Кубик блума как прием педагогической техники в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Анализ современного состояния образования в России, в особенности его начального звена – дошкольного и младшего школьного возраста, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. Многие педагоги уже понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал развитым воображением и критическим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. Только при наличии этих качеств можно гарантировать полноценную подготовку подрастающего человека к будущей жизни.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя

Задачи критического мышления:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа :

Работа с кубиком строится следующим образом :

Практическое применение кубика в работе с детьми дошкольного возраста.

Первое знакомство с кубиком: дети рассматривают грани кубика, читают надписи самостоятельно или с помощью педагога.

Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала.

В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

t1644391411aa.jpg
t1644391411ab.jpg

Далее предлагаю детям найти и принести из игровой комнаты, любой понравившейся предмет или игрушку:

t1644391411ac.jpg
t1644391411ad.jpg

Затем начинаем работу по граням кубика с предметами, например, у ребенка в руках якорь:

Назови . Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме назови.

- назови, опиши предмет, который ты держишь в руках.

Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

- почему якорь изготовлен из металла?

Объясни . Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы этого блока: Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

- объясни, для чего предназначен данный предмет?

Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

- предложи, где можно еще использовать.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

- придумай историю, которая произошла с якорем.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

- поделись с ребятами, где ты видел якорь?

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Рекомендации: Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Назови . Назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать и смотреть.

Почему . Почему надо читать сказки, чему они учат?

Объясни . Объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Предложи . Предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.

1.Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

2.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, листы бумаги, ручки, кубик Блума.

Ход мастер – класса

Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Коммуникативные навыки
  • Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).

Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
  4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с фокус-группой.

Ваша задача: с помощью Кубика смоделировать целое занятие с детьми, либо его фрагмент. Пожалуйста, выберите возраст детей, образовательную область и тему. В вашем распоряжении 4 минуты. Время пошло.

Работа с аудиторией.

У всех вас есть карточки с QR-кодом. С помощью своих телефонов отсканируйте этот код и пройдите по ссылке. Вам откроется игра, в которой нужно будет выполнить задания. По окончании нажмите на галочку в правом нижнем углу экрана, и вы узнаете, все ли вы сделали правильно.

Если у кого-то нет доступа к этой функции или к интернету, внимание на экран.

Использование приема Кубик Блума только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме строить совместную деятельность с детьми.

Материалы моего мастер-класса вы можете найти на моем личном сайте, перейти на который вам поможет карточка с QR-кодом. Просто отсканируйте его и перейдите по ссылке. Спасибо за внимание!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Мастер – класс для педагогов Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Автор:Чижова Любовь Григорьевна

Красноярский край, Курагинский район, поселок Курагино

Тема: Кубик Блума- технология развития критического мышления.

Задачи : Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал..

Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться.

Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления .

Актуальность развития критического мышления вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать ,классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

Так что же такое критическое мышление?

Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый фор­мулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь доста­точно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои соб­ственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей.. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Таким образом, критическое мышление — это:

  • Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".

Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать , что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому я использую этот прием на обобщающих занятиях , когда у детей уже есть определенные знания. И при прочтении произведений. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.

1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

2.Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.

Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Обьясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.

-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?

-Ты уверен в поступке комара?

Предложи . Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения

Придумай . Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.

Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Назови : Как выглядит зоопарк? Что означает слово зоопарк?

Сравни (Укажи сходство и различие) Сравнить животных и птиц живущих на воле и живущих в зоопарке . Чем похожи и чем отличаются?

Назови ассоциацию . (С чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить , что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает?

Сделай анализ.( Для чего делают зоопарки)

Примени. ( Где можно применить?) Можно ли знания о зоопарке использовать в жизни для других целей?

Оцени. (Что хорошего, что плохого? Почему? )Определить свое отношение. Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в зоопарке?

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Объясни что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Суть приема

Бенджамин Блум

  • почему;
  • придумай;
  • поделись;
  • назови;
  • предложи;
  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.
Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

шаблон кубик Блума

Назови

пометки в блокноте

Здесь нужно просто изложить суть текста. Это не анализ или оценка. Также это не пересказ всех мелочей. Изложите самые важные детали. Рекомендуется замечать их уже по ходу чтения. Это можно делать мысленно или делая пометки в блокноте.
Итак, что можно назвать?

  1. Когда происходили описанные события?
  2. Фамилии полководцев.
  3. Географические объекты, упомянутые в тексте.

Ответы на подобные вопросы можно помечать стикерами. После вам будет проще их найти.

Почему

  1. Почему герой сделал так, а не по-другому?
  2. Почему автор рассказывает о прошлом персонажей? Ведь оно никак не связано с сюжетом.
  3. Почему герой не принял помощь окружающих?

Не всегда на эти вопросы можно ответить сразу. Обычно над ними нужно подумать. Это поможет глубже вникнуть в материал, понять, что хочет донести автор, ход мыслей героев. Плюс ко всему, так вы лучше запомните прочитанное.

Объясни

логическое мышление

Предложи

Время проявить креативность и фантазию. Вам предстоит найти лучшие пути развития сюжета или решения проблемы.

Придумай

На этой грани пригодится умение мыслить творчески, креативно. Главная задача вопроса – активизировать мыслительный процесс, работу головного мозга.

По мнению многих, использование фантазии не поможет в работе с текстом. Но на самом деле это не так. Чтобы придумать свое продолжение сюжета, нужно не только хорошо понять прочитанное. Нужно почувствовать его, найти взаимосвязь между отдельными частями текста.

  1. Придумай, как бы жил герой дальше, если бы не узнал о случившемся?
  2. Придумай другие названия сделанным открытиям.
  3. Придумай, о чем говорили бы главные герои, если бы встретились лично.

Задавайте себе такие вопросы по ходу чтения.

Поделись

Теперь вопросы касаются вас самих. Попросите себя поделиться впечатлениями о прочитанном рассказе. Или, например, о том, какие эмоции вызвал тот или иной фрагмент.
Ассоциации в этом случае помогут вам запомнить материал, а вызванные эмоции понять его.

Для старшеклассников

правила применения для старшеклассников

Эту методику обучения используют и на ранних этапах изучения материала, и на обобщающих занятиях. Работа проводится в группе. Ученики могут сами формулироваться вопросы, а потом искать на них ответы. Это помогает им не только выучить тему. Таким способом они учатся работать в команде, идти к единой цели, помогать друг другу.

Для маленьких детей

правила применения для маленьких детей

  1. Опиши. Нужно либо просто сказать, что это за предмет/явление, либо описать его цвет, форму.
  2. Сравни. Найти сходства и различия.
  3. Предложи ассоциацию. Ребенок должен сказать, какие ассоциации вызывает в нем объект.
  4. Проведи анализ. Нужно сказать как, из чего изготовлен предмет.
  5. Используй. Здесь следует рассказать, как предмет пригодится в жизни.
  6. Оцени. Нужно перечислить достоинства и недостатки.

Какие задачи решает методика Блума

преимущества методики Блума

Заключение

Читайте также: