Культурные практики в доу по фгос примеры в планах в младшей группе

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время много говорят и пишут о том, каким должен быть современный детский сад. Активно внедряются новые подходы и технологии, разрабатываются новые компетенции и культурные практики.

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование интеграционной технологии при планировании совместной образовательной и свободной деятельности педагога с детьми. Использование игровых культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, что помогает развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий дошкольников.

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать виды деятельности, доступные, понятные и интересные детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Учиться, играя! Эта идея давно привлекала педагогов и воспитателей. Применить эту идею на практике сумел Ш.А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложный мир познания.

За время моей многолетней педагогической практики я пришла к выводу, что для повышения результатов образовательной работы с детьми хорошо себя зарекомендовал комплексно – игровой метод организации НОД.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной. В свое работе при организации совместной деятельности с детьми я использую:

· Известные и придуманные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия)

· Персонажи любимых детских произведений

· Специально изготовленные пособия (рисунки, разрезные картинки, лото…)

Важное место среди многообразия игрового занимательного материала занимают дидактические игры и игровые упражнения. Это игры с правилами, которые были специально созданы с целью решения конкретных образовательных и воспитательных задач.

В своей работе я люблю использовать:

· Игры – загадки. Дошкольники любят разгадывать загадки и придумывать их. Эти игры развивают умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.

Дидактические игры универсальны. Их можно использовать на любом этапе комплексного тематического игрового занятия. Важно правильно выбрать вид игры и определить цели и задачи игры в зависимости от её места в структуре занятия. Так, в начале занятия игра должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на активную деятельность. Здесь можно использовать игры – сюрпризы, проблемные ситуации. В середине занятия игра направлена на усвоение темы, нового материала. Для этого подойдут игры – путешествия, игры – поручения, игры – беседы. На заключительном этапе хорошо использовать игры поискового характера: игры – предположения, игры – загадки.

Для организации совместной деятельности, при которой ребёнок сможет активно проявить самостоятельность, инициативность при выборе способа работы и умение использовать личный накопленный опыт помогут культурные практики:

· Игровые (сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры)

· Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование

· Чтение художественной литературы

· Поиск Художественно-эстетическая деятельность

· Совместные праздники и тематические развлечения

· Практические культурно-гигиенические навыки по самообслуживанию

· Игровые занятия – путешествия

· Занятия со сказочным сюжетом

Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает избежать страха перед ошибкой.

При применении интегративной технологии педагог имеет возможность использовать знания из разных образовательных областей в одном занятии. Это способствует повышению мотивации детей и развитию у них познавательного интереса; расширяет кругозор и развивает коммуникативные навыки; способствует снятию напряжения и скованности.

Интегративное объединение не является произвольным. Интеграция материала должна строиться так, чтобы знания из разных образовательных областей дополняли и обогащали друг друга.

Так, например, при формировании представлений о геометрических фигурах решаются следующие задачи:

· Учить детей видеть знакомые формы в окружающих их предметах и использовать их в быту (социально – личностная линия развития)

· Развивать эстетические чувства, связанные с красотой и точностью линий в узорах, при соединении и комбинировании фигур (художественно – эстетическая линия развития)

· Развивать связную речь, обогащать активный словарь ребёнка (познавательно – речевая линия развития)

· Формировать практические навыки по преобразованию фигур, составлению из них форм и предметов (конструктивно – продуктивная линия развития)

· Учить применять математические знания и умения в игровой деятельности с опорой на личный опыт (личностно-ориентированная линия развития).

В своей практике я применяю комплексную образовательную деятельность, при которой используются разные виды культурных практик для решения задач, связанных одной темой. Например: прежде чем нарисовать осень, дети рассматривают иллюстрации по теме, проводят наблюдения, составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности преобладает , а другие его дополняют и создают творческий эмоциональный настрой. Эта практика применяется и для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр (до проведения игры воспитатель с детьми читают художественные произведения, рассматривают иллюстрации, проводятся беседы и разыгрываются соответствующие теме игры ситуации).

Опираясь на всё, выше сказанное, я разработала тематическое планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и сенсорному развитию с использованием логоритмических речевых и двигательных упражнений и художественного творчества у младших дошкольников.

Совместная деятельность строится по общей структуре:

· Дыхательная, голосовая или психогимнастика

Кроме обязательных элементов использую дополнительные: игры на развитие познавательных качеств, мимические упражнения, игры – имитации, игры-загадки и т. д. Количество тип и характер дополнительных элементов выбираю исходя из задач каждого отдельного занятия, они должны соответствовать теме занятия и характеру персонажей, используемых в игровой деятельности.

Для примера хочу привести планирование комплексной сюжетно-игровой образовательной деятельности для детей 3 – 4 лет на осенний период.

Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников.

ВложениеРазмер
organizatsiya_kulturnyh_praktik_v_mladshem_doshkolnom_vozraste.docx 29.68 КБ
pamyatka_kulturnye_praktiki_.pdf 234.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Организация культурных практик

МБДОУ ЦРР – детский сад № 37

2. Организация культурных практик в ДОО

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом или интересом.

Культура выступает частью образовательного процесса, так как определяет формирование базовой культуры личности ребенка дошкольного возраста.

Давайте рассмотрим составляющие компоненты культурных практик детства.

Ранний возраст
(от 1 до 3 лет)

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Формирование
базовой культуры личности

Культура общения социальных отношений

Данные компоненты могут присутствовать в различных видах детской деятельности и формировать определенный опыт развития ребенка-дошкольника как субъекта воспитательно-образовательного процесса, а именно активно проявляющего себя в разных видах деятельности (общение, игра, труд и т.д.) и способного самостоятельно реализовывать свою деятельность во всей ее полноте.

Как вы думаете, какая ведущая культурная практика присуща дошкольникам?

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

Давайте рассмотрим формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности:

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта. Цель: формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста.

4. Музыкально-театральные и литературные гостиные. Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

8. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения:

Например: уборка игрушек; дети помогают накрывать на стол; готовить материал к занятиям; с помощью взрослого поливать цветы; уборка на веранде, уборка мусора на участке; сбор шишек и листьев; сгребание песка в песочнице, уборка снега и т.д.

В результате реализации культурных практик происходит формирование универсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, которые выражают:
— содержание, качество и направленность его действий и поступков;
— индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
— принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
— принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

При реализации культурных практик может быть создана ситуация успеха в организации совместной и затем самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Основная роль здесь принадлежит взрослому в ходе партнерской деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

государственного бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы им. С.Ф. Зинченко

П едагогический проект

«Реализация культурных практик

в младшей группе дошкольной образовательной организации

Сураева Наталья Юрьевна,

2. Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста – прирождённые исследователи. В этом мы убеждаемся, наблюдая, как ребята, с интересом относятся к экспериментальной деятельности, стремятся к познанию чего-то нового, неизведанного, они любознательны и хотят находить самостоятельно ответы на решение проблемной ситуации. Занимаясь экспериментированием дошкольники получают конкретные представления о различных свойствах исследуемого объекта, расширяют кругозор, активизируют мыслительные процессы, которые включают в себя активные поиски решения задач. Малыши, исследуя окружающий мир, хотят не только разглядеть объект, но и прикоснуться к нему руками, языком, понюхать, постучать, разобрать его. В повседневной жизни ребята зачастую самостоятельно экспериментируют с различными веществами, желая узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), за песочными струйками (сыплется), пробуют языком сосульку (холодная) и так далее. Самым важным источником приобретения представлений об окружающем мире является исследовательское поведение для дошкольника.

Цель : развивать культурные практики проявления интереса воспитанников младшего дошкольного возраста к познанию и экспериментированию, поддерживать желание к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

1.Дать представление дошкольникам о свойствах воды, воздуха, света, бумаги.

2.Способствовать развитию личного познавательного опыта.

3.Содействовать развитию у малышей инициативы, сообразительности, способности к самостоятельным, активным действиям.

4.Способствовать развитию дружественных взаимоотношений в ходе исследовательской деятельности.

5. Содействовать формированию культурных практик проявления интереса и желания ребят обогащать свой кругозор.

4. Участники проекта: дети младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели группы

5. Сроки реализации: проект краткосрочный (1 неделя)

6. Материалы/оборудование : главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Экоша (игрушка), халаты и шапочки для детей, ёмкости с крышками для воды, мелкие цветные предметы, гуашные краски, пакетик растворимого кофе, 10 кусочков сахара- рафинада, одноразовые стаканчики, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушные шарики, поднос, стеклянная воронка, палочка для выдувания мыльных пузырей, мыльный раствор и ёмкость для него, бассейн с водой, модель судна-парусника, пёрышко и камень, непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой, кусок пенопласта, проволока, деревянный брусок,, металлический брусок, мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, сухой песок, воронки, лопатки, совочки, ведёрки, формочки, коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик.

7. Прогнозируемый результат проекта: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • формирование умения осмысленно подбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

8. Организация деятельности в рамках проекта: подготовительный, основной этап, заключительный этап.

Подготовительный этап:

  • определение проблемы;
  • формулирование актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения экспериментов.

Основной этап:

  • подготовка предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • организация подвижных игр,
  • ознакомление детей с художественной литературой,
  • проведение бесед,
  • продуктивная деятельность воспитанников,
  • работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

Заключительный этап:

· Дети проявляют познавательный интерес к экспериментированию.

· Ребята осмысленно подбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности.

· Дошкольники проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.

· Воспитанники проявляют желание помочь сверстнику, активно взаимодействуют друг с другом.

· Родители приняли активное участие в реализации проекта.

  • Оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • Организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

9. Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

– практики игрового взаимодействия,

– познания мира и самопознания,

Проблемные ситуации:

Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.

Придерживаются игровых правил в дидактических играх.

Воспитанники достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания.

Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам.

Познавательное развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

– познания мира и самопознания,

– свободные практики детской деятельности,

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Игры-экспериментирования:

Игра с соломинкой

Исследование:

Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.

Осмысленно подбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности, интересуются причинно-следственными связями.

Воспитанники способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Дошкольники способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

Речевое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

– познания мира и самопознания

Беседы:

Чтение:

Эвристические беседы:

Дошкольники достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, знакомы с произведениями детской литературы

Воспитанники интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

Художественно-эстетическое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

– познания мира и – самопознания,

– свободные практики детской деятельности

Теневой театр

Дошкольники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Воспитанники проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам.

Физическое развитие

Виды культурной практики

Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

– здорового образа жизни,

– практики игрового взаимодействия

Подвижные игры:

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, дети владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

У детей развита крупная и мелкая моторика; они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.

10. Используемые источники (перечень литературы, методические материалы, программы, рекомендации, пособия, Интернет-ресурсы):

Игры, представленные на сайте, позволят развить у вашего ребенка силу, быстроту, ловкость, выносливость).

развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.


Оценить 2004 0

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144 г. Перми

Программа культурных практик

во второй младшей группе

2016-2017 уч.г.

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность практики. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель практики: развитие интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, бумаги.

Развивать собственный познавательный опыт.

Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.

Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.

Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: 2016-2017 учебный год.

Прогнозируемый результат:

проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;

развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;

проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие.

идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

познание мира и самопознание

идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

познание мира и самопознание

Эвристические беседа:

идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

Автор: Михеева Елена Михайловна

Организация: МДОАУ Детский сад № 21

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Практика (букв.) – это

  • усилия, прилагаемые человеком к разрешению выдвигаемых жизнью задач,
  • многократное повторение, упражнение,
  • источник опытности, умения,
  • в основе практики лежат знания и способности человека,
  • деятельность человека, способ создания материальной и духовной культуры.
  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Н.Б.Крылова считает, что культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов

При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования.

Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик.

Ситуации выбора становятся эффективным средством развития культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:

  • отвечают интересам дошкольника;
  • строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
  • обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе содержания и средств организации своей деятельности;
  • ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов и склонностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора, которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с его интересами, завершается определенным лично значимым результатом (познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:

  • ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения детей;
  • ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей. Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.

По мере накопления личного опыта, ситуации выбора усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе решения. Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен, какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Что же можно считать культурной практикой?

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно -ролевая, режиссерская,

игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).

Ситуации общения и накопления положительного социально -

эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе

жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении

которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и

применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,

содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам

оформление художественной гал ереи, книжного уголка или библиотеки

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) -

форма организации художественно -творческой деятельности детей,

предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных

произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя

и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий,

преимущественно игр ового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда

относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Международный центр проблем детсва и образования International center for the childhood and education (ICCE) Научно-­‐практический журнал “Ребёнок и Общество” ONLINE Scientific Journal “Child and Society”

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организ

взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Примерные виды и формы культурных практик

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

- Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Все возрастные группы

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

- группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Културные практики, представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В качестве основы событийности в группе детей выступают хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил. При этом закладываются основы событийности во взаимоотношениях детей и взрослых. Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что она способствует переводу основных жизненных координат ребенка в систему координат детского коллектива и согласует каждую из них, не уничтожая ее своеобразия, с координатами взрослого мира и общечеловеческой культуры. Она отражает противоречия и единство пространства и времени бытия ребенка и взрослого в коллективно распределенной (образовательной - взрослого и самостоятельной -ребенка)деятельности. Модель данного процесса можно представить следующим образом:

- целевой блок, связанный с согласованием задач участников взаимодействия: ребенка, педагога и детского коллектива;

- содержательный блок, характеризующий пространство игрового общения и игровой культуры в группе через конституирующие компоненты игр, возникающих как по инициативе взрослых, так и детей: воображаемую ситуацию, игровую роль и игровые правила;

- организационно-деятельный блок, позволяющий использовать опыт игрового общения и взаимодействия, формирования игровой культуры в качестве условия и средства планирования и контроля образовательного процесса, формы и метода организации образовательного пространства в группе детского сада.

Кроме практики организации непосредственно образовательной деятельности, в дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности. Здесь очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. Например, к ним относятся:

-объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;

- обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого — не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;

- напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;

- разъяснение детям моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений. Они способствуют накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое). Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие, моделированию явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Используемые методы: наглядно-практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.). Изменению внутреннего строения систем - учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы - экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных - метод фокальных объектов и синектики, усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы - конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление - реализация системы творческих заданий. Она ориентирована на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности, ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы, переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения. Основные формы работы - организация детских выставок (традиционно), проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существуют виды нетрадиционной техники создания творческого образа, в частности изобразительного.

На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Читайте также: