Культура как антропологический феномен кратко

Обновлено: 16.05.2024

Абульханова-Славская К, А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф, Особенности восприятия пространства > детей. — М., 1964.

Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: Истоки, эволю­ция, перспективы. — М., 1982.

Блонский П. П. Педология. — М., 1999.

Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3.

Вернадский В. И. Пространство и время в живой и неживой природе. — М., 1975.

Вернадский В.И, Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 3.

Габричевский А. Г. Пространство и время // Вопросы философии. — 1994. - № 3.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномалийного развития лично­сти. - М., 1980.

Зинченко В.П. Проблемы психологии развития: Читая О.Мандель­штама // Вопросы психологии. — 1991. — № 4, 5; 1992. — № 5—6.

Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспек­тива. - М., 1988.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. МирокянА. И. Психология пространственного восприятия. — Ереван, 1990. Моисеев Н. Н. Вернадский и современность// Вопросы философии. — 1994.-№ 4.

Моисеева Н, И. Время в нас и время вне нас. — Л., 1991.

Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей до­школьного возраста. — М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

Чудновский В. Э. К проблеме соотношения внешнего и внутреннего в психологии // Психологический журнал. — 1993. — № 5.

Лекция четвертая культура как антропологический феномен

Культура в объятия первого встречного не падает.

Высокий интерес к культуре как значимому для воспитания явлению традиционно свойственен педагогике, в том числе и пе­дагогической антропологии. Это объясняется, во-первых, тем, что социальное и персональное пространство, историческое и лич­ное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполне­но предметами, отношениями, ценностями, информацией и тех­нологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Именно культура является содержанием воспитания, материа­лом, из которого строится воспитание. Культурная среда — ос­новное поле деятельности воспитателя. Овладение культурой — одна из важных воспитательных задач и в то же время основное

Во-вторых, культурный опыт ребенка — постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с од­ной стороны, особенности общения и поведения, уровень духов­ных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны — задачи воспитания данного ребен­ка и способы их осуществления.

В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные тра­диции, аксеодогические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей — важные составляющие, характерные особенности любой культуры.

Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкрет­ных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.

Вот почему анализ культуры и как реального явления, и как научного понятия органичен для педагогической антропологии.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

Лекция седьмая

КУЛЬТУРА КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Культура в объятия первого встречного не падает.

Высокий интерес к культуре как значимому для воспитания явлению традиционно свойственен педагогике, в том числе и педагогической антропологии. Это объясняется, во-первых, тем, что социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Именно культура является содержанием воспитания, материалом, из которого строится воспитание. Культурная среда — основное поле деятельности воспитателя. Овладение культурой — одна из важных воспитательных задач и в то же время основное средство воспитания.

Во-вторых, культурный опыт ребенка — постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с одной стороны, особенности общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны — задачи воспитания данного ребенка и способы их осуществления.

В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные традиции, аксеологические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей — важные составляющие, характерные особенности любой культуры.

Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкретных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.

Рекомендуемые материалы

Вот почему анализ культуры и как реального явления, и как научного понятия органичен для педагогической антропологии.

Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения ребенком знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей и связан с этим процессом. Системообразующими информационного пласта культуры являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности.

Технологический пласт культуры возникает в процессе овладения ребенком совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество его деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам его деятельности, и связан с этим процессом.

Аксеологический пласт культуры возникает в процессе интериоризации ребенком традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом.

Названные пласты культуры пронизывают друг друга. Они не только не существуют друг без друга, но и невозможны в чистом виде. Действительно, знания тесно взаимосвязаны с умениями и навыками. Успешность овладения и теми и другими обеспечивается мотивацией, ценностными ориентациями человека. Поиск новых знаний, создание новых технологий соответствуют признанию определенных ценностей как актуальных. Например, трудоемкие и материалоемкие технологии соответствуют представлению о человеке и природных ресурсах как малозначимых явлениях. А ресурсосберегающие, наукоемкие технологии — осознанию высокой значимости природы Земли, отношению к человеку как высшей ценности.

Если культура отдельного человека сложна и многосоставная, то культура общества тем более: ведь в ней сосуществует множество субкультур. Субкультурами называют этнические, возрастные, региональные, групповые, профессиональные образования, целостные и автономные по своему характеру, существующие внутри господствующей, преобладающей культуры. Субкультура создается чаще всего единомышленниками, которые стремятся выделиться из окружающей среды, более или менее агрессивно обособиться в обществе. Вот почему любая субкультура характеризуется специфическим набором ценностей и традиций, стереотипов и правил поведения, особым языком и внешним видом тех, кто к ней принадлежит.

За внешней, более или менее вызывающей непохожестью скрываются и внутренние отличия принадлежащих к конкретной группе детей: определенная иерархия ценностей и жизненных ориентиров; излюбленная деятельность; предпочитаемые игры; характер восприятия своей группы, себя, мира, других людей.

Для того чтобы этого не случилось, исследователь советует соединять ключевые для детской и подростковой субкультур понятия с системой общечеловеческих культурных ценностей. Успех такой деятельности во многом зависит от нравственных ориентиров лидеров определенной группы, от нравственной атмосферы ближайшего окружения, авторитетности конкретных взрослых для конкретных детей.

В префигуративном типе культуры моделью жизни, поведения, непререкаемым авторитетом для более младших поколений являются предки, старшие по возрасту люди. Информация, которой владеют старшие, воспринимается младшими как несомненно достоверная, точная, достаточная. Ценности предков — как само собой разумеющиеся и единственно возможные. Технологии усваиваются автоматически, благодаря неистребимым штампам. Внутреннее чувство естественной взаимосвязанности всех, погруженных в такую культуру, органической преемственности поколений такое глубокое, что не всегда нуждается в осознании, вербализации. Человек в такой культуре чувствует себя, как правило, уверенно, комфортно, так как он защищен в прямом и переносном смысле старшими. Он имеет отчетливый образ будущего, который воспроизводит прошлое; ясную формулу смысла и цели жизни. Настоящее для него — средство сохранения и воспроизводства прошлого, поэтому он не нуждается в каких бы то ни было изменениях жизни. Он эффективно действует в стандартных обстоятельствах и привычной обстановке, но не креативен и теряется во внештатных обстоятельствах, вплоть до неврастении. Нельзя не отметить, что такой тип культуры возникает и сегодня: в идеологических анклавах, в наиболее радикальных, агрессивных субкультурах, в авторитарных педагогических системах.

Понятно, что выделенные А. Г. Асмоловым полюса культуры не изолированы друг от друга. В реальном обществе они представлены оба, но всегда обнаруживается приоритет одной из ценностных ориентации. Понятно также, что конкретный человек может не только воспроизводить окружающую его культуру, но и создавать, отстаивать, утверждать те ценности, то содержание и образ жизни, которые в данном социуме еще не приняты. Примерами такой ситуации, с одной стороны, служат Я. Корчак в буржуазной, а затем и порабощенной фашистами Польше, А.Д.Сахаров в СССР и т. д. А с другой — члены тоталитарных сект, фашиствующие граждане в современной Европе и т. д.

КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК

В каком бы аспекте мы ни анализировали культуру, мы везде обнаружим присутствие человека.

Все культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника — из человека и существуют только потому, что значимы для него.

Ещё посмотрите лекцию "План-содержание и литература" по этой теме.

К сожалению, в настоящее время наблюдаются тревожные мировые тенденции: резкая дифференциация культуры на элитарную и массовую, поверхностное включение многих людей в культуру и даже отчуждение от нее, размывание культурной самобытности многих народов и слоев общества и т. д. Все это заставляет вновь возвращаться к анализу соотнесения человека и культуры, их взаимовлияния и взаимозависимости, к рассмотрению проблемы культуры как антропологической.

Суммируя разнообразные исследования, педагогическая антропология выделяет следующие идеи.

Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже самыми высокоорганизованными животными (продуктивные технологии деятельности, глубокая и разнообразная информированность, приспособление к экстремальным условиям жизни и тр.). А с другой стороны, ограничивает его свободу (нравственные табу, чувство ответственности и пр.).

Будучи созданием человека, проявлением его социальной, разумной, креативной и духовной сущности, воплощением жизненного опыта человечества, она невозможна вне человека и зависит от него. В то же время ни бытие человечества, ни бытие отдельного человека невозможно вне материальной и духовной культуры. Их взаимозависимость обоюдная.

Процесс создания культуры уходит корнями в далекое прошлое человечества и продолжает совершаться постоянно.

Текст лекции – Максакова, В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Максакова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия. – 208 с. – С. 49–61.

Культура как антропологический феномен

Культура в объятия первого встречного не падает.

Б. Л. Пастернак

Высокий интерес к культуре как значимому для воспитания явлению традиционно свойственен педагогике, в том числе и педагогической антропологии. Это объясняется, во-первых, тем, что социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Именно культура является содержанием воспитания, материалом, из которого строится воспитание. Культурная среда – основное поле деятельности воспитателя. Овладение культурой – одна из важных воспитательных задач и в то же время основное средство воспитания.

Во-вторых, культурный опыт ребенка – постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с одной стороны, особенности общения и поведения, уровень духовных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны – задачи воспитания данного ребенка и способы их осуществления.

В-третьих, воспитание (его содержание, воспитательные традиции, аксеологические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей – важные составляющие, характерные особенности любой культуры.

Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкретных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.

Вот почему анализ культуры и как реального явления, и как научного понятия органичен для педагогической антропологии.

1. Понятие культура, ее морфология. Основные подходы в исследовании культуры.

2. Культура как явление, структура культуры.

3. Взаимодействие человека и культуры.

Взаимодействие человека и культуры. Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:

- культура отличает человека от других живых существ;

- через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

- культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

Человек - продуктивный источник культурных процессов. Негативные тенденции развития современной культуры: резкая дифференциация культуры на элитарную и массовую, поверхностное включение многих людей в культуру или отчуждение от нее, размывание культурной самобытности многих народов и слоев общества. Выделение человека культурой из мира живой природы. Обоюдная взаимозависимость бытия человечества и отдельного человека от материальной и духовной культуры. Значимость человека для культуры. Значимость культуры для человека. Воспитательный и образовательный потенциал культуры. Целостный характер влияния культуры на человека в процессе фило- и онтогенеза. Факторы влияния культуры на человека. Сила и бессилие культуры по отношению к процессу развития человека. Динамичность процесса взаимоотношения культуры и человека.. Поскольку культура содержит огромные потенциальные возможности воздействия на человека, на его развитие, воспитание, социализацию, постольку человек (и как вид, и как индивид) объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно её творением, а иногда - жертвой .

Высокий интерес к культуре как значимому для воспитания явлению традиционно свойственен педагогике, в том числе, и педагогической антропологии. Это объясняется, прежде всего, тем, что социальное и персональное пространство, историческое и личное время бытия и взрослого человека, и ребёнка заполнено предметами, отношениями, ценностями, информацией и технологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Итак, анализ культуры как антропологического явления показывает, что культура является многогранным объектом изучения, она конгруэнтна человеку.

3. 10. Воспитание как антропологический процесс

1. Воспитание как человеческий способ бытия.

2. Воспитание как специальная деятельность.

3. Характеристика антропологических моделей образования.

В широком смысле слова воспитание понимается как стихийное влияние на человека (воспитанника) природы и социальной среды, как неосознанная трансляция культуры от одного поколения, одного социального слоя к другому.

В среднем смысле слова воспитание – это процесс целенаправленного создания условий для развития человека. Он осуществляется государством, общественными организациями, отдельными людьми – профессиональными и непрофессиональными воспитателями.

Воспитание как специальная деятельность. Требования к современному воспитателю. Воспитание как духовная деятельность. Комплексный характер воспитания. Динамичность воспитания. Дифференцированный характер воспитания.

Высокий уровень личностного развития и профессионализм педагога - важнейшее условие решения актуальных проблем развития человечества. Составляющие антропологического мировоззрения педагога, средства достижения антропологического мировоззрения педагога. Технологическая культура педагога: современные технологии, реализующие антропологическую направленность педагогического мировоззрения.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей: осознанная постановка гуманистических целей; антропологическая ориентированность, акцентирование на развитии человека (и ребёнка и взрослого, и ученика, и учителя и т.д.); целостность и продуманность всех компонентов системы; чёткая организация педагогического процесса, а также - высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

Все антропологически безупречные, или – (что тоже самое) гуманистические, педагогические системы поддерживают свойственную детям активность; опираются на их жизненный опыт; прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребёнку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей; организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями; создают условия для активного освоения ребёнком пространства своего бытия; бережно относятся ко времени ребёнка.

По мере развития человечества воспитание становится всё более антропологически ориентированным, антропологические основания воспитания всё более укрепляются.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Пособие содержит учебную программу дисциплины, составленную в строгом соответствии с учебным планом по специальности и государственным образовательным стандартом ВПО.

1) учебно-методические материалы лекционного курса, включающие подробный план лекции по каждой изучаемой теме, вопросы и задания для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы с указанием конкретных страниц;

2) учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержащие планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе пособия. Кроме того, в лекционном курсе по каждой теме указана основная и дополнительная литература.

В процессе освоения дисциплины необходимо постоянно обращаться к педагогическим словарям и справочникам. В связи с ограниченным объёмом данное пособие включает базовый терминологический словарь. Советуем обратиться дополнительно к педагогическим словарям и энциклопедиям:

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. –М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

Автор пособия — к.пед.н, доцент кафедры педагогики БГПУ О.А. Луценко

5. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

( Внимание : тема семинарского занятия для студентов заочного обучения обозначена значком* рядом с номером темы.)

Семинарское занятие № 1* (2 часа)

Значение научного наследия К.Д. Ушинского для формирования педагогической антропологии.

Вопросы и задания

Как К.Д. Ушинский определяет педагогическую антропологию? Почему, с его точки зрения, антропологическое знание является важным для педагога?

Кому, по мнению автора, не понравится его работа?

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С. 37 – 61.

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, С. 49 – 54

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания, Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения в шести томах, т. 5 – М.: Педагогика, 1990, С. 5 – 38. (Предисловие к 1 тому).

Семинарское занятие № 2 (2 часа)

Проблема развития ребенка в трактовке К.Д. Ушинского.

Вопросы и задания

Каково значение привычки в жизни ребёнка? Какие задачи в связи с этим стоят перед воспитателем?

Каково значение слова в развитии ребёнка?

Чем объясняется высокая значимость игры для развития ребёнка?

Систематизируйте представления К.Д. Ушинского о врождённых органических, душевных и духовных стремлениях человека.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С. 37 – 61.

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, С. 49 - 54

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Вопросы и задания

Личность и развитие человеческой индивидуальности.

Я-концепция в структуре личности.

Теории развития личности.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. – М.: Изд-во УРАО, 2003, С.

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, С. 104 – 148

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

Семинарское занятие № 4 (2 часа)

Факторы развития личности

Вопросы и задания

Внутренние и внешние условия развития ребенка.

Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности.

Проблемы соотношения биологического и социального в развитии личности.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 4-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008, С. 100 - 105

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2005, С.62 -82

Семинарское занятие № 5 (2 часа)

Природа креативности человека.

Вопросы и задания

Психологические аспекты творческого процесса.

Факторы, препятствующие развитию креативности.

Какими способами можно стимулировать творческую активность учащихся.

Особенности среды, развивающей креативность учащихся.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 4-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008, С. 105 – 109.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С.214 – 234.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996.

Семинарское занятие № 6 (2 часа)

Возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Вопросы и задания

Младший школьник: психолого-педагогические доминанты развития; ведущие направления педагогической деятельности.

Подросток: психолого-педагогические доминанты развития, ведущие направления педагогической деятельности; сложные педагогические ситуации и способы их разрешения.

Старшеклассник: медико-биологическая справка; психолого-педагогические доминанты развития; ведущие педагогические идеи старшего детства; основные направления педагогической деятельности.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 4-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008, С. 92 – 100.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2005, С.103 – 119.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007, С. 276 – 280.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: МГУ, 1984.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996.

Семинарское занятие № 7 (2 часа)

Культура как условие развития человека.

Вопросы и задания

Структура культуры как явления. Целостность и противоречивость культуры.

Функции человека в культуре. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры.

Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.- сост. Б.М. Бим- Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998.

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005, С. 85 – 103.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С. 148 – 213.

Мид М. Культура и мир детства. – М., Наука, 1988.

Похожие документы:

Учебно-методический комплекс (211)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД МБОУ Мирновская СОШ Начальное . язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной. – Ростов .

Учебно – методический комплекс (5)

Учебно – методический комплекс Класс Учебники Методическая литература Программа Мультимедиа Сенашева Т. И. 5 класс Н. Я. . 8, С. Е. Полянский М Вако, 2004 Учебно – методическое пособие, Дрофа, 2004 Программно-методические материалы. Физика 7-11 .

Учебно-методический комплекс (307)

Учебно – методический комплекс (3)

Учебно – методический комплекс Методические материалы Содержание Методические рекомендации Методические рекомендации для подготовки команд к . Лепина, И.А. Пономарева, С.Е. Клюйков. СПБ, 2007 Методические рекомендации для подготовки команд к городским .

Учебно-методический комплекс (99)

Учебно-методический комплекс ашинского городского детско-юношеского центра информационная карта

Читайте также: