Кто вызывает сочувствие в этой сцене ольга или илья кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 6. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Цель урока : раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

Найдите общие черты Ольги и Татьяны. В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной. Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

I. Почему Штольц пробудил интерес Ольги к Обломову ?

Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни.

Но настоящий источник сближения заключён в них самих: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей было присуще обоим.

1. Что предшествовало объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе? (И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная.)

2. Каким показывает Гончаров Обломова в эпизодах с Ольгой? Способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия.

Под влиянием музыки , пения в сердце Обломова пробуждается духовное, глубокое чувство любви. Герой любуется Ольгой, ищет в ней прекрасную душу. Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3180

II. Любовь героев выявляет истинное родство их душ. Между ними происходит обмен тайными думами и чувствами. Устанавливается понятное только им двоим душевное общение. Можно ли сказать, что Обломов уступает Ольге в проявлении любви, что он пассивен? Любовь Ольги и Обломоваогонь, который горит в их душах, сближает их. Активная, деятельная Ольга и лежебока Обломов не уступают друг другу в тонкости душевной организации.

III. Неожиданно для героини и для самого себя после пения Ольги Обломов признаётся в любви

Гончаров – великий мастер – психолог – самое начало сцены объяснения героев в конце 6 главы строит так, чтобы подчеркнуть постоянную параллель в их душевном состоянии и тем самым доказать чуткому читателю равенство героев в любви, родство их душ.

Схожи ли Ольга с Обломовым в плане проявления чувств? Оба ли они живут сердцем? В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом.

Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздражённая его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами. Где ещё мы можем наблюдать эту деталь?

Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, при новой встрече, заменяет слова признания.

Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке.

Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

Любовь Обломова с самого начала несла в себе два противоречия, предопределившие и её силу, и её ущербность.

Ольга любима им как мечта. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом. Ольга своей волей приобщает Обломова к действию, создавая неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.

Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины: ему нужна была иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только радость сопереживания другой судьбы.

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

· Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

· Страдает ли Ольга?

· Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

· С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

· Что ищет Ольга теперь в Обломове?

· Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3.

3) Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

1) Какова Функция 2-х браков: Штольца-Ольги, Обломова-Пшеницыной.

3. 2 объяснения в любви Обломова. (Часть 2, гл. 6 – часть 4 ,гл. 1):

1. Дать характеристику Пшенициной:

- построена на противопоставлении Ольге:

- Когда Ольга вошла в жизнь Обломова, быт отступил, а Пшеницына?

-Те же детали подчёркнуты в портрете Агафьи Матвеевны (гл. 5, ч. 2 - гл. 2, ч. 1), (ч. 2, гл.6 – начало главы)- чувство Обломова к хозяйке как отрицание только что пережитого романа с Ольгой (ч. 4, гл.1)

2. Роман Ольги и Штольца .(гл. 4, ч. 4):

- как новая Ольга относится к себе, прежней

- Что они говорят, эти 2 человека, близкие Илье Ильичу, о нём?

3. Обломов на Выборгской стороне. (1, 5 гл., ч. 4)

- В каком состоянии находится Обломов

- 9 гл. Боится ли смерти?

- Почему выгнал Тарантьева?

4. 5 гл., ч.4: Любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной:

-заботы об Обломове, ограбленном Тарантьевым

-Отношение к ней Штольца

4. Намеренно противопоставлены 2 объяснения в любви Обломова. В романе с Ольгой оно происходит в парке, сопровождается восхищением красотой любимой, трепетом сердца, в котором надежда сменяется отчаянием. Второе объяснение – на кухне маленького домика Пшеницыной.

5. Халат, диван, локти - эти детали нарочито укрупнены. Они становятся синонимами привязанностей Обломова, каким он предстаёт в последней части романа.

7. Если отношения Обломова и Пшеницыной блестяще показаны, то роман Ольги и Штольца в основном рассказан. Он оставляет впечатление бесплотности, надуманности.

9. Естественно, что не раз в объяснении Ольги и Штольца всплывает имя Обломова. И эти 2 человека, самые близкие герою, предают его, убеждая друг друга в том, что Илья Ильич не способен вызвать к себе подобное чувство. Поверить в это – и для Ольги, и для Штольца – означает с лёгким сердцем пойти навстречу своему счастью.

10. Коллизия: чувство разум – вообще одна из центральных в творчестве Гончарова.

Обломов на Выборгской стороне.

1. Нравственное чувство Ильи Ильича необычайно болезненно реагирует на оскорбление его близких. Одно из немногих решительных действий излишне терпимого героя – изгнание Тарантьева. В этой сцене Обломов предстаёт в необычном для него состоянии. В комнате раздалась громкая оплеуха… Равнодушно перенося в течение многих лет хамство Тарантьева по отношению к себе, Обломов не может простить ему оскорбления Ольги.

Д. з. 1) Чтение эпилога.

Индивидуальные :

1. Эпилог. Ольга в семейной жизни: - Что начинает её смущать?

– От чего её страхи?

– Как объясняет их?

– Что говорит Штольц о природе человеческой тоски?

– Где Штольц проговаривается о том, что между ним и Ольгой возникает нравственный барьер?

– Посчитал ли Штольц эту тоску серьёзным недугом?

2. 9 главка 4 части. Домик Пшеницыной, её быт;

3. 11 гл., 4 ч. Судьба Захара после смерти Обломова.

4. Эпилог. Обломов в судьбах любивших его людей (Штольц о нём, рассказ о вдовьем горе Пшеницыной) 8 гл., ч. 4;

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
рассмотреть женские образы романа; провести анализ взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрыть авторскую позицию и способы её выражения в романе; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения учащимися; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют взаимоотношений главного героя с женскими персонажами произведения; раскрывают авторскую позицию и способы её выражения в романе; выполняют сопоставительную работу в парах; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает своё отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. Приём испытания главного персонажа любовью встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведёт себя тот или иной герой влюбившись, автор открывает в душе своего персонажа много новых граней, которые не проявились бы при других обстоятельствах. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

Штольц, наделённый лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно, нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает симпатию к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Отношение автора к персонажам выразилось и через их взаимные характеристики.

2. Комментированное выразительное чтение
письма Обломова к Ольге (часть вторая, глава X),
прощальный разговор Обломова и Ольги (часть вторая, гл. XI)

Беседа

• Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует поражение не только героя, но и героини? Страдает ли Ольга?

• Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

• С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене? Что ищет Ольга теперь в Обломове?

• Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

• Что прельщает в Ольге и Обломова, и Штольца?

• Какими средствами пользуется автор при описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?

• Почему расстались Ольга и Обломов? Только ли Обломов виноват в этом?

1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

а) Первое впечатление о героине;

б) почему Обломов полюбил её;

в) как изображено чувство хозяйки;

г) объяснение в любви Обломова и Пшеницыной;

д) как протекала их жизнь.

2. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально-тихая Пшеницына каждая по-своему помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова

5. Обобщение учителя

Миссия Ольги с самого начала была обречена. Однако через неё автор открыл в герое множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: «Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги.

В отношениях же Ольги со Штольцем всё происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов,— полная противоположность Ильинской. Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, её хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные в её доме,— всё это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен — Обломов остаётся с Агафьей Матвеевной. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не возлагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило, в конечном счёте, выбор героя.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемного вопроса

• Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

Наверное, он просто боится признаться себе, что рад возвра­титься к прежней жизни, что в ней его единственное спасение.

Поразительна, по-моему, сцена прощания Обломова и Ольги. Это решающий момент, он требует полного напряжения сил.

И что же мы видим? ! Ольга, которая очень долго верила, что ей удастся возродить любимого, помочь ему изменить своё отноше­ние к жизни, теперь поняла, что все её усилия напрасны. Ей очень больно, но девушка находит в себе силы произнести беспощадный приговор любимому человеку и расстаться с ним навсегда.

Не презрение, а сочувствие и участие вызывает у меня Обло­мов в этой сцене. Может, я не права, не знаю, но чувствую имен­но так. Жалею, что в прошлом остались и чудесная ария, вызвав­шая у Ильи Ильича слёзы, и ветка сирени, и трепет счастья, и мечты о возрождении.

Казалось бы, какое до этого дело мне, живущей через полтора века после Обломова и Ольги?

Но ведь такой характер, такое отношение к жизни могут сложиться и в наше время, пусть в другой форме, и тогда ничто не спасёт.


http://www.kritika24.ru/page.php?id=11741 - сочинение на тему "Любовь в жизни Обломова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.

Объяснение в любви в романе. (6 глава, часть 2)

Цель урока: раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.

I. Почему Штольц пробудил интерес Ольги к Обломову? 185 (гл. 6)

Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни.

Но настоящий источник сближения заключён в них самих: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей было присуще обоим.

Что предшествовало объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе. (И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная.)

Ответное чувство Ольги тоже духовно и поэтично: 179/3180

VI. Но естественность влечения героев друг к другу только сильнее оттеняет активность одной натуры и пассивность другой. Герои по-разному понимают любовь.

V. Однако после нечаянного признания Обломова (181/1) оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно же, надеется, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия.

Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

В сцене объяснения автор наглядно демонстрирует то, что Обломов живёт сердцем, в отличие от Ольги, живущей разумом.

Символическим лейтмотивом романа становится цветущая ветка сирени. Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздражённая его нерешительностью, с досадой бросила ветку сирени на землю. 189 Брошенная ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюблённой женской души. Он поднимает сирень и бережно уносит домой, окрылённый счастливыми надеждами.

Ветка сирени, протянутая Ольгой Илье Ильичу, при новой встрече (208), заменяет слова признания.

Ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке. (207).

Это восприятие сирени передалось и западноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени.

А Обломов? Без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

Любовь Обломова с самого начала несла в себе два противоречия, предопределившие и её силу, и её ущербность.

Ольга любима им как мечта. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом. Ольга своей волей приобщает Обломова к действию, создавая неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.

Но значение письма оказывается куда серьёзнее. Оно – 2) апофеоз светлой, чистой души героя, его нежности, чистой совести. Отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой, прочтённые Ольгой в письме, поразили её. Наивность, инфантилизм спасают героя от пошлости, цинизма.

Обретение цели жизни оказалось иллюзией. Любовь не могла составить подлинное содержание жизни умного и думающего мужчины: ему нужна была иная сфера приложения сил – общественное поприще. Любовь принесла только радость сопереживания другой судьбы. 220/1.

Домашнее задание.

Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

- Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

- Страдает ли Ольга?

- Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

- С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

- Что ищет Ольга теперь в Обломове?

- Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3;

Роль появления Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

Страдает ли Ольга?

Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

Что ищет Ольга теперь в Обломове?

Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3.

Главный герой Илья Обломов – ленивый барин, для которого проблематично даже встать с дивана. Однако он не глуп, и в мечтах строит планы на будущее, но не воплощает их в жизнь из-за лени и апатии. Обломов ленив во внешних проявлениях, а внутри себя, в мыслях и мечтах, он ведет насыщенную жизнь. Герой – созерцатель, который анализирует деятельность других, но ничего не делает сам. К нему в гости часто заходят приятели, типичные горожане. Все они – деятельные натуры, однако Обломов замечает, что от их деятельности мало пользы. И поэтому он решает, что лучше ничего не делать. Автор акцентирует внимание на том, что главного героя очень сложно заставить хоть что-то сделать.

Сцену с прощальным разговором можно условно разделить на три части: приход Обломова к Ольге, внутренний монолог главного героя, диалог Ильи и Ольги.

Во второй части Илья находится на сцене один. Он размышляет о том, что надо поехать в деревню, собрать оброк и сыграть свадьбу с Ольгой. Герой настолько воодушевлен своим решением, что почти закричал об этом.

Прощальный разговор Обломова и Ольги – поворотный момент в их жизнях. После этого каждый идет своей дорогой, не такой счастливой, но близкой для них. Обломов жениться на Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, а Ольга выходит замуж за Андрея Штольца, друга главного героя.

Читайте также: