Культурно образовательная деятельность музеев кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культурно-образовательная деятельность музеев: понятие и формы

(на примере Белгородского государственного художественного музея).

Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как один из самых современных проявлений нашей культуры музей, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом, составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни. Художественный музей всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, художественной культуры, воспитания разновозрастной аудитории.

Таким образом, музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни.

Неслучайнов последние годы особая роль отводится культурно-образовательной деятельности музеев . Она приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества. С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

В последние десятилетия минувшего столетия содержательная сторона культурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям, задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях, процессах, фактах и музейных предмета. Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев. Человек, пришедший в музей – не объект воспитательного воздействия, а равноправный собеседник, поэтому общение музея с аудиторией должно выстраиваться в форме не монолога, а диалога 3 .

Таким образом, культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм: от лекций и экскурсий до музейных праздников и семейных абонементов выходного дня. При ее осуществлении реализуются и образовательные, и развлекательные функции музея, потому что она рассчитана на аудиторию с разным уровнем подготовки: от интеллектуалов-знатоков музейной культуры и искусства до школьников и людей, пришедших в музей приятно отдохнуть. Культурно-образовательная деятельность нацелена не только на одноразовые контакты с аудиторией, но и на длительные и систематические посещения музея.

Рассматривая формы культурно-образовательной деятельности музеев, следует отметить их разнообразие. К традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания 5 .

Подробнуюклассификацию форм культурно-образовательной деятельности предложила О.А. Ботякова 6 . Авторская классификация разработана на базе Российского этнографического музея с учетом опыта музеев других профильных групп. Она включает как традиционные формы культурно-образовательной (музейно-педагогической) деятельности музея, так и новации последнего времени.

Первая ступень классификации – разделение всей совокупности форм два класса: класс элементарных (базовых, простых) форм и класс комплексных 7 форм. Класс элементарных форм объединяет реально существующие и потенциально возможные формы культурно-образовательной деятельности музея по признаку их структурной однородности, что позволяет выделить каждую форму в качестве исходного модуля. К элементарным формам относятся: экскурсия, лекция, консультация, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс. Класс элементарных форм подразделяется на типы: 1) формы, производные отобразовательно-воспитательной функциимузея (лекция, консультация, музейный урок, музейное занятие) и 2) формы, производные отрекреационной функциимузея (экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал, мастер-класс).

Следующий классификационный уровень – группа – подразумевает ранжирование по признаку формы, в которой находит воплощение коммуникативная деятельность музея (лекция, экскурсия, консультация, кружок, студия и т.д.). Каждая структурная единица (модуль) группы, в свою очередь дифференцируется по видам, подвидам и разрядам.

Различные виды классификаций и форм культурно-образовательной деятельности, разумеется, характерны, в том числе и для художественных музеев.

Таким образом Белгородский художественный музей накопил немалый опыт работы по эстетическому и художественному воспитанию разнообразной аудитории. Сегодня на его основе разрабатываются новые формы и приемы культурно-образовательной деятельности, совершенствуются традиционные мероприятия.

Благодаря постоянно действующей экспозиции, обширной и многообразной выставочной деятельности, Белгородский художественный музей посещает все большее количество любителей искусства со всей России. За 27 лет существования музея более одного миллиона белгордцев и гостей города посетило его выставки. И все это - лишь часть большой, культурно-просветительской, научной и воспитательной деятельности, проводимой сотрудниками музея. Все их усилия направлены на достижение основной миссии и цели музея – удовлетворение художественно-эстетических потребностей населения через обеспечение и организацию доступа к культурным ценностям, формирование высокого художественно-эстетического вкуса населения области, повышение общественной востребованности и социальной значимости художественного музея

Таким образом, музеи сегодня перестают быть только научными и образовательными центрами, а становятся наряду с этим еще и местом отдыха и приятного проведения свободного времени. Современный музей находится в острой конкурентной борьбе за своих посетителей в связи с появлением других возможностей проведения времени и досуга: телевидением, видео, Интернетом, компьютерными играми и т.д. Для приобретения постоянных посетителей музеи стали разрабатывать и применять на практике новые формы культурно-образовательной деятельности: интерактивные экскурсии, музейные праздники, музейные ночи. С начала перестройки в нашей стране такую позицию, которая характерна в настоящее время для всего музейного пространства в Европе и в мире, занимают большинство отечественных музеев.

Поиск новых форм культурно-образовательной деятельности музеи продолжают по настоящий момент.


1 Столяров Б.А. Музей в пространстве культуры и образования. – СПб., 2007. – С. 4.

2 Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – С.469.

3 Юренева Т.Ю. Музееведение … – С.494.

7 Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005. – С. 491.


Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных изменений в музейном мире, когда активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации: стали возникать новые типы музеев, которые занимались собиранием, хранением и популяризацией предметов материального и нематериального культурно-исторического наследия, способствуя сохранению традиционной культуры своего народа; появление новых способов и приемов подачи материала привели к разработке и дальнейшей реализации культурно - образовательных программ, направленных на привлечение различных социальных групп и категорий посетителей. Социальная направленность музея стала способствовать более глубокой интеграции музея в современный социум, демонстрируя уникальные возможности этого социокультурного института.

На разных этапах своего развития культурно – образовательная деятельность видоизменялась, наполнялась новыми смысловыми аспектами в соответствии с изменениями, происходящими в социокультурном пространстве общества. В настоящее время к основным традиционным формам культурно – образовательной деятельности музея, как правило, относят: экскурсии, лекции (в том числе тематические циклы лекции, лектории выходного дня, выездные лекции), кружки, клубы, консультации. Общемировые тенденции развития музея свидетельствуют о его превращении в культурно – образовательный, досуговый и развлекательный центр одновременно, который отражая культурные ориентиры современного общества, стремится к информационной открытости, демократизации своей деятельности, активному взаимодействию со всеми участниками музейно - культурной коммуникации. Ссылаясь на мнение Т. Абанкиной, отмечаем, что музей способен привлекать посетителей, не только как источник знаний и информации, но и место проведения свободного времяпрепровождения, организации досуга, предоставляя современному посетителю широкий спектр дополнительных социокультурных сервисов [1, с.37].

Для того чтобы оценить миссию музея в социальном и культурном континууме, тенденции развития и модификации музейной деятельности; степень восприятия музея как социокультурного института и организации досуга современниками, а также специфики музея как коммуникативной площадки автором был проведен опрос посетителей Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Генеральная совокупность составила 280 человек в возрасте от10 до 60 лет; выборочная совокупность в данном исследовании является случайной. Анкета состояла из 20 вопросов. Заметим, что посетителям предлагалось ответить на вопросы, которые связаны не только с посещением Радищевского музея, но и других посещаемых ими музеев. Анализируем некоторые результаты исследования. Тенденции развития музеев свидетельствуют о появлении многочисленных и нестандартных формах работы и подачи материала, расширении диапазона форм культурно – образовательной деятельности. Однако как показали результаты авторского исследования, посетители отдают предпочтение традиционным исторически сложившимся формам музейной деятельности и предпочитают посещать выставки (90,5%) или экспозицию (52,7%) (см. табл. 1), что является, на наш взгляд, вполне обоснованным фактом. Поскольку история возникновения музеев доказывает, что его основу составляют постоянные и временные (или выставки) экспозиции. Именно экспозиция является основой музейной коммуникации, которая осуществляется, прежде всего, путем зрительного восприятия посетителем экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. В экспозиции выявляются культурно - коммуникативная, знаковая природа артефактов, предметов, представленных в пространстве музея.

Таб.1. Наиболее популярные виды культурно – образовательной деятельности музея

Из истории образовательной деятельности музеев,разнообразие предлагаемых образовательных форм, методы получения знаний, совокупность требований к проведению занятий в музее.

ВложениеРазмер
muzei._zasimova.pptx 2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Культурно-образовательная деятельность музеев

Музей давно перестал быть только центром хранения и передачи культурного наследия. Как один из самых современных проявлений нашей культуры музей, вместе с храмом, библиотекой, школой и университетом, составляет основу культурной и общественной жизни, являясь и хранилищем живого классического наследия и одновременно влияя на изменение современной интеллектуальной, духовной, художественной жизни. Художественный музей всей природой своего существования ориентирован на совершенствование социокультурной реальности, художественной культуры, воспитания разновозрастной аудитории.

На протяжении столетий музей постепенно, шаг за шагом превращался в особого рода школу, в которой человек учится быть человеком. Эту школу никогда не заканчивают, потому что и ребенок, и пожилой человек, придя на выставку или любимый зал постоянной экспозиции, каждый раз открывают для себя нечто новое – в том случае если они научились видеть и понимать искусство, если общение с ним стало постоянной душевной потребностью.

Музеи сегодня занимают одно из ведущих мест на рынке образовательных услуг. В современном мире музей как социальный институт приобретает новое место и назначение, он становится активным элементом общественной жизни.

С XVIII в. просветительная миссия музеев была их основной прерогативой. Но на каждом историческом этапе выполнение этой миссии происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства.

Обращение к внутреннему миру музейного посетителя, воздействуя на его чувственно-эмоциональную сферу, погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев.

Культурно-образовательную деятельность музеев отличает, прежде всего, разнообразие предлагаемых форм : 1. Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Одной из главных ее особенностей является динамичность, и в этом смысле экскурсия попадает в очень немногочисленную группу музейных форм, которые требуют от посетителя движения.

2 . Лекция принадлежит к числу традиционных и, более того, наиболее ранних по времени возникновения форм. Во многих музеях лекции в качестве формы общения с аудиторией начали использоваться раньше, чем экскурсии.

3. Консультация - практически единственная, имеющая индивидуальный характер базовая форма. Эта форма никогда не имела значительного распространения, хотя и не исчезала из музея.

5. Клуб как центр общения людей, объединенных общим интересом, осуществляет свою деятельность главным образом путем самоорганизации.

6 . Конкурсы, олимпиады, викторины, организуются таким образом, чтобы максимально приблизить посетителей к музейным коллекциям: задания предполагают не только знание фактов, но и экспозиций, памятников, отдельных видов исторических источников.

7. Потребности в рекреации соответствуют такие формы, как концерт, литературный вечер, театрализованное представление, кинопросмотр.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает; Комплексность – включение всех типов восприятия; Программность , которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Методы по преимущественному источнику получения знаний: Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ .

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются: - научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; - формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; - формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; - развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; - формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в ее дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена.

В международной практике обычно используется определение,

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

- во-первых, музей - очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраивающее определение нелегко;

Процесс осознания музея как социокультурного института имеет -, длительный путь и, прежде всего это определяется ориентацией музея на все слои населения (Т.Ю.Юренева). Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея впервые была поставлена в конце 1960-х - начале 1970-х гг., став предметом исследования А.Б.Закса, Д.А.Равиковича, А.М.Разгона.

В последнее время характерно повышение роли музея в организации досуга людей, что позволило музееведам выделить функцию организации свободного времени, которая является производной от функции образования и воспитания и исторически присуща музею, но ряд исследователей (Е.А.Акулич, Д.А.Равикович) ей отдают самостоятельное значение. Музейные специалисты (A.M.Разгон, А.И.Фролов и др.) выделяют также хранительную (основополагающая по Е.А.Акуличу), научно-исследовательскую функции музея. В качестве специфической социальной функции также назовем - музейную коммуникацию или социальную коммуникацию (Н.А.Никишин) суть которой в передачи информации, но в последние десятилетия исследователи (М.Б.Гнедовский, Д.Портер, Р.Стронг и др.) ей уделяют значительное внимание. Наряду с вышеперечисленными Е.А.Акулич добавляет интегрирующую социальную функцию (способствует социальной сплоченности и ответственности); воспроизводство социальных отношений (обеспечивает устойчивость общества); транслирующую (приобретение человеком социального опыта); культурной идентификации личности; социализирующую. Н.А.Никишин также выделяет функцию социальной памяти; функцию социальной рефлексии; функцию социальной адаптации; функцию социального предвидения; функцию социального проектирования.

Таким образом, как свидетельствуют исследования (А.Г.Бойко, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, И.М.Коссова, Б.А.Столяров, З.Странский и др.) музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Это находит свое выражение в следующем:

- во-первых, они, являясь центром хранения историко-культурного наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, литературе, искусству, чувства общности, эмоционального тяготения к своей этнокультурной, социальной и религиозной среде, ее обычаям, взглядам, традициям;

- во-вторых, они содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества;

- в-третьих, они выводят индивид из жестких границ социума в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры, и способствуют эстетическому развитию населения;

- в-четвертых, образовательная среда музея не только расширяет кругозор и дает определенные знания молодежи, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.

Формирование культурного опыта общества происходит через участие в социальных процессах; требует осознанных усилий, специально организованной деятельности, а Музей - идеальная среда.

Устанавливаемая взаимосвязь между исторически сложившимся пониманием образовательной деятельности музея и современным осмыслением музейной развивающей образовательной среды, позволяет сделать вывод о том, что это специфическая среда, имеющая длительный опыт образовательной деятельности и являющаяся особой частью социально-культурной среды. Образовательная среда музея, в своей основе имея в преобладающем большинстве случаев информационные принципы работы с посетителем, направлена на передачу узкоспециальных знаний.

Образовательная среда, являясь открытой системой, обладает целостностью и динамичностью, способностью к саморазвитию; она может иметь несколько разномасштабных уровней (микро - макро) - от среды личности до образовательной среды государства. Образовательная среда музея, как часть социокультурного пространства, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта личности.

Понимание образовательной среды музея связано со становлением музейной образовательной деятельности и музейной педагогики, с их базовой установкой на развитие музейными средствами эмоциональной, познавательной и мотивационной сфер.

Выдающийся педагог начала XX века - А.В.Бакушинский, рассматривая образовательную деятельность музея (художественного) как педагогический процесс, подчеркивал, что значительная роль в этом принадлежит преподавателям, ставя перед ними три обязательных условия:

- уметь самому переживать произведение искусства;

- знать историко-искусствоведческий контекст произведения;

- учитывать психологические особенности группы. Б.А.Столяров. А.Г.Бойко также рассматривают музей как образовательную среду, способствующую целостному развитию личности. Они впервые попытались классифицировать направления и формы образовательной деятельности художественного музея, на примере Русского музея:

- Эстетическое направление (развитие художественного восприятия и творческих начал);

- Историко-художественное направление (изучение истории искусства);

- Гуманитарно-междисциплинарное направление (изобразительное искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям);

- Социально-ориентационное направление (искусство как средство социальной адаптации детей с отклонениями в развитии).

Н.П.Макарова утверждает, что среда детского музея становится образовательным пространством для младших школьников, когда в его деятельности реализуются образовательная, развивающая и воспитательная функции. На основе этого автор представляет модель образовательной среды детского музея, включающую в себя три основных компонента:

- Материальный, к которому относятся архитектура здания, дизайн внутренних помещений, фондовые коллекции, оборудование, т.е. вещественные компоненты среды;

- Проектно-процессуальный, представляющий программное обеспечение, способы и формы организации людей;

- Личностный, т.е. не овеществленные элементы среды (культурная, психологическая атмосфера) - посетители музея, работники.

Изучая культурно-образовательные аспекты деятельности в музейной педагогике (Е.Б.Медведева, М.Ю.Юхневич и др.), достаточно подробно раскрываются закономерности, принципы, методы и формы работы с аудиторией. В частности, в ней отмечается, что именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Специфика музейного образования, как следует из работ Е.М.Акулич, Е.Вансловой, Н.П.Макаровой, М.В.Соколовой, состоит в том, что музеи могут научить извлекать из памятника истории и культуры информацию по широчайшему кругу современных знаний, владение которой, умение ее получать, лежат в основе требований, которые жизнь предъявляет сегодня к личности и образованию.

К проблеме социального становления личности учащегося средствами музейной среды, обращаются в своих исследованиях и другие авторы (Э.Андерсон, Н.Р.Вдовина, О.И.Карпухин, Ю.В.Романов, Н.Ф.Хилько, В.Г.Ходецкий). Более того, применительно к студентам они достаточно четко определяют существенные различия музейного и вузовского учебно - воспитательного процесса:

- вуз призван дать базовое образование во всех областях знания, на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование, проходящее в особой, эстетически насыщенной предметно - пространственной среде, где в процессе музейной коммуникации, диалога в пространстве музея развиваются социально и культурно значимые качества личности;

- в вузе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, тогда как музей учит студентов извлекать знания, опираясь на первоисточники, мыслить логически и критически более аргументировано, что является важной основой накопления и формирования социального и культурного опыта;

- по сравнению с лекционным типом поведения, характерным вузу, музей предполагает пространственное перемещение, возможность включения в общение, творческую деятельность.

Конечно, музей должен приобщать к историко-культурному наследию посетителей с самого раннего детства, т.к. именно то, что заложено в раннем возрасте, определяет последующий образ жизни человека, его интересы, склонности, ценностные ориентации. Поэтому отечественный музей сосредоточил внимание на поиске форм и методик в работе, прежде всего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, как наиболее перспективной части музейной аудитории, тогда как все меньше внимания уделяют взрослой аудитории, в частности студенчеству. Однако, некоторые музейные педагоги (И.М.Коссова, Е.Б.Медведева, Б.А.Столяров, Е.В.Сударикова) считают актуальной задачей российских музеев завоевание студенчества, создания для них образовательной среды, поскольку эта аудитория не только особо выделяется среди других посетителей музея, но, прежде всего, потому, что оно определяет будущее состояние общества, представляя его профессиональный, научный и творческий потенциал.

Из разновидностей музейной среды еще в конце 1980-х - нач. 1990-х гг. прошлого века внимание исследователей все больше стали привлекать знаковые системы невербальной коммуникации, дизайн, организация и культурный смысл материально-пространственной предметной среды. Ведь в создании музея (выставки) принимают участие сотрудники разных отделов: экспозиционеры, фондовики, музейные педагоги, а также участники событий, ученые, художники и от сплоченности и заинтересованности каждого зависит будущая работа экспозиции.

Тесно взаимосвязаны в любом музее научный и художественный подходы музейной экспозиции, правильная организация которых обеспечит осмысление духовного наследия общества, помогает лучше понять экспозицию, способствует формированию эстетически насыщенного культурного опыта посетителя.

Сегодня этому процессу может способствовать музейная образовательная среда, элементами которой являются три взаимосвязанных компонента: музейный предмет (экспонат), музейная экспозиция и музейная коммуникация.

Кратко рассмотрим и охарактеризуем каждый из названных элементов.

Известный американский дизайнер Лэрри Клейн неоднократно подчеркивает, что информационное содержание экспозиции - это совмещение и взаимодополнение образовательных и эстетических целей, поскольку у некоторых людей, для успешного обучения, необходимо стимулировать интерес к общечеловеческому опыту.

Экспозиция составляет основу музейной коммуникации, которая осуществляется путем, прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозиционных материалов. Музейная образовательная среда использует различные каналы музейной коммуникации (экспозиции, выставки, печатные издания, экскурсии, лекции, кружковые и клубные формы работы, музейные праздники, концерты, театрализованные представления и т.д.).

Все это имеет прямое и непосредственное отношение к музею. Общение в пространстве музея служит проявлению личности, ведь человек вступает в диалог как личность со всей своей субъективностью в этих отношениях. Иначе говоря, в диалоге человек позволяет себе быть субъективным, он автор собственных поступков и мнений. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного межличностного общения, которое, как показывает обобщение опыта деятельности музеев, может быть организовано в форме встречи, клуба, театрализованного действия.

Музейная коммуникация имеет сложную структуру, которая схематически может быть представлена в следующем виде:

Таким образом, через музейные предмет, экспозицию и коммуникацию музейная образовательная среда выступает в качестве средства формирования культурного опыта личности и находит свое выражение в следующем:

В-третьих, успешность процесса формирования музейной культуры, культурного опыта в социально-культурной среде музея, предполагает специально организованную деятельность. Это использование наряду с традиционными различных форм, методов работы с музейной аудиторией (экскурсии, лекции, музейные занятия, праздники, встречи с интересными людьми и т.д.). Традиционно рассматриваемая как форма, дополняющая обучение подрастающего поколения, экскурсия, тем не менее, является наиболее эффективным средством социокультурного становления личности, способствуя социальному воспитанию. Но, тогда экскурсия должна быть организована как событие, а ее главная цель - социально-педагогическая, предполагающая формирование социальной компетентности, нравственного саморазвития. Так, поскольку значительная часть экскурсии строится на объяснение и показе, то важно активное включение в этот процесс участников экскурсии, чтобы она не превратилась в лекцию или бессознательное созерцание. Немаловажно, чтобы появилась собственная оценка события или явления на основе уже сформированных ценностных ориентации, убеждений. В этом поможет специально подготовленный музейный педагог, который не только информирован о содержание экспозиции, но способен наладить диалог в пространстве музея, заставить активно участвовать в восприятие, анализировать, делать личный выбор, собственно этим он и отличается от экскурсовода. Рассматривая экскурсию как форму воспитания, вслед за М.М.Бостанджогло мы выделяем несколько характеризующих ее функций:

- Социально-информационную, включающую те изменения в социальной грамотности, которые происходят у подростков после участия в экскурсии;

- Социально-мобильную, отражающую изменения в уровне готовности подростков к социальному выбору;

- Социально-коррекционную, отражающую изменения в готовности подростков к самосовершенствованию в отношениях с окружающими.

В-четвертых, музейная культура предполагает воспитание ряда важных качеств личности музейными средствами:

- Развитие нравственной культуры;

- Воспитание исторического и национального самосознания;

- Формирование эстетической культуры (художественное воспитание);

- Становление духовности личности.

Составляющими музейной образовательной среды как средства формирования культурного опыта молодежи являются музейные предмет, экспозиция и коммуникация.

Читайте также: