Педагогическая группа в школе

Обновлено: 05.07.2024

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Педагогические классы (группы) как профильные, создаются на базе общеобразовательных учебных заведений.

3. Педагогические классы (группы) создаются при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимой материально-технической базы, научного сопровождения, учебно-методического обеспечения и соответствующего социального запроса.

4. Педагогические классы (группы) организуются на третьей ступени общеобразовательного учебного заведения в составе старших (10-11) классов как одно из направлений социально-гуманитарного профиля. Допускается предпрофильная педагогическая подготовка в 9 классах.

5. Педагогические классы (группы) создают условия для развития творческого потенциала личности, способствуют овладению навыками самостоятельной работы, практико-ориентированной деятельности, дают повышенную подготовку по профильным дисциплинам, способствуют профессиональному самоопределению, обеспечивают непрерывность педагогического образования.

6. Педагогические классы (группы) открываются совместным решением педагогического учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и органами управления образованием города (района).

2. Содержание и организация развивающего образовательного
процесса педагогического профиля

1. Общее руководство учебно-воспитательным процессом в педагогическом классе (группе) осуществляет заместитель директора школы по учебной работе, функциональные обязанности которого определяются соответствующим приказом руководителя общеобразовательного учреждения. Руководители школ, имеющие педагогические классы (группы), могут вводить в штатное расписание дополнительную должность куратора в пределах общего фонда заработной платы.

2. Педагогические классы (группы) работают по одному из вариантов примерных учебных планов для 9 класса и старшего звена школы в условиях реализации предпрофильного и профильного обучения, рекомендованных Министерством образования и науки Республики Татарстан. Учебный план предусматривает изучение предметов, составляющих обязательный базовый компонент, профильные учебные предметы, элективные (по выбору) курсы.

3. Преподавание отдельных профильных дисциплин и элективных курсов ведется по программам, утвержденным Научно-методическим Советом по педагогическим классам (группам) при Министерстве образования и науки Республики Татарстан. Авторские программы, разработанные учителями педагогических классов (групп), вносятся на рассмотрение научно-методического Совета.

4. Научно-методический Совет при Министерстве образования и науки Республики Татарстан организует среди учителей педагогических классов (групп) творческие конкурсы, интеллектуальные соревнования, внедряет систему портфолио, позволяющую проводить своевременный и качественный анализ педагогической и общественной деятельности педагогического класса (группы).

5. Информационно-консультационный центр при Институте развития образования Республики Татарстан консультирует по различным вопросам организации и функционирования педагогических классов (групп); выпускает научно-методическую литературу, в том числе электронные учебники; организует обучение учителей, ведущих занятия в педагогических классах (группах).

6. Преподавание обязательных учебных предметов ведется по учебным программам, составленным учителями педагогических классов (групп) с учетом государственного образовательного стандарта, и утвержденным Научно-методическим Советом по педагогическим классам (группам) при Министерстве образования и науки Республики Татарстан.

7. Образовательный процесс в педагогических классах (группах) носит личностно-приближенный характер, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционные и инновационные педагогические технологии, ориентированные на личность каждого учащегося.

8. В педагогических классах (группах) организуется внеурочная деятельность учащихся через индивидуальные формы и работу различных кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений на добровольных началах.

9. Учащимся педагогических классов (групп) предоставляется возможность для работы в Интернет, библиотеке.

10. Наполняемость педагогических классов - до 20 учеников, педагогических групп - от 3 до 7 учеников.

3. Порядок приема и обучения в педагогическом классе (группе)

1. Ответственность за комплектование педагогических классов (групп) возлагается на педагогические советы соответствующих общеобразовательных учреждений и соответствующие органы управления образованием. Основанием для зачисления в педагогический класс (группу) служат: заявление учащегося, документ об окончании основной общеобразовательной школы, результаты тестирования и собеседования.

2. Вопросы зачисления и отчисления учащихся педагогических классов (групп) решаются Педагогическим советом школы в соответствии с Уставом школы. Решения оформляются приказом директора школы.

3. При поступлении в педагогические классы (группы) учащиеся и их родители должны быть ознакомлены со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс данного профиля.

4. При наличии вакантных мест прием учащихся в данные классы может производиться дополнительно в течение первого года обучения.

5. Посещение элективных курсов, а также педагогической практики для учащихся педагогических классов (групп) является обязательным.

6. Педагогическая практика для учащихся педагогических классов (групп) является основой их допрофессиональной подготовки. Включение учащихся в педагогическое пространство может осуществляться в различных формах: организации культурных и досуговых мероприятий, работе в группе продленного дня, помощи в подготовке классных часов и т.п.

7. За учащимися указанных классов (групп) сохраняется право свободного перехода в общеобразовательные классы школы.

8. Отчисление учащихся педагогических классов производится решением Педагогического совета общеобразовательного учреждения.

9. Отчисленные учащиеся переводятся в общеобразовательные классы данной школы (или любую другую школу) по усмотрению родителей или лиц, их заменяющих. Причинами отчисления могут быть: систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, серьезные нарушения Устава школы, личное желание учащегося.

10. Выпуск учащихся педагогических классов (групп) производится в рамках регламента деятельности общеобразовательных учреждений.

11. Педагогические высшие (средние) профессиональные учебные заведения осуществляют прием выпускников педагогических классов (групп) на условиях целевой контрактной подготовки.

4. Управление школой в условиях функционирования
педагогических классов (групп)

1. Деятельность педагогических классов (групп) организуется в соответствии с Уставом школы, данным Положением и Правилами внутреннего распорядка школы.

2. Педагогический коллектив для работы в педагогических классах (группах) формируется из высококвалифицированных специалистов.

3. Для работы в педагогических классах (группах), ведения профильных дисциплин и элективных курсов могут быть привлечены преподаватели педагогических учебных заведений высшего (среднего) профессионального образования, а также другие специалисты, имеющие соответствующие сертификаты.

4. Ставки заработной платы преподавателей педагогических классов (групп) устанавливаются из расчета 18 часов в неделю и повышаются на 15%.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный процесс, который начинается задолго до поступления молодого человека в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных форм являются педагогические классы.

Обучение в педагогических классах в Тамбовской области началось в 2018 году. Наша школа принимает участие в реализации этого проекта. За это время накоплен опыт работы со старшеклассниками, ориентированными на выбор профессии учителя.

Особенностью деятельности педагогических классов является их единство в целях, содержании, методах обучения и воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности.

Целями допрофессионального обучения и воспитания школьников являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.

В результате на уроках, практикумах, во время педагогических проб и летней педагогической практики старшеклассники познают себя, свои возможности и ограничения, познают профессию, соотносят требования профессии и индивидуальных целей, ценностей особенностей; идет процесс активного самоопределения личности.

Большое значение в процессе обучения в педагогическом классе имеет практическая деятельность школьников: профессиональные пробы и педагогическая практика. Педагогические пробы носят трехуровневый характер. Пробы первого уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, используемых в воспитательной работе с младшими школьниками. Учащиеся должны знать игры, научиться их грамотно проводить, уметь организовать игру в своем классе. Проведение игр позволяет школьникам подготовиться к проведению более сложных воспитательных мероприятий, таких как малая форма работы, игровая программа, праздник, конкурс и т.д.

Наблюдения показывают, что большинство учеников педкласса успешно справляются с пробами данного уровня, хотя уже на этом этапе можно увидеть ребят, которые испытывают трудности. Причины трудностей могут быть различны: отсутствие достаточной мотивации и как следствие низкая подготовленность к пробам, низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, недостаточность индивидуального опыта участия во внешкольной деятельности в качестве ученика, низкий уровень знаний, умений и навыков и т.д. Задача преподавателя педагогического класса помочь определить причины неудач и способы преодоления трудностей, то есть наметить индивидуальную программу деятельности в рамках допрофессионального обучения. Большое значение в этой ситуации имеет отношение преподавателя к школьнику. Ученик должен чувствовать, что он интересен, что за него переживают, что его не просто оценивают, а стараются ему помочь достичь положительного результата. Ученику важно чувствовать, что в него верят, ему доверяют.

Пробы второго уровня носят исполнительско-творческий характер и представляют собой практическую деятельность, связанную с проведением воспитательных мероприятий сначала в начальной школе, а затем и в других классах. Если первые дела проходят под непосредственным руководством взрослых, а ученики педкласса являются исполнителями или организаторами отдельных составляющих дела (например, одной станции на маршрутной игре), то постепенно они переходят к самостоятельной деятельности: подготовка и проведение урока, общешкольного дела. Такая деятельность проходит в условиях, когда взрослый становится в большей степени наставником, куратором, оказывая необходимую помощь в том, чтобы ученик сам выполнил дело. Самым важным является этап подготовки, где ребята продумывают свои педагогические действия, отрабатывают алгоритмы деятельности, решают организаторские и коммуникативные задачи, определяют свою роль, место в деятельности. Анализ и рефлексия являются сущностным этапом осознания происходящего и определения своей роли, своего отношения к педагогической деятельности, к выбору будущей профессии.

В результате проб первого и второго уровня выделяется несколько групп учащихся: наиболее успешные с высокой профессиональной мотивацией, успешные, но с низким уровнем мотивов выбора педагогической профессии, не очень успешные, но с высокой профессиональной мотивацией и учащиеся, которые осознают, что их выбор педагогического класса не является оптимальным профессиональным выбором.

Пробы третьего уровня требуют умений целеполагания, планирования своей деятельности, отбора содержания и форм, анализа своих действий. К пробам данного уровня можно отнести работу в качестве помощников воспитателей, вожатых в пришкольных лагерях , осуществление самостоятельных проектов, связанных с организацией воспитания младших школьников, общешкольных дел, проведение дня самоуправления, дня дублера в школе, проведение уроков в младших классах.

Каждый ученик педагогического класса пробует себя в такой самостоятельной профессиональной деятельности. Самым значимым событием в деятельности учеников педагогических классов является летняя практика. Накоплен большой опыт работы учащихся в пришкольных лагерях. Именно эта деятельность оказывает на профессиональное становление наибольшее влияние.

Эти реплики из педагогических дневников показывают, что практика позволяет многим учащимся педагогических классов открывать себя, приобретать опыт взаимодействия, организации деятельности , а психологические исследования показывают, что у ребят развивается чувство ответственности за свои действия, так как они учатся отвечать за другого человека. Ребята понимают, что им доверили работу с детьми и стараются это доверие оправдать.

В период практики они занимают позицию вожатого, помощника воспитателя, но так как они только что закончили 10 класс, они могут быть ближе к детям, и еще немного сами оставаться детьми. Ребята выполняют роль педагога, и как они пишут в дневниках, у них происходит процесс осознания себя, профессии и соотнесения своих возможностей и способностей с требованиями, которые предъявляет профессия. Двойная позиция ученик-педагог позволяет ребятам выбирать способы деятельности наиболее гуманистичные, близкие к интересам и потребностям воспитанников, работать индивидуально, помогая детям решать их проблемы. Недостаточность опыта, знаний и умений педагогической деятельности компенсируется за счет ученического опыта и поддержки учителей. Каждый учащийся педагогического класса знает, что рядом с ним есть взрослый, который в сложной ситуации придет на помощь.

Летняя педагогическая практика, являясь важным шагом, еще не подводит итог подготовке учеников педагогического класса. Ученики педкласса пробуют себя и в роли учителя. Проведению уроков предшествует наблюдение за деятельностью учителей, приемами их работы. Подготовка урока проходит при поддержке учителя того класса, в который идут ребята. Позиция учителя - наставника, его отношение к школьникам имеет существенное значение при выборе способов деятельности будущего педагога. Важно за счет детальной подготовки создать у ребят ситуацию успеха, показать им положительные стороны деятельности учителя и трудности профессии.

Обязательным элементом на этом этапе является организация педагогического анализа и рефлексии. Ученики должны понимать смогли ли они достичь поставленных целей, каким образом и уметь посмотреть на свою деятельность со стороны.

Важно чтобы ученики педкласса не только написали, но и проговорили итоги своих проб. Это позволяет им соотнести свои действия с другими, увидеть разные варианты поведения в педагогических ситуациях, разные способы решения педагогических задач.

Одиннадцатый класс ориентирован на выбор профессионального учебного заведения, направления дальнейшего обучения и подготовку к поступлению в вуз. С точки зрения допрофессиональной подготовки происходит дальнейшее продвижение учеников в осознании выбора, соотношении своих возможностей с реальной ситуацией. На этом этапе важно организовать индивидуальные консультации для ребят и дать им возможности для самостоятельного выбора своего пути. В этот период максимально создаются ситуации выбора и поддерживается инициатива ребят по проведению различных внеурочных воспитательных дел.

Кроме того, важным является социальная направленность деятельности учеников педагогического класса, так как это позволяет показать школьникам предназначение деятельности учителя, его направленность на служение государству, обществу, воспитание личности. Накоплен большой опыт работы в этом направлении. В педагогических классах реализуются различные социальные проекты, акции, ребята ведут поисковую, краеведческую, тимуровскую работу, оказывают помощь детям-инвалидам, являются активными участниками школьного самоуправления. Все это является основой для развития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностью для ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт.

Обучение в педагогическом классе является основой для профессионального самоопределения и дальнейшего профессионального образования будущих педагогов. Именно педагогический класс, имеющий социальную направленность, в котором создаются особые помогающие отношения между всеми участниками образовательного процесса, используются возможности профессиональных проб, где формируется опыт работы с детьми, особое внимание уделяется развитию рефлексии, дает возможность каждому осознать свои потенциалы, быть одновременно учениками и учителями, с этих разных позиций воспринимать себя, свои возможности и педагогическую действительность.

Накопленный опыт работы педагогических классов позволяет говорить о том, что педагогические классы обладают значительным образовательным потенциалом.

Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал - это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях. Результатом их действия являются разноплановые, разнокачественные изменения.

Потенциал в ряде работ рассматривается как синоним термина ресурс. На наш взгляд следует разделять эти понятия, так как потенциал – скрытая возможность, а ресурс можно определить как источник, чего-нибудь, средство, к которому обращаются в необходимом случае (Ожегов с.700), то есть это актуализированный потенциал, осознанный человеком, и готовый к использованию. Актуализация потенциала предполагает его перевод из скрытого состояния в реальное, актуальное.(Шапарь с.14)

Сегодня в условиях изменения системы образования необходимо говорить о потенциале педагогического класса, который может быть использован для достижения целей образования. В педагогических классах накоплен опыт работы, который может использоваться как потенциал для обучения, воспитания старшеклассников в новых условиях.

Потенциал педагогического класса можно рассматривать как сумму различных составляющих.

·
Целевая составляющая. Цели работы педагогических классов ориентированы на личность ученика, ее развитие, формирование способностей самопознания, самоопределения, на приобретение каждым школьником социального опыта в практической педагогической деятельности, позволяющей формировать у них самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, базовые компетенции ученика.

·
Аксиологическая составляющая связана с формированием системы ценностей, идеалами, мотивами, установками, в том числе ориентированными на саморазвитие, самоактуализацию. Носителями ценностей в педагогическом классе являются учителя, которые своими ценностями и профессиональными установками значительно отличаются от других школьных учителей, в первую очередь тем, что ориентированы на рост ученика, на организацию общения, взаимодействия, на сопровождение, помощь школьнику в его самостоятельном движении к профессиональному самоопределению.

·
Когнитивная составляющая связана с обучением способам, посредством которых человек приобретает, трансформирует и хранит информацию, получаемую из своего окружения. Ученики педагогического класса обучаются способам получения, переработки, использования знаний, как основы для профессионального развития.

·
Коммуникативная, связанная с формированием знаний и умений, опыта практической деятельности ориентированных на обмен информацией, формирование опыта коммуникативной деятельности в различных ситуациях взаимодействия. Организация деятельности педагогического класса во многом строится на основе продуктивного, педагогического общения.

·
Деятельностная, связанная с включением школьников в реальную, полезную для окружающих деятельность, которая позволяет формировать умения ставить цель, осуществлять определенные виды деятельности, в том числе творческие, анализировать результаты, осуществлять рефлексию. Ученики педагогического класса приобретают опыт организаторской деятельности, осваивают этапы и правила организаторской работы.

·
Эмоциональная составляющая связана с приобретением школьниками опыта переживаний, в том числе положительных в различных сферах деятельности (коммуникация, управление, творчество, учение). Именно эмоции, переживания учеников затрагивают глубинные слои личности и позволяют влиять на ее становление. Учителя педагогического класса большое внимание уделяют созданию ситуации успеха у школьников в учебной, практической, педагогической деятельности, что положительно влияет на интериоризацию старшеклассниками приобретаемых знаний, умений.

·
Адаптационная составляющая связана с развитием способностей приспособления к окружающей среде. В условиях педагогического класса школьники включаются в деятельность ориентированную на организацию и проведение мероприятий, на взаимодействие с детьми на всех ступенях школьного обучения, и взрослыми разного возраста, разного социального статуса (родители, администрация школы, руководители предприятий и организаций). Как правило, деятельность педагогического класса не ограничивается стенами школы, учащиеся активно осваивают внешнюю среду образовательного учреждения, реализуют проекты в сети Интернет. Все это позволяет приобретать опыт взаимодействия с разными людьми, в разных социальных условиях, что развивает адаптационные возможности каждого ученика.


Потенциалы педагогического класса делают подобную форму обучения уникальной, ориентированной на индивидуальное развитие каждого ученика, на его личностное и профессиональное самоопределение. Реализация потенциалов связана с особой организацией учебной и внеурочной деятельности старшеклассников. Опыт, накопленный учителями педагогического класса, может быть использован для решения задач, стоящих перед школой сегодня.

В то же время есть понимание, что у обучающихся и родителей востребованной является и социально-гуманитарная направленность образования. И Школой традиционно ведётся серьезная работа по созданию условий для проявления социальной активности детей и приобщения их к базовым ценностям российского общества. Появилась острая необходимость в открытии предпрофессионального класса, образовательная программа которого удовлетворяла бы запросы детей и их родителей на получение социально-гуманитарного образования и формирование компетенций, необходимых для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере.

Открытие в школе предпрофессионального класса ещё одной направленности позволяет решить не антагонистическое, но значимое противоречие между выбором того или иного содержания образования в условиях ограниченности его объёма и известное противоречие между массовым характером обучения и необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся. Для школьников обучение в педагогическом классе создает условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.

дают необходимые знания в социально-гуманитарной сфере. Социальная практика в школе и вне её, проектная деятельность социокультурной направленности, школьные и сетевые образовательные события формируют необходимые компетенции каждого обучающегося и позволяют классному коллективу как единице стать не только субъектом воспитательной системы школы, но и влиять на её развитие.

Класс не может стать субъектом воспитательной деятельности, если каждый обучающийся не будет занимать активную, деятельную позицию, участвовать в совместных формах активности и групповой саморефлексии.

Формирование субъектной позиции обеспечивают специально организованные условия – мотивация, специальная подготовка к участию в деятельности, взаимодействие педагогического класса со структурами школы и внешкольной среды, привлечение старшеклассников к управлению отдельными участками работы в школе. Они участвуют в организации мероприятий, работают с младшими классами, являются членами Школьного совета (Совета школьного братства) и Управляющего совета школы.

Обучаясь в педагогическом классе, старшеклассники учатся ставить и решать задачи, планировать собственную деятельность, контролировать процесс работы, эффективно взаимодействовать в группе, креативно мыслить, разрабатывать проекты социальной направленности и использовать мультимедиа технологии в проектной деятельности, организовывать и проводить большие благотворительные мероприятия, анализировать успехи и ошибки, оценивать свои силы и возможности, то есть овладевают умениями, без которых не обойтись в современной жизни.

Напомним, что разработку концепции создания педагогических классов в нашей области, министерство поручило ученым и специалистам УрГПУ. Все идеи были предварительнорассмотрены,а теперь вынесены на более широкоеобсуждение.

Почему вновь понадобились педагогические классы, в недавнем прошлом потерявшие свою актуальность? Педклассы исчезли в связи с тем, что у обучающихся пропала мотивация. С введением ЕГЭ были отменены преференции для тех, кто со школьной скамьи мечтал быть педагогам, целенаправленно к этому шел и поступал в педвуз. Сегодня, во время дефицита педагогических кадров, особенно в муниципальных школах, вспомнили истину – педагогами не только становятся, но и рождаются, а потому надо выявлять способных к учительской профессии еще на этапе детей обучения в школе.

По мнению заместителя начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Ольги Деникаевой, педклассы сегодня появляются в новом историческом поле. Совместная работа на концептуальном уровне чиновников, ученых и практиков предполагает совместные поиски общих подходов к решению вопросов: как повлиять на выбор профессии педагога, какие найти способы поддержки тех, кто выбрал эту профессию?

В процессе обсуждения было разработано несколько моделей педагогического класса, при этом сохранялась взаимосвязь: дополнительное образование – школа – колледж – вуз – обратное возращение в школу в качестве учителя. Представитель министерства отметила и проблемные зоны: управление процессом и финансирование.

Среди приоритетных направлений проекта Светлана Алигарьевна отметила: профориентацию, проектирование образовательного процесса для профильных классов, учебно-методическое обеспечение, реализацию образовательного процесса. Определила актуальные задачи: создание концепции, разработку моделей и дорожной карты реализации проекта.

Первая – педагогический класс создается в образовательной организации за счет вариативной части, вторая – на базе одной школы, которая выступает в качестве ресурсного центра, выполняет функцию педагогического кластера для территории, осуществляет обучение по предложенной универсальной программе. Следующий вариант – создание педкласса на базе педагогического колледжа, и в этом случае колледж выступает ресурсным центром для территории, обучение идет по программе, предложенной вузом. Надо заметить, что на совещании присутствовали руководители Красноуфимского, Камышловского, Нижнетагильских и других педагогических колледжей. И четвертая модель – создание педкласса на базе УрГПУ, где обучение может происходить во время сессий, очно во второй половине дня, дистанционно, включая сетевые формы взаимодействия. Преимущество данного варианта видится в возможности подключения научного ресурса.

В рамках предложенных моделей были рассмотрены курсы, по которым предлагается обучение. Например, для десятиклассников на первое место выходят социально-гуманитарные проблемы, основы научного мировоззрения, художественно-творческая деятельность, социально-культурные и научно-просветительские проекты, волонтерство.

Идею работы с родителями поддержала и ректор УрГПУ Алевтина Симонова, отметив, что для обучения в специализированном классе обязательно должна быть мотивация, как у детей, так и у родителей.

Со стороны практиков, директора областного педагогического колледжа Татьяны Симоновой и ее коллеги из Красноуфимска Антона Третьякова,прозвучали опасения по поводу того, как сегодня совместить обучение в специализированном классе с подготовкой к ЕГЭ, которой школьники и учителя всецело заняты последние два года перед выпуском? Немаловажными аспектами, требующими отдельного внимания, являются вопросы финансирование проекта и отношение муниципалитетов, которое в данном случае должно быть определенным. На совещании этой определенности еще не проявилось, что собственно и понятно, так как именно муниципалитет должен нести основную нагрузку по содержанию педкласса. Активнее в этом плане на сегодняшний день выступают школы и лицеи Екатеринбурга.

Подвела итог совещанию Наталья Сокольская, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства образования Свердловской области. Она отметила, что создание педклассов должно исходить из следующих принципов: имеющегося опыта, сложившихся традиций, взаимоотношений между всеми образовательными структурами. И предложила взять короткий тайм-аут, с тем, чтобы вернуться к формированию педагогических классов уже в апреле текущего года, а с 1 сентября начать процесс создания пилотных классов, на которых будут отрабатываться все механизмы для дальнейшего внедрения.


Кроме того, большое внимание в профильных классах уделяется внеурочной деятельности, участию в школьных и городских мероприятиях и, конечно, предпрофессиональным пробам.

Александра Воронова убеждена, что педагогические классы будут востребованы. В следующем году в них планируется принимать не только учеников 2087-й школы, но и ребят из других школ.

На пути к призванию

Каждый приходит в профессию своим путем: одних привлекают мода или престиж, других – возможность хорошо заработать, а для третьих – это призвание и семейная традиция.


Свекровь, Шалпук Галина Дмитриевна, много лет проработала учителем, сейчас она на заслуженной пенсии, но с удовольствием передаёт опыт молодому поколению. Папа – Продувалов Борис Владимирович - научный сотрудник в лаборатории Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, где за годы своей работы он вырастил не одно поколение физиков-ядерщиков.



А теперь и ее дочь, ученица 9 класса 2087-й школы Елизавета Шалпук, перед глазами которой – пример ее мамы и ее увлеченность своим делом, задумалась о профессии педагога, благо в школе есть классы этого профиля.


Выступление дочери позволило Елене Борисовне по-другому взглянуть на своего ребёнка, которая предстала перед жюри как взрослый, уверенный в себе человек, точно знающий, чего он хочет.


Передавать опыт молодым и повышать престиж профессии

Да, для многих современных молодых педагогов школа ассоциируется с праздничной линейкой 1 сентября, где собираются нарядные дети с букетами цветов, и не все понимают, что учительский труд – это кропотливая и часто рутинная работа с самыми разными детьми, когда нельзя позволить себе сорваться, когда надо в каких-то случаях проявить характер и настойчивость или наоборот мягкость и понимание.

Елена признает, что современной школе нужны молодые специалисты, которые свободно владеют информационными технологиями, а представители старшего поколения всегда готовы выступить в роли наставников. По ее убеждению, педагогические классы – это перспективный проект, который отвечает на вызовы времени.

Не секрет, что престиж учительской профессии в последнее время упал, его повышению способствуют конкурсы педагогического мастерства и, конечно, специализированные классы.

В то же время авторитет учителя, по ее мнению, должен основываться на его постоянном стремлении быть интересным детям, а для этого надо все время учиться, повышать свою квалификацию, расширять свой кругозор, что позволит выйти за узкие рамки программы и учебников и показать детям, сколько открытий их ждет в этом мире.

Мы желаем Елене Борисовне Шалпук дальнейших свершений в работе, а ее дочери – успешного участия в Worldskills, поступления в педагогический класс и продолжения славной семейной династии педагогов.

Читайте также: