Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы и приемы

в тактиках педагогической поддержки дошкольного возраста

Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

ЧЕТЫРЕ ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

При этом педагог:

в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

Какие это могут быть обстоятельства:

-Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен - взрослые, старшие дети, сверстники в лидирующей позиции. При этом эти запреты и угрозы носят агрессивный характер и направлены адресно в отношении конкретного ребёнка, делают его аутсайдером, изгоем, вечно виноватым.

-Требования со стороны сильных направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный запрет быть самим собой.

-Угроза жизни и здоровью ребёнка.

-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.

· Право ребёнка быть успешным.

· Право ребёнка быть не таким как все, не уметь делать то, что умеют делать все.

· Право ребёнка на поиск, пробу и ошибку.

· Право ребёнка отстаивать своё достоинство, протестовать против несправедливого обращения и критики.

· Право ребёнка отказаться от того, что ему не приемлемо.

· Право ребёнка, иметь собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие.

· Право ребёнка менять свои решения или добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

· Право ребёнка на защиту своих прав.

каковы бывают последствия утверждения своих прав в общении с другим. Важно помогать ребёнку осознавать, что зачастую неумение ребёнка защищать и утверждать свои права не ущемляя достоинство и право другого порождает у того намеренное противоборство и желание выйти в конфронтацию. Как важно и показывать ребёнку, что у него всегда есть возможность и выбор выйти из взаимодействия с тем, кто попирает его права без потери собственного достоинства и без утраты веры в себя.

Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.

Тактика помощи

1. Создать условия для поисковой деятельности ребёнка;

2. Предоставить ребёнку условия для рефлексии и фиксации поисковой деятельности.

3. Предоставить ребёнку в распоряжение знания, накопленные в культуре и в опыте других людей, которые подтверждают ценность активных действий в проблеме.

4. Обеспечить безопасность самореализации в пределах реальных возможностей ребёнка.

Умение общаться с детьми иногда трактуется, как способность правильно излагать и разъяснять воспитанникам какую-то информацию.

Но кроме всего, наличие способностей к общению с детьми предполагает:

1. Способность понять логику ребёнка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребёнке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе, открыто принять критику в свой адрес от кого бы она ни исходила.

4. Способность признать ошибку.

5. Умение оказать влияние на ребёнка, предоставляя ему право на самопознание, самоанализ, сопоставления своей точки зрения с другими.

6. Чувство юмора.

7. Владение словом, мимикой, жестом.

Каждый ребёнок имеет право на такого педагога, рядом с которым он может научиться культуре человеческого общения. Каждый педагог имеет возможность развить в себе качества человека, культурно общающегося.

Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой тактике педподдержки.

Тактика содействия .

Развитие способности совершать выбор

- у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;

- его самооценка не занижена.

ребёнок сможет найти ответ, значит, он самоопределился в проблеме. Теперь дело только за проектированием деятельности по её решению.

- сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он хочет и намеревается сделать;

- постоянно интересуется его мнением и отношением к происходящему;

- он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т.д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;

Единственная вариант, в которой и педагог, и ребёнок обретают субъектные качества, - это в ситуации активности самого ребёнка, именно она служит опорой для педагога в поисках адекватного содействия ему. Причем, именно ребёнок является инициатором действий педагога, он выбирает его в качестве доверенного лица, посвящает его в свою проблему как партнера, человека, способного действовать в общих целях. В этой ситуации - ребёнок и взрослый участники совместной деятельности (ее субъекты).

НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ХОДИТЬ, НЕ ДАВАЯ ХОДИТЬ

- ребёнок имеет возможность расширить свои представления о вариантах выбора;

- погружается в ситуацию конструирования, анализа и оценки возможного выбора;

- осознаёт, аргументирует основания собственного выбора;

- рефлексирует и фиксирует своё отношение к данным основаниям при учёте иного мнения по этому поводу;

- пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;

- анализирует полученный результат, соотнося его с предшествовавшими усилиями и событиями;

- фиксирует собственную ответственность за результат;

- получает конкретный опыт развёрнутой деятельности по построению выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, своих отношений с людьми, которые были до выбора, возникали во время выбора, остались после выбора;

- получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятельности в условиях выбора.

Договор - единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности. Ни при каких обстоятельствах педагог не должен переходить ту черту реализма, за которой он, увлекаясь сам и увлекая ребёнка в небезопасный путь обретения права на свободу, не сможет гарантировать ему безопасность.

Педагог через различные формы договора учит ребёнка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются.

Договор - это всегда выбор, как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и на ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению - попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны.

Эта закономерность действует и в договоре, заключенном между педагогом и ребёнком. Следует учесть, что договор будет эффективен, если:

-оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;

-между педагогом и ребёнком существуют доверительные и открытые отношения;

-они готовы к совместному исследованию проблемы;

-совместных сил ребёнка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).

Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) - выбирать ему педагога или нет доверенным лицом. В образовательном договоре педагог для ребёнка не просто партнёр, он избирается ребёнком в качестве доверенного лица, которому готовы открыть не только свои сильные стороны, но и слабые. Именно на усиление своих слабых сторон рассчитывает ребёнок, доверяя педагогу свои проблемы и запрашивая его помощи.

Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребёнок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей). Можно сформулировать следующую закономерность : «Поддержка обнаруживает

Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребёнка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта затруднения у конкретного ребёнка, но и понять, как тот сам его видит, понимает, чувствует.

Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

• способ радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

• способ “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;

• способ поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;

• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.

III. Способы поддержки физического здоровья ребенка:

• метод “оптимального режима жизни”;

• метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;

• метод физических упражнений и занятия спортом;

• метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;

• метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.

IV. Способы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

• метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;

• метод “устранения плохих привычек”;

• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;

• метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Способы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

• метод “увлечения добрым делом”;

• метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;

• метод традиции - творческое использование положительного опыта;

• метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;

• метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;

• метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.

2. Способы укрепления чувства ответственности:

• метод доверия - развивается вера в свои силы;

• метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;

• метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;

• метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;

• метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения

3. Способы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

• метод “достижения согласия с самим собой” - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;

• метод “достижения гармонии с окружающим” - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.

VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.

1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

• метод коллективного анализа деятельности, размышления;

• метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

• метод тестирования и анкетирования.

2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей :

• метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;

• метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;

• метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.

Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.

Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Обобщение и распространение педагогическова опыта воспитателя логопедической группы: "Методы и приемы педагогической поддержки детей в процессе развития познавательной сферы на этапе подготовки детей к школе"

ВложениеРазмер
metody_i_priemy_pedagogicheskoy_podderzhki.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы педагогической поддержки детей в процессе развития познавательной сферы на этапе подготовки детей к школе

Воспитатель 1 логопедической группы

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Выделяют следующие компоненты психологической готовности:

- Личностная готовность к школьному обучению включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника.

- Эмоционально-волевая готовность к школе отражается в развитии произвольного поведения.

- Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В целом, развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно двигательных координаций.

Но у детей с ОНР, которые посещают нашу логопедическую группу, по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности: недостаточная концентрация и устойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, пространственные трудности; слабость в развитии моторики, недостаточная сформированность мотивационной сферы. Со стороны эмоционально-волевой сферы также имеет место ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения и др.

Поэтому, дети – логопаты входят в контингент риска: риска испытать наибольшие трудности в школе, риска неуспеваемости, риска заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода и особого внимания воспитателя. По данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы детей с ОНР и обеспечить их эффективное развитие. Психокоррекционная работа с такими детьми включает комплекс мероприятий. Но, считаю, что огромное значение в процессе развития познавательной сферы имеет тактика педагогической поддержки детей. Эта деятельность предполагает индивидуально-ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей.

В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей: тактику помощи и тактику содействия.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность.

Использую следующие приемы обучения:

- ход познания (от ребят),

- начало должно быть необычным,

- держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей,

- не оставлять без внимания ни одного ответа детей,

- помнить о развитии речи во всех видах деятельности,

- поддерживать ощущение успешности,

- осуществление работы в творческих тетрадях.

Эффективность специальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, во многом определяется выбранными психокоррекционными приемами, играми, упражнениями.

Для развития воображения повышаю у детей познавательные интересы и мотивацию всех видов продуктивной деятельности, расширяю запас сведений об окружающем мире и обогащаю словарный запас.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности большое внимание уделяю совершенствованию мелкой моторики у детей, используя разнообразные развивающие игры и упражнения. Помимо традиционной пальчиковой гимнастики широко использую модифицированные упражнения и игры с пальчиками:

- упражнения с грецкими орехами, каштанами, шестигранными карандашами и т.п. (перекатывание их между ладонями);

- игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами);

- различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Также использую различные игры с тестом , глиной, песком. Все эти игры не только развивают моторные навыки, но и стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, что очень важно для наших детей.

В процессе всей психокоррекционной работы с детьми проводим работу по формированию речевой деятельности: развиваем потребность общения, его мотивационной стороны. Ребенка учим фиксировать внимание на речи, развиваем фонематические процессы, контролируем правильность звукопроизношения и сохранность слоговой структуры слова, отрабатываем правильность употребления грамматических категорий и развиваем связную речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ

В этой статье Вы познакомитесь с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста.


Презентация " Методы и приемы в тактиках педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД "

Педагогическая поддержка - особый вид воспитательной деятельности педагога, направленный на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению проблем его собственного .


Приемы педагогической поддержки детей в самостоятельной игровой деятельности

Консультация для воспитателей.

"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".

laquo;Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость позн.

"Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации".
Методы и приемы педагогической коррекции поведения подростка
Банк приемов педагогической поддержки

Автор: Ряховских Светлана Сергеевна

Организация: МБДОУ №50

Населенный пункт: г. Оренбург

1.Понятие педподдержка в педагогических аспектах

3. Как помочь ребенку ели он не такой активный как все

4. Метод поддержки развития интеллектуальных способностей
деловая игра, психотренинг

6. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

1.Понятие педподдержка в педагогических аспектах

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Автор этой концепции О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.

2.Актуальность темы

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению.
Выделяют следующие компоненты психологической готовности:

3. Как помочь ребенку ели он не такой активный как все

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало места и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача как и все остальное. В детском учреждении часто встречаются такие дети они (скромные, застенчивые, мало общаются со сверстниками).

Задача педагога помочь такому ребенку и научить его общаться, находить игры по интересам, темы для общения.

  • Действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности.

Методом поддержки доверительного отношения ребенка к педагогу.
Педагог защищает право ребёнка быть успешным, избавляет от страха перед обстоятельствами, педагог помогает делать то, что умеют делать все, дает право на успех.
Такому ребенку важно помочь осознать, что он многое может!

4. Метод поддержки развития интеллектуальных способностей
деловая игра, психотренинг

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа,
снятие телесных барьеров, развитие умения выражать
свои чувства и понимать чувства другого
через прикосновение.

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого .

Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики рук, формировать представления об геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание и творческие способности.

6. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

7. Вывод:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов.

В целом, развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:
1. Дифференцированное восприятие;
2. Аналитическое мышление;
3. Рациональный подход к действительности;
4. Логическое запоминание;
5. Интерес к знаниям к процессу их получения за счет дополнительных усилий;
6. Овладение на слух разговорной речью;
7. Развитие мелкой моторики руки и зрительно двигательных координаций.

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребёнком способов самозащиты и создания условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.

Методы педагогической защиты

Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:

1) обучающие методы:

-метод лекции, семинара;

-метод практического занятия.

и 2) метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.

Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):

- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);

- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);

Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

- метод рефлективного анализа (осмысление с ребёнком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровью);

Методы педагогической поддержки

Методы педагогической поддержки используются классным руководителем тогда, когда с одной стороны, когда у ребёнка возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь разрешать их.

Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребёнка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера, - как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственный и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.

Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, - его деятельностная сторона.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.

Методы педагогической поддержки здоровья

Нами выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.

1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

- метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

- метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

- метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

2. Методы поддержки физического здоровья ребёнка:

- метод физических упражнений и занятий спортом;

- метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;

- метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участков тела.

3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

- метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

- метод традиции – творческое использование положительного опыта;

- метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном приеме педагога.

2. Методы укрепления чувства ответственности:

- метод доверия – развивается вера в свои силы;

- метод просьбы – обращение к ребёнку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельного выполненного поступка;

- метод беседы- размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;

- метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;

- метод поручения – обращение к ребёнку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:

Методы педагогической поддержки развития способностей

1. Методы поддержки развития аналитако-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанники получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

- метод коллективного анализа деятельности, размышления;

- метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

- метод синекции – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

- метод психотренинга – направлен на переосмысления Я-концепции, изменение установок;

- и многие другие.

2. Методы поддержки развития организаторских способностей:

- метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

- метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

- метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

3. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

- метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности

включают методы стимулирования развития личности:

- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и.т.д.);

- метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечание, обсуждением поступка в коллективе, выговором;

- метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, поступков;

- метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

- метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня ,ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

- метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

- метод самоопределения – создание ситуаций ,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

- метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дельнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.

Читайте также: