Культура как социологическая категория кратко

Обновлено: 03.07.2024

Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. Становятся понятными такие выражения, как "культурное растение", "сельскохозяйственная культура", то есть созданное, выведенное человеком.

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

В самом широком контексте синонимом слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе. Например, изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель малых народов Севера - они различаются между собой, прежде всего, определенным типом культуры.

Все, что связано с возделанным, окультуренным в жизни человека, определяется сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности или политике, новых технологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей - все это связано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется выражение: культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.

Поведение животных, насекомых при всей высоте их организация и в значительной мере диктуется программой, заложенной в генах. Человеку программа его поведения не передается по наследству. Такой генетической программой является именно культура и ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессе учебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю сознательную жизнь человека. Без культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему детей джунглей. Они после определенного возраста уже не могут освоить язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что у таких детенышей не было общения с людьми, они не могли усвоить самую элементарную культуру.

Именно культура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные - обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.

Конечно, возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных обстоятельств, например, кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т. п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороны общества, государства.

Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение "Обычай - Деспот средь людей" показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.

Если в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые перестают соответствовать новь условиям, становятся неудобными или бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.

То же самое происходит и с социальными институтами. В одном обществе устанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом оно осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, "мистические видения", пророчества.

Даже поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия. В одних странах правостороннее движение, в других - левостороннее, в одних отношение к корове как священному животному, в других - совсем наоборот. Однако практически во всех культурах имеются вещи, которые можно было бы назвать культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди них спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные и похоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всей вероятности, культурные универсалии формируются на основе важнейших биологических потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровое потомство и т.п.

Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.

Как показывает анализ данных социологических исследований, в современном российском обществе сложилось несколько основных менталитетов:

советско-социалистический менталитет как результат прежнего общественного строя, сохранения советских социалистических традиций;

прозападно-капиталистический менталитет как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы;

православно-российский менталитет, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции;

криминально-мафиозный менталитет, расцветающий пышным Цветом в новых социально-экономических условиях;

мозаично-прагматический псевдоменталитет, порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких менталитетов.

Именно в сложившемся культурном менталитете социальной группы, нации, индивида таится разгадка того, почему в одинаковой ситуации представители разных народов реагируют по-разному, ведут различный образ жизни. Японский и европейский художник один и тот же пейзаж изобразят по-разному. Это закономерно. Менталитет, культура - живая душа каждого народа.

Долгие годы в отечественной науке об обществе было принято делить культуру на материальную и духовную. Но возьмите автомобиль, самолет, мебель. Согласитесь, что это не только предмет материальной культуры, но и духовной, показатель нравственной, эстетической культуры исполнителей.

Объектом социологического исследования явля­ются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом кон­тексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци­альным окружением, динамику развития культуры, которая позво­ляет определить уровень развития культуры сообществ и, следова­тельно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную культуру, которая сопровождает индиви­да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко­ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том слу­чае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологичес­кой проблемы.

выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура

(народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры:

Социальная культура – это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:

? гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

? социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

? коммуникативная (функция социального общения);

? образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

? регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

? интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

В социологическом изучении культуры выделяют два основных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Первая предполагает анализ структуры культуры, вторая – развития культурных процессов.

Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые – духовную.

Материальная культура – это все то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т. д.). Духовная культура включает язык, символы, знания, верования, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое – все то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни.

Социально-значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввел в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, сексуальные ограничения, похоронные ритуалы и т. д.

Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всем – в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.

По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.

Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал более 400 определений.

Считается что слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture - искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям - если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации.

 Инициализация культуры как социальной категории

Культура рассматривается в социологии как сложное динамич­ное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, со­хранение и распространение предметов, идей, ценностных представ­лений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соци­альных ситуациях. Объектом социологического исследования явля­ются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом кон­тексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци­альным окружением, динамику развития культуры, которая позво­ляет определить уровень развития культуры сообществ и, следова­тельно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индиви­да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко­ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти уни­версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соот­ветствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассмат­ривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая дан­ную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том слу­чае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологичес­кой проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Ка­ковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познава­тельный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформули­рованные в определенных понятиях и представлениях и зафикси­рованные в языке. Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качест­ве представителей (заместителей) других предметов и использу­ются для получения, хранения, преобразования и передачи инфор­мации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в про­цессе воспитания и образования. Именно это позволяет им пони­мать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потреб­ности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей соци­ального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные представления о добре и зле, счастье, цели в смысле жизни);

а)витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, право-порядок и т. д.);

б)общественного признания (трудолюбие, социальное поло­жение "и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, добро­желательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношение выступает необходимым компонен­том в формировании ценностной ориентации, деятельности и отно­шений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой дея­тельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерми­нированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, яв­лению, событию и т. д. Ценностные установки вырабатываются об­ществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осо­знание индивидами содержания ценностных установок образует мо­тив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению ус­тановок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве це­ли. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формиру­ется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осозна­ние, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к сво­им потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во вре­мени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как бли­жайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизыва­ет эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для соб­ственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.

Похожие страницы:

Культура как социальный феномен.

. . В реальности само понятие “свобода” означает категорию, до некоторой степени пустую в философском . 1. Культура как социальное явление. 4 1.1.Сущность культуры 41.2. Виды культуры 61.3. Структура и функции культуры 8 Глава 2. Основные компоненты культуры .

Политическая культура как органическая часть общей культуры

. задачи: - изучить культуру как социальную категорию; - раскрыть сущность политической культуры в системе общей культуры общества; - определить . культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального .

Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление

Лекция 1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление. Специфика культурологического знания. . обосновать характер культуры. Он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три .

Культура как форма трансляции социального опыта

. резуль таты материального и духовного труда. Культура как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов . , все сказанное позволяет охарактеризовать сущность культуры через категорию способа человеческой деятельности. Существуя .

Культура как социологический феномен

. , что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой . в конкретных сферах жизни. 2. Культура как феномен социологии Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность .

Читайте также: