Как составить план урока по математике

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект урока – это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором дается полное описание каждого этапа урока.

Составление конспектов уроков имеет свои особенности для каждой конкретной дисциплины и каждого конкретного занятия. При этом план-конспект имеет единую структуру и правила составления.

Основы проектирования конспектов уроков математики

Составление конспекта уроков математики реализуется в опоре на следующие положения:

  1. Математика – серьезная наука и ее познание требует применения увлекательных методов: дидактические, занимательные игры, правила которых открываются учащимися для познания отдельных математических категорий и операций;
  2. Выбор заданий разного уровня сложности. Они подбираются для каждого отдельного учащегося, исходя из его уровня математического развития. Конспект может включать задания, упражнения нескольких уровней сложности;
  3. Необходимость наличия интеллектуальной базы у учащихся на конкретном этапе обучения для познания темы урока. Эта база учитывается при проектировании конспектов;
  4. Поэтапная реализация занятия;
  5. Тема урока начинает вводится не сразу, а на 10-12-ой минуте урока, после мотивации детей к ее изучению;
  6. Смена видов деятельности на каждом конкретном уроке;
  7. Обязательная практическая деятельность на каждом уроке т.е. решение математических задач, выполнение тренировочных упражнений;
  8. Выбор разных форм домашнего задания и обязательное рассмотрение его педагогом.

Данные параметры лежат в основе проектирования внешней и внутренней структуры урока.

Внешняя структура урока имеет следующие разделы:

  1. Организационных этап урока, на котором озвучивается план урока и направления деятельности учащихся.
  2. Постановка цели урока и использование методов стимулирования познавательной активности учащихся.
  3. Включение в образовательный процесс творческих задач. Они позволяют ускорить процесс восприятия учащимися новой темы.
  4. Тренировочные задания, ориентированные на первичное закрепление знаний учащихся и совместного выполнения.
  5. Задания для самостоятельной работы учащихся.
  6. Подведение итогов деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.

Внутренняя структура урока математики включает в себя все те же разделы, только представленные в детализированном виде. Педагог расписывает какие методы и формы работы используются на каждом этапе урока, какие задания даются учащимся и какими способами он мотивирует их к деятельности.

Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков математики

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективность планирования уроков математики зависит от продумывания каждого шага его реализации. Он должен быть детально проработан. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций его составления:

Пример конспекта урока математики

Тема урока: Нахождение слагаемых с решением практических задач.

Цель урока: знакомство учащихся с операциями на нахождение слагаемых и предоставление алгоритма их нахождения с практической отработкой.

На уроке учащимся предстоит освоить способы решения задач на нахождение слагаемых и выполнять поиск по заданному алгоритму.

На уроке используется учебник математики, видео материалы и подготовленные раздаточные материалы с алгоритмом выполнения операций на нахождение слагаемых.

Урок реализуется в течение следующих этапов:

  1. Организационный этап. На нем осуществляется мотивация к деятельности. приветственное четверостишье про слагаемые и их важность.
  2. Этап актуализации знаний учащихся. Необходимо вспомнить операции на сложение и правила их выполнения.
  3. Этап введения новой темы. Сегодня планируется изучение очень важного и интересного раздела математики. Давайте отгадаем загадки и решим ребус: раздаются карточки с загадками и ребусом. Далее включается видео, на котором рассматриваются операции поиска слагаемых. В виде представлены герои известных мультфильмов.

Этап самостоятельного решения задач по алгоритму. Ученикам раздается алгоритм решения, представленный в схематичном виде и пара задач:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь данный конспект будет полезен, ведь конспект отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока. На уроке же следует руководствоваться не конспектом, а развернутым планом.

Предмет: математика

Базовый учебник: математика 2 класс, часть 1, М.И. Моро и др., 2013 г.

Тема урока: Сотня

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Цель урока: обеспечить осознанное понятие числа 100.

Тип урока: "открытие" новых знаний

Планируемые результаты

записывать двузначные числа;

определять разрядный состав числа;

отличать число 100 от других чисел;

решать составные задачи.

Познавательные: владеть смысловым чтением и работе с информацией.

Регулятивные: уметь находить эффективные пути и средства достижения поставленных целей, контролировать и осуществлять свою деятельность, вносить коррективы.

Коммуникативные: научиться планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные: формирование интереса к изучаемым областям знания.

Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Актуализация и пробное учебное действие

Локализация индивидуальных затруднений

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Реализация построенного проекта

Обобщения затруднений во внешней речи

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторения

Рефлексия учебной деятельности на уроке

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

Приветствие учеников, контроль подготовки рабочих мест.

Цель- эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала

– К нам пришло удивительное число. Какое? Думаю, вы его узнаете без труда.

Учитель читает стихотворение-загадку:

Как-то стать императрицей!

Два Нуля пришив к пальто,

Превратилась сразу в. (Сто)!

Сто теперь сидит на троне

В бриллиантовой короне,

И, пока нули при ней,

Все десятки служат ей!

О. Емельянова

– Итак, у нас в гостях число… (Сто)

II. Актуализация и пробное учебное действие

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Арифметический диктант

Прежде чем, мы познакомимся с числом 100, вам предстоит выполнить вид работы, о котором расскажет небольшое стихотворение:

Ручки в руки вы возьмете

И диктант писать начнете,

Тот диктант без слов и букв –

– Запишите число, в котором: 2 дес. 1 ед.; 7 дес. 2 ед.; 5 дес.; 1 дес. 5 ед.; 6 дес. 8 ед.; 2 дес. 3 ед.; 2 ед.; 3 дес. 3 ед.; 9 дес. 9 ед.

Локализация индивидуальных затруднений

– Проверьте выполненную вами работу (осуществляют самопроверку по образцу на доске)

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

А сейчас мы познакомимся с числом? Кто помнит с каким? Верно с числом 100.

Чтобы продолжить работу, запишите в тетради число, классная работа.

Реализация построенного проекта

– Возьмите счетные палочки. Положите на парту 9 десятков палочек. Сколько это единиц? (Девяносто)

– Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? (Десять) Сколько это единиц? (Сто)

– Чем отличается число 100 от других чисел, с которыми мы знакомились? (В нем 3 цифры (знака), т. е. оно трехзначное)

Запишите в тетрадях: 1 сот. = 10 дес. = 100 ед.

Обобщения затруднений во внешней речи

– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)

– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток)

–В числе 1? (Одну единицу)

– Откройте учебник на стр. 12.

Рассмотрите рисунок в задании 1.


– Сколько палочек на каждом рисунке? (24, 31, 100)

– Сколько в каждом из этих чисел десятков и единиц? (В числе 24 содержится 2 десятка и 4 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица, в числе 100 – 10 десятков, или 100 единиц)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Работа с учебником: задание 9 (с. 12 учебника)


Проверочная работа (с. 6,7 )



Включение в систему знаний и повторения


– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню)– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток.) В числе 1? (Одну единицу)


Прочитайте условие задания 3.

Ответьте на вопросы:

– Сколько чисел записано (записано 4 двузначных числа)

–Сколько разных цифр использовано для записи этих чисел? (для записи этих чисел использованы 2 разные цифры 8 и 4)

– Что общего у всех чисел? (Они двузначные)

– Сколько десятков в числе 84? (Восемь)

– Сколько в нем единиц? (Четыре)

Аналогично рассматриваются остальные числа.


Прочитайте условие задания 4. Работа индивидуальная, самостоятельная.

– в 1 сантиметре содержится 10 миллиметров;

– в 1 дециметре содержится 10 сантиметров.


Выполнить задание в парах, либо самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Работа над задачами

Решение составных задач изученных видов.

Задание 6. (с. 12 учебника, ч. 1)


Решение задачи 6:


1) 2 + 6 = 8 (кг) – нес папа.

2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего.

Ответ: 10 килограммов овощей.

Задание 7. (с. 12 учебника, ч. 1)


Решение задачи 7:

Израсходовали – 2 л и 1 л

1) 2 + 1 = 3 (л) – израсходовали.

2) 5 – 3 =2 (л) – осталось.

Ответ: осталось 2 литра кваса



Работа с геометрическим материалом

Развитие умений находить определенные геометрические фигуры и работать с ними.

Задание (с. 12 учебника, ч. 1, на полях)

– Рассмотрите рисунок на полях учебника.

– Назовите каждую из фигур.

– На каждом из чертежей посчитайте количество треугольников и четырехугольников:

1-й чертеж – 3 треугольника;

2-й чертеж – 3 треугольника и 3 четырехугольника;

3-й чертеж – 5 треугольников и 3 четырехугольника

Работают в группах, находят на чертежах треугольники и четырехугольники.

Итог урока. Рефлексия.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Урок — логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). •Преимущества: систематический характер обучения, организационная четкость, экономичность и т.д.
•Недостатки: слабый учет индивидуальных особенностей, однообразие.

Классификация типов уроков

Нет единого подхода к классификации или выделению определенных типов уроков. Рассмотрим три примера.

Пример № 1


Пример № 2

Пример № 3

Типы уроков по дидактической цели:
— урок усвоения новых знаний;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
— комбинированный урок.

Примерная структура уроков некоторых типов.

Урок усвоения новых знаний:

Урок применения знаний и умений:

Урок обобщения и систематизации знаний:

Урок-лекция:

  • цель: представление новой темы крупным блоком;
  • в отличие от вузовской лекции на уроке-лекции обязательна обратная связь;
  • учитель продумывает записи на доске;
  • при чтении лекции используются следующие приемы:
  • составление учащимися тезисов по плану лекции, предъявленному учителем;
  • по ходу чтения лекции учащиеся составляют таблицу, диаграмму или блок-схему;
  • учащимся предлагается составить план и в конце лекции сравнить его с учительским, представленным на кодопозитиве;
  • заполнение по ходу лекции листов с опорами.

Урок-практикум по отработке материала лекции:

Урок-семинар:

  • как правило два урока;
  • цели семинара: систематизация и обобщение теоретических и практических знаний, развитие навыков самообразования, выработка умений формулировать гипотезы, анализировать литературу, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы;
  • к таким урокам следует тщательно готовиться учителю и учащимся, срок подготовки не менее двух недель;
  • доклад могут готовить как отдельные ученики, так и группы учащихся;
  • такие уроки эффективны на заключительном этапе изучения темы.

Урок-зачет:

  • цель: выяснить, соответствуют ли знания и умения каждого ученика по изученной теме уровню обязательных результатов;
  • обычно учитель перед проведением зачета заранее сообщает круг теоретических и практических вопросов, выносимых на зачет;
  • формы зачетов:
  • учащиеся отчитываются перед учителем;
  • ученики контролируют друг друга;
  • зачет принимают консультанты;
  • виды зачетов:
  • устный без предварительной подготовки к ответу;
  • теоретико-практический зачет с ответами на теоретический вопрос и решение задач;
  • творческий зачет;
  • устный или письменный ответ с предварительной подготовкой;
  • для диагностики умения решать задачи по теме зачет может проходить в несколько этапов:
  • 1 этап — оценка умения решать элементарные задачи по теме;
  • 2 этап — диагностируется умение использовать блоки элементарных задач для решения опорных задач по теме;
  • 3 этап — оценка способности учащихся применять совокупность умений в различных ситуациях.

Урок одной задачи:

  • используются специальные задачи, которые имеют несколько способов решения;
  • опорой в поисках способов решения задачи должны стать различные эвристики (прием элементарных задач, прием вспомогательной фигуры, прием рассмотрения частного или предельного случая и т.д.).

Урок-бенефис:

  • проводится в форме отчета учащихся по решению задач;
  • используются специальные задачи: нестандартной формулировки или имеющие несколько способов решения и среди них изящный способ;
  • такие уроки обладают высоким стимулирующим воздействием на учащихся: ученик знает, что от него ждут изящного решения задачи, а отыскать его он может только в результате большой работы.

Мастерская:

  • состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся свободны;
  • важным признаком в мастерской является необходимость выбора учеником пути исследования, средств для достижения целей, темпа работы и т.д.
  • начинается мастерская с выявления знаний каждого ученика по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с учащимися, сидящими за другой партой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. Знания еще не раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. В частности, на этом этапе свою позицию может высказать и учитель.

Основные правила организации урока

  1. Определить образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.
  2. Подготовить содержание учебного материала.
  3. Определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей.
  4. Выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
  5. Определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
  6. Все дидактические задачи должны решаться на этом же уроке и не переноситься на домашнюю работу.

Особенности урока математики

  1. Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно развивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний, что обусловлено строгой логикой построения курса математики.
  2. В процессе овладения системой математических знаний происходит существенное разделение обучающихся по склонностям и способностям, что обусловливает необходимость осуществления на уроках математики дифференциации в обучении, развития логического мышления, формирование самоконтроля и т.д.
  3. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.
  4. Школьный курс математики – опорный предмет смежных дисциплин.
  5. В процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

Наиболее значимые требования к современному уроку математики

1. Целенаправленность урока и его отдельных этапов, соответствие принципам дидактики.
2. Соответствие содержание урока поставленной цели.
3. Рациональное построение и дифференциация процесса обучения на уроке.
4. Использование гуманитарного потенциала математического образования.
5. Обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения, обеспечивающий развитие личности учащегося.
6. Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
7. Мотивация учения школьников.
8. Формирование умений учиться математике.
9. Сотрудничество учителя и учащихся.

д.
Требования к современному уроку.

Структура урока


Общая схема конспекта урока

№ этапа Название этапа Деятельность учителя
1 Подготовительный Планирование урока, выяснение взаимосвязи с предыдущим и
последовательным, методическая цель и задачи с учетом класса. Обоснование
методов и форм урока
2 Проблематизация
(постановка проблемы, мотивация учебной деятельности)
Задачи, мотивирующие учащихся на этот урок математики
3 Целеполагание
(планируемый результат )
Образовательная
Воспитательная
Развивающая
4 Ход урока (согласно виду урока) 1. Актуализация
2. Введение
3. Усвоение
4. Закрепление
5. Обобщение и систематизация
6. Контроль
5 Подведение итогов (главная идея, чему научились, какие сложности, на что дома обратить внимание) Вопросно-ответными процедурами выводит учащихся на достижение целей урока. Выясняет сложности и трудности.
6 Домашнее задание Комментирует домашнее задание
7 Рефлексия урока Учитель анализирует как он провел урок, достигнуты ли
цели.

I. Подготовка учителя к уроку

1. Определение типа урока.

2. Анализ содержания темы урока.

3. Постановка образовательной, воспитательной и развивающей целей урока
(ОЦ, ВЦ, РЦ).

4. Отбор основного содержания учебного материала и выбор соответствующих
методов, приемов и форм обучения.

5.
Определение оборудования урока.

6.
Составление плана урока.

7.
Составление конспекта урока.

8.
Анализ составленного конспекта урока с точки зрения методических требований к
конспекту урока по математике.

II. Методические требования к конспекту урока
по математике

Примеры конспектов уроков







Замечания. При организации любого типа урока следует иметь ввиду три аспекта
1. Как я (учитель) увлеку учеников математикой?
2. Как я (учитель) организую активную познавательную деятельность учащихся?
3. Как я активизирую рефлексивные механизмы деятельности учащихся?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Повторение: логарифмы, логарифмические уравнения.

Цель урока: Обобщение и закрепление изученных способов

решения логарифмических уравнений;

Оброзовательная: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению ( У2, У3). Закрепить основные методы решения простейших логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок.

Развивающая: продолжить развитие умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное приводить примеры, формировать умение работы с раздаточным материалом и учебником

Воспитывающая — воспитание познавательной активности, формирование положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности

Тип урока: Урок обобщения и закрепление знаний по теме логарифмы, методы решения логарифмических уравнений.

Опорные понятия: логарифм, степень, уравнения, корень уравнения, свойства логарифмов

Средства обучения: учебник, раздаточный материал, мел, доска

Литература: Колмогоров А.Н Алгебра и начала анализа для 10-11 кл.

Структура урока.

Актуализация опорных знаний: устный фронтальный опрос

3. Этап обобщения и закрепления :

1.Устная фронтальная работа

2. Устная парная работа

3. Устная индивидуальная работа

4.Работа у доски

4.Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам

5.Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Рефлексия: Подведение итогов урока. Дать обучающимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Читайте также: