Кто живет в живом уголке в школе

Обновлено: 04.07.2024

1) Какие животные живут у тебя дома? Как ты за ними ухаживаешь?

У меня дома живут две кошки. Кошки требуют много внимания и ухода. Их нужно кормить, давать воду, убирать лоток. Раз в месяц кошек надо купать, а почти каждый день расчёсывать им шерсть. К тому же с кошками нужно много играть, так это очень подвижные животные.

В нашей школе есть аквариум с живыми рыбками. Больше всего в нём разноцветных, яркого окраса гуппи, и почти полностью чёрных сомиков.

Гуппи — пресноводная рыба, которая в природе встречается в Южной Америке, в притоках Амазонки. Это небольшая, очень подвижная рыбка, неприхотливая и весёлая. Гуппи перемещаются в воде стайками, любят прятаться среди водорослей.

Сомик — также пресноводная рыба. Существует много разновидностей сомиков, а в природе они встречаются в тёплых странах — в Южной Америке, Индии, Индокитае. Сомики предпочитают плавать у самого дна аквариума, они подбирают упавшую на дно пищу.

Есть в нашем аквариуме Гурами. Это красивые золотистые рыбки с большими плавниками и хвостом. Они плавают неторопливо. В природе Гурами встречаются в странах Южной Азии.

Ещё одна красивая рыбка аквариума — макропод. У него длинный хвост, острые плавники и тёмные полоски по телу. Макропод может быть красным или голубым. Эта рыбка также родом из Индокитая.

И последняя рыбка нашего школьного аквариума — меченосец. Это очень быстрая, юркая рыбка зелёного или коричневого цвета, у которой рядом с хвостом имеется отросток, напоминающий меч. Меченосец родом из Центральной Америки.

3) В живом уголке школы, где учится Серёжа, есть волнистый попугайчик, канарейка, хомячок, морская свинка. Найдите этих животных на рисунках

Под цифрой один показана канарейка. Она ярко-жёлтого цвета.

Рядом сидит волнистый попугайчик. У него голубая грудка и хвост.

В нижнем ряду, под цифрой 2 показана морская свинка. Она белая, с чёрными пятнами. А рядом изображён рыжий хомячок.

4) Какие животные есть в живом уголке твоей школы? Расскажи, как ты к ним относишься. Как ухаживаешь за ними? В атласе-определителе найди информацию о них

Помимо аквариума, в живой комнате нашей школы есть несколько попугаев, которые очень любят шуметь. Есть две черепахи, которые ползают медленно и постоянно жуют травку. А также есть хомячки и морские свинки.

Я очень люблю всех животных и иногда подкармливаю их вкусной едой.

Волнистый попугай — очень яркая и болтливая птица. Она обладает весёлым нравом и легко приручается. В природе родиной таких попугайчиков является Австралия.

Красноухая черепаха — медлительна, как все черепахи. Она отличается необычной формой панциря и красными пятнами на голове. В природе эта черепаха обитает в Южной Америке.

Хомячок джунгарский — очаровательное маленькое создание с глазками-бусинками. Он очень подвижный и ласковый. В природе джунгарские хомяки встречаются на юге Западной Сибири.

Морская свинка — ещё один занимательный грызун. Она в несколько раз крупнее хомячка, поэтому её интересно брать на руки. В природе это животное обитает в Андах, горах Южной Америки.

Домашнее задание

1) Каких аквариумных рыбок ты знаешь?

Я знаю гуппи, Гурами, сомиков, меченосца, макропода.

2) Каких птиц и зверьков часто содержат в живом уголке?

В живых уголках часто содержат хомяков, свинок морских, черепах, кроликов, попугаев, канареек, ящериц, иногда змей.

3) Как нужно ухаживать за обитателями живых комнат и уголков?

Этих животных нужно регулярно кормить, чистить их клетки и аквариумы, следить за их здоровьем и настроением. С ними надо как можно чаще играть.

Растения и животные уголка живой природы. Консультация для воспитателей и учителей начальных классов.


Уголок живой природы в начальной школе - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления школьников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
При подборе обитателей для уголков природы нужно учитывать требования программы и конкретные возможности их размещения.
Постоянные и обязательные обитатели уголка природы всех групп - комнатные растения. Из них надо выбирать быстрорастущие, с красивыми, различной формы листьями, цветущие растения или душистые, легко черенкующиеся и неприхотливые в уходе.

Растения для уголка природы лучше приобретать молодыми, весной или в начале лета. Растения, выращенные из черенков в комнате, живут лучше, чем взятые из теплиц.
Растения для уголка живой природы:
• Аспидистра











Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в школе. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом, дети будут видеть, что есть различные представители животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить расписание, чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.
Животные:
• Хомяк










Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличии от земноводных более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами.
• Попугаи





Уголок живой природы способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формирования научного мировоззрения, воспитанию научно – атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике.

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы явля­ются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый пру­довой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т.д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скаля­рия и т.д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частич­ная смена воды и т.д.).

Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за ними они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за птицами вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к жи­вотным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса мле­копитающих требованиям подбора отвечают прежде всего пред­ставители отряда грызунов — кролик, хомячок, морская свин­ка. Неприхотливость к пище, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие по­вадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка, щенка или других мелких домашних животных (кролика также лучше всего со­держать на участке).


Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности. Проводятся они начиная с весны и до поздней осени.

Животные уголка природы младших групп

Животные очень оживляют уголок природы. Наблюдая за ними, дети учатся узна­вать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подо­брать ярко окрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т. д. Таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, зо­лотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весе­лый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабли­валась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечает канарейка.


Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т. д. Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке млад­ших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста). Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизоди­ческого кратковременного наблюдения.

Животные уголка природы средней группы

Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения ко­нечностей.

Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытье поилки и кормушки животных, кормление.

В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медли­тельного прудового карася и юркую, подвижную верхоплавку, — или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуа­лехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоема.

Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при на­блюдении.

Из птиц для уголка природы средней группы следует оста­новиться на той, которую рекомендовали для малышей, — ка­нарейке.


Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овла­девают навыками ухода за некоторыми из них. Так, целесо­образно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду — у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие. Уход за этими животными прост; они дружелюбны; у них легко вы­рабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, об­становку.

Животные уголка природы старшей группы

Подбор живот­ных в старшей группе должен обеспечить возможность форми­рования первоначальных знаний детей об особенностях приспо­собления животных к условиям среды обитания. Эти приспособ­ления самые разнообразные. Они находят отражение как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания и т. д.

В уголке природы старшей группы хорошо содержать тепло­любивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут пони­мать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта ма­ленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбужденно плавает, как бы предсказывая погоду.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценней­ший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птен­цах — источник добрых и гуманных чувств, бережного отноше­ния ко всему живому.


В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку. Если она живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берет корм. По­нять причину такого состояния и создать соответствующие ус­ловия для жизни животного могут только старшие дошкольни­ки. Из млекопитающих следует поместить хомячка и морскую свинку.

Животные уголка природы подготовительной к школе груп­пы

В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнооб­разных рыбок из местного водоема, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семей­ство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за кроль­чатником на участке детского сада.

Содержание млекопитающих

Морская свинка

Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, ры­жая, желтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

Для содержания свинки в неволе нужен просторный ящик или сетчатая клетка размером 70x50x40 см, но обязательно с металлическим выдвижным дном, с бортиками высотой 4 см, чтобы можно было насыпать опилки. Чтобы шерстка не пач­калась в опилках, над металлическим дном кладется дере­вянная решетка с просветом в 1,5 см (таких решеток долж­но быть две, чтобы ежедневно менять, а грязную мыть и сушить). В одной половине клетки необходимо создать свинке темный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка — травоядное животное. В ее меню входят овощи, коренья, трава, зерно.

Она охотно ест морковь, свеклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки черствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть. Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя). У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определенное время. Под выходной день хорошо класть в клетку вымытую неочи­щенную свеклу и сухую горбушку хлеба. Посуда для пищи должна быть низкой и тяжелой. Вместе с зеленью не обяза­тельно ставить воду. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

Свинка может размножаться 2—3 раза в год. Рождается от одного до четырех детенышей. Детеныши появляются на свет в шерсти и зрячие. Через 3—4 дня малыши самостоятельно пи­таются кормом, который ест мать, хотя еще в течение 30 дней сосут ее молоко. В первый день после родов ни самку, ни детенышей трогать нельзя. Самца следует посадить в другую клетку. Морская свинка любит, когда ее чистят маленькой щеткой. У свинки быстро отрастают коготки, и время от времени их надо осторожно подстригать. Морскую свинку надо оберегать от сквозняков, давать ей больше света.

Хомячок

Это ночное животное, относится к отряду гры­зунов. Зверек небольшого размера, имеет короткое туловище, маленькие хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защечные мешки, куда он прячет пищу.

Хомячки размножаются в неволе почти круглогодично. Ког­да появляются детеныши, самца нужно убрать из клетки, а самку реже беспокоить. Малыши появляются слепые, голенькие и совершенно беспомощные. Новорожденных не надо трогать, потому что на них останутся посторонние запахи и самка может загрызть своих детей. Прозревают хомячки только через 13—15 дней. С шестидневного возраста они охотно поедают корм, принесенный матерью, — кусочки картофеля, капусты, свеклы, моркови, печенья, хлеб, смоченный в молоке. Самца можно пустить в клетку не раньше как через месяц после прозревания малышей.

Содержание птиц

На выдвижное дно клетки насыпают сухой песок.В клетке должны быть кормушка, ча­шечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в нее помещают посуду для купания птицы.В клетке укрепляют несколько жердочек. Жердочки надо разместить так, чтобы, сидя на верхних, птица не пачкаланижние, не засоряла кормушку и поилку. Клетку с птицей надо повесить на высоте около 2 м от пола, на светлой стене, не очень далеко от окна; против клетки не должно быть форточек. Кроме клеток, птиц содержат в вольерах. Они представляют собой очень высокую большую клетку, занимающую часть комнаты.В вольеры поме­щают помногу птиц как одного, так и разных видов, которые могут жить вместе. Кроме обыкновенных жердочек, в вольеры помещают небольшие деревца и кустарники.

Следующим условием содержания птиц является правильная организация их кормления. Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм дается один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кор­мушки. Всем птицам следует давать зеленый овес, побеги тра­ десканции, аспарагуса, минеральные корма — марганцовокис­лый калий (давать 2—3 раза в месяц, опустив маленький крис­таллик в воду для питья), немного дробленого древесного угля, поваренной соли (давать один раз в месяц, опустив маленький кристаллик в воду для питья), толченую скорлупу яиц, особенно тем птицам, которые размножаются в неволе. Норму кормов необходимо устанавливать опытным путем, помня, что лучше всего давать несколько больше корма, чем его может съесть птица. В среднем для птиц суточная норма смеси кормов состав­ляет 20—40 г.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязненного песка. Один раз в месяц надо делать полную чистку клетки с обвариванием крутым кипятком или же горячим табачным отваром. Жердочки также необходимо чаще очищать от грязи. В клетке у птицы сильно отрастают коготки. Время от времени их подрезают острыми ножницами. Подрезать коготки нужно ниже кровеносного сосуда (на свету внутри коготка видна красная полоска — кровеносный сосуд).

Как уберечь птиц от заболеваний?

Насморк

Возникает от сквозняков, холодной воды. У птицы течет слизь из носовых отверстий, она трясет головой, щурит глаза. Необходимо смазать носовые отверстия раститель­ным маслом и налить в поилку подсахаренную воду.

Расстройство пищеварения (понос или запор)

Мо­жет быть от недоброкачественной пищи, грязной воды, избытка корма без зелени. При поносе дается рисовый отвар с добавле­нием 1—2 капель кагора (вместо воды). При запоре дают зеленый корм, ягоды, в воду добавляют 3—5 капель растительного масла.

Ожирение

Вызывается избытком корма, особенно кор­млением коноплей, малой подвижностью птицы. Необходимо включать в питание зелень, ягоды, тертую морковь, давать возможность птице летать по комнате.

Болезнь глаз

Промыть глаза теплой водой или раство­ром борной кислоты (чайная ложка на стакан воды).

Вошь, клещ

Птица сидит нахохлившись, чешется. Пти­цу необходимо отсадить в другое помещение, промыть клетку кипятком, жердочки и щели смазать керосином.

Болезнь ног (подкожный клещ). Ноги распухают, чешуйки, покрывающие плюсну и пальцы, поднимаются. Необхо­димо смазать ноги 3—4 раза (с промежутком в 2—3 дня) мине­ральным маслом (машинное, веретенное). Птицу из клетки пере­селить. Клетку обработать.

В живом уголке содержат маленьких четвероногих зверьков : хомячков, морских свинок, белых мышей и других.

Хомячки — активные, весёлые зверьки с большими глазами и пушистой шубкой. Хомячки бывают разных цветов. У них маленькие ушки, короткие лапки и хвост.

hamster-1772742_640.jpg

hamster-722134_640.jpg

Хомячки относятся к грызунам, питаются в основном семенами. Имеют привычку делать запасы еды. Ведут ночной образ жизни, наиболее активны ранним утром и поздним вечером, днём спят.

Морские свинки могут иметь различную окраску, чаще всего бывают двух- или трёхцветные. Эти грызуны едят траву или сено, овощи и фрукты. Неприхотливы к еде, но очень боятся сырости и сквозняка.

Белые мыши — симпатичные грызуны с белоснежной шерстью, розовым носиком и длинными усами. Белых мышей называют альбиносами .

Они очень подвижны, легко прыгают в высоту. Хорошо приручаются. Питаются семенами, сочными кормами, могут есть сало, сыр. Если дать мышке бумагу, то мышка её не ест, а разгрызает на мелкие кусочки.

Всем зверькам нужен правильный уход. Их содержат в клетках вдали от сквозняков и сырости. В клетках регулярно меняют подстилку. Каждый день зверьков кормят, меняют воду.

Читайте также: