Курчатовский проект в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Комментарий к видео: Методисты Городского методического центра проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов столицы в современных классах-исследовательских лабораториях с высокотехнологичным учебным оборудованием (Курчатовский проект).

Электроприборы, лабораторное оборудование, цифровые лаборатории, реактивы и расходные материалы позволяют выполнять работы при обучении естественно-научным предметам по учебному плану любого профиля. Включение в перечень оборудования приборов, применяемых в экологических и психофизиологических исследованиях, позволяет организовать проектно-исследовательские работы с учащимися не естественно-научного профиля обучения, что полностью удовлетворяет требованиям ФГОС С(П)ОО в части выполнения обучающимися индивидуальных проектов (учебных исследований, а также социальных, творческих, исследовательских, конструкторских, инновационных, инженерных и прикладных учебных проектов).
Преподавание предметов естественно-научного цикла ведётся по разработанным в соответствии с ФГОС государственным программам, которые предусматривают тематическое изучение учебных предметов. Предложенное учебно-исследовательское оборудование соответствует указанным темам.

Обоснование выбора оборудования:

Физика
Комплект оборудования по физике обеспечивает обучение учащихся на базовом и профильном уровне, а также выполнение индивидуальной проектной деятельности по следующим основным разделам:
1. Изучение видов материи. Вещество. Электромагнитное поле (исследование физических характеристик различных сред, прочностных свойств твёрдых тел, их температурных зависимостей, изучение сил трения и сопротивления, зависимость их от скорости, изучения влияния поля на вещество).
2. Исследование основных законов механики (изучение инерциальных и неинерциальных сил, условий устойчивости и неустойчивости равновесия).
3. Исследование различных оптических эффектов (изучение отражения, преломления, поглощения электромагнитных волн, определение показателя преломления различных сред и его зависимости от температуры вещества).
4. Изучение законов электродинамики (изучение способности различных веществ проводить электрический ток, определение электропроводности различных сред, изучение разовых разрядов).
5. Нанотехнологическое исследование молекулярной структуры вещества при помощи атомного силового микроскопа.
6. Исследование законов молекулярной физики и термодинамики (изучение поведения газов и газовых смесей в различных термодинамических условиях).

Химия
Специальное оборудование позволит выполнить проектные работы по следующим тематическим блокам:
1. Создание актуальных баз данных (исследование систем описания периодических изменений свойств атомов химических элементов, история химии, определение физико-химических показателей веществ и т. д.).
2. Вещества. Среды. Новые материалы (получение пирофорных материалов, изучение свойств дженериков, получение мелованной бумаги, спекание стёкол, изучение кислотоупорности бетонно-цементных смесей разного состава и т. д.).
3. Управление химическими процессами (коррозия металлов, изучение химических факторов, влияющих на процесс фотосинтеза).
4. Работа энергии химических связей (экзотермические реакции, электрохимия).
5. Химическая безопасность. Экология. Новые технологии (технологии работы с опасными веществами; биотестирование растворов и субстратов, содержащих типичные токсиканты и их смеси; исследование условий снижения токсичности).

Биология

1. Экологический мониторинг (исследования загрязнения водной и воздушной среды, осадков, природных водоёмов, почвы; развитие сети регионального школьного экологического мониторинга; анализ влияния промышленных и дорожных объектов на распространение загрязнения в городе).
2. Микробиология и биотехнология (выделение и культивирование микроорганизмов: грибов, бактерий, водорослей; получение штаммов – продуцентов биологически активных веществ; исследование явления антибиоза; подбор условий культивирования микроорганизмов на твёрдых и в жидких питательных средах).
3. Молекулярная биология и биохимия (выделение ДНК из биологических объектов; изучение генетического полиморфизма природных популяций; создание генетически модифицированных организмов; проведение биохимических исследований и ДНК-диагностики).

Предлагаемый вариант оборудования позволяет проводить как лабораторные, так и полевые исследования, в зависимости от специфики конкретной школы.

География

Они необходимы для непосредственного восприятия объектов, предметов, явлений.

Это оборудование дает возможность:
1. Получить самую современную информацию о любом уголке земного шара.
2. Изучать процессы с использованием современных космических технологий в режиме реального времени (с помощью спутников).
3. Проводить экологический мониторинг окружающей среды.
4. Изучать геологию и геоморфологию (межпредметные проекты с химией, физикой, биологией).
5. Заниматься проектной и исследовательской деятельностью при изучении изменений ландшафтов.
6. Использовать и применять на практике картографические инструменты.
7. Изучать русские картографические традиции.
8. Создать школьную метеорологическую службу.
9. Прогнозировать экологические проблемы современных производств при переходе на новые технологии.

1 Организация проектной деятельности на ступени дошкольного образования Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму Зорин Н.И – куратор Курчатовского проекта, учитель физики

2 Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

3 Первый этап – подражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет.

4 1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; 2. приобщать детей к процессу познания; 3. формировать различные представления; 4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; 5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

5 1. осознание поставленной цели; 2. овладение различными способами решения поставленных задач; 3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; 4. поиск различных средств достижения цели.

6 1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; 2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; 3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; 4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

7 1. выявить проблему; 2. самостоятельно искать нужное решение; 3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; 4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

8 Организация проектно- исследовательской деятельности дошкольников Создание условий в предметно- развивающем пространстве помещений Подбор дидактических материалов, литературы Сотрудничество с родительской общественностью Оснащение ИКТ- оборудованием Подготовка педагогов

9 Условия для опытов, наблюдений, экспериментирования :

10 Оснащение ИКТ-оборудованием: Интерактивный стол с программным обеспечением для организации познавательно- исследовательской деятельности, развивающего обучения детей

18 Сотрудничество со взрослыми. Экскурсии. В Музее космонавтики

19 Сотрудничество со взрослыми. Экскурсии. В Зоологическом музее

20 Задачи работы Курчатовской лаборатории развитие системы непрерывного естественнонаучного образования и преемственности всех уровней общего образования (начиная с дошкольного уровня) в рамках реализации Курчатовского проекта. создание мобильной развивающей предметной среды естественнонаучного характера в помещениях и на территории дошкольного отделения, создание благоприятных условий формирования универсальных учебных действий детей для успешного изучения школьного курса естествознания, математики и информатики, создание платформы для развитии проектно- исследовательских навыков дошкольников.

Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами

Участие в Курчатовском проекте – это уникальная возможность организовать образовательный процесс на базе современных конвергентных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным учебным оборудованием.

Участниками Курчатовского проекта являются:

Целями проекта являются формирование конвергентного мышления у школьников и достижение эффективного межпредметного взаимодействия.

Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012−2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. Это оборудование конвергентных лабораторий для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения учебных проектов и исследований.

Основные направления реализации проекта:

  1. Организация мероприятий, направленных на развитие исследовательских и предпрофессиональных компетенций учащихся образовательных организаций.
  2. Распространение учебно-методического и управленческого опыта сопровождения образовательного процесса, направленного на освоение обучающимися конвергентного (междисциплинарного) содержания образования (в тесной взаимосвязи существующих в школе предметов).
  3. Интеграция практико-ориентированного основного и дополнительного образования с фундаментальной наукой.
  4. Создание условий для реализации в образовательных организациях проектных и исследовательских работ в учебных междисциплинарных лабораторно-исследовательских комплексах.
  5. Организация и повышение эффективности деятельности педагогов образовательных организаций при реализации Курчатовского проекта.
  6. Развитие сети ресурсных центров образовательных организаций − участниц проекта.

Образовательные организации, оснащенные оборудованием проекта, работают как ресурсные центры города:

  • организуют обучение и консультирование педагогических работников образовательных организаций,
  • оказывают информационно-методическую поддержку по вопросам использования учебного и научного оборудования,
  • выступают площадками для организации междисциплинарных практикумов,
  • обеспечивают поддержку проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проект позволяет формировать у школьников целостную картину мира на базе междисциплинарных образовательных программ. Предоставляет возможность обучающимся выполнять проектные и исследовательские работы с использованием высокотехнологичного учебного оборудования в рамках актуальных научных направлений. Участие в проекте позволяет ориентировать выпускников на поступление в ведущие технические и естественно-научные вузы.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

1 - https://crimea-news.com/

В проекте реализовано 4 вида технологий: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и когнитивные технологии, основными чертами развития которых являются переход к наноразмерам, изменение парадигмы развития от анализа к синтезу, сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

В связи с этим планируются широкое внедрение в образовательный процесс конвергентных технологий обучения и разработка соответствующих образовательных программ, в том числе модульных; организация сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, высшего образования, иными образовательными учреждениями; действующими предприятиями.

Ведется модернизация ресурсной базы школы (привлечение преподавателей высшей школы, учёных, специалистов различных отраслей экономики; модернизация оборудования; создание эффективного информационно-коммуникационного пространства).

С целью формирования у обучающихся коммуникативных навыков, умения транслировать свой опыт в среде сверстников, научном сообществе планируется проведение конференций, презентаций, мастер-классов. Обучающиеся участвовали в различных мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней, имеют большое количество призовых мест.

Читайте также: