Модели здоровьесберегающей деятельности школы типичная недостаточная

Обновлено: 03.07.2024

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • обучение в малых группах;
  • использование наглядности;
  • сочетание различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование мотивации к учебе;
  • культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;
  • создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
  • планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный;
  • активные методы обучения.

В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Целостность — необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год — осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.

Методическое единство — непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно — методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

2 Цель: Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы и их интенсификация; Научить учащихся следить за своим самочувствием во время урока и вне его; Вести пропаганду ЗОЖ;

3 Задачи: 1. Апробировать на практике модель здоровьесберегающей деятельности в школе; 2. Разработать и реализовать программы повышения профессионального уровня педагогов в области здоровьесбережения; 3. Организовать просветительскую деятельность с учителями, учащимися и родителями по формированию навыков здорового образа жизни; 4. Осуществить информационную поддержку модели по ЗОЖ

7 Принципы здоровьесберегающей деятельности: 1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся 2. Принцип не нанесения вреда 3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом 4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания 5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся 6. Принцип отсроченного результата 7. Принцип активной обратной связи

8 Модель здоровьесберегающей системы состоит из блоков-направлений. 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья Организация питания. Психолого-логопедическая служба Социально-правовая служба 2. Рациональная организация учебного процесса. -Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление: -Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся -Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы -Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

9 3. Медико-гигиенические технологии: Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Проведение прививок. 4. Физкультурно-оздоровительные технологии: Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. 5. Экологические здоровьесберегающие технологии: Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. Обустройство пришкольной территории. Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах. 6. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

11 7. Стимулирующие технологии: Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Физические нагрузки. Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением. 8. Информационно-обучающие технологии: Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких. Проведение тематических классных часов. Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья. Оформление тематических стендов на тему здоровья.

12 9. Мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе. Задачи мониторинга: Описание здоровьесберегающей деятельности. Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье. Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Создание и распространение эффективных моделей здоровья. Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

13 Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости. С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям: 1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость: 1) состояние здоровья школьников; 2) пропуски уроков по болезни; 3) уровень тревожности; 4) охват горячим питанием; 5) занятия в спортивных секциях; 6) уровень адаптации и мотивации учащихся; 7) результаты обученности. 2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности: 1) состояние здоровья педагогов; 2) применение новых технологий; 3) диагностика затруднений; 4) уровень невротизации.

14 Ожидаемые результаты: Создание активной здоровьесберегающей инфраструктуры школы, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий. Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества. улучшение организации питания учащихся; повышение уровня материально-технического оснащения образовательного учреждения.

15 Прогнозируемая модель ученика. Это – человек: относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности; знающий механизмы и способы поддержания здоровья; физически развитый; стремящийся к физическому совершенствованию; без вредных привычек; знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

16 Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе реализуются кроме основных программ - адаптированная программа для детей с ЗПР.

В школе разработано единое расписание урочной, внеурочной и дополнительной образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует гигиеническим требованиям и нормам СанПиН.

На территории двух корпусов для обучающихся и детей с ОВЗ оборудованы физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.

В школе на внеурочную деятельность физкультурно-оздоровительной направленности выделено 170 часов, в нее входят: плавание, аэробика, футбол, волейбол, мини-гольф, гандбол, хореография, ОФП, баскетбол, настольный теннис, подвижные игры, пионербол, динамическая пауза.

С целью сохранения здоровья учащихся, для устранения их перегрузок, снижения утомляемости, устранения жалоб на недомогания и усталость в школе проводится систематическая целенаправленная работа по следующим направлениям:

-реализация педагогической системы психолого-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, включая учащихся с ОВЗ;

-обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

-создание активной образовательной среды с целью формирования устойчивой мотивации здорового образа жизни, интеграция вопросов здоровья и здорового образа жизни в тематику различных дисциплин, классных часов, родительских собраний.

Применяемая школой в целом здоровьесберегающая образовательная технология обеспечивает:

формирование заинтересованного отношения к своему здоровью;

формирование установки на использование здорового питания;

использование оптимального двигательного режима для обучающихся;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

применение рекомендуемого врачами режима дня;

Ежегодно составляется план работы с обучающимися на уроках с использованием следующих видов здоровьесберегающих образовательных технологий:

выполнение требований СанПиН;

создания педагогом благоприятной эмоциональной обстановки в классе на уроках;

осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;

технологии педагогической поддержки;

технологии уровневой дифференциации обучения.

Все мероприятия отражены в плане школы по воспитательной работе.

В школе в рамках реализации проекта проводятся мероприятия в различных формах:

Соревнования, акции, агитбригады, мини – спектакли, фестивали, просмотры фильмов, изготовление памяток, квест-игры, квиз –игры, конкурс профессионального мастерства, мастер - классы и т.д.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций,, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни предстаёт как специфическая форма целесообразной активности человека — деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.


В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровый образ жизни, педагогические условия.

В настоящее время одной из ключевых проблем современного образования выступает проблема здоровья и его сохранения. В школу приходит все больше детей, имеющих те или иные заболевания. По данным, которые были получены в ходе исследования разными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) не более 15 % детей рождаются физиологически зрелыми, 26–37 % первоклассников имеются физические недостатки, различного рода хроническая патология встречается у 41 % детей, нервно-психические заболевания имеют 72 % детей. Согласно статистическим данным (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) каждый второй ребенок имеет несколько хронических заболеваний, в их числе нарушения опорно-двигательного аппарата, близорукости, аллергические заболевания. Также отмечено, что уже к концу учебного года у 56 %-84 % детей присутствует повышенная невротизация.

Проблемой здоровья и здорового образа жизни занимались многие ученые (П. Ф. Лесгафт, П. К. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, Л. С. Выготский, Г. И. Сердюкова, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Сухарев, Е. А. Дегтерев, А. Л. Баранов, А. А. Дубровский, Г. Л. Билич, Л. В. Назарова).

Начиная с середины 90-х годов XX века возникают отдельные научные труды, касающиеся организации учебного процесса (И. В. Дубровина), школьной валеологии (В. П. Соломин, Г. К. Зайцев, В. И. Осик, В. В. Колбанов, С. В. Попов), гигиенических условий образовательных учреждений (И. И. Куинджи, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (М. М. Безруких, О. А. Шелонина, Л. З. Каневская, Н. К. Смирнов).

Ученые отмечают, что большую роль на здоровье детей оказывает ряд факторов, главными из которых выступают такие как: генетические, социальные и экологические. Ю. П. Лисицын утверждает, что наиболее сильное влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (51–56 %), в меньшей степени экология (21–26 %), наследственный фактор (21 %) и медицинское обслуживание (9 %) [3].

По мнению Н. К. Смирнова существует две группы факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников:

  1. Факторы взаимосвязанные с учебным процессом или внутришкольные, к ним он относил: недостаточная физическая активность детей в школе; чрезмерная перегруженность детей в процессе учебы, что приводит к стрессу и переутомлению; неспособность большинства педагогов реализовать индивидуальный подход в ходе учебной работы;
  2. Факторы, не относящиеся к учебно-воспитательному процессу или общественные: неблагоприятное воздействие экологических факторов на здоровье детей; недостаток целенаправленной работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни; регламентированность работы направленной на укрепление здоровья людей и детей в том числе; недостаток знаний самих преподавателей об основах здорового образа жизни и культуры здоровьесбережения [6].

М. М. Безруких также указывает на то, что существует ряд факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся. Среди них он выделял такие как: стрессогенные педагогические технологии; сложность учебной программы, не соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям детей; недостаток педагогических знаний учителей в плане защиты здоровья школьников.

Несмотря на большое количество работ посвященных изучению охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, все же наблюдается большое число детей, здоровье которых не соответствует норме.

На данный момент нет единого определения понятия здоровья. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и прежде всего состояние полного телесного, душевного и социального благополучия [3].

В настоящее время выделяют несколько видов (компонентов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — это текущее состояние организма индивида, базой которого является биологическая программа личностного развития, опосредованная основными потребностями, господствующих на разных этапах индивидуального развития. Данные потребности выступают, во-первых, в качестве пускового механизма развития человека и во-вторых, способствуют индивидуализации данного процесса.
  2. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, слаженность работы всех его органов. Одним из ключевых факторов здоровья выступает образ жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни включает в себя:

– Оптимальные физические и умственные нагрузки;

– Позитивный стиль мышления.

  1. Психологическое (психическое) здоровье. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние внутреннего комфорта человека, благодаря которому индивид способен реализовать свой внутренний потенциал, благоприятно справляться с жизненными трудностями, плодотворно работать на благо общества.
  2. Нравственное здоровье — это группа составляющих мотивационной сферы жизни людей, в основе которой находится система установок поведения человека в социуме. Данным здоровьем опосредована духовная составляющая индивида, потому что она связана с такими истинами как добро, любовь и красота.
  3. Социальное здоровье — это такое состояние организма, которое определяет желание и умение человека контактировать с другими людьми [2].

Все вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы здоровьесбережения. Исходя из этого целью данной статьи выступает изучение педагогических условий, способствующих здоровому образу жизни школьников.

Ряд ученых утверждает (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов), что основными неблагоприятными причинами, влияющими на состояние здоровья школьников, выступают: недостаточная двигательная активность, монотонная учебная деятельность и большие интеллектуальные нагрузки, неправильное питание и освещение, недостаток у детей знаний здорового образа жизни.

Так с точки зрения А. В. Левченко, лишь специальная подготовка будущих преподавателей будет способствовать решению проблемы организации здоровьесбережения в образовательном учреждении. Необходимо, чтобы у педагога были сформированы такие профессиональные качества, как:

– стремление совершенствовать свои личностные и креативные способности;

– знать основы здорового образа жизни;

– владеть знаниями моделирования системы отношений в условиях оздоровительной педагогики.

Главное в работе педагога не столько передача знаний и навыков, сколько содействие самоопределению и саморазвитию учащихся — привлечению к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Необходимо, чтобы педагог мог организовать такую среду, которая подталкивала бы детей к заботе о своем здоровье.

Основными компонентами здоровьесберегающей среды по Г. Н. Серикову, являются следующие:

Мотивационно-целостный. Подразумевает желание и потребность всех субъектов образовательного процесса (учителей, учеников) в формировании здорового образа жизни;

Организационный. Предполагает организацию здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих служб в рамках работы образовательного учреждения, сюда входят система медицинского обеспечения и превентивных служб;

Деятельностный. Нацелен на реализацию различных методик и программ в процессе учебно-воспитательной работы, а также способствует системному и синергетическому подходу в реализации учебных и воспитательных программ;

Оценочный (рефлексивный). Данный компонент реализуется в процессе наблюдения за уровнем физического здоровья детей [5].

Главными составляющими эффективности здоровьесберегающей образовательной среды на наш взгляд выступают сформированность у учащихся мотивационного, информационного и здоровьесберегающего компонента личности как единство осознанного, ответственного и целенаправленного отношения детей к своему здоровью и спортивным занятиям.

Поэтому наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у детей, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствовала бы активизации самосознания и самоорганизации детей, а также создавала всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.

В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как:

  1. Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей.

Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей.

Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.

Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков.

Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач:

– Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;

– Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;

– Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса;

  1. Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу.

Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий. Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала.

Как правило учебные занятия связаны с длительным нахождением ребенка за партой в достаточно напряженном состоянии. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: застой крови в ногах и тазовой области; перестройка в положение позвоночника. Препятствуя данным неблагоприятным явлениям, физические занятия способствуют улучшению циркуляции крови в организме, помогают в исправлении осанки, стимулирует организм ребенка. Из этого следует, что физические упражнения благоприятно воздействуют на успеваемость учащихся и на организм ребенка в целом [4].

Рефлексивная деятельность подразумевает способность осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, предугадывать исход своих поступков, способность находить и устранять причины затруднений, способность давать оценку своим успехам, способность определить сферу своих увлечений и интересов, способность следовать нормам и правилам здорового образа жизни. Также умение заниматься совместной деятельностью с другими участниками образовательного процесса, анализ собственной деятельности с точки зрения нравственных и этических норм. Индивид имеющий рефлексивное отношение к собственной деятельности, в большинстве случаев достигает высокой степени свободы, способного быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Здоровьесберегающая деятельность детерминируется личностными, индивидуальными, физическими, психологическими и социальными способностями учащегося как ее субъекта. К данным ключевым факторам, в первую очередь, относится саморегуляция. Саморегуляция личности, подразумевает высокий уровень самосознания и самооценки человека. Самооценка человека описывается как знание личности самой себя и своего внутреннего мира, а также осознание своих умений и навыков.

Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть, определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье, что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его, экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей.

Третьим и весьма важным условием формирования здорового образа жизни детей, на наш взгляд является изучение взаимодействия школы и семьи. В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы [4].

Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, здоровье, учебный процесс, ребенок, Всемирная организация здравоохранения, здоровый образ жизни детей, здоровье детей, образовательный процесс, организм ребенка.

Читайте также: