Школьный музей как образовательная среда

Обновлено: 04.07.2024

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают школьные музеи, с чего начать создание проекта, что может послужить залогом его успешного развития.

Виды школьного музея

Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

Согласно законодательству, образовательное учреждение организует музейную деятельность на основании приказа директора о создании музея. Следующий обязательный документ – приказ о назначении руководителя школьного музея, где прописаны условия работы, форма оплаты труда и обязанности. Трудовой кодекс позволяет сотруднику, ответственному за музейное дело, работать непосредственно руководителем музея или совмещать должность: 1 ставка – педагог, 0,5 ставки – директор школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, совмещение или в виде надбавок, премиальных выплат к базовому окладу.

Помимо двух приказов, в пакет учредительных документов, необходимых для открытия школьного музея, должны входить устав, а также свидетельство или паспорт.

Обязательные условия для создания школьного музея :

  • музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;
  • музейное собрание, составляющее фонд музея;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
  • интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

  • информативность – содержательное значение предмета;
  • аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
  • экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
  • репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.

Пример школьного музея

Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.

Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Филиал МБОУ «Первомайская средняя

Цель любого музея – формирование эмоционально–личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия. Школьный музей развивает активность учащихся в процессе сбора, обработки, оформления материалов, имеющих познавательную ценность.

Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач [1, с. 14].

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга [2, с. 165].

Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися. Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются учащиеся 6-11 классов в возрасте 12 – 16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – символической встрече прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника.


Практическое краеведение неизбежно связано с выявлением и собиранием различных материалов, отражающих социальную и естественную историю региона. Накопление этих материалов, в первую очередь, подлинных традиционных памятников истории и культуры, вызывает необходимость их презентации, общественного предъявления. Наиболее распространенной и универсальной формой собирания, обеспечения сохранности и общественного использования движимых памятников природы, истории и культуры является музей. Школьный музей, таким образом, обладает не только образовательным потенциалом, но и всеми свойствами, которые присущи музею, как научно — исследовательскому и культурно — просветительскому институту.

Во-первых, школьный музей представляет собой общественный институт. Это объясняется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что в учреждении образования он становится определенной формой детской общественной организации, объединяя детей на основе интереса к истории и природе родного края и их изучения музейно-краеведческими средствами.

Во-вторых, школьному музею присущи те черты, которые характерны для музея, как социального института. Он изучает исторические процессы и явления, комплектует, хранит и экспонирует памятники материальной и духовной культуры в соответствии с профилем и тематической направленностью.

В-третьих, школьный музей является эффективным средством обучения и воспитания в учреждении образования. При этом образовательно-воспитательная функция школьного музея имеет несколько потенциальных уровней реализации: это межпредметный кабинет, в котором педагоги проводят занятия по своим дисциплинам; это форма внеклассного дополнительного образования; это форма профессиональной ориентации учащихся.

Выбор профиля любого (в том числе школьного) музея, по существу, определяет цели, задачи и методики реализации его функции, составляет основу концепции развития школьного музея. Но профиль, основная тематика музея не является жесткой конструкцией, поскольку специфика школьного музея в том, что создаваемые в процессе творчества детей, родителей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут частично соответствовать какому-то профилю, сочетая в себе несколько направлений деятельности.

Краеведение — это наука, изучающая особенности развития природы и общества определенного региона силами его жителей. Следовательно, краеведение — это и методологический прием познания закономерностей развития общества через изучение и развитие своего края. Таким образом, школьные музеи фактически любого профиля могут считаться краеведческими.

Название музея имеет важное информационное значение, призванное показать статус музея, его место в музейной сети, его профиль, специфику документирующей и образовательно — воспитательной функцией, наименование учредителя. Программа деятельности музея и его создания обязательно должна быть сформирована таким образом, чтобы каждая ступень обучающихся достигала бы конкретных результатов в его осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший активное участие в деятельности музея, получил не только моральное удовлетворение от проделанной им работы, но и от осознания собственного вклада в общее дело.

Сложность социального статуса музея в том, что школьный музей — это общественное объединение в образовательном учреждении со своим руководящим органом (актив музея, собрание) и исполнительным органом (совет школьного музея). С другой стороны — это некое структурное подразделение образовательного учреждения, где руководитель школы несет непосредственную ответственность и за деятельность актива школьного музея и за исторические культурные ценности, находящиеся на хранении в музее, и за то, чтобы музей действовал в рамках существующего законодательства. Руководитель также следит за соответствием школьного музея к предполагающимся нормам для учреждений культуры.

Профильные функциональные группы: поисково-собирательная (осуществляющая комплектование музейной коллекции); фондовая (учет и хранение фондов); экспозиционно — выставочная (разработка и создание выставок и экспозиций); массово — просветительская (проведение экскурсий, бесед, лекций, встреч с гостями музея и интересными людьми, музейных праздников, других массовых мероприятий, организации публикаций в местных СМИ и т. д.), прикладная (мастерская ДПИ) необходимы для реализации основных направлений деятельности школьного музея. На практике часто сравнительно небольшой актив школьного музея организует и реализует все виды музейной деятельности, но даже и в этом случае необходимо создание ролевых функций для поддержания структуры музейной работы. Совмещение разных ролевых функций в школьном музее может способствовать расширению диапазона специализации учащихся в области музейного дела, формированию их организационных и исполнительных навыков.

Работа со школьниками на территории этнографического музея является ярким примером деятельностно — субъектного подхода в дополнительном образовании, реализуемого в средней общеобразовательной школе.

Вторым немаловажным компонентом деятельности музея является работа мастерской декоративно — прикладного творчества, где дети, изучая подлинные вещи в экспозиции музея, учатся создавать творческие работы, придерживаясь народных традиций (на примере освоения берестяного творчества, шитья по народным традициям национального костюма, ткачества). Также принцип реконструкции, возможности участия школьников в создании музейного пространства позволяет поддерживать живую и непосредственную среду для общения.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, образовательное учреждение, музей, учреждение образования, музейная деятельность, работа, Российская Федерация, экспозиция музея.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель любого музея – формирование эмоционально–личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия. Школьный музей развивает активность учащихся в процессе сбора, обработки, оформления материалов, имеющих познавательную ценность.

Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач [1, с. 14].

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга [2, с. 165].

Одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися. Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются учащиеся 6-11 классов в возрасте 12 – 16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников. Участие в конференциях НОУ формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме – символической встрече прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника.

Читайте также: