Культура древнего востока план урока

Обновлено: 05.07.2024

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по предмету Культурология, на тему Культу Древнего Востока. Разработку данного урока можно использовать и на других учебных дисциплинах, таких как История, Искусствоведение, архитектура, археология и др. Так как включает в себя материалы, как археологического характера так и духовно-культурного.

Қазақстан Республикасының ғылым және білім министрлігі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Шығыс Қазақстан облысы әкімдігінің білім басқармасы

Колледж әдіскері Оқу жұмысы бойынша

Открытый урок

Дайындаған: Шарафудинова Г.Р.

Подготовила: Шарафудинова Г.Р.

Қоғамдық пәндер бірлестігінің

Рассмотрено на заседании

Циклдық комиссия төрағасы

Тулеуов К. М.______________

Семей қаласы 2015/2016 оқу жылы

г. Семей 2015/2016 уч. Год

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанского областного акимата

План открытого урока № 5

Предмет: Культурология

Преподаватель:Шарафудинова Г.Р.

Группы:31 ДМ

Тема занятия: Культура Древнего Востока

Цель занятия:

учебная:Способствовать формированию системы знаний о культуре Древнего Египта,Древнего Китая и Древней Индии. Познакомить с памятниками культуры этих цивилизаций

развивающая: Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора студентов. Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы. Развитие интереса к культуре, мотивации к учению.

воспитательная: Продолжить воспитание нравственных качеств личности учащихся. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду

Тип занятия: Комбинированный

Вид урока: Урок- путешествие

Вид технологии:Интерактивная, игровая, ИКТ.

Оснащение: Мультимедиа – презентация, видео материалы

Межпредметные связи:

Метод обучения:Словесно- иллюстративный, видеометод, частично- поисковый, игровой.

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Опрос домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепления нового материала

Подведение итогов урока

Ход занятия

Организационный момент: Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и учащихся, на внешний вид.Сделать записи в журнале. Отметить отсутствующих.

3 и более правильных ответа - 5

2 правильных ответа - 4

1 правильный ответ -3

Критерии выставления оценок за работу на уроке:

Доклад должен быть интересным, понятным для слушателей, сопровождался презентацией или видео материалом.(Качество мультимедиа презентации и видео учитывается)

Активное участие на уроке (Отвечать на вопросы, задавать вопросы)

Опрос домашего задания:

3. Приведите примеры субкультуры (металлисты, хиппи.)

6. Что такое мегалит (Большой камень-сооружение предназначенное для древних ритуалов и культов)

7. Назовите три вида Мегалитов (Менгиры, Кромлехи, Дольмены)

8. Основная тема наскальной живописи в каменном веке (животные)

9. Что значит синкретизм (соединение всех видов искусства в одно)

10. Что такое тотемизм (Религиозное представление о том, что у человека есть родство с каким либо существом)

12. Что такое анимизм (Религиозное представление о том, что у всего сущего есть душа)

13. Древнее религиозное представление, при котором какая либо вещь наделена магическими оберегающими силами (Фетишизм)

16. К какому виду искусства относится музыка (Временной вид)

17. Назовите один пример пространственного вида искусства (архитектура, живопись, скульптура)

Видео вопросы:

Зачем для строительства пирамид фараоны покупали огромное количество лука и чеснока (Чтобы кормить рабов, и избежать эпидемий, в луке и чесноке содержатся фитонциды, убивающие бактерии и вирусы)

Почему в Индии, траурный цвет белый (потому что смерть там рассматривают как радостное событие, переход к предкам)

Фото вопросы:

1.К какому виду мегалитов относится это сооружение?


INCLUDEPICTURE "https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTRLF6_Xr7VICVOCp3Wavun1G0i9F1OHnmRg7WptxswIl19XpUY4Q" \* MERGEFORMATINET

2. В какой пещере найдены эти наскальные рисунки?


INCLUDEPICTURE "https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTD7QyjKFkwKlKIOD_dFs0oiWvpkpXLzS1kK96TBg1iWYKlbSgc" \* MERGEFORMATINET


INCLUDEPICTURE "https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSCGd0UKxD8_7jE-sH0dZ_j1u6Qx-Mk93EiK1rIQtGCB2_8Qe3Sew" \* MERGEFORMATINET

IV. Изучение нового материала:

1.Природные особенности Древнего Востока.

2. Путешествие по странам Древнего Востока

1. В Египте протекает река Тигр (река Нил).

2. Выращивание растений называют ремеслом (земледелием).

3. Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (мумию хоронили в пирамиде).

4. Самая большая пирамида Египта Хеопса (Хеопса).

5. Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон (Конфуций).

6. Буддизм возник в Китае (Индии)

7. В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове, называют её кормилицей (в Индии).

8. Лишь гробница фараона Тутанхамона сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).

9. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются настенные росписи в пещерах Альтаира (Аджанты)

10. В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

VІ.Домашнее задание: Учебник А.Марковой стр. 22-28. Читать. Конспектировать

VІІ.Подведение итогов. Прокомментировать и выставить оценки за урок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УРОК № 26 6 класс

Тема урока: Культура народов Востока. Литература, архитектура, традиционные искусства и ремесла.

Закрепить знания основных достижений народов Древнего Востока и оценить их вклад в мировую культуру.

Способствовать развитию у детей умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сопоставлять, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;

закрепить умение работать с исторической картой, лентой времени; работать над закреплением навыков работы с историческими понятиями, применять знания в новой ситуации, обобщать, устанавливать логические цепочки, оценивать свои возможности. Развивать память, мышление, монологическую речь учащихся

Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Формируемые УУД:

Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Осваиваемые понятия: традиции народов, культуры Древнего Востока.

Планируемые результаты урока

Знать: термины и понятия по разделу; географические объекты стран Востока, даты, события, памятники Востока, исторические личности

Уметь: называть и показывать на карте географические и исторические объекты

Оборудование: карта «Страны Древнего Востока, контурная карта, разнообразный иллюстративный материал, мультимедийный проектор

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный этап

подготовить учащихся к работе на уроке. Проверяет готовность обучающихся к укору, озвучивает тему и план урока. Нацеливает обуч. на самостоятельное формулирование цели урока

Записувают тему в тетрадь

2. Повторение пройденного материала

Опрос по вопросам темы Монгольская держава.

Высказывают свое мнение, обсуждают ответы

3. Изучение нового материала

Влияние религий на культуру

Влияние ислама

Значительное влияние на культуру Востока оказал ислам .

Согласно мусульманским представлениям человек ни в коем случае не должен был даже пы­таться воспроизводить земную реальность, поскольку в этом случае он уподоблял свои произведения Божьим творениям, что было не­допустимо. Поэтому в мусульманском искусстве особая роль отводи­лась не изображению людей или животных , а работе с надписями из Корана, их художественным оформлением, изображению раз­личных священных символов. Орнаменталистика и каллиграфия заняли важнейшее место в искусстве арабских стран.

С другой сто­роны, согласно мусульманскому вероучению всё красивое должно быть целесообразным. Следуя этому принципу, мусульманские правители охотно использовали традиции и опыт покорённых на­родов, приспосабливая их под нужды мусульманской общины. Ар­хитектурное решение мусульманских мечетей, училищ-медресе, ма­взолеев во многом зависело от традиций, существовавших в зодче­стве того или иного региона.

Влияние буддизма

Культура средневековой Индии

Культура Индии VI-X вв. — это эпоха возрождения древнего ин­дуистского искусства. В этот период в Индии создаются величест­венные храмовые комплексы, посвящённые индуистским богам — Шиве, Вишну, Брахме. Один из наиболее выдающихся памятников архитектуры этого периода — храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Особого вни­мания в этом храме заслуживают покры­вающие стены рельефы , которые можно отнести к лучшим образцам средневеко­вой скульптуры.

Появление мусульманской культуры

После образования Делийского султа­ната и распространения ислама в Индии появились элементы мусульманской куль­туры, однако они не вытеснили традици­онную индуистскую культуру, а вступили с ней во взаимодействие, в результате че­го возникла оригинальная и самобытная культура мусульманской Индии. При возведении традиционных исламских построек — мечетей и мавзоле­ев — активно использовались традиции индийского зодчества.

Эпоха Великих Моголов

Рас­цвет индийско-мусульманской культуры относится к эпохе Великих Моголов. В это время влияние индийского элемента в мусульман­ском искусстве ещё более усиливается. Именно в XVI-XVII вв. воз­никли шедевры, имеющие мировое значение, среди которых яр­чайшей жемчужиной считается знаменитый мавзолей Тадж-Махал , созданный в столице империи Великих Моголов Агре падишахом Джаханом в память о своей любимой жене Мумтаз-Махал.

Культура средневековой Японии

В IX-XII вв. в Японии появляются неповторимые шедевры архи­тектуры, скульптуры, живописи, обогатившие сокровищницу миро­вого искусства. Стоит сказать о живописи стиля ямато-э. На бумаге или шёлке красками с добавлением золота художники создавали пейзажи и жанровые сценки, иллюстрировали книги.

Архитектура

Истинного совершенства в Японии достигло искусство создания символических садов, где благодаря умелой группировке деревьев, кустарников и камней даже на небольшой территории возникало впечатление гармонично организованного пространства. Причём основной акцент делался не на растениях , а именно на камнях, ко­торые тщательно подбирались по форме и размерам.

С проникновением в Японию европейцев широкое распростра­нение здесь получило замковое строительство, но, конечно, на базе традиционных элементов японской архитектуры. Строительство замков отвечало запросам военного сословия, позиции которого в существовавшей тогда системе сёгуната были очень сильны. Наи­более известным памятником японской замковой архитектуры яв­ляется возведённый в начале XVII в. замок Химэдзи, называемый также Замком Белой Цапли.

Живопись

Важное место в искусстве Японии занимает одноцветная пей­зажная графика, расцвет которой пришёлся на вторую половину XV столетия. Используя только различные оттенки чёрной туши, японские художники, среди которых особо известен Тоё Ода, смог­ли передать мир природы во всём его многообразии.

Японская средневековая живопись создала предпосылки для расцвета япон­ского изобразительного искусства в эпоху Нового времени .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка нестандартного урока по МХК. С использованием комьютерных, мультимедийных, проектных технологий.

10 класс Зарубежная художественная культура.

Тема урока: Художественная культура Дальнего Востока. (Могущественная самобыт-ность китайской культуры. Два выдающихся веро учителя в культурной истории Китая – Конфуций и Лаоцзы. Китайский фарфор. Японский ландшафный сад. Символика японского искусства садоустройства – духовное начало. Типы японских садов. Философия икебаны и чайной церемонии. Бумажные фонарики.)

развивающая: развивать фантазию, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

нравственная: воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры, дух толерантности и уважения к культуре народов мира;

образовательная: дать представление о своеобразии и неповторимости искусства Японии и Китая; учить использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оснащение урока: компьютер; мультимедиапроектор; мультимедийная презентация “Художественная культура Дальнего Востока”; проекты “Японские сады”, “Чайная церемония”; видео ролик ,,Китайский фарфор”; традиционная японская музика; раздаточный материал; цветная бумага, ножницы, клей, плоская тарелка с песком, разнообразные камни, веточки, цветы, емкости для воды и друге материалы для выполнения творческого задания.

Глоссарий урока: икебана, даосизм, конфуцианство, садово-парковое искусство.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы и приёмы обучения: лекция с элементами работы с презентацией, проекты, творческие работы учащихся; проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Творческие задания: (работа по группам) изготовление макета японского сада, икебаны разных видов, бумажного фонарика (звучит музыка).

1. Организационный момент: - приветствие; (Охаё годзаймас)

- проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся Сл. №1

"Художественная культура Востока" - какие ассоциации у вас возникают с этой фразой.(поиск правильного решения). Сл. №2

Эпиграф: В одно мгновение видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк, английский поэт и художник

Сегодня мы познакомимся с художественной культурой Китая и Японии, с удивительными и замечательными традициями великих народов, постараемся понять их значение и уникальный характер. Сл. №3

На протяжении многих тысячелетий Восток выработал особые мифологические, религиозные и философские системы взглядов, нашедшие отражение в различных видах искусства.

Искусство Востока условно, и вместе с тем оно удивительно правдиво.

Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.

Я предлагаю вам, совершить путешествие в древнюю и загадочную страну находящуюся далеко на востоке, которая подарила миру много изобретений, и которыми человечество пользуется до сих пор. В этой стране впервые было изобретено колесо, бумага, порох, компас, фарфор и еще множество других вещей. Куда мы отправимся? (Китай) Сл. №4

Часто мы с некоторым пренебрежением относимся к китайцам. Однако культура Китая заслуживает только уважения и восхищения. Сл. №5

Китай или Поднебесная империя как с незапамятных времен китайцы называли свое государство, раскинулась на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии.

Где вы, о древние народы!

Ваш мир был храмом всех богов,

Вы книгу Матери – природы

Читали ясно без очков.

Федор Иванович Тютчев

На культуру Китая существенным образом повлияло отношение к природе как к органичному целому, живущему по своим законам. Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, на долго определивших особенности развития всех без исключения видов искусства. Жизнь человека в Китае постоянно соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. Сл. №6

Жизненные ритмы Вселенной преобразуются в женские и мужские начала “ян” и “инь”, по которым строится мир, природа, человеческое общество.

С глубокой древности китайские мудрецы задавались вопросом: если природа прекрасна в своём совершенстве, то как сделать столь же прекрасным и совершенным человека? У истоков двух по сути противоположных учений стояли Конфуций и Лао-Цзы. Религиозно-философские учения: конфуцианство и даосизм оказали значительное влияние на развитие китайской культуры. Сл. №7

Философия – (от гр. Sofia – мудрость) – наука об общих законах развития общества и природы. Дословно – “любовь к мудрости” Сл. №8

Философ Кун-Цзы, или Конфуций, как называли его европейцы, создал учение, согласно которому порядок отношений между людьми, подобный тому, который установило Небо между Солнцем, Луной и остальными светилами. Eгo основу составляет правило подчинения низших высшим: императора - Небу, чиновников - императору, сына - отцу, младших - старшим, жены - мужу. Сл. №9

Конфуцианство - этико-философское учение Конфуция. Сл. №10

4 закона жизни Конфуция:

не вдавайся в пустые рассуждения;

не будь категоричен в своих суждениях;

не думай лично о себе. Сл. №11

Существует нечто, из хаоса возникшее,

Рождённое прежде неба и земли.

Беззвучно – пустое, одинаково неизменное,

Двигаясь по кругу, не устаёт

И способно быть матерью неба и земли

Я не знаю его имени,

Основное значение иероглифа – дорога, по которой идут люди.

Даосизм –этико-философское учение Лао-Цзы

Любые человеческие деяния казались мудрецу бесплотной суетой, поэтому совершенно мудрый не имеет страсти, не привязан к конкретным предметам. Самое же важное Лао-Цзы видел в том, что условием достижения дао, является самоуглубление и духовное очищение в тишине и покое на лоне природы.

Художественная культура Китая тесно переплетается с вероучениями философов и отражает их.

Особый пласт художественной культуры Китая – это декоративно-прикладное искусство. Сл. №14

Пекинский художественный музей. В первом зале можно увидеть древние керамические изделия. Сл. №15 Керамика – это изделия из обожженной глины. Сл. №16 Здесь широко представлены предметы домашней утвари созданной еще в V тысячелетии до н.э. Сл. №17

Большую часть зала занимает так называемая “Терракотовая армия” – это керамические фигуры воинов выполненных в полный рост в боевом облачении, с оружием и даже с боевыми лошадьми и колесницами. Сл. №18 Не один из этих воинов не похож друг на друга. Сл. №19 Эта армия была обнаружена неподалеку от гробницы императора жившего в III тысячелетии до н.э.. Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего императора. Сл. №20

В этом же зале мы с вами можем увидеть одно из чудес и загадок Китая - фарфоровые изделия.

Сл. №21 А сейчас перенесёмся ещё дальше на Восток в страну восходящего солнца – Японию. Сл. №22 Национальные художественные традиции Японии, сформировавшиеся в средние века, оказались очень устойчивыми. Сегодня гость, посетивший эту страну, может получить удовольствие от ритуала чаепития, увидеть старинные храмы, замки, окружённые изысканными садами, побывать в театре Но и Кабуки, насладиться видом традиционного японского дома, икебаной, красками кимано. Сл. №23 Островное государство сумело вписаться в современный мир, не утратив своей самобытной культуры.

Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других.

Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чем разница между ними и, например, европейцами: “У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шел здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.

А если пройдёт мимо европеец, то он сорвет цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит”.

Стремление к гармонии с природой – главная черта искусства Японии. Но особенно японцев привлекает неуловимость, изменчивость вещей. Сл. №24

постоянное и неизменное – нет.

Вкусы и мода сменяют друг друга, как времена года.

Вчерашние истины исчезают,

подобно лепесткам под дуновением ветра.

Садово-парковое искусство – искусство создания садов, скверов, парков и зелёных территорий. Включает планирование территорий, выбор растений, их группировка и размещение, строительство форм и декоративных элементов.

Истоки садово-паркового искусства Японии восходят к древности, когда люди поклонялись воде, скалам, горам, камням…

Вода – воплощение текучести, изменений и превращений жизни. Камни – вестники вечного, навевающие думы о прошлом. Сл. №26

Типы японських садов - райский, ландшафтный пейзажный, ландшафтный сухой или философский, чайный.

Среди различных японских садов одни из самых популярных - чайные, предназначенные для традиционных на востоке чайных церемоний.

Это стало толчком для развития искусства составления букетов Сл. №28 - Икебана - в переводе на русский язык означает "Жизнь цветов". Пройдя путь из Индии через Китай и Корею в Японию, икебана из ритуального подношения цветов Будде превратилась в особенно ценный вид искусства и стала неотъемлемой частью культурной жизни общества. Сл. №29 Философская основа икебаны – умение видеть в малом – большое, а в обыденном – прекрасное, углублённое созерцание красоты.

Искусство икебана в течение многих веков претерпевало множество изменений. Сейчас в Японии существует около сотни различных школ и направлений, главными из которых являются три: Икенобо, Охара и Согетсу.

Существует три золотых правила составления букета, которым следуют как японские, так и европейские мастера: Сл. №30

1.Все элементы в икебане устанавливаются ассиметрично и являют собой некое подобие треугольника, причем элементы не должны находиться в одной плоскости. Сл. №31

2.Пропорции трех основных элементов букета предопределяются размерами сосуда - его диаметром и высотой. Сл. №32

3.При составлении букета желательно, чтобы сосуд сочетался с используемым материалом. Кроме того, сосуд должен быть однотонным.

Икебана - удивительный способ выражения мыслей и всевозможных символов; на языке икебана можно выразить настроение, чувства и образы.

Каждый цветок, каждая веточка говорит на своем языке. Сосна и роза символизируют вечную молодость, пион - молодость и процветание, бамбук - мир и покой, абрикосовое дерево - красоту и изящество женщины. (У вас в группах есть раздаточный материал с символами).

Каждый букет икебаны символизирует времена года и показывает растения в развитии:

• нераспустившиеся почки и бутоны олицетворяют возрождающуюся жизнь, будущее; полураспустившиеся цветы и свежие листья характеризуют настоящее;

• раскрывшиеся цветы и сухие листья характеризуют прошлое.

По своей форме и размерам икебана может быть очень разнообразна - допускаются как двухметровые вертикальные, так и пятнадцатисантиметровые композиции, распластанные на дне широкой чаши. В Европе сейчас преобладает свободный стиль, позволяющий отступить от некоторых канонов и традиций и использовать самые разнообразные материалы - различные стеклянные вазы, бумагу, картон, синтетическую вату и т.д.

Неотъемлемой частью Японской и Китайской культуры есть искусство изготовления и символическое значение бумажных фонариков. Обычай использования фонариков появился вместе с буддизмом в конце 6 века. А техника их изготовления не меняется вот уже 300 лет. Большая часть работы делается вручную мастерами, которые посвятили созданию этих прекрасных предметов сердце и душу. Сл. №34

И мы сейчас с вами попробуем открыть в себе художников.

Класс делится на 5 групп.

Создать классический тип икебаны используя мультимедийную доску.

Изготовить бумажный фонарик.

Изготовить новогоднюю икебану в высокой вазе.

Изготовить новогоднюю икебану в низкой вазе.

Изготовить макет японского сада.

Звучит восточная музыка.

Защита работ.

Что нового вы узнали? Что вас удивило, запомнилось вам?

Я думаю, что сегодня на уроке вы духовно обогатились и приобщились к древней и своеобразной культуре Востока. Об этом свидетельствуют ваши творческие работы.

Читайте также: