессиональной деятельности в социуме. Сама деятельность все больше становится принципиально инновационной. Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является повышенный профессионализм педагога дошкольного образования.

Инновационная деятельность всегда связана с рядом преобразований. Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, предметной среды, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в Профессиональном стандарте педагога , а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

Компетенция в ведении образовательного процесса

Методологическая (методическая) компетентность

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ

Компетентность в организации воспитательной работы

Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Компетентность в установлении контактов с родителями

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников

Компетентность профессионально-личностного совершенствования

Креативная компетентность педагога (исследовательская)

Аналитическая деятельность, проведенная методической службой, выявила, что:

педагоги ДОО владеют не в полном объеме компетенциями в рамках требований ФГОС;

присутствует дисбаланс в уровнях профессионализма овладения той или иной компетенцией (уровень профессионализма: оптимальный или перспективный - 28, 6%, основной или номинальный - 14,3%, низкий - 57,1%;

позиция лишь 42,9% педагогов характеризуется стремлением к максимальному личному вкладу в осуществление инновационных преобразований в ДОО.

Определяетс я проблема: реализация ФГОС затруднена из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов.

Возникают противоречия между имеющимися у педагогов старыми стереотипами и ценностями в профессиональной деятельности и необходимостью повышения собственной профессиональной компетентности согласно требований ФГОС.

На данном этапе актуальными становятся вопросы организации работы методической службы дошкольного учреждения таким образом, чтобы своевременно помочь каждому специалисту вырваться из круговорота ставших традиционными норм педагогической деятельности и поднять его профессиональную самооценку.

Профессиональный потенциал педагогических кадров коллектива нашего структурного подразделения неоднороден по уровню образования, стажа и квалификационных категорий.

Уровень квалификации педагогических кадров:

Готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности

Цель проекта: разработка и внедрение системы методического сопровождения педагогов, направленной на формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций согласно требований ФГОС, на повышение их педагогического мастерства.

Для достижения цели проекта методической службой были определены следующие задачи :

Изучить потребности педагогических кадров ДОО в вопросах инновационного подхода к путям развития основных компетенций, необходимых для создания условий развития детей.

Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГОС в образовательном процессе детского сада, через систему практических мероприятий; повышать уровень мастерства педагогов через участие в работе творческих групп по реализации проектов по ДОО, семинарах, конкурсов, мастер - классов, курсов повышения квалификации.

Сформировать новые ценности в профессиональной деятельности; содействовать становлению ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности, мотивов совершенствования педагогического процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО.

Способствовать формированию педагогической компетенции педагогов ДОО в вопросах моделирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Накапливать методические инновационные разработки, распространять передовой педагогический опыт.

Ожидаемые результаты:

Формирование профессиональных компетентностей педагогов структурного подразделения в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

Развитие самооценки профессиональных качеств.

Освоение новых педагогических технологий и организация новых форм инновационной деятельности со всеми участниками образовательного процесса (дети - родители - педагоги - социум).

Обогащение методического кабинета материалами по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

Риски проекта:

Невозможность преодоления старых стереотипов профессиональной деятельности у некоторых педагогов структурного подразделения.

Минимизация рисков:

Ознакомление педагогов с опытом коллег по совершенствованию педагогических компетенций в рамках ФГОС ДО в группах или учреждениях.

Пополнение материально-технической базы учреждения за счет привлечения спонсоров.

Условия реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап – январь 2014г – март 2014г.

Реализационный этап – апрель 2014г – декабрь 2015г.

Заключительный этап – январь 2016г - февраль 2016г.

2. Научные и методические источники, используемые при разработке инновации

Нормативно-правовая база проекта

2. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении

Список литературы:

1. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011- 111 с.

2. Молчанов, С.Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности / С.Г. Молчанов // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска / Под ред. С.Г. Молчанова. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1993.

3. Яковлева, Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения / Г.В. Яковлева //Детский сад: теория и практика, 2011. – № 11. – С.67

3. План методической работы с кадрами по теме « Совершенствование профессиональных компетенций педагогов ДОО согласно требований ФГОС"

Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов.

Методической службой ДОО определены пути развития профессиональной компетентности педагогов:

работа в методических объединениях и творческих группах

исследовательская, экспериментальная деятельность

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

различные формы педагогической поддержки

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

обобщение собственного педагогического опыта

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности методической службой созданы определенные условия . Каждый педагог ДОО имеет возможность:

систематически проходить курсов повышения квалификации

изучать современную методическую, педагогическую литературу

посещать обучающие семинары, практикумы и т.д.

участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

изучать информационно-компьютерные технологии

участвовать в конкурсах профессионального мастерства

участвовать в реализации проектов по ДОО

иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

осуществлять работу по самообразованию

Разработка анкет для педагогов ДОО по изучению их отношения к необходимости роста профессиональных компетентностей, в соответствии с ФГОС.

Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости роста профессиональных компетентностей, в соответствии с ФГОС.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов (программ) совершенствования педагогической компетенции воспитателей ДОО, отвечающего современным критериям ФГОС ДО.

Руководитель сп, старший воспитатель

Разработка и защита педагогами проектов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс группы.

Февраль - март 2014г

Реализ ационный этап – апрель 2014г – декабрь 2015г.

Консультации на темы:

"Инновационные технологии в ДОО".

Организация в методическом кабинете выставки методической литературы, статей по организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, электронных ресурсов для организации образовательной деятельности в группах.

В течение периода

Руководитель сп, старший воспитатель, завхоз, бухгалтер

Проведение тематических смотров-конкурсов среди педагогов.

Руководитель сп, старший воспитатель, педагоги ДОО

Организация и проведение конкурсов детско-родительских проектов:

- "Что такое доброта?"

- "Книга - лучший друг!"

Руководитель сп, старший воспитатель Родители воспитанников

Круглый стол "Педагогические компетенции педагогов ДОО в рамках ФГОС ДО"

Руководитель сп, старший воспитатель, воспитатели групп, специалисты

Организация работы творческой группы по разработке и корректировке Основной образовательной программы ДО ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск сп "Детский сад № 5 "Зернышко"

В течение периода

Руководитель сп, старший воспитатель, члены творческой группы

Апрель - октябрь 2014г

Члены творческой группы

Члены творческой группы

Организация и проведение мастер - классов для педагогов:

- Дидактические игры для дошкольников

- Интерактивные игры для дошкольников

-Игры для двигательного развития дошкольников

-Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности

-Формируем хорошие привычки у дошкольников в режиме дня

В течение периода

Воспитатели групп, специалисты

Организация работы творческой рабочей группы по разработке программы развития на основе ФГОС ДО (Приказ № 75 О/Д от 27.11.2014г.)

Декабрь 2014г - январь 2015г

Руководитель сп, старший воспитатель, члены творческой группы

Педагогические советы в нетрадиционных формах:

- Деловая игра "Развитие творческих способностей"

- Педагогический ринг "Формирование основ ЗОЖ у дошкольников"

- Деловая игра "Здоровье как жизненная ценность"

-Круглый стол "Семейные традиции - фундамент нравственного воспитания дошкольников"

Методические тематические недели:

- Неделя совместных мероприятий с родителями воспитанников

Воспитатели групп, специалисты

Организация работы творческой группы по разработке и реализации проекта по ДОО "Великая Победа"

Март – май 2015г

Члены творческой группы

Сентябрь - декабрь 2015г

Члены творческой группы

Организация работы творческой группы по реализации проекта по ДОО "Детская киностудия мультфильмов"

Октябрь- декабрь 2015 г

Члены творческой группы

Организация и проведение заседания ОТМО на базе структурного подразделения по теме: "Компетенции педагога в формировании художественно-эстетической деятельности дошкольников"

Руководитель сп, старший воспитатель, воспитатели групп, специалисты

Оформление методических материалов по обобщению инновационного педагогического опыта педагогов ДОО.

В течение периода

Руководитель сп, старший воспитатель

Подготовка и участие педагогов ДОО во всероссийских и окружных конкурсах профессионального мастерства.

В течение периода

Руководитель сп, старший воспитатель

Распространение инновационного опыта работы педагогов ДОО в СМИ.

В течение периода

Руководитель сп, старший воспитатель

Заключительный этап – январь-февраль 2016 г

Проведение мониторинга профессиональной компетенции педагогов ДОО

Январь - февраль 2016г

Руководитель сп, старший воспитатель

Описание опыта работы творческих групп педагогов. Предварительные итоги инновационной деятельности.

В течение периода

Составление картотеки методической материалов и пособий по инновационной деятельности в ДОО.

В течение периода

Наиболее актуальными в проекте были следующие формы методической работы по проблеме:

Интерактивные технологии (метод проектов, дискуссия, игровые методы, тренинг, семинар и др.).

Педагогические мастерские (цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории).

Мастер-класс (цель: передача высококвалифицированными педагогами своего опыта, помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повышение педагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей).

Методические тематические недели (цель: повышение профессионального уровня педагогов).

Творческие объединения педагогов, в которых происходит разработка, систематизация и накопление практического материала, а также нахождение путей передачи передового опыта через семинары-практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации, участия в конкурсах различного уровня.

Педагогические советы с использованием интерактивных форм и мультимедиа средств (мозговой штурм, деловая игра, семинар и т.п.)

Такие формы для плана работы с педагогами отобраны не случайно, считаем их наиболее эффективными. Они учитывают дифференцированный подход к профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственности выполнения своих обязанностей педагогов. Такие формы не ограничивают творческие возможности педагогов, ставят педагогов в ситуацию выбора. А достижение педагогами профессиональной и личностной компетентности по любой проблеме образования не возможно, если не уделять особого внимания процессу их непрерывного самообразования и саморазвития, повышения уровня их квалификации, сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

4. Заключение.

Создание таких условий для повышения уровня профессионального развития педагогов переходящего в компетенции, разработка образовательной программы дополнительного образования по краеведению структурного подразделения с учетом ФГОС, а также творческое партнерство по реализации различных проектов по ДОО позволяет вывести работу нашего коллектива по развитию профессиональных компетенций на высокий уровень в тенденции с новыми требованиями к содержанию дошкольного образования, чему свидетельствуют оценки жюри профессиональных конкурсов различных уровней на предоставленные методические разработки наших педагогов в рамках данного проекта.

Реализация проекта по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОО согласно требованиям ФГОС на данный момент продолжается. Предварительные итоги инновационной деятельности показывают, что данный проект способствует раскрытию творческого потенциала педагогов, формированию умений творчески и оригинально мыслить, решать творческие задачи и идти в ногу с современными требованиями в сфере образования. Но самый важный итог реализации данного проекта - осознание каждым педагогом структурного подразделения значимости своей профессиональной деятельности в социуме.

В связи с вышесказанным можно констатировать, что стабильно высокий уровень профессионализма педагога, может быть, достигнут лишь при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Этапы работы Срок

- Определение темы самообразования, планирование системы работы;

- Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования;

- Обзор в Интернете информации по направлению деятельности в педагогике, психологии методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. - октябрь — ноябрь 2021г

- Обобщение и систематизация знаний, оформление информационных материалов по проблеме;

- Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. весь период

- Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ; декабрь — январь 2021 г

- Совершенствование использования современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе. весь период

- Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ;

- Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса;

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- Разработка методических мероприятий с применением ИКТ весь период

- Систематизация используемых материалов;

- Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ. весь период

- Участие педагогов в методических мероприятиях;

- Участие в методической деятельности, распространение опыта работы;

- Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс.

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.

ВложениеРазмер
opyt_rabotypo_teme_povyshenie_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov_doshkolnoy_obrazovatelnoy_organizatsii_kak_uslovie_povysheniya_kachestva_obrazovaniya.docx 227.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г.Североморск

заведующего детским садом

ЗАБУГИ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

заместителя заведующего по УВР

БЕРЕЗИНОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ

184606 Российская Федерация,

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

  • открытость и доступность информации об образовательной организации;
  • комфортность условий образовательной деятельности;
  • компетентность работников образовательной организации;
  • удовлетворенность качеством образования всех субъектов образовательного процесса.

Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе ФГОС ДО, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

  • качество образовательного процесса;
  • качество условий осуществления образовательной деятельности;
  • качество результатов.

Таким образом, качество дошкольного образования напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.

Дошкольные образовательные учреждения испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров. Поэтому проблема развития профессиональной компетентности педагогических кадров имеет огромное значение.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия, структуры, содержания и способов формирования компетентностей.

Л.М. Митина считает, что компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии личности). Подструктуры компетентности: деятельностная - знания, умения, навыки осуществления педагогической деятельности; коммуникативная - знания, умения, навыки осуществления педагогического общения.

Таким образом, компетентность рассматривается как новообразование субъекта деятельности, которое вырабатывается в процессе профессиональной подготовки.

На основании содержания вышеуказанного документа можно условно выделить десять групп профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО:

  • общепрофессиональная компетентность;
  • компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;
  • компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;
  • компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;
  • компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;
  • компетентность в разработке образовательных программ;
  • компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
  • компетентность профессионально-личностного совершенствования;
  • ИКТ-компетентность;
  • компетентность в создании предметно-пространственной среды.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность обуславливается не только профессиональными педагогическими знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями и мотивами деятельности педагога, осознание им себя и социума, взаимодействием с коллегами, его общей культурой, и способностью к саморазвитию.

Профессия педагога раскрывается как преобразующая и вместе с тем управляющая. Возможность управлять процессом развития личности есть у педагога, обладающего профессиональной компетентностью.

Официальным рабочим документом для организации текущей и перспективной деятельности нашего учреждения является Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 г.Североморск (далее – Программа). Создавая Программу, мы исходили из того, что детский сад находится в режиме становления и функционирования.

Программа развития на 2016-2018 г. разрабатывалась с учетом глубокого анализа актуального состояния учреждения.

В виду того, что наше учреждение функционирует с 01 февраля 2016 г., основной проблемой является кадровая проблема. Мы, как и многие дошкольные образовательные учреждения, испытываем дефицит квалифицированных кадров, который тормозит развитие учреждения.

На момент написания Программы развития общее количество педагогических работников – 30 человек (заведующий детским садом, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 1 учитель-дефектолог, 1 учитель – логопед, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре).

Укомплектованность кадрами - 88 %.

Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 67,9 % сотрудников имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации.

Анализ показывает, что большинство педагогов имеют педагогический стаж меньше 3-х лет, что позволяет сделать вывод о необходимости дополнительной комплексной методической работы с данной группой педагогов.

Из диаграммы видно, что большую группу (38%) составляют педагоги с низким уровнем профессиональной компетентности. Эти педагоги характеризуются тем, что у них отмечается недостаточный запас профессиональных знаний и умений. Это отражается на качестве профессиональной деятельности. В своей работе педагоги данной группы не всегда правильно и эффективно используют разнообразные методы и приемы, у них отмечаются трудности в планировании образовательной работы, ее анализе, организации взаимодействия с детьми и родителями, в планировании работы и прогнозировании ее результатов. Кроме того, этим педагогами сложно реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, учитывать их особенности и стремится к развитию их личности.

Все перечисленное свидетельствует о несформированности профессиональной компетентности, отсутствии у педагогов проектирующих, исследовательских, аналитических умений, что подтвердило, что повышение профессиональной компетентности воспитателей детского сада обусловлено социальными требованиями к совершенствованию профессиональной компетентности дошкольных работников.

По данным рисунка видим, что преобладающее количество педагогов - 62,1% имеют средний уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности, 17,2% - высокий уровень, 20,7% педагогов - с низким уровнем. Полученные результаты указывают о превалировании у половины педагогов показателей среднего уровня, что выказывается показателем положительной, но неустойчивой тенденцией воспитателей к реализации себя в профессиональной деятельности, но все-таки имеющиеся показатели низкого уровня говорят об отсутствии актуального желания повышать уровень своего профессионального и личностного развития.

Таким образом, уровень квалификации педагогического персонала учреждения не позволяет качественно спланировать, организовать образовательный процесс и, в свою очередь, получить максимально возможные образовательные результаты.

Полученные результаты указывают о необходимости проведения работы по повышению профессиональной компетентности у педагогов.

На наш взгляд в обеспечении комплексного подхода в организации методической работы.

Разработка эффективной системы методической работы по повышению квалификации педагогических кадров.

  • Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
  • Создать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
  • Сформировать умение продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальное решение.
  • Развивать способность выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам.
  • Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в дошкольном.
  • Ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.

Сотрудники дошкольного учреждения.

Срок реализации проекта

2 года (с 2016 г. по 2018 г.)

Основные направления деятельности

  • Стимулирование инновационного потенциала, постоянный рост квалификационного уровня педагогического персонала учреждения.
  • Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях.
  • Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников).

Ожидаемые конечные результаты

Анализируя основные цели и направления деятельности образовательного учреждения в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

  • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
  • владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
  • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
  • владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
  • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
  • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
  • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
  • стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;
  • реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников и их родителей.

2. Проявление организационно-методических умений:

  • использует в работе новаторские методики;
  • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
  • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

3.Личностные качества педагога:

  • четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;
  • имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
  • обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;
  • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
  • креативен;
  • воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
  • развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
  • ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

Система контроля за выполнением проекта

Контроль выполнения мероприятий проекта осуществляют заведующий детским садом, заместитель заведующего по УВР, органы общественного самоуправления, первичная профсоюзная организация.

Цель – провести анализ кадрового состава учреждения.

  1. Мониторинг актуального состояния кадрового состава учреждения, диагностика уровня профессиональной компетентности, уровня саморазвития.
  2. Разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала с учетом стажа и уровня профессиональной компетентности.

март-апрель 2016 г.

Цель - реализация проекта, внесение корректив.

  1. Реализация системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  2. Реализация долгосрочной программы курсовой подготовки (переподготовки) персонала дошкольного учреждения.
  3. Осуществление комплекса социально-направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения в условиях новой системы оплаты труда, привлечение к работе в учреждении молодых специалистов).

сентябрь 2016-май 2018 г

Цель - обобщить опыт реализации проекта.

  1. Определении эффективности системы методической работы и выявление перспективных направлений деятельности учреждения по повышению профессиональной компетенции сотрудников.
  2. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, проектную деятельность и т.д.
  3. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения.

май – декабрь 2018 г.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Главное концептуальное положение, в соответствии с которым планируется и организуется методическая деятельность в учреждении – продуктивность, творчество и усложнение.

Перед методической службой поставлены задачи:

  • ориентировать педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
  • создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности, саморазвития и творческого потенциала каждого специалиста.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности, потенциальных возможностей в организации образовательного процесса с детьми с помощью анкетирования, тестирования, самоанализа, самооценки, наблюдения и анализа деятельности специалистов, бесед с ними, разработан план методической работы.

Система методической работы в дошкольном образовательном учреждении выстраивается в трех направлениях:

Совершенствование профессиональной компетенции педагогов ДОУ-это целенаправленный процесс, ориентированный на профессиональное развитие педагогов, формирование необходимых качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.

Компетентность педагога включает в себя :

Систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях.

Интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к системным областям знаний и др.).

Необходимость совершенствовать свою профессиональную компетенцию обусловлена современными требованиями, а они таковы, что полученных однажды знаний недостаточно.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :

1) Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

2) Методическое сопровождение педагогов

3) Информационно и ресурсное обеспечение

Информационная образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение в полном объеме образовательных программ. Создание информационной среды невозможно без создания необходимой материально-технической базы. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Хорошо развитая, активно работающая информационная среда - основа взаимодействия с семьей, социумом и обществом. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

4) Проблемные семинары и вебинары

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Вебинары - это современный инструмент самообразования педагога. Онлайн-семинар, курс, лекция, организованный с помощью web-технологий в режиме онлайн трансляции

На вебинаре можно узнать много свежей и полезной информации, познакомиться с современными подходами к организации обучения и воспитания детей.

Вебинар - новая интернет-технология, которая в данное время активно используется теми, кто ценит время и стремится к новым знаниям.

5) Конкурсы педагогического мастерства

Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными навыками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Участие в конкурсах дает возможность воспитателю: повысить свой социальный статус, изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные коммуникативные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, опубликовать свои методические материалы в научно - методических издания, сайтах, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

И следующая форма повышения квалификации педагогов - это самообразование.

Самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ. Это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической науки. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с инновациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.

Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.

Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно их условий повышения качества дошкольного образования Концепция развития российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с.

Читайте также: