Организация инновационной деятельности в общеобразовательной школе

Обновлено: 02.07.2024

Фундаментом современного образования является личностно-ориентированная педагогика. Личностный подход способствует раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса
и осознанию себя как личности, способной влиять на ход образовательного процесса. И это соответствует требованиям современной школы. Также личностный подход составляет основу инновационных процессов, прочно вошедших в систему современной образовательной системы.

В отечественной науке проблема инноваций была связана
с экономическими исследованиями. В скором времени изучение инновационных процессов стало актуальным и для сферы образования.
Но для системы образования в отличие от экономической науки важны другие аспекты изучения инноваций.

После проведенного анализа нам удалось установить, что проблема инноваций глубоко исследована В.С. Лазаревым, М.М. Поташником,
Н.Б Пугачёвой, А.В. Хуторским, Н.В. Горбуновой, М.В. Клариным,
В.И Загвязинским, Т.И. Шамовой, В.А. Сластениным, Н.Н. Суртаевой,
В.Я. Ляудисом. Данные исследователи изучали не только отдельные стадии инновационного процесса, а подошли к изучению вопроса комплексно
и старались всесторонне освятить проблемы, связанные с инновациями.

Сейчас инновации стали неотъемлемым компонентом системы образования и помогают в повышении качества образования, способствуют повышенной результативности. Наблюдается положительная динамика
в образовательной среде.

Но еще осталось много не решенных проблем в связи с инновациями.
В дальнейшем научные интересы будут только расти.

Необходимость инновационных процессов в системе образования
и высокие требования современного общества к качеству образования способствуют должному вниманию инновациям со стороны образовательных организации. Федеральные образовательные стандарты повышают статус инноваций.

Под педагогической инновацией следует понимать целенаправленное
и осознанное изменение содержания деятельности педагогов и внедрение новых педагогических технологий, способствующих модернизации образовательной системы в целом. Результатом всего этого является улучшение качества образования.

Становление отечественной науки о нововведениях происходило преимущественно в рамках концепции научно-технического прогресса
в целом.

Если в 70-е гг. наука об инновациях на Западе становится развитой отраслью, то в нашей стране инновационные исследования только стали оформляться в самостоятельное направление научной деятельности.

В педагогической науке данный термин был обоснован и введен
в категориальный аппарат И.Р. Юсуфбековой.

Для автора важно внедрение новых элементов в систему и изменение состояния системы в целом.

Самым точным и удачным, по нашему мнению, является формулировка В.А.Сластенина.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя
и учащегося [21].

Данное определение, на наш взгляд, необходимо дополнить следующим образом: результатом инновации является изменение стили мышления, без которого нельзя сохранить успех применения новшества.

Также В.А.Сластенин выделял стихийные инновации (без осознания всей совокупности условий осуществления процесса модернизации)
и целенаправленные осознанные инновации.

Н.Р. Юсуфбекова работала над одной из главных проблем - управление применением новшеств в педагогической науке, преодоление стихийных инновации.

Исследователей интересовала также проблема эффективности нововведений. З.Абасов выявил ряд факторов, от которых напрямую зависит эффективность новаций: особенности предполагаемого новшества, потенциал школы, позиции и классификации администрации
и зачинателей инновационной работы [1].

Н.П. Фетискин, И.Е. Пискарева выделили и рассмотрели факторы, влияющие на инновационный процесс (экономические, социальные, психологические, педагогические). В результате факторы разделили на две большие группы: внешние (по отношению к субъекту инновационного процесса) и внутренние (связанные с индивидуально-психологическими
и личностными особенностями новаторов).

После проведенного анализа научной литературы о педагогической инновации можно сказать, что в науке существуют разные виды классификации инноваций. Приведем несколько примеров классификации.

В зависимости от специфики и места использования В.М. Полонский рассматривает различные виды инноваций в образовании: технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические, комплексные, теоретические и практические [16].

А.В. Хуторской разработал классификацию, взяв за основу содержание образования и воспитания, методы и приемы, технологии обучения. Также он при систематизации нововведений учитывал область их педагогического применения, типы взаимодействия участников педагогического процесса, функциональные возможности и способы осуществления, масштабность распространения нововведений, степень предполагаемых преобразований [25].

В предложенной систематике одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

По мнению Суртаевой Н.Н., все нововведения в школе можно разделить на три вида: 1. Новации, связанные с изменением содержания образования.
К первому типу новаций относятся все попытки определить, чему необходимо учить современных школьников, в каком возрасте, какой сложности необходимо давать учебный материал, какой понятийный аппарат соответствующей научной области вводить на различных этапах обучения.

3.Новации, связанные с изменением модели школы. К третьему типу новаций можно отнести любые попытки изменить сложившуюся модель управления школой, а также создать принципиально новую модель школы [22].

Внедрение инновации возможно только благодаря инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [10].

Под инновационной деятельностью следует понимать обновление педагогического процесса, внесение нововведений в традиционную систему образования.

Вопросами научной поддержки инновационной деятельности
в образовании занимается наука, которая называется педагогической инноватикой.

Педагогическая инноватика изучает природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций.

Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы
и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процессе обновления которой включен субъект этой деятельности [27].

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является отбор, изучение и классификация нововведений, значение которой совершенно необходимо современному педагогу. Педагогу требуется четкое понимание сущности инновационных процессов в образовании, умение осуществлять их с учетом специфических закономерностей и принципов.

Вопрос об инновационной деятельности в образовательной организации рассматривался многими учеными, были выявлены различные аспекты изучения данного вопроса.

Проблемы инноваций в свое время разрабатывались учеными
А.В. Хуторским, Б.С. Гершунским, М.Н. Гусловой, Г.П. Щедровицким,
В.Д. Щадриковым, М. Мамардашвили, В.Г. Кинелевым, В.С. Скобкиным,
Н.В. Наливайко, А.П. Панфиловой. Они считают, что образование является стратегическим ресурсом становления на инновационный путь развития.

К. Ангеловски, В.П. Майборода, Н.Л. Пономарева, Б.М. Смирнова, А.А.Харин, О.Г.Хомерики изучали причины и условия возникновения, становления и распространения инновации в образовательной системе.

Исследователи В.Н. Шубкин, Ж. Аллак, М.Н. Руткевич,
Ю.С. Колесников, Б.С. Гершунский работали над инновационными вопросами
в связи с разработкой стандартов и содержания в целом.

Ученые В.А. Сластенин, В.А. Поляков, В.В. Краевский,
В.И. Загвязинский, П.Г. Щедровицкий проанализировали современные тенденции развития образования и прогнозировали направления его развития, отметили недостаточную разработанность проблем совершенствования инновационной деятельности образовательных организаций в условиях модернизации образовании.

На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М.Поташника, Н.Б.Пугачевой,
В.С. Лазарева, А.В. Хуторского, ученые проанализировали не только отдельные стадии инновационного процесса, а комплексно изучили нововведения.

В.С. Лазарев разработал полный жизненный цикл нововведений, предложил следующую структуру инновационного процесса:

создание новшеств – анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях, проектирование новшеств, экспериментальное апробирование, экспертиза;

распространение новшеств - подготовка к распространению, информирование о новшествах, поддержка освоения новшеств и анализ их распространения и освоения;

освоение новшеств – проектирование желаемого будущего образовательной системы, внедрение новшеств, анализ и оценка результатов изменений. [13].

Также были выявлены недостатки инновационной деятельности школ. Они связаны с нерациональностью выбора новшеств для внедрения, планирование их развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомндовано для предачи опыта работы по органзации инновационной деятельности в школе.

Инновационная деятельность в школе

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

цель и содержание образования;

технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

формы организации обучения и воспитания;

система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

По способу возникновения и протекания инноваций:

По глубине и ширине осуществления инноваций:

массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

По характеру происхождения:

По признакам масштабности:

частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

Возникновение или зарождение идеи нового.

Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Разработка путей реализации цели и проектирование.

Распространение новой практики.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

интуиция творческого руководителя, педагога;

опыт, рожденный в данной школе;

педагогический опыт, рожденный в других школах;

директивы и нормативные документы; .

мнение потребителя образовательных услуг;

потребности педагогического коллектива работать по-новому;

потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

изменения в организации образовательного процесса;

изменения в технологиях обучения и воспитания;

изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

КАРТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ №

Цель инновационной деятельности:

Сущность инновационной деятельности:

Область применения инновации, нововведения: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, право, валеология, междисциплинарная область, другое .

Инновация прошла стадии (подчеркнуть):

определение цели (целей);

разработка проекта (программы) осуществления инновационной деятельности;

освоение и реализация проекта или программы;

распространение созданного инновационным путем опыта;

переход к функционированию в новом режиме или к новой инновации, эксперименту.

Нововведение прошло апробацию в форме: выступления на конференции, защиты проекта, доклада на педагогическом совете, методическом объединении или написания статьи, пособия и др.

Трудности, которые встретились в процессе осуществления инновационной деятельности

Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения

Автор (авторский коллектив и его руководитель) инновационной деятельности: Ф.И.О., возраст, образование, специальность, стаж.

Критерии (от греч. kriterion) - средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка. Разработка критериев оценки инновационных процессов направлена на создание механизма управления этими процессами в рамках всех уровней! (федерального, регионального, муниципального, но, прежде всего, в: рамках образовательного учреждения) на основе новых подходов к образованию как развивающей и развивающейся среде.

Критерии оценки рассматриваются как условие эффективности управления развитием образовательных учреждений. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.

Критерии оценки инновационных процессов призваны помочь перевести инновационные изменения из организационного уровня в содержательный, т.е. придать инновационным процессам новые качества, изменить их сущностный характер.

Качественная характеристика критериев при рассмотрении и оценке инновационных процессов исходит из принципов оптимальности, перспективности, реальности и реализуемости. Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы прежде всего практическим работникам как субъектам инновационной деятельности.

Такими критериями являются:

актуальность (соответствие инновации социокультурной ситуации развития общества);

новизна (степень оригинальности инновационных ; подходов, своеобразное сочетание, комбинирование известного, представляющих в совокупности новизну);

образовательная значимость (степень влияния инновации на развитие, воспитание и образование личности);

общественная значимость (воздействие инновации на развитие системы образования в целом);

полезность (практическая значимость инновационных процессов);

реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационных процессов).

В литературе встречаются следующие определения показателей инновационной деятельности:

Показатели оценки инновационной деятельности образовательного учреждения: обновление содержания образования (обновление базисного учебного плана, программы обучения и воспитания); обновление методов, форм работы (рефлексивные методики, модульная и циклоблочная система организации УВП; преобладание групповых и индивидуальных форм работы); сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и оценкой партнеров по совместной познавательной деятельности и др.

Показатели организации воспитательно-образовательного процесса: самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров (ответственность за результаты воспитательно-образовательного процесса разделяется между учеником и учителем); высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная вещно-пространственная и психолого-педагогическая среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися и др.

Показатели оценки эффективности воспитательно-образовательного процесса — сравнение соответствия конечных результатов с запланированными: высокоположительный уровень воспитанности и обученное учащихся (более 75%); отношение к учебе, отношение к труду, отношение к природе, отношение к общественным нормам и закону, отношение к прекрасному, отношение к себе и др.

Критерии оценки инновационных процессов как условие повышения эффективности управления развитием образовательных процессов и повышения их качества вместе с тем выступают как средство поддержки и социальной защиты тех, кто участвует в педагогических инновациях.

При эффективности управления инновационными процессами с помощью объективных критериев становится возможным строить прогнозы на изменение ситуации в образовании, определять перспективы его развития в каждом конкретном образовательном учреждении.

Инновационная деятельность школы

Направления развития школы

Разработка и внедрение модели управления качеством современного образования.

Реализация Программы информатизации образовательного процесса.

Создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников.

Использование информационных технологий в системе управления школой.

Обеспечение качественного образования школьников.

Направления инновационной деятельности

Создание современной инновационной среды в школе.

Управление качеством современного образования.

Информатизация учебно-воспитательного процесса.

Наша школа имеет оборудованный компьютерный класс, медиатеку, 19 компьютеров, 2 ноутбука, интерактивную доску, 2 медиапроектора. В школе 2 единицы множительной техники, 2 сканера, 4 принтера, ламинатор. Информатика и ИКТ преподается с 2 класса. Свыше 70 процентов педагогов участвуют в методических мероприятиях по ИКТ, 75 процентов предметов преподаются с применением ИКТ.

Электронная методическая копилка школы включает разработанные учителями и учащимися многочисленные презентации по всем базовым (старшая школа) курсам, уроки с применение мультимедиаучебников, обучающие и контролирующие программы.

Инновационная деятельность школы

На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме. С 2009 года основой реализации инновационной деятельности являются ИКТ. В школе функционирует единое информационное образовательное пространство, основой которого является школьный сайт, придается большое значение вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса. Результатом внедрения ИКТ во все сферы жизни школы является повышение качества образовательного процесса. Выпускники успешно продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях и не теряют связи со школой.

Применение ИКТ осуществляют с различными целями:

В качестве иллюстративного материала при объяснении новой темы.

Для закрепления знаний, умений и навыков, для самостоятельной работы учащихся,

Для проверки знаний учащихся.

При оформлении творческих работ.

На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации;

В реализации поисково-творческих возможностей учащихся;

В систематизации и эффективному использованию дополнительных знаний по предмету;

В подготовке к предметным олимпиадам;

В стимулировании познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Презентации, фотофильмы и информационные буклеты используется для проведения классных часов, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Инновационная деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий и методик;
- инновации в организации образовательного процесса;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учителей;
- организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющими инновационную деятельность;
- реализация инновационных педагогических проектов и программ;
- работа над созданием имиджа школы, благоприятной воспитательной среды.

Проведенное микроисследование показало, что даже в достаточно зрелом школьном коллективе, имеющем опыт экспериментальной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие исследовательскую работу учителей. Данное микроисследование не только помогло их выявить и устранить, но и решило еще ряд дополнительных задач: во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе; во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысился уровень профессионального мастерства учителей. Как видим, система управления качеством образования, безусловно, должна включать в себя научно разработанный инструментарий для осуществления его контроля.

Использованная литература

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.

3. Мосунова Л.А. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. - Киров, Изд-во ВГПУ, 2000.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1998.

Приложение 1

Анкета для изучения

готовности учителя к педагогическому эксперименту

1. Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?

а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.

3. Отметьте, пожалуйста, те причины, которые, на Ваш взгляд, тормозят внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы:

а) слабое финансирование инновационного движения, нет мате­риального стимула;

б) отсутствие информации о новых идеях и методах в обуче­нии и воспитании;

в) слабая связь науки и практики;

г) недостаток времени и сил для создания и применения педаго­гических нововведений; д) консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому;

е) боязнь неудач при использовании нового;

ж) отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

з) не вижу необходимости заниматься новым, поскольку тради­ционная методика дает достаточно эффективные результаты.

4. Чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

а) интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;

б) повышается интерес детей к учению и воспитанию;

в) возрастает авторитет учителей среди родителей и детей;

г) вдохновляет поддержка администрации, равноправные отношения
с ней;

д) приобретается новый статус среди коллег;

е) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

ж) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

5. Определите свои сомнения, которые возникают при создании или применении нового:

а) новые идеи трудно практически реализовать;

б) неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;

в) сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;

г) не хватает воли и терпения довести новое до совершенства;

д) нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу;

е) неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни­кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;

ж) часто чувствую неуверенность в себе: а смогу ли я это новое применить?

6. Определите, пожалуйста, признаки своей готовности к созданию новшеств:

а) ориентируюсь в структуре и психологии личности;

б) знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию;

в) владею нестандартным мышлением;

г) обладаю психологическим видением жизни детей;

д) умею использовать психодиагностику;

е) знаю технологию и культуру эксперимента.

7. Определите, пожалуйста, факторы, которые, на Ваш взгляд, могут помочь Вам в реализации жизненных планов:

а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.

б) надежда на собственные силы и способности;

в) большая личная трудоспособность;

г) умение самореализоваться в деле;

д) полезные связи и знакомства.

8. Чему Вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей:

а) общекультурному и профессиональному саморазвитию;

б) качеству профессиональной подготовки в вузе;

в) удачной семейной жизни;

г) физическому и психическому здоровью;

д) доброжелательным отношениям к людям;

е) полезным знакомствам;

ж) профессиональному сотрудничеству;

з) изобретательности и творчеству своего Я.

9. Что Вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:

а) целеустремленность, умение сосредоточиться на главном;

б) организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;

в) реалистичность и конкретность задач по достижению цели;

г) полная самоотдача в любом деле;

д) здоровый образ жизни и забота о здоровье;

е) умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки;

ж) использование опыта профессионалов в избранном деле;

з) ориентирование в обстоятельствах и умение найти свое место в данной ситуации.

10. Умеете ли вы использовать обстоятельства для реализации планов:

Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы.

Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности.

Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий.

С другой стороны, более конкретно оцениваются результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы в образовательном инновационном пространстве.

В связи с этим в области инновационной деятельности перед нашей школой стоят следующие задачи:

- продвижение освоенных образовательных инноваций

-расширение сферы внедрения и распространения результатов инновационной деятельности

- создание механизма измерения результативности инноваций

- обеспечение трансляции результатов инновационной деятельности

Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива – это создание условий для обеспечения дальнейшего развития образовательного учреждения.

Можно сказать, что в настоящее время мы находимся на этапе активного внедрения инноваций.

1.1. Области инноваций и их достоинства в содержании образования

Реализация ФГОС (1-4, 5-9 классы) – региональные и муниципальные площадки

технологичность образовательной деятельности

Реализация комплексных программ по гендерному обучению

Предметное обучение в начальной школе

внедрение ФГОС НОО

Реализация Программ внеурочной деятельности (1-4, 5-9 классы)

создание условий для максимального раскрытия творческого, интеллектуального, лидерского и физического потенциала учащихся, комфортных условий для развития личности ребенка

Реализация Программы Кадетских и Мариинских классов

развитие гендерного подхода к преподаванию

Индивидуальные образовательные маршруты 10-11 класс

создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

в методиках, технологиях

-использование адаптивных, тестовых и информационных технологий

- использование метода Портфолио с 1 класса для систематизации и обобщений

-использование новых технологий обучения (технологии деятельностного типа)

-модульная технология обучения во 2- 3-х классах

- зонирование (зона-помощник, зона исследования, зона наблюдения за живыми объектами и т.д.)

в организации образовательной деятельности

в первой половине дня преподаются предметы повышенной сложности, во второй половине дня - творческой направленности.

включение спортивных мероприятий в основное расписание

для снижения нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий

Ведение третьего часа физкультуры

Система оценивания (самооценка, баллы, уровни успешности)

Новые формы организации урока

уроки-практики, мастерские, которые могут варьировать от 40 минут до 2 часов (на основании Устава школы)

Индивидуальные образовательные маршруты в 10,11 классах

освоение организации обучения по ИОМ в соответствии с выбранными профилями

Организация проектной деятельности учащихся

на всех ступенях обучения

во внутришкольном контроле

Тематические и цикловые оценки

создание комфортных условий для интеллектуального развития личности ребенка, положительный валеологический аспект

экзамен по метапредметным умениям и навыкам, публичные выступления

Индивидуальные образовательные траектории обучения

создание условий для удовлетворения социальных запросов учащихся

Использование информационных технологий и программного обеспечения

позволяют систематизировать и хранить информацию об образовательном процессе

Использование школьной локальной сети, сайта

для передачи, систематизации и обобщения информации об образовательном процессе

Использование мультимедийного оборудования

для проведения семинаров, совещаний, собраний различного уровня для всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся)

Как мы видим, инновационные процессы затрагивают все образовательные области. Нововведения в МБОУ Хулимсунтская СОШ вызваны стремлением педагогического коллектива реализовать социальный запрос общества, повысить качество предоставляемых услуг, раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся (творческие, лидерские, интеллектуальные, спортивные).

1.2. Достоинства инновационных технологий

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:

Инновационная деятельность дает учителю возможность:

  • развивать творческие способности и интеллект обучающихся
  • ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы ребёнка

• наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ ( модель образовательного процесса , обеспечивающая позитивные результаты введения ФГОС и формирование развивающей образовательной среды в школе)

• повышать качество педагогической деятельности (организация урока, учебная мотивация учащихся)

• осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности

• ориентировать деятельность на получение нового образовательного результата

Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

инновационная деятельность в школе

Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

инновации в школе, инновационные методы обучения в школе

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

современные методика преподавания в школе

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.

Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

инновационные формы обучения, инновационная работа в школе

Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

новые современные методы обучения, инновационная деятельность школы

Инновационные методы обучения

  • Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.
  • Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методик.
  • Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.
  • Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т. д.
  • Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

Читайте также: