Кто ввел обязательное физическое воспитание в школах

Обновлено: 02.07.2024

учебных заведениях: Морской академии, кадетских корпусах.

К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий

мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились:

фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы

Во второй половине XVIII в. открылись гимназии и пансионаты для обу-

чения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие

учащимся внешних манер поведения, умения вести себя в высшем свете. В

гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, свет-

В начале XIX в. создалась государственная система образования в стране.

В 1802 г. было учреждено министерство народного просвещения. В 1804 г. был

принят Устав учебных заведений, по которому оформлялась система образова-

ния, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и универси-

теты. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как не-

обязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возмож-

ность заниматься телесными упражнениями. Но такие возможности (средства,

помещения, учителя и др.) в подавляющем большинстве учебных заведений от-

Б. Военно-физическая подготовка в русской армии.

Военные реформы конца XVII и начала XVIII вв. оказали решающее влия-

ние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Все

началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков.

Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь

были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и др. В первое время

основное внимание уделялось военным играм. В ходе потех (игр) совершенст-

вовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносли-

вость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводи-

лись в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось ов-

ладению штыковым боем, поскольку в боевой обстановке часто приходилось

вступать в рукопашную схватку. Петр I рассматривал эти игры как репетицию

перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать ис-

кусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

При Петре I были заложены основы русского военно-морского флота.

Принимались решительные меры по обучению военно-морскому искусству.

Первые занятия по обучению парусному и гребному делу проводились на реке

После смерти Петра I передовая часть русского офицерства – П.А. Румян-

цев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие – в подразделениях, которыми им

приходилось командовать, старались не только сохранить, но и развивать

дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит Алек-

сандру Васильевичу Суворову (1730-1800 гг.). Он поднял систему подготовки

войск на такой уровень, на котором она не стояла в те времена ни в одной стра-

солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в се-

бя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражне-

ние), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. В военных надо развивать

быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск.

В системе А.В. Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка,

воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его

направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов,

П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся

в Отечественной войне 1812 г. Однако с окончанием этой войны и созданием

ции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров

были преданы забвению.

В конце 1830-х гг. делались попытки внести кое-какие изменения, направ-

ленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных

соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтова-

нию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму про-

ведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по приме-

нению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во-

первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и,

во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. За-

нятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном

различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передо-

вая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила

широкого распространения. Поражение императорской России в Крымской

войне в середине 50-х гг. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос — качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.


В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в 855 средних учебных заведениях.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.



студент 3-го курса факультета летних олимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО — это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, — а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся — например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения — лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам автор:


«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся — просто потому, что у нас мало снега.


После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го — трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения — построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

8) заключительная часть.

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться — оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

В 1955 году на учебный предмет в школе стало отводиться 66 часов в год — по два часа в неделю. Нормативы 5–7-х классов стали отличаться для девочек и мальчиков. У девочек было меньше упражнений в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, стали короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.

Считается, что до XIX века в России ни спорта, ни физкультуры не было. На самом деле до нашего времени дошли спортивные упражнения, которым больше тысячи лет! Какой была физкультура на Руси? И почему власть устраивала гонения на спорт?

Игра на века

Физическим воспитанием на Руси занимались с незапамятных времен. У древних славян роль спортивной подготовки выполняли игрища — хороводы, состязания в стрельбе из лука и метании камней в цель.

Шахматистам — в аду гореть

Петр I был заядлым шахматистом

Петр I был заядлым шахматистом

Царь Алексей Михайлович в 1648 году издал официальный указ, запрещающий подвижные игры (наряду с остальными народными забавами).

Кто придумал физру в школах

Профессор жё-де-пома

Екатерина II приучила Россию к бильярду.

Екатерина II приучила Россию к бильярду

Лев Толстой и костотряс

В первой половине XIX века в России получают распространение частные спортивные заведения — фехтовальные, стрелковые, гимнастические, плавательные, предназначенные для аристократии. Обычно спортклубы открывались иностранцами, членство в них было платным и стоило не дешево.

Пропагандой здорового образа жизни увлекались многие известные люди. В 1883 году писатели Чехов и Гиляровский основали в Москве Русское гимнастическое общество. Его членом мог стать любой (в отличие от аристократических спортклубов).

В том же году 10 августа в Петербурге врач Владислав Краевский открыл у себя на квартире кружок атлетики. Эта дата сегодня считается днем рождения российского атлетизма.

Закаляй свое тело с пользой для дела

После революции физвоспитание широких масс трудящихся стало одной из главных задач советской власти. К 1936 году только в Ленинграде количество занимающихся в спортивных секциях превысило 450 тысяч (!) человек. Одной из новых форм массовой работы становятся фабрично-заводские спартакиады.

В 1931 году в стране был введен Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО, с этого же года в Ленинграде и Москве стали ежегодно проводиться красочные парады физкультурников.

С 1931 по 1941 год количество сдавших нормы ГТО I ступени достигло 6 000 000 человек!

К 1957 году в Ленинграде работали 15 стадионов, 56 спортивных площадок с футбольными полями, 9 гребных клубов, 3 яхт-клуба, 272 гимнастических и спортивных зала.

Елена Роткевич

Интересные факты

Какой спорт начинался в Петербурге

Кто изобрел велосипед?

первый велосипед

Предок всех велосипедов

Физическое воспитание в царской России XVIII века

С появлением такой личности, как царь Петр I, появляется система физической культуры и воспитания в России. И возникает она не только для военных целей, но и в университетах. Правда, для простого народа физическое воспитание не приветствовалось, поэтому и носило, в большинстве своем, довольно- таки интересный и самобытный характер.

Именно при нем стали быстро развиваться многие отрасли промышленности и сельского хозяйства, культуры и военного дела. Что касается физического воспитания, то в это время оно носило характер преимущественно прикладной, исключительно для военных целей.

Но нужно сказать, что все эти преобразования в самых разных областях, в том числе в физической и военной культуре воспитания, затрагивали лишь класс дворянства.

Физическое воспитание народа полностью отдавалось самому народу. Именно поэтому так различаются система военного воспитания с саморазвивающейся народной физической культуры, куда входили и кулачные бои, и хороводы, и катание на санках с гор, а также борьба и плавание. Все это принимало яркие краски народных увеселений, не имея строгой системы и специальных упражнений.

Что, в общем-то, вполне понятно. Жизнь крестьянства была в те времена весьма нелегка, если учесть, что в петровские времена было столько войн и других катаклизмов. Но все же в целом, русские простые люди отличались всегда хорошей физической силой, ловкостью, серьезным подходом к любому делу и огромной выносливостью. Тяжелый труд земледельцев и охотников делал свое дело и без специальных тренировок. А в военное время приходилось быть очень стойкими, чтобы хорошо сносить тяготы военных походов.

Даешь физическое воспитание всем видам учебных учреждений!

В других гражданских учреждениях также вводятся предметы, связанные с физическим воспитанием. В частности, когда появляется первый Московский университет, (1755 г.), то одновременно открываются и две гимназии, которые вели подготовку к поступлению в это учебное заведение. Одна из них была исключительно для дворян, а вторая - для разночинцев. Но различия были в том, что для дворян преподавались военные науки, фехтование и некоторые другие, а для разночинцев этих предметов не существовало.

Во времена Екатерины II тоже очень большое внимание было уделено воспитанию и просвещению воспитанников военных учреждений, которые состояли из дворянского сословия. Физическое воспитание молодежи, в основном, основывалось на примерах западных учебных заведений. Различия были лишь в том, что вначале 18 века образчиком для подражания были немецкие военные заведения, а во второй половине века образцом считались французские.

С начала 19 века образовательная система понемногу начинает обретать некую налаженную структуру, куда включаются университеты, гимназии и училища. Нужно отметить тот факт, что физическое воспитание и было введено в университетах, но этот предмет не носил обязательного характера, а в училищах и гимназиях ранее не преподавался вовсе.

И только, как всегда закрытые, дворянские учреждения слыли лучшими в плане физического воспитания и культуры. Если брать, например, всем известный Царскосельский лицей, то здесь был даже оборудован специальный зал для занятий различными физическими упражнениями, а также фехтованием и другими видами спорта.


Физическая культура и подготовка в русской армии — сила духа и физическая мощь!

Во времена правления Петра физическое воспитание будущего воина начиналось с юности. Тогда образовывали потешные полки, где были выходцы из разных слоев населения, а поэтому физическое воспитание прививалось всем.

Большое значение физической подготовке воинов и офицерского состава придавал А.В. Суворов. Во многих трактатах он подробно излагает свои взгляды на тему физической и военной подготовки.

Физически сильная армия - вот о чем мечтал Суворов, и делал все возможное, чтобы это было так. Стоит упомянуть лишь тот факт, когда Суворов только начинал свою карьеру и командовал Суздальским полком, то этот полк был одним из самых выносливых и сильных.

Читая и изучая исторические свидетельства и документы, совсем не удивительным, а даже несколько заурядным, становиться великий военный поход через Альпийские горы, потому, что Суворов тренировался сам и тренировал свои войска, даже когда не было войны.

В физическом воспитании солдат Суворов придавал немаловажное значение и тренировке такого качества, как выносливость. Чтобы натренировать это качество, солдат гоняли по лесам и лугам, заставляли залезать на лестницы, а также необходимым занятием были и переходы по рвам и болотам.

Но не только физическому воспитанию уделял свое внимание этот великий полководец. Он также заботился о гигиене и здоровье своих солдат. Огромное число солдат умирало не в бою, а в мирное время от самых разных и неожиданных болезней. Суворову удалось сократить эту ужасную статистику, практически, до нуля.

Если говорить про море, то тут приемником петровских, а также и суворовских методов в физическом воспитании, по праву можно назвать легендарного русского генерала Ф.Ф. Ушакова. Он ввел специальную методику подготовки матросов, в которую входили такие упражнения, как бег, упражнения с корабельными снастями, непременным атрибутом тренировок являлось плавание и гребля, стрельба из огневых орудий. Все эти, а также другие виды физических упражнений, безусловно, закаляли и способствовали усилению морально-волевых и физических качеств каждого моряка. Что, конечно же, сильно сказывалось на боеспособности всего российского флота исключительно в лучшую сторону.

Война 1812 года, стала своеобразным катализатором в деле физического совершенствования военных сил на суше и на море. Но после того, как она закончилась, постепенно, суворовские методы физического воспитания стали забываться. Дальнейшее развитие военной и физической подготовки пошло по пути глупой муштры, изучению бессмысленных уставов, а также введения палочной дисциплины. Несомненно, это значительно подрывало и ослабляло военную мощь Российской армии.

Все это подтверждается дальнейшими поражениями Российской державы, в частности, в Крымской войне, которая проходила в 50-х годах 19 века. Она, как на ладони, высветила все недостатки физической и моральной готовности войск.

Развитие физической культуры и спорта в народных массах

В народе не было определенной системы физического воспитания, поэтому развитие физкультуры носило стихийный характер. На различных ярмарках, народных гуляниях излюбленными развлечениями были кулачные бои и борьба.

Участвуя в таких соревнованиях, можно было не только показать свою силу и ловкость, но даже стать достаточно известным и знаменитым. Конечно, известность была в основном у Московских бойцов, но иногда случалось и так, что слух о каком-нибудь известном бойце доходила из глубинки.

В некоторых исторических документах можно прочесть описание того, как проходила народная борьба. Двое бойцов становились друг против друга, и один соперник должен был повалить на землю другого. Это можно было совершить с помощью броска, когда правая нога одного, поддевала левую ногу другого, и тогда соперник терял равновесие и падал навзничь.

Хотя борьба и была очень популярным видом зрелища, но все же это был не тот размах. Наибольшее веселье приносили, так называемые, бои стенка на стенку. В этих состязаниях могли участвовать все от мала и до велика.

Физическое воспитание — как это было у дворянского сословия

У дворян физическое воспитание значительно отличалось от народного и принимало совсем иные формы.

Как можно понять из сказанного ранее, первое отличие физического воспитания дворянской знати выливалось в то, что оно было направленно исключительно на военные нужды, как это происходило в потешных войсках Петра I. Там развивали военные навыки в купе с развитием морально - волевых качеств солдат.

Потешные войска смело можно назвать первой Российской регулярной армией, которая была создана Петром. Физическая подготовка в них велась в форме военных юношеских игр, увлекательных потех. Поэтому приносила не только усталость, но и некоторое удовольствие.

Со смертью Петра дворянство резко отходит от его принципов физического воспитания и все больше берет пример с западных веяний, заключающихся в более развлекательном характере времяпрепровождения, чем в физической подготовке. В это время на первый план постепенно выходят такие дисциплины, как охота и стрельба. Во дворах были сооружены специальные тиры, где стрельбе обучались исключительно все придворные.

Говоря о физической культуре и воспитании в петровские и после петровские времена, стоит сказать о том, что хотя в университетах и начинают появляться предметы, связанные с физическим воспитанием, но на самом деле эта направленность в обучении носит исключительно военизированный характер.

Читайте также: