Кулев а в как правильно организовать наблюдения за животными биология в школе 1988 6

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: миски, корм, фотоаппарат,

Живые объекты: 7 морских свинок Белоснежка, Нюша, Рыжик, Пушик, Степа, Джессика, Джери.

1. Наблюдения проводились 1 раз в день в течение 10 дней.

2. Свинкам предлагали одинаковый корм: капусту, морковь, яблоко, огурец, зелень (укроп, петрушка).

3. Во время проведения эксперимента соблюдали тишину.

4. Результаты наблюдений записывали в таблицу №1.

Наблюдение за выбором корма морских свинок

Зависимость жизнедеятельности черепах от температуры окружающей среды

Объекты и оборудование. Террариум, электрическая лампочка с рефлектором, термометр, 2-4 черепахи, весы и разновесы, ящик.

Проведение опыта. С осенним понижением температуры воздуха, ухудшением естественной освещенности сухопутные черепахи в неволе отказываются от корма и, находясь в полубодрствующем состоянии, худеют и часто не доживают до весны. Учитывая это, необходимо создать им в террариуме условия, близкие к естественным. Выяснить опытным путем, при какой температуре они будут активными, необходимо ли им дополнительное освещение.

Опыт необходимо начать с начала учебного года в сентябре. Черепах взвешивают и помещают в террариум с дополнительным освещением, чтобы температура воздуха на уровне пола держалась около 20-26º С. Если термометр будет показывать температуру более высокую, то лампочку нужно поднять выше или заменить на менее мощную.

Черепахам дают листья капусты, ломтики моркови и наблюдают, будут ли они, есть корм. При условии поедания животными предлагаемого корма (кормить следует вдоволь) через 10 дней их взвешивают и данные сравнивают с первоначальными. Если черепахи за это время не похудеют, то их можно оставить в террариуме и вести за ними наблюдения.

При похудении черепах надо позаботиться обеспечить им возможность впасть в спячку – поместить в ящик и отнести в прохладное помещение (температура воздуха 5-6º С). Кормить черепах не надо, так как они не будут есть. Через каждые 10 дней пребывания животных при пониженной температуре нужно их взвешивать и на основе полученных данных делать соответствующие выводы, при каких условиях их содержать в дальнейшем.

При проведении опыта обучающиеся делают вывод о том, что жизнедеятельность черепах зависит от температуры окружающей среды. В осенне-зимний период им необходима пониженная плюсовая температура воздуха, обеспечивающая нормальное протекание спячки. При необходимости содержания черепах в бодрствующем состоянии следует обеспечить искусственное поднятие температуры окружающего их воздуха до 25 - 30º С и дополнительное освещение.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за размножением, ростом и развитием птиц в неволе

Наблюдения надо начинать с момента откладки первого яйца.

  1. Заметьте дату откладки первого яйца.
  2. Каждый день отмечайте количество яиц в кладке.
  3. Отметьте, на какой день птицы начали насиживать яйца.
  4. Понаблюдайте, кто насиживает яйца, каково поведение второй птицы в паре.
  5. Отметьте, когда появился первый птенец.
  6. Каждый день отмечайте количество выведенных птенцов.
  7. Опишите внешний вид только, что вылупившегося птенца, взвесьте его.
  8. Каждую неделю взвешивайте птенцов.
  9. Понаблюдайте, на какой день птенцы начали оперятся.
  10. Отметьте, на какой день птенцы покидают гнездо.
  11. Понаблюдайте, когда птенцы начинают самостоятельно питаться и летать.

Выработка условных рефлексов у птиц на звуковые сигналы

Объекты и оборудование. Волнистые попугаи или другие птицы в клетке.

Выработку условных рефлексов можно проводить у любых птиц, содержащихся в уголке живой природы. В качестве условных раздражителей используют различные звуковые сигналы, в том числе произносимые экспериментатором слова. Схема проведения опытов по выработке условных рефлексов примерно одинакова. Например, дети дают прирученной птице лакомый корм и в это время произносят ее кличку. Корм дают небольшими порциями с руки или в выдвижную кормушку. Кличку произносят каждый раз при выдаче каждой порции корма. Опыт проводят ежедневно. При этом наблюдают, через сколько дней птица начнет реагировать на кличку, в чем будет проявляться ее поведение.

Выяснение условий размножения волнистых попугаев

Волнистые попугаи - стайные птицы, дуплогнездники. Инстинкт размножения у них проявляется в декабре, так как в это время на их родине наступает весна. Эти обстоятельства следует учитывать при содержании попугаев в неволе и проведении опытов над ними.

Проведение опыта. Пара попугаев (самец и самка), достигших полового возраста, обычно не приступает к размножению в отсутствии других сородичей. В связи с этим можно предложить обучающимся провести следующий опыт. К двум стенкам снаружи подвесить зеркала и наблюдать, изменится ли поведение птиц. Затем с наружной стенки клетки нужно поместить картонку с изображением летка дуплянки и выяснить, как подопытные животные будут вести себя теперь. Если у птиц будет проявляться инстинкт размножения, в клетку или снаружи ее нужно подвесить дуплянку так, чтобы птицы могли в нее залетать.

В процессе выполнения опыта, обучающиеся должны прийти к выводу о том, что птицы, в частности волнистые попугаи, приступают к размножению при действии определенных сигналов. Такими сигналами для волнистых попугаев служат вид дупла, наличие других особей вида, определенное время года.

Наблюдения за млекопитающими.

Наблюдения за ростом, развитием и формированием поведения сирийского хомячка

Изучение поведения сирийского хомячка в новой ситуации

Для работы потребуется по 5-10 животных разных половозрастных категорий (самок, самцов, детенышей), несколько больших аквариумов или выгородок площадью 0,3-1 м², а также необходимо иметь секундомер, линейки, миллиметровую бумагу.

Перед началом непосредственных экспериментов исполнители работы должны познакомиться с позами, принимаемыми хомячками при исследовании территории, выработать систему условных значков, которой они будут пользоваться при протоколировании наблюдений, научиться фиксировать траекторию перемещений животного по территории. Для этого проводят 2-3 пробных запуска. Распределение обязанностей может быть примерно таким: один юннат дает отсчет времени, т.е. через каждую минуту (или полминуты) дает сигнал о начале следующего интервала времени; другой – на заранее приготовленных схемах территории изображает путь, пройденный животным, причем в каждый интервал времени траектория фиксируется на отдельной схеме. Третий участник фиксирует позы животного, также, не забывая проставлять временные промежутки.

  1. Запуск самок на новую территорию (в течение 10 минут фиксируется поведение одной самки, затем она убирается, меняют подстилку и проводят опыт со следующей самкой);
  2. Запуск самцов на новую территорию (условия те же);
  3. Запуск детенышей на новую территорию (условия те же);
  1. Повторение 1-3 варианта, подстилку не меняют, территория оказывается загрязненной другими животными;

7-9. Повторение 1-3 варианта на территории большей площади, например в 2 раза.

Когда все варианты опыта проведены, начинают обработку результатов. Можно подсчитать количество различных поз за каждый промежуток времени и получить их динамику при исследовании новой территории. Измерив длину пути за каждый промежуток времени, определить, как изменяется скорость перемещения по мере ознакомления с территорией и т.д. Сравнить поведение самцов, самок, детенышей и поведение их при различных условиях.

Выработка у хомяков условного рефлекса на звуковой сигнал

Цель опыта: изучить способы выработки условного рефлекса у животного

Оборудование: клетка с животными, имеющая кормовой столик или полочку, а также лесенку к столику (полочке); колокольчик.

Проведение опыта: в клетке с хомячком делают столик или полочку для кормления и приставляют лесенку к нему. Два дня животных не кормят, дают лишь воду. На третий день кладут на столик немного хлеба, другой пищи и звонят в колокольчик. Когда зверьки соберутся на столике и начнут есть корм, продолжают звонить. Как только будет съедена первая порция пищи, немного кладут еще, снова звонят в колокольчик.

Опыт продолжают до тех пор, пока животные научаться бежать на кормовой столик сразу же после того, как зазвучит колокольчик (даже при отсутствии на нем пищи).

В этом опыте безусловный раздражитель – пищи подкрепляется условным (звонком), возникает условный пищевой рефлекс на звон колокольчика. Можно выяснить, за сколько сеансов (за сколько дней) вырабатывается у хомячков условный рефлекс.

Выработка условного жевательного рефлекса у морской свинки

Оборудование: клетка с морской свинкой, приманка – капуста, морковь, листья салата или одуванчика и т.п.

  1. Морской свинке дают корм с таким расчетом, чтобы она откусывала небольшой кусочек от корма, который экспериментатор держит в руках. У свинки во время приема пищи проявляется четкий безусловный жевательный рефлекс.
  2. Перед подачей новой порции пищи следует тихонько постукивать в ритме жевательных движений.
  3. Условный рефлекс вырабатывается быстро: морская свинка после второго-третьего сочетания постукивания с приемом пищи начинает жевать при изолированном действии условного раздражителя.

Вывод: постукивание стало сигналом подачи пищи, у морской свинки выработался условный рефлекс.

Выработка у морской свинки условного рефлекса на цвет

Цель опыта – выяснить, различают ли морские свинки цвет и как скоро можно выработать у них условный рефлекс.

Материалы и оборудование: морская свинка, три цветных домика (красный, голубой, зеленый), корм.

Затем (через пять дней) рядом с этим домиком ставят домик другого цвета и отмечают поведение животного. После того, как животное перестает путать домики, их переставляют на другое место. Чтобы проверить, действительно ли животное различает цвет или оно руководствуется лишь кинетическим чувством, различно окрашенные домики переставляют местами. Работу следует проводить не менее одного месяца.

Аннотация. В статье описываются биологические особенности и условия содержания в террариуме представителей некоторых видов ящериц. Литературные данные сочетаются с результатами личных наблюдений автора статьи. Приводится инструкция для учащихся, позволяющая детально изучить внешний облик и поведение этих животных при содержании их в условиях неволи.

Ключевые слова: условия содержания ящериц, наблюдение, эксперимент.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

Keeping of lizards in the conditions of captivity and overseeing by them

Annotation. This article describes the biological features and conditions in the terrarium representatives of some species of lizards. Data from the literature combined with the results of personal observations of the author. Is developed instruction for students, allowing a detailed study of the appearance and behavior of these animals while in captivity.

Keywords: the conditions of detention of lizards, observation, experiment.

1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. – Т.5. – М.: Просвещение, 1985.

2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971.

3. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Аквариум-Принт, 2006.

4. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. – М.: Лесная промышленность, 1991.

5. Кулев А.В. Содержание пресмыкающихся в условиях неволи и их использование в учебном процессе // Биология в школе. – 2011. – № 6.

6. Кулев А.В. Живородящая ящерица как объект исследовательской работы школьников // Биология в школе. – 2012. – № 6.

7. Кулев А.В. Зеленая игуана в школьном и домашнем террариуме // Биология в школе. – 2014. – № 5.

8. Олдертон Д. Экзотические домашние животные: Энциклопедия. – М.: ООО Издательство Росмэн-Пресс, 2002.

9. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983.

10. Суматохин С.В.Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. – № 5.

11. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. – 2014. – № 4.

© ООО "Школьная Пресса" 2002-2022
Сайт является средством массовой информации. Cвидетельство № Эл ФС77-36853

Зоология, являясь одной из биологических наук, с самого начала своего существования основывалась на исследовательской деятельности натуралистов. Под этой деятельностью следует понимать процесс получения новых сведений о живой природе с помощью научных методов. Наиболее часто в учебно-исследовательской работе школьников реализуются такие методы, как наблюдение и эксперимент. В данной статье автор рассказывает о том, как правильно выполнить исследовательскую работу по изучению животных, а также – о том, каковы современные требования к написанию ее текста и оформлению.


С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ,
И КАКОВА ЕГО СТРУКТУРА?

Оно начинается с возникновения интересного вопроса или важной научной проблемы, которые требуют своего решения. Осознание проблемы часто приводит к четкому формулированию темы работы. Возможные результаты исследования в его начале не всегда ясны, но они, как правило, могут заранее предполагаться с той или иной степенью вероятности. Так возникает научная гипотеза, которая требует своей проверки. Как и любая другая, исследовательская деятельность имеет свою структуру, т.е. последовательность действий, позволяющую получить результаты изучения природы, соответствующие действительности.

Структура деятельности исследователя
1. Формулирование темы исследования, его цели и задач.
2. Изучение литературных источников по избранной теме, сбор предварительной информации.
3. Формулирование научной гипотезы (в случае проведения научного эксперимента).
4. Планирование хода исследования, разработка его методики.
5. Создание условий, необходимых для эксперимента, подбор оборудования.
6. Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов.
7. Обработка полученных результатов (в том числе – математическая), выражение их в виде таблиц, диаграмм, графиков.
8. Анализ (истолкование) полученных результатов.
9. Формулирование выводов и практических рекомендаций.
10. Написание и оформление исследовательской работы.

КАКОВА МОЖЕТ БЫТЬ ТЕМАТИКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЗООЛОГИИ?

Приведенный перечень тем исследовательских работ по зоологии показывает, насколько разнообразным может быть выбор у юного естествоиспытателя.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ И ОФОРМИТЬ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУ РАБОТУ ПО ЗООЛОГИИ?

Глава 1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЕ ВОЛНИСТОГО ПОПУГАЙЧИКА
В ПРИРОДЕ И В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1. Образ жизни и поведение волнистого попугайчика
в природных условиях …………………………………………………6

1.2. Особенности поведения волнистого попугайчика в условиях
клеточного и вольерного содержания …………………………………8

Глава II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика объектов изучения и условий их содержания
в неволе……………………………………………………………….13

2.2. Методика проведения наблюдений и опытов …………………… 15

Глава III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Основные поведенческие реакции, характерные для
волнистого попугайчика …………………..………………………….18

3.2. Частота встречаемости различных элементов поведения
у волнистого попугайчика …………………………………………….21

3.3. Использование волнистым попугайчиком
территории клетки ……………………………………………………. 23

3.4. Пищевая избирательность у волнистого попугайчика……………… 25

КАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ РАБОТА ШКОЛЬНИКА
ПО КОНКРЕТНОЙ ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?

ГЛАВА І. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЕ ВОЛНИСТОГО ПОПУГАЙЧИКА В ПРИРОДЕ И В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1. Образ жизни и поведение волнистого попугайчика в природных условиях

Волнистые попугайчики являются одними из самых обычных птиц Австралии. Как отмечает в своей книге А. И. Рахманов [7], они в основном населяют равнины, поросшие травой. Этот же автор пишет, что в поисках корма волнистые попугайчики постоянно кочуют по стране (за исключением периода размножения, который приходится на сентябрь - декабрь).
Полет попугайчиков быстрый и стремительный, очень напоминающий полет мелких соколов. Поэтому они способны преодолевать большие расстояния за непродолжительное время. Стаи этих птиц неожиданно появляются там, где после дождей голые и выжженные степи покрываются пышной травянистой растительностью.
Как утверждает А.И. Рахманов [7], в природе волнистые попугайчики преимущественно питаются семенами кенгуровой травы, которая после обильных дождей быстро достигает метровой высоты и зацветает. Уже через 5-6 недель в ее колосьях появляются столь любимые попугайчиками семена. После высыхания травянистой растительности под горячими лучами солнца попугайчики покидают эту местность и улетают туда, где в данный момент достаточно много корма.
В период размножения птицы надолго задерживаются в местах, которые находятся вблизи воды. После спаривания попугайчики
отыскивают удобное место для будущего гнезда. В октябре в их гнездах уже бывают полные кладки (от 4 до 6 яиц), а у некоторых пар к этому времени уже появляются птенцы. Однако, В. А. Гринев [2] в своей книге приводит информацию о том, что, по данным зоологов, наблюдающих за волнистыми попугайчиками в природе, гнездовой период у этих птиц не имеет каких-то конкретных сроков. В разных географических зонах они гнездятся в разное время, при достаточном количестве пищи и воды.
Через 5-6 недель после вылупления птенцы вылетают из гнезда, но родители еще с неделю продолжают их кормить. В это время, как отмечает А.И. Рахманов [7], для человека не составляет большого труда поймать на земле молодых птиц прямо руками.
После того, как молодые птицы научатся хорошо летать и окрепнут, они вместе с взрослыми волнистыми попугайчиками собираются в большие стаи и начинают кочевать по стране в поисках корма и воды. В.А. Гринев [2] утверждает, что в годы, когда бывают длительные засухи, много волнистых попугайчиков гибнет. Однажды у пересохшего источника воды было найдено погибшими более 60 тысяч этих птичек. Однако, с наступлением благоприятных условий оставшиеся в живых птицы немедленно переходят к процессу размножения и быстро восстанавливают свою численность. Более того, нередко громадные стаи волнистых попугайчиков наносят существенный ущерб посевам сельскохозяйственных культур, за что и подвергаются преследованию со стороны людей. Таковы основные научные данные об образе жизни и поведении волнистого попугайчика в природных условиях.

1.2. Особенности поведения волнистого попугайчика в условиях клеточного и вольерного содержания

ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика объектов изучения и условий их содержания в неволе

Объектами нашего исследования были три особи волнистых
попугайчиков: четырехлетняя самка по кличке Груня, трехмесячная самка по кличке Мэри и трехмесячный самец Фантик. Груня была приобретена в отделе естествознания ДТЮ Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга в 1999 г, в возрасте трех месяцев. Мэри и Фантик куплены нами в зоомагазине.
Наблюдения начались только после того, как недавно приобретенные птицы привыкли к новому месту жительства и окружающим их людям. Со всеми птицами новые хозяева ежедневно пытались установить контакт, но с разной степенью успешности.
Фантик и Груня имеют окраску оперения, близкую к природной, в которой преобладают зеленые тона. По этому фону разбросано множество черных и желтых волнистых полосок. На поверхности перьевого покрова кое-где заметны голубоватые или синие перышки. Лоб и бока головы у Груни и Фантика окрашены в желтый и синий цвета. На шее имеются синие пятнышки различной величины.
Мэри имеет совсем иную окраску. Голова, шея, передняя часть спины и крылья почти белые. На этих частях тела разбросано множество поперечных волнистых голубоватых полосок. Нижняя часть шеи, грудь, живот - голубые.
Наиболее длинные перья хвоста у птиц темно-зеленого и синего цветов.
Клюв у Груни, Мэри и Фантика грязно-желтого цвета. Его основание (восковица) имеет коричневую окраску только у Груни, которая уже совсем взрослая. Мэри - очень молодая птица, ее восковица еще не приобрела такой окраски, которая характерна для взрослой самки волнистого попугайчика. Поэтому восковица у Мэри голубоватая, а края ноздрей окрашены светлее и уже приобретают коричневатый оттенок. Фантик - тоже очень молодой самец. Поэтому восковица на момент наблюдений у него еще не была синей, как у взрослых самцов волнистых попугайчиков, а имела розовато-фиолетовую окраску. Лапы у Груни и Фантика розовые, а у Мэри - голубовато-розовые.
Волнистые попугайчики содержались в домашних условиях, в персональных клетках с размерами 22 х 48 х 38 см. , которые находились в разных комнатах на столах. В экспериментальных целях птицы периодически подсаживались друг к другу.
В клетках в качестве насеста были установлены жердочки , закрепленные неподвижно на удобной для птицы высоте. Кормушки для зерновой смеси и емкости для минеральной подкормки ставились на дно клеток, что заставляло птиц для питания спускаться вниз. Там же располагались и поилки. Периодически на дно клеток ставились и купальницы, которые через некоторое время убирались.
В дневное время клетки освещались только естественным светом, из окон комнат. Вечером естественное освещение дополнялось искусственным
( люстры с тремя лампами накаливания, каждая - мощностью 60 Вт.).

2.2. Методика проведения наблюдений и опытов


Глава III. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Основные поведенческие реакции, характерные для волнистого попугайчика

3.2. Частота встречаемости различных элементов поведения у волнистого попугайчика


3.3. Использование волнистым попугайчиком территории клетки

Проводя исследование, мы также постарались изучить, какие места в клетке предпочитают наши птицы. Выяснилось, что в светлое время суток волнистые попугайчики используют все возможности для перемещения по клетке. Чаще всего они отмечались нами на жердочках (56 %), значительно реже - на стенках клетки (25 %), еще реже - на дне (19 %). Находясь на дне клетки, птицы обычно питались, пили воду или манипулировали предметами. Все же другие элементы поведения обычно проявлялись волнистыми попугайчиками в тот период, когда они находились на жердочках или стенках клетки.


3.4.. Взаимоотношения волнистого попугайчика с другими животными и человеком

3.5. Пищевая избирательность у волнистого попугайчика

Этот вопрос мы только начали изучать, и пока еще не имеем достаточной информации для того, чтобы делать какие-либо (даже предварительные) выводы. Однако, кое-что мы все-таки заметили. Волнистые попугайчики даже при клеточном содержании являются очень активными птицами, а значит - затрачивают много энергии. Видимо, поэтому в неволе у них хороший аппетит: они часто находятся у кормушки и активно питаются. В качестве корма птицам предлагалась сбалансированная зерновая смесь, включающая в себя просо, канареечное семя, овсянку. Как лакомство давались семена подсолнечника, тертая морковь, измельченное вареное куриное яйцо, печенье, булка (размоченная в воде или молоке). Следует отметить, что перечисленные дополнительные корма (лакомства) с наибольшей охотой поедались Груней, которая, видимо, привыкла к ним с раннего возраста. Она сначала содержалась в отделе естествознания Дворца детского и юношеского творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, где птицам предлагается большое разнообразие кормов. Фантик и Мэри, купленные в зоомагазине и содержащиеся там, вероятно, только на зерновых кормах, отказывались от другой пищи или потребляли ее в очень небольших количествах. Конечно, это очень вредно для их здоровья, но изменить сложившиеся у птиц привычки (особенно - если они сформировались в раннем возрасте) очень трудно.

Изучение литературных данных о волнистых попугайчиках, а также - поведения трех волнистых попугайчиков (одного самца и двух самок) в домашних условиях, позволило сформулировать следующие выводы:
1. Поведение волнистых попугайчиков, как в природе, так и в условиях неволи, является очень разнообразным и зависит от многих внешних условий.
2. У содержащихся в клетках волнистых попугайчиков нами было выделено 13 основных элементов поведения.
3. В светлое время суток у волнистого попугайчика активное поведение (лазание, питание, ходьба, бег и др.) встречалось с наибольшей частотой и явно преобладало над пребыванием птиц в состоянии неподвижности.
4. Основную часть времени попугайчики предпочитали проводить на жердочках или стенке клетки. На дне клетки они встречались значительно реже.
5. В поведении отдельных особей волнистых попугайчиков существуют большие индивидуальные отличия, что проявляется в разном отношении к человеку и неодинаковых пищевых предпочтениях.

Результаты наших наблюдений за поведением волнистых попугайчиков позволяют предложить следующие практические рекомендации по их содержанию в условиях неволи:
1. Попугайчиков желательно содержать в просторных клетках или вольерах, т.к. в тесных помещениях они почти перестают летать, что не является нормальным для этих подвижных птиц.
2. Волнистых попугайчиков с самого юного возраста необходимо правильно и разнообразно кормить, чтобы у них не сформировалась вредная для здоровья привычка питаться только зерновым кормом.

Мы собираемся в дальнейшем продолжить изучение особенностей питания волнистых попугайчиков, предлагая им разные зерновые корма по отдельности. Это позволит выяснить, какие из них птицами предпочитаются, а какие - поедаются с неохотой.


ЛИТЕРАТУРА
1. Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 150 с.
2. Гринев В.А. Попугаи: Справочное издание. — М.: Лесная промышленность, 1991. – 135 с.
3. Гусев В.Г. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: Экология, 1992. – 366 с.
4. Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома. - Мн.: Полымя, 1993. – 270 с.
5. Симонов Б.А. Певчие и декоративные пти¬цы. — Ташкент, 1977. – 158 с.
6. Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе. – М.:
Просвещение, 1986. – 112 с.
7. Рахманов А.И. Попугаи. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 175 с.


Организация летних наблюдений школьников по зоологии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большое внимание в процессе обучения школьников уделяется формированию навыков исследовательской работы и умению получать знания самостоятельно. Одной из форм работ, способствующих овладению учащимися исследовательскими навыками, являются самостоятельные летние наблюдения по зоологии. Организация летних зоологических наблюдений способствует закреплению теоретических знаний, полученных школьниками на уроках и совершенствованию практических умений. Кроме того, дети учатся самостоятельно проводить элементарные наблюдения и обрабатывать полученную информацию. Вышеизложенные положения определяют актуальность нашей работы.

Мы провели анализ литературы, отражающей педагогический опыт по использованию летних зоологических наблюдений в учебно-воспитательном процессе. Согласно мнению А. В. Савчук летние задания целесообразно предлагать учащимся после изучения раздела "Зоология". В процессе таких наблюдений школьники лучше узнают природу своего края, научатся оформлять свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации[6]. В своих работах Л. В. Соболева обращает внимание на основные цели работы по наблюдению за поведением животных в процессе летних наблюдений:

- отработка метода наблюдения и совершенствование умений обучающихся наблюдать;

- формирование представлений о поведении животных;

- получение и совершенствование практических навыков в описании,

интерпретации особенностей поведения животных[5].

Большой интерес представляют работы Б.Е. Райкова, в которых автор рассматривает особенности организации летних зоологических экскурсий и организацию наблюдений за животными организмами в процессе экскурсионной работы[4].

Обратим внимание на особенности подготовки учащихся к проведению летних зоологических наблюдений. В целях грамотного выполнения зоологических наблюдений, учащихся необходимо познакомить с методикой их проведения. Учащимся следует знать, что в процессе наблюдений не следует шуметь, чтобы не спугнуть животное. Наблюдения должны проводиться регулярно в течение определённого времени. Все результаты необходимо фиксировать на месте наблюдения, чтобы избежать ошибок и неточностей. Следует обратить внимание на общие принципы ведения записей наблюдений.

Необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года);

2) время начала и время конца наблюдения;

3) место наблюдения;

4) условия наблюдения (температуру, ветер, облачность, осадки);

5) особенности поведения животного.

Записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко

можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать[6].

Учащихся следует познакомить с методами исследования животных Мы проанализировали методы наблюдения за беспозвоночными и позвоночными животными и обратили внимание на ряд методов, которые будут понятны и доступны школьникам.

Для изучения фауны членистоногих рекомендуется использовать различные методы отлова. Самый простой и распространенный способ поймать беспозвоночных-это ручная сборка. Школьникам рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксируется дата, погодные условия, перечисляются виды обнаруженных насекомых и описываются особенности их жизнедеятельности. Обязательно обращается внимание на влияние погодных условий на активность членистоногих. Доступный способ сбора насекомых – это энтомологическое кошение. Этот метод подходит для кратковременных наблюдений: определения разнообразия видов, степени доминирования, сравнения с другими подобными станциями и т. д.

При изучении позвоночных животных в природе используют метод прямого наблюдения и метод исследования животных по следам их жизнедеятельности. Прямые наблюдения школьники могут проводить в летний период за синантропными птицами, амфибиями, такими как остромордая лягушка, певчими птицами, обитающими в садах и парках[4].

Однако, непосредственные наблюдения не всегда возможны. Большое количество информации учащиеся могут узнать, исследуя следы жизнедеятельности животных. Тип животного можно определить по строению следов, остатков пищи, кусочков шерсти. В этой области нужно не только непосредственно наблюдать за животными, но и видеть все следы их деятельности.

Обобщив материал, собранный педагогами, учителями биологии, мы отобрали и систематизировали наблюдения за животными, которые могут быть рекомендованы школьникам в летний период для расширения их кругозора по биологии и развития практических навыков.

1. Наблюдение за развитием бабочки капустной белянки.

1. Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.

2. Кормите гусениц листьями капусты. Наблюдайте, как и часто ли они едят, фиксируйте количество съеденного корма.

3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее. Следите за изменениями, происходящими с гусеницей, фиксируйте их в дневнике наблюдений.

4. Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения. Пронаблюдайте, будут ли гусеницы есть их.

5. Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Зарисуйте схему превращения.

6. Проследите, меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?

2.Наблюдения над божьими коровками.

Божьи коровки также являются доступным объектом для наблюдений учащихся [1].

1. Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.

2. Отыщите черемуху или другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.

3. Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.

4. Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.

5. Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.

6. После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.

7. Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3. Наблюдения за гнездовым поведением домового воробья.

Домовый воробей является синантропной птицей и распространён повсеместно. Гнёзда птиц можно обнаружить рядом с жильём человека, под крышами домов и хозяйственных построек, в дуплах деревьев.

1. Отыщите место гнездования домовых воробьёв и проследите за постройкой гнезда. Их каких материалов птицы строят гнездо.

2. Установите, через какой промежуток времени в гнезде появятся птенцы.

3. Наблюдайте ежедневно за кормлением птенцов в течение часа. Подсчитайте, какое количество раз за час прилетают взрослые птицы к гнезду. Попытайтесь пронаблюдать, где воробьи добывают корм и сделайте вывод о значении птиц для природы и сельского хозяйства.

4. Зафиксируйте в дневнике наблюдений дату, когда птенцы покинут гнездо. Сделайте вывод о длительности периода развития птенцов в гнезде[3].

Полученные в процессе выполнения наблюдений результаты рекомендуется фиксировать в дневнике наблюдений. Результаты исследований учащихся обсуждаются в начале учебного года на уроке зоологии или на внеклассном мероприятии. Опыт педагогов показывает, что внедрение в учебно-воспитательный процесс такой формы работы активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению теоретических знаний и формирует навыки исследовательской работы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что летние задания по зоологии необходимы, так как они повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса. Но учителю следует обучить школьников методам зоологических исследований, тщательно продумать ход наблюдений, определить объекты наблюдения. В этом случае работа учащихся будет эффективной и повысит результативность их обучения.

Список использованных источников

Райков, Б.Е. Зоологические экскурсии [Текст] / Б.Е.Райков, М.Н. Римский-Корсаков. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.

Соболева, Л. В. Наблюдения, опыты и исследования в уголке живой природы [Текст] / Л. В Соболева. - Тверь, 2014.

Савчук, А.В. Организация летней полевой практики по зоологии в условиях профильного лагеря [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -

Читайте также: