Культура педагогического общения в доу презентация

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Консультация для воспитателей Педагогическая этика общения Воспитатель – ребёнок." — Транскрипт:

1 Консультация для воспитателей Педагогическая этика общения Воспитатель – ребёнок

2 Воспитатель-ребёнок Часть I

4 Позиции воспитателя по отношению к детям: "Карабас-Барабас" Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет. В случае необходимости дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Ведь уже в дошкольном возрасте ребенок способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть добиться одобрения.

5 "Мальвина" Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко задан- ному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное. В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

6 "Спящая красавица" Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными. "Снежная королева" Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.

7 "Наседка" Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности. "Мери Попинс" Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.

8 Правило 1 Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам. Правило 2 Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни. Правило 3 Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное. Правило 4 Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы. Несколько простых правил при общении с детьми!

9 Эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам – важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним.

12 Утром воспитатель встречает детей приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз. Привычное, домашнее для детей обращение - Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное - Егоров Александр, Кириллова Наташа. У непосед стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей. Приёмы:

13 К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

14 Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции. Физический контакт - замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.

17 Как правильно общаться с ребёнком Следует одновременно сделать три вещи: 1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению. 2. Создать в группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение. 3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

18 Помощь Понимание Предоставление детям самостоятельности. У них должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения. Наказание только обостряет чувства ребёнка, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

19 Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника, красивый столовый прибор, которым пользуется именинник в течение дня. Хорошей традицией в жизни группы может стать круг воспоминаний. Когда все дети мысленно обращаются к прошедшему за день и можно отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок. И, наконец, игры за общим столом, когда каждому ребенку предлагается делать то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу. Совет

23 Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это ВОСПИТАТЕЛЬ Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…

По речи человека можно судить об его уровне воспитания, культурности и даже о происхождении и образовании. Это крайне важно для любого человека, но для педагогического состава речь является основным рабочим инструментом, способом передачи информации и рычагом воздействия на окружающих.

Одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения,

Основным механизмом овладения речью является подражание.

Культура речи – это языковые нормы

В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:

(Читаю характеристику, затем открываю облако с обобщением)

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

1. качество языкового оформления речи;

2. ценностно-личностные установки педагога;

3. коммуникативная компетентность;

4. четкий отбор информации для создания высказывания;

5. ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Грамматически правильное оформление

фраз и предложений.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Связный, понятный для ребенка определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Речь воспитателя должна быть:

• грамматически правильно построенной, связной;

• с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

• должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

• должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;

• с правильным и точным использованием словесных обозначений.

В целом рассказ педагога должен быть :

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Существует несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных:

1. Научный стиль – научная сфера.

2. Публицистический – ораторское мастерство, язык газет.

3. Официально-деловой – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.

4. Литературно-художественный – художественные произведения.

5. Разговорный – общение в неофициальной обстановке.

К какому же стилю относится речевой стиль педагога? (Официально-деловой стиль).

Одна из составляющих коммуникативной компетентности, профессионализма педагога, предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать:

Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ручки, ножки, чашечка со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения:

• когнитивная (восприятие других и их понимание,

• аффективная (отношение к другому,

• поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации).

Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

• Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

1) Следить за своей речью! От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

2) Исправлять ошибки в речи детей. Осуществлять контроль над их речью.

3) Создавать условия для развития речи, насыщая групповое пространство.

4) Использовать основные методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

Методы формирования грамматически правильной речи у детей

• пересказ коротких рассказов и сказок.

Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей

• сравнение двух форм;

• создание проблемной ситуации;

• подсказ нужной формы;

• вопросы подсказывающего и оценочного характера.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Коммуникативная культура педагога дошкольного образования Коммуникативная культура педагога дошкольного образования – это , умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение, а также наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Значимость коммуникативной культуры в том, что педагог, что педагог, владеющий ею, способен создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации. Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанниками, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности.

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке педагога дошкольного образования Коммуникативная культура педагога является главной структурной составляющей профессионализма педагога, основой продуктивных взаимоотношений, а также показателем его профессиональной компетентности и самосовершенствования, условием и предпосылкой эффективности педагогической деятельности, сформированности экспрессивной компетентности. Необходимость совершенствования коммуникативной культуры обусловлена тем, что педагог постоянно включён в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнёром по контакту в рамках образовательного процесса, эти отношения возникают, развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Освоение коммуникативной культуры является показателем педагогического мастерства и творчества педагога. Требования ФГОС дошкольного образования 1) обеспечение эмоционального благополучия детей; 2) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 6) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 7) способствовать профессиональному развитию педагогических работников.

Компоненты коммуникативной культуры педагога дошкольного образования Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура общения - способность осуществлять взаимодействие с детьми дошкольного возраста на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей. Культура мышления– степень овладения человеком приёмами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно сформулировать задачи (проблемы), выбирать оптимальные методы, пути их решения. Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. Эмоциональная культура педагога подразумевает умение управлять своими собственными эмоциями, т. е. эмоциональную устойчивость, а также способность воспринимать внутренний мир ребёнка, безошибочно определять характер его эмоциональных состояний, сопереживать ему и использовать своё понимание обучаемого не в своих, а в его интересах

Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры педагога дошкольного образования Отрицательные: Ошибки в построении высказываний, неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность выводов Отсутствие внимания и интереса собеседника – интерес возникает тогда, когда человек осознаёт значимость информации для себя Положительные: Использование опыта социальной психологии и знания языка тела Разнообразие средств и приёмов выразительности в поведении участников процесса общения Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии Приходя на работу, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом ДОО Развивайте коммуникативную память; читайте классику, романы и т. д. Развивайте ваш внутренний духовный мир (посещайте музеи, выставки, театры). Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей

◦ Организационная культура - система исторически сложившихся общих
традиций, ценностей, символов, убеждений. Формальных и
неформальных правил поведения и общения администрации и
персонала, их взаимодействие друг с другом и с окружающими,
выдержавших испытание временем.
◦ Культура общения - Это некий свод правил, которых придерживается
каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил – показатель
уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения
нельзя взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе

3. Культура педагогического общения

◦ Это такое общение учителя со школьниками, которое
создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся
и творческого характера учебной деятельности, для
правильного формирования личности ребёнка

4. Функции педагогического общения

Обучающая функция:
◦ реальный психологический контакт учителя с учащимися;
◦ превращение процесса обучения в учебное взаимодействие учителя с
учеником;
◦ формирование положительной мотивации обучения;
◦ образование психологической обстановки коллективного познавательного
поиска и совместных раздумий;
◦ самореализацию и творческое раскрытие личности ученика.

Развивающая функция:
◦ создание социально - психологических основ всестороннего целостного
развития личности в учебной деятельности;
◦ создание психологической ситуации, способствующей и вызывающей
самораскрытие и саморазвитие личности;
◦ преодоление социально - психологических факторов сдерживающих
развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность,
неуверенность)

6. Виды слушания

7. Активное слушание

◦ Перефразирование ( эхо - техника )- сущность возвратить собеседнику
его высказывания, главная цель это уточнение информации
◦ Резюмирование – помогает при обсуждении, рассмотрении претензий,
при обсуждении проблем, что позволяет не тратить время на не
относящиеся к делу разговоры
◦ Развитие идеи – делается попытка вывести из высказывания логическое
следствие, позволяет уточнить смысл сказанного, но следует избегать
поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки

8. Пассивное слушание

9. Эмпатийное слушание

◦ Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые
переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное
состояние собеседника и разделять его.
◦ При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают.
◦ Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем
ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к
оценке.

11. Объективные причины, препятствующие конструктивному общению учителя и ученика:

1. Неумение педагогом доступно объяснять материал;
2. Отсутствие понимания учеников;
3. Нежелание разобраться в сложившейся ситуации и дать объективную оценку;
4. Постоянные придирки;
5. Замкнутость педагога;
6. Неумение вести обратную связь (усвоил или не усвоил материал воспитанник);
7. Нежелание оказать помощь ученику;
8. Не все знают воспитанников по имени;
9. Сарказм при общении;
10. Оскорбления;
11. Необщительность педагога;
12. Личная неприязнь;
13. Двойки за отсутствие на уроках;
14. Недопустимая лексика при общении с ребенком. .

12. Что привлекает воспитанников при общении с педагогом:

◦ Эмоциональность;
◦ Понимание ученика и готовность помочь;
◦ Умение понять ситуацию, помочь и поддержать;
◦ Обоснованность поставленной неудовлетворительной оценки или сделанного замечания;
◦ Доступность объясняемого материала;
◦ Справедливое и уважительное отношение ко всем;
◦ Доброта, веселость, задорность, отзывчивость;
◦ Умение дать правильный совет, который учит жизни ;
◦ Простота, легкость общения;
◦ Чувство юмора;
◦ Педагог учит находить выход из любой ситуации;
◦ Внешний вид;
◦ Понимание молодежной среды;
◦ Интересные формы урока;
◦ Настрой на позитив.

13. Кодекс этики педагога

◦ Никогда не наказывать детей;
◦ Не сравнивать детей друг с другом, не ставить друг друга в пример;
◦ Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить
прощения);
◦ Не укорять детей;
◦ Не оскорблять;
◦ Не приказывать, не требовать жестко;
◦ Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу
помощи;
◦ Хвалить от души;
◦ Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
◦ Прощать искренне

Читайте также: