Культурология в школе какие кружки

Обновлено: 04.07.2024


В настоящее время наблюдаются тенденции роста и развития учреждений дополнительного образования детей. Это связано с рядом факторов: определенным вектором государственной политики в сфере образования, увеличением финансирования системы дополнительного образования детей, бурным ростом и конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг и др.

Данные статистики [1] указывают на положительную динамику развития системы дополнительного образования. Только в Санкт-Петербурге насчитывается 263 образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию, реализующие программы дополнительного образования. Из них 57 — специализированных учреждений (4 — городского уровня, 53 — районного) и 205 отделений дополнительного образования детей (на базе средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий), предоставляющих широкий спектр разнообразных видов деятельности 85 % детей и подростков города (от 6 до 18 лет).

Количество видов деятельности, отвечающих всевозможным интересам и потребностям заинтересованных субъектов образовательного процесса, в системе дополнительного образования не уступает многообразию аббревиатур самих учреждений (ДТЮ, ДДЮТ, ЦДЮ, ПМК, ДЮСШ, СДЮСШОР и др.)

Однако почему же при таком высоком численном показателе обучающихся в этой системе (почти 2/3 учащихся), росте и такой вариативности организаций, предоставляющих образовательные услуги, качество многих из них, а также результативность деятельности оставляет желать лучшего?

Надо сказать, что школа, как достаточно консервативный элемент системы основного образования, приняла дополнительное образование с неким пренебрежением, отведя ему второстепенную роль организации досуга детей и подростков. Что говорить о профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования, которые в основном являются школьными учителями-предметниками, а не приглашенными со стороны специалистами.

1917 — в Народном Комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования , основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительской работы среди детей и неграмотного взрослого населения.

1925 — в школах первой и второй ступеней введен еженедельный клубный день. С этого времени положено начало развития системы государственных внешкольных учреждений .

Очевидно, что таким общим основанием является специфический опыт деятельности. В отличие от общего образования, где ведущим, так или иначе, остается процесс познания основ базовых наук, представленных в содержании образования в виде совокупности образовательных областей, определяющим в дополнительном образовании детей является процесс деятельности.

Все программы дополнительного образования детей (программы ДОД) носят практико-ориентированный характер и, прежде всего, предполагают освоение практического опыта той или иной деятельности в зависимости от направленности программы, например, художественно-эстетическая (художественная, танцевальная, музыкальная, театральная, игровая и т. п.), научно-техническая (конструкторская и изобретательская и т. п.), физкультурно-спортивная (физическая, тренировочная, соревновательная виды и т. п.) и т. д.

Деятельность, как осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности, является главным атрибутивным свойством человека, как творца культуры. Понятие деятельности неразрывно связано с понятием культуры. Собственно культура осмысляется философски как всесторонне-целостное пространство деятельностных отношений человека и мира [8, с. 213]. По отношению к деятельности культура выступает как феномен более высокого уровня, осуществляющий регуляцию и организацию этой деятельности через совокупность норм, традиций, обычаев, ценностей, правил, законов и т. п. Деятельность, не направляемая культурой, перестает отличаться от активности животных [9, с. 21].

Итак, все виды деятельности, составляющие содержание системы дополнительного образования детей, обусловлены (направлены, организованы, регламентированы) культурой. Поэтому не будет противоречием утверждать, что разные элементы системы дополнительного образования детей объединены не просто процессом деятельности, а понятием культуры, который можно определить (согласно Э. С. Маркаряну) как внебиологически выработанный способ человеческой деятельности.

Надо сказать, что ряд исследователей предлагали конструировать содержание образования именно на основе культурного опыта человечества. По мнению Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения. Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности [10, с. 214].

Знание о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

Опыт осуществления способов деятельности;

Опыт творческой деятельности;

В этой связи наиболее целесообразным для проектирования содержания разных видов и направлений деятельности в системе дополнительного образования детей следует признать культурологический подход, применение которого позволит объединить разрозненные элементы системы, способствует переосмыслению особенной стратегии развития дополнительного образования по сравнению с общим.

Отдельные элементы культурологического подхода используются в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей. Однако до настоящего времени не разработана общая методология проектирования содержания дополнительного образования детей на основе культурологического подхода, что сдерживает его системное применение на практике.

В этой связи разработка методологии культурологического подхода в проектировании содержания программ дополнительного образования детей представляет актуальную задачу.

В нашем понимании, культурологический подход в дополнительном образовании детей можно определить как методологию проектирования содержания образования на основе усвоения учащимися различных способов деятельности, приобретенных человечеством на протяжении его истории и образующих в совокупности содержание культуры, которые будут удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, и способствовать их самореализации, личностному, профессиональному и социальному самоопределению.

Автор концепции личностно ориентированного образования культурологического типа Е. В. Бондаревская в одной из своих статей [12] определила культурологический подход , как видение образования сквозь призму понятия культуры, т. е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку — его развитию, самоопределению, самореализации.

Таким образом, применение культурологического подхода в образовании должно привести к качественным культурным изменениям, происходящим в системе образования, разделяющей основные ценности воспитания, и проходящим в таких обстоятельствах, которые влияют на личностное развитие ребенка и содействуют его вхождению, самоопределению и самореализации в современной культуре.

В связи с близостью позиций культурологического подхода и содержанием системы дополнительного образования детей, также нацеленной на становление, развитие, самопознание и самореализацию творческой личности обучающихся, система дополнительного образования детей представляется наиболее подходящей сферой реализации идей культурологического подхода.

В этой связи идея культуры, как специфического способа человеческой деятельности, представляется наиболее целесообразной в выборе концептуальной основы, которая объединит, во-первых, различные направления дополнительного образования, во-вторых, разнообразные учреждения ДОД, и, в-третьих, систему основного и дополнительного образования для совместного функционирования и организации процесса непрерывного образования.

Таким образом, культурологический подход, как методология проектирования содержания образования на основе усвоения учащимися различных способов деятельности, отвечающих их индивидуальным потребностям в самореализации и самоопределении, может стать эффективным способом формирования содержания различных дополнительных образовательных программ и способствовать упорядочиванию всех элементов системы дополнительного образования детей на основе общего стратегического вектора развития.

Костин А. К. Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона. Автореф….дис. д-ра пед. наук. — М., 2007. — 43 с.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002–2005 годы // Внешкольник. — 2002. — № 3. — С. 10–16.

Бим-Бад Б. М. Деятельность // Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С.68–69.

Культурология: учебник /под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2009. — 566 с.

Лалетин Д. А. Культурология: учебное пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 264 с.

Теория содержания общего среднего образования. Проблемы и перспективы. Методологический аспект. Выпуск X . — М., 1977. — 44 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дополнительное образование детей, культурологический подход, содержание образования, система, учреждение, внешкольное образование, деятельность, культура, школа.

Похожие статьи

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Современные теоретические основания дополнительного.

Дополнительное образование детей (как целостная система).

Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ.

Система управления развитием образовательного учреждения.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, управление развитием учреждением дополнительного образования детей

Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода.

Значение художественно-эстетического воспитания в системе.

- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной

1. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства [Текст]: сборник

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в.

История становления дополнительного образования детей.

дополнительное образование, дополнительное образование детей, учреждение, ребенок, Россия, внешкольное образование, дошкольный возраст, дополнительное образование дошкольников, век.

Возможности использования историко-педагогического опыта.

4. Дополнительное образование детей является своеобразной педагогической системой

7. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника [Текст]

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип

Таким образом, дополнительное образование детей, осуществляя свою деятельность в образовательном

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в.

Регионализация современной системы дополнительного.

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования. Автор: Мухлынина Татьяна Валерьевна. Рубрика: 6. Внешкольная педагогика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.

- Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Программа общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

- обучить навыкам общения и сотрудничества;

- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

- развивать коммуникативные умения в процессе общения;

- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Задачи курса:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты изучения подразумевают:

формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

накопление опыта эстетического переживания;

формирование творческого отношения к проблемам;

развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты отражают:

формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

выявление причинно-следственных связей;

поиск аналогов в искусстве;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

применение методов познания через художественный образ;

использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

определение целей и задач учебной деятельности;

выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты включают:

наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

представление системы общечеловеческих ценностей;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

понимание условности языка искусства;

различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры;

структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

осознание ценности и места отечественного искусства;

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

формирование коммуникативной, информационной компетентности;

описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;

высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

овладение культурой устной и письменной речи;

развитие индивидуального художественного вкуса;

расширение эстетического кругозора;

умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

реализацию творческого потенциала;

применение различных художественных материалов;

использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

Ученик научится:

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

основным видам и жанрам искусства;

изученным направлениям и стилям мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства;

особенностям возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

сравнению, анализу, обобщению, установлению связей и отношений между явлениями культуры;

работе с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства.

Ученик получит возможность научиться:

умению рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

толерантному отношению к миру;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

Название темы

Кол-во часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. "Святые и святость."

Тема 2. "Лики женской красоты в русской живописи."

Тема 3. "Человек в мире природы"

Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.

Тема 4. "Священный идеал материнства."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Задачи курса:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты изучения подразумевают:

формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

накопление опыта эстетического переживания;

формирование творческого отношения к проблемам;

развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты отражают:

формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

выявление причинно-следственных связей;

поиск аналогов в искусстве;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

применение методов познания через художественный образ;

использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

определение целей и задач учебной деятельности;

выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

самостоятельную оценка достигнутых результатов.

Предметные результаты включают:

наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

представление системы общечеловеческих ценностей;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

понимание условности языка искусства;

различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры;

структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

осознание ценности и места отечественного искусства;

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

формирование коммуникативной, информационной компетентности;

описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;

высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

овладение культурой устной и письменной речи;

развитие индивидуального художественного вкуса;

расширение эстетического кругозора;

умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

реализацию творческого потенциала;

применение различных художественных материалов;

использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

Ученик научится:

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

основным видам и жанрам искусства;

изученным направлениям и стилям мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства;

особенностям возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

сравнению, анализу, обобщению, установлению связей и отношений между явлениями культуры;

работе с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенностям языка различных видов искусства.

Ученик получит возможность научиться:

умению рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

толерантному отношению к миру;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

актуализации способностей воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культур;

Название темы

Кол-во часов

Изучаемые в теме вопросы

Тема 1. "Святые и святость."

Тема 2. "Лики женской красоты в русской живописи."

Тема 3. "Человек в мире природы"

Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека. Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром. Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Особенности взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.

Тема 4. "Священный идеал материнства."

Читайте также: