Курсовая работа школа как педагогическая система

Обновлено: 03.07.2024

Современное видение, понимание школы как объекта управления подразумевает, что школа прежде всего является социальной организацией (и значит, в управлении ею необходимо использовать все известные достижения науки об организациях), но — социальной организацией особой (и значит, внутришкольное управление должно применить общие принципы управления с учетом этих особенностей, специфики). В условиях… Читать ещё >

Школа как педагогическая система и объект управления ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Схема 2 Модель управляемой системы школы Психологическая служба управления в школе.

Как отдельное образовательное учреждение, школа входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов. Одновременно школа является частью всей социальной системы и ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. Но связь школы с окружением не односторонняя, а двухсторонняя у школы объективно есть определенная свобода выбора линии поведения по отношению к внешней среде. Так, например, школа может вести себя:

пассивно-приспособительно, пытаясь успевать за изменениями среды и ее требований;

активно-приспособительно, стремясь анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на реальные изменения;

и, наконец, может сама активно влиять на свою окружающую среду, т. е. выступать как система одновременно адаптивная (по отношению к среде) и адаптирующая (приспосабливающая среду к своим потребностям и возможностям).

На схеме 2 в левой части показаны основные входы школы как открытой системы. Эти входы можно разделить на три группы:

основной — ее учащиеся;

средства, необходимые для осуществления образовательной деятельности;

ограничения — нормативно-правовые, цели и задачи.

В условиях концептуального, программного и методического плюрализма в современном школьном образовании для школы и ее руководителей становится актуальным выход на контакты с Производителями и Поставщиками таких ресурсов: учеными и научными организациями, разработчиками программ и образовательных технологий.

Школа не может обойтись без здания и соответствующей инфраструктуры (коммуникаций, аудиторного фонда и т. д. ). Этот необходимый ресурс создается путем капитального строительства.

Современное школьное образование и жизнеобеспечение школьного комплекса немыслимо также без материально-технических ресурсов: оборудования, приборов, средств обучения, воспитания, управления.

Нормативно-правовое обеспечение школы предполагает ее взаимодействие со всеми источниками подготовки и принятия значимых для школы нормативных актов.

Школа — динамическая система, поэтому ее можно рассматривать как некий интегральный процесс жизнедеятельности.

Этот сложный процесс состоит из четырех крупных составляющих, каждая из которых связана с соответствующей большой подсистемой школы.

Процессы (подсистемы) школы следующие:

Современное видение, понимание школы как объекта управления подразумевает, что школа прежде всего является социальной организацией (и значит, в управлении ею необходимо использовать все известные достижения науки об организациях), но — социальной организацией особой (и значит, внутришкольное управление должно применить общие принципы управления с учетом этих особенностей, специфики).

С различными организациями человек сталкивается с самого раннего детства. Можно сказать, что мы живем в мире организаций, и наша жизнь зависит от того, как они устроены и как работают.

Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).

При таком понимании организации в центре внимания оказываются два момента: объединенные люди, группа, сообщество (на высоком уровне развития — коллектив) и их совместная целенаправленная деятельность, сотрудничество. Исходя из этого, школьная организация рассматривается как:

сообщество людей — взрослых и детей;

система их совместной деятельности и общения;

среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.

Если смотреть на социальную организацию извне, она предстает как некий социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.

У многих школ России на сегодня встает одна из актуальных задач - развитие их как воспитывающих организаций, и, в связи с этим, - поиск способов грамотного управления этим развитием.

Воспитательная система школы представляется известным в педагогической среде явлением. Но, надо сказать, что о широте распространения данного явления в практике, к сожалению, говорить не приходится. Хотя, и несмотря на то, что теориям воспитательных систем на день сегодняшний и проработана довольное глубокое и тщательно, практика их создания остается до сих пор проблемной территорией современного образования.

Хочется отметить, что многие специалисты исследовали вопросы воспитания в самых различных образовательных организациях. Среди этих специалистов можно отметить Н. М. Борытко, Л. В. Байбородову, И. А. Колесникову, С. Д. Полякова, И. С. Марьенко, М. И. Рожкова, Н. Е. Щуркову Е. В. Титову, и некоторых других. Только А. В. Мудриком была предложена идея рассмотрения таких организаций как воспитательных организаций, затем эта идея развивалась в исследованиях его коллеги и учеников.

Кроме того, в исследованиях В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой, А. М. Сидоркина, С. Д. Полякова и других авторов происходило становление и развитие теории воспитательных систем образовательных организаций. А. В. Гаврилин, Р. А. Валеев и Т. И. Кислинская рассматривали исторический аспект проблемы становления воспитательных систем.

В настоящее время в нашей современной Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, что сравнима с мировой педагогической практикой, и рассчитана на вхождение в мировое образовательное пространство. Те изменения, которые возникают в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, очень значительны и принципиальны, новые и философски обоснованы. Сейчас происходит смена авторитарной образовательной парадигмы. Все это, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, совершенно другой педагогический менталитет.

Объект работы составляет организация воспитательного процесса.

Предметом являются образовательные организации.

Цель работы заключается в исследовании вопроса школы как воспитательной системы.

  • - охарактеризовать систему воспитательной работы школы или школа как воспитательная система,
  • - раскрыть системно-феноменологический подход и проблему системного развития школы воспитания,
  • - показать этапы развития воспитательной системы школы,
  • - рассмотреть основные принципы системного развития школы воспитания.

Методами исследования стали: - теоретический анализ литературы по теме, а затем обобщение полученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Документ из архива "Современная школа как социальная система и как объект управления", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "педагогика" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "педагогика" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "114208"

Текст из документа "114208"

Кемеровский государственный университет

Тема: Современная школа как социальная система и как объект управления

1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе

1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика

Глава II. Современная школа как объект управления

2.1 Органы управления современной школы

2.2 Функции директора и завучей школы

2.3 Функции совета школы

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.

Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена. Ее жизнедеятельность в значительной степени обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения.

От руководителя современной школы во многом зависит не только четкое и слаженное функционирование ее звеньев внутри, но и то, как будет осуществляться взаимодействие школы с образовательными системами, частью которых она является.

Объектом исследования в курсовой работе является: современная школа как социальная система.

Предметом - процесс управления в современной школе.

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:

- сделать теоретический обзор понятия педагогической системы в педагогической литературе;

- рассмотреть компоненты педагогической системы и их характеристику;

- изучить современную школу как объект управления, в том числе – проанализировать:

- органы управления современной школы;

- функции директора и завучей школы

- функции Совета школы.

Курсовая работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, содержит 1 схему и состоит из 33 страниц.

1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [1].

Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п.[18].

Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

Педагогические системы можно представить как:

- система воспитательной деятельности учителя и т.д.

В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспитательно-образовательной работы школы, систему работы коллектива учителей с учащимися отдельного класса, систему обучения циклам предметов, систему уроков, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.

М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем: управленческая (программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, корригирование и анализ; деятельностная (мотивы, цель, содержание, формы, методы, результаты); содержательная (в основе лежат направления воспитания - нравственное, гражданское, трудовое, физическое, эстетическое и др.); возрастная (воспитательная работа с младшими школьниками, подростками, старшими школьниками); субъектные (деятельность учителя - родителей - школьников); типы коллективов (школьный - педагогический - классный и т.д.)[8].

Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию [12].

По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и. материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [16].

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.

Признаки любой системы:

- наличие компонентного состава, структурность;

- присутствие системообразующего компонента;

- зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

- обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

- несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

- взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность[3].

Так или иначе, но система характеризует определенную упорядоченность объектов относительно поставленных целей.

Известно, что школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Системные образования бывают различными по содержанию: механическими, биологическим, социальными, педагогическими.

Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы. Это системы функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов окружающей среды. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные и целенаправленные.

Отличительным признаком всех целеустремленных систем является их полифункциональностъ, т.е. способность видоизменять цели и выполнять различные действия для достижения результатов.

Существенным для педагогических систем является:

- целенаправленность любой системы;

- динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

- способность к саморегуляции и самоорганизации.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).


На схеме показано, что внешняя среда формирует школе социальный заказ, под которым понимается совокупность социально задаваемых целей. Цель школы заключается в формировании основ базовой культуры личности взрослеющего человека, развитии сущностных сил его личности. Цель является системообразующим фактором школы, обеспечивающим ее функционирование как педагогической системы. Общая цель школы конкретизируется в частных целях, сформированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы.

Социально задаваемая цель обеспечивается определенными ресурсами, представляющими собой совокупность информационных, методических, кадровых, финансовых и других средств, необходимых для функционирования и развития школы. Помимо социального заказа и его ресурсного обеспечения внешняя среда задает школе и ограничения, своего рода рамки, в которых она может выполнять свои функции. В роли таких ограничений выступает нормативно-правовая база системы образования. Школа функционирует в определенных внешних условиях, под которыми понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее качественное состояние. Условия подразделяются на политические, экономические, социокультурные, экологические, научно-информационные и другие.

Из схемы видно, что в школе функционируют три взаимосвязанных процесса: образовательный, ресурсообеспечение и управление. Образовательный процесс является основным процессом, происходящим в школе, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на основной результат школы.

Образовательный процесс является деятельностной структурой; его основу составляет деятельность педагогов и учеников, а также взаимодействие между ними, на котором строятся процессы обучения и воспитания.

Процесс ресурсообеспечения выступает в качестве вспомогательного процесса, основным назначением которого является создание необходимых ресурсов и условий для функционирования основного (образовательного) процесса. В многочисленных исследованиях (Ю.К.Бабанский, Н.В.Кузьмина, М.М.Поташник, Т.И.Шамова и др.) показано, что состояние ресурсов и условий влияет на результаты деятельности школы ничуть не меньше, чем состояние образовательного процесса. К внутренним ресурсам школы относятся кадровые, научно-методические, материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые. Условиями, влияющими на результат деятельности школы, являются санитарно-гигиенические, психологические, организационно-педагогические.

Главными результатами деятельности школы являются сохранение здоровья, образованность и воспитанность учащихся. Результаты определяются совокупностью критериев, обеспечивающих определение уровня образованности, воспитанности, здоровья школьников. Критериями определения состояния здоровья школьника являются: уровень физического развития и его гармоничность, состояние функциональных систем организма ребенка, степень сопротивляемости организма ребенка неблагоприятным воздействиям внешней среды, адаптация к изменению условий жизни. Критериями образованности ученика (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко) выступают: личностно-смысловое отношение ученика к изучаемому учебному материалу; самостоятельно выработанные школьником способы учебной работы; владение школьниками метазнаниями (умение анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий; умение выделять главное в задачах, теоремах; умение классифицировать, сравнивать познавательные объекты и др.); владение учеником логикой предметного знания (системность, действенность, прочность, знаний).

К критериям определения уровня воспитанности ученика можно отнести: любознательность, трудолюбие, отношение к окружающему миру, экологическая, эстетическая культура, познавательная потребность, прилежание, отношение к общественным нормам, отношение к себе, человечность и другое.

Различают четыре режима жизнедеятельности школы: режим становления (продолжается от создания проекта школы до ее открытия, начала функционирования), режим функционирования (стабильная работа по освоенным планам, программам, технологиям, ориентированная на нормативные требования); режим развития (освоение новшеств по разным компонентам школы, проведение экспериментальной работы, переход школы в новое качественное состояние); режим упадка (невыполнение школой предписанных ей функций).

Читайте также: