Кто в отечественной педагогике разрабатывал проблему сенсомоторной готовности дошкольников к школе

Обновлено: 02.07.2024

Аттестация для воспитателей на 1 и высшую категорию

Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования?

?) Программа должна строиться на принципе личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с детьми

На основании санитарно - эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.4.1. 1249-03 продолжительность занятий для детей 5-го года жизни (средняя группа) не более:

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в котором закреплены новые вариативные модели дошкольного образования было утверждено:

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит:

?) научно обосновать технологию и методику образовательно-воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп

?) В.Г. Алямовская, М.Ю. Кистяковская, В.Т. Кудрявцев, Н. Н. Кожухова, Э.Г.Степаненкова, С.Е. Шукшина

?) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве

?) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества

?) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования

?) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей

На что следует обратить внимание воспитателям при организации процесса нравственного воспитания дошкольников в ДОУ?

Какой документ определяет цели, задачи и содержание преемственности дошкольного и начального образования ?

?) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве

?) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования

?) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества

?) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей

Перечень документов для зачисления в детский сад в 2021 году

  1. Свидетельство о рождении. (копия и оригинал)
  2. Свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (копия и оригинал)
  3. Медицинское заключение (от педиатра)
  4. Паспорт мамы и папы ребенка (копия и оригинал)

Распечатать все документы для вновь поступающих с сайта и заполнить, не проставляя номера и даты:

  1. Личное дело
  2. Опись
  3. Расписка
  4. Заявление о приеме
  5. Согласие на обработку персональных данных
  6. Заявление-разрешение (копии паспортов, кому будите доверять ребенка)
  7. Договор 2 экземпляра
  8. Анкета

Все документы сложить в скоросшиватель и 10 мультифор к ней.

Документы для поступающих в детский сад в 2021 году:

Документы

ПОСТАНОВКА В ОЧЕРЕДЬ

У вас есть возможность записать ребенка в детский сад или узнать номер очереди Вашего ребенка в электронной базе данных по электронному адресу:

Необходимые документы для постановки ребёнка на очередь в детский сад

ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ

Перечень документов требуемых для оформления компенсации


Ключевые слова: готовность к обучению в школе, подготовка к школе, дошкольный возраст.

Поступление ребенка в школу является одним из важных этапов его жизни, так как происходит резкая смена социальной ситуации, условий жизни ребенка, ведущего вида деятельности, требований к его личности.

Проблемой подготовки детей к обучению начали озадачиваться во второй половине XVIII в. под влиянием просветительского движения на Западе, когда под руководством И. И. Бецкого стали организовываться различные учебные заведения и воспитательные дома [7].

Так же следует отметить Ж. Ж. Руссо с его демократическими идеями о сенсорном воспитании ребенка и предоставлению детям большей самостоятельности [4].

Стоит упомянуть и о педагогической системе К. Д. Ушинского как о значимом и богатом наследии России. Его педагогические взгляды обеспечили связь обучения и воспитания, включающую в себя ценные идеи об особенностях психического развития детей, идеи об активности и деятельности в раннем возрасте, идеи о необходимости изучения детских игр, педагогическом значении сказок и т. д.

О значении труда и игр в воспитании у дошкольников сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов чувств, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения и т. д.), как о признаках готовности и способности к обучению говорит А. С. Макаренко.

Позже идеи К. Д. Ушинского о связи воспитания и обучения стал развивать А. В. Запорожец примерно в 75х гг. XX века. Ученый создал концепцию амплификации детского развития, указывая на явления акселерации и пластичности психики ребенка, тем самым предостерегая от форсирования реформы 1884 года о начале школьного обучения с 6-ти летнего детского возраста, доказывая, что не все дети к этому возрасту исчерпали возможности развития в рамках специфических детских видах деятельности [8]. Как считал автор, готовность к обучению в школе формируется неоднородно и достаточно большое количество детей достигает ее лишь к 7-ми летнему возрасту, вследствие чего период 6–7 лет у ребенка является наиболее важным в подготовке дальнейшему систематическому школьному обучению и адаптации к школе.

В СССР интерес к проблеме обучения детей в возрасте шести лет возник еще в рамках системы дошкольного образования в 20–30 годы. Тогда представители отечественной дошкольной педагогики (П. П. Блонский, Е. И. Тихееа и др.) включали в содержание образовательной работы в детском саду обучение детей грамоте, счету, ознакомление с простейшими геометрическими формами и телами. При этом, отмечалось плодотворное влияние раннего систематического обучения на их общее развитие и основная масса дошкольников поступала в школу с навыками чтения, что давало возможность для умственного развития детей [7].

Отметим, что одним из критериев поступления ребенка в первый класс является, так называемый паспортный возраст, что укреплялось в странах Западной Европы и России еще с XVII века. Это происходило в связи с переходом от индивидуального обучения к классно-урочной системе, которая требовала примерно одинакового исходного уровня развития и знаний обучаемых. Но надо сказать, что данный критерий не может являться безоговорочно истинным, поскольку у детей одного возраста очень часто наблюдаются большие различия в уровне общего развития, их подготовленности к систематическому обучению и адаптационным механизмам к школе [7].

На современном этапе развития образовательной системы дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. В связи с этим проблема качественной подготовки дошкольников к школьному обучению выходит на новый уровень и приобретает особое значение.

В настоящее время дошкольные образовательные организации строят свою деятельность с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). В государственном стандарте определены целевые ориентиры дошкольного образования, которые выступают в качестве психолого-педагогической и социально-возрастной характеристики достижений дошкольников по окончании детского сада. Одним из направлений работы по ФГОС ДО является формирование и развитие у воспитанников интеллектуального потенциала и личностных качеств, а также предпосылок учебной деятельности [10].

По ФГОС ДО, целевые ориентиры отражают содержание готовности дошкольника к обучению в школе и характеризуются овладением начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, о произведениях детской литературы, математики, живой природы. Способностью ребенка к проявлению инициативы, любознательности и самостоятельности в разных видах деятельности. Умением проявлять волевые усилия, следовать социальным нормам и правилам в процессе деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Формированием положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, толерантного отношения, чувства эмпатии к окружающему. Активным взаимодействием со сверстниками и взрослыми, участием в совместных играх, подчинением правил игры, а так же умением договариваться, учитывая интересы и чувства других, способностью разрешать конфликтные ситуации адекватно. Формированием воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Развитием соподчинения мотивов, умением строить речевое высказывание в ситуации общения, способностью к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения [10].

Установлено, что подготовка дошкольников к школьному обучению многогранная задача, которая охватывает разные стороны развития ребенка, а готовность детей к школьному обучению должна соответствовать такому уровню их развития, который способен освоить школьную программу при соответствующих условиях обучения.

Проблема подготовки детей к обучению в школе получила отражение в зарубежной педагогики, представителями которой являются: J. V. Atkinson, N. Armstrong, E. K. Beller, S. Strebel, A. Kern, D. E. Evans и др., и в трудах отечественных ученых и педагогов практиков: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.

Компоненты готовности к школе выделяет А. И. Запорожец, определяя их как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Ученый считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.

По мнению Д. Б. Эльконина, в определении готовности к школе важны такие аспекты, как произвольность, владение знаково-символическими средствами и навык принятия позиции, мнения другого человека.

Основным показателем, при характеристике психологической готовности дошкольников к обучению в школе, по мнению М. И. Лисиной, является уровень развития ситуативно-личностного общения. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития этих сфер будет определяющим в степени готовности к школе.

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья, с точки зрения В. Д. Шадрикова составляют фундамент школьной готовности: психологической, физиологической, социальной, личностной.

 произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

 уровень сформированности семиотической функции;

 личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

По мнению таких авторов, как Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, готовность к школе определяется тремя компонентами:

 физической готовностью (здоровье ребенка);

 интеллектуальной готовностью (состояние сенсорного развития, состояние познавательных процессов, умственное и речевое развитие);

 личностной готовностью (ориентировка в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициатива, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми). Все эти компоненты взаимосвязаны между собой.

Центральным психологическим новообразованием, которое может обеспечить готовность к обучению в школе — является воображение, отмечает Е. Е. Кравцова [5].

Как отмечает В. Р. Овчарова, готовность ребенка к обучению в школе будет определена его зрелостью в физиологическом и социальном отношении, а так же дошкольник должен приобрести определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития.

В структуру готовности к школе Т. И. Бабанова включает такие компоненты как: эмоционально-ценностный, содержательно-деятельностный, контрольно-регуляторный, которые отражают наиболее значимые стороны личностного развития дошкольников на пороге поступления в школу. Важным, при формировании готовности ребенка к школе является обогащение детского опыта, проявление субъектной позиции будущего первоклассника в познавательной деятельности и сфере общения.

В понимании Н. В. Нижегородцевой готовность к обучению в школе является интегральным (системным) свойством детской индивидуальности, включенной в систему образования, которое проявляется и развивается в процессе учебной деятельности под влиянием целенаправленного обучения и отражает общее (всеобщее), особенное и единичное в индивидуальном развитии учащегося на всех ступенях образования.

Взгляд Н. И. Селиверстовой на проблему готовности к школе отражает мысль о том, что «Наличие тех или иных конкретных знаний у ребенка не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли и т. д”.

В научных исследованиях выделены следующие вариации готовности:

 общая готовность и специальная готовность (С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Л. А. Парамонова, Е. А. Журова, Л. Н. Невская и др.);

 психологическая готовность (Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, Е. Е. Кравцова, Чуганова К. Е., Н. И. Селиверстова; В. Д. Шадриков);

 интеллектуальная или умственная готовность (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова и др.);

 эмоционально-волевая готовность или нравственно-волевая готовность (Д. Б. Эльконин; Т. И. Бабаева, М. А. Гринева, В. И. Логинова, Р. С. Буре, С. А. Козлова и др.);

 личностная готовность или мотивационно-личностная готовность (Л. И. Божович, Л. Г. Голубева, В. И. Ковалько, Р. В. Овчарова, Т. И. Бабаева; М. И. Кузнецова, Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева и др.);

 социальная готовность, социально-психологическая готовность или социально-личностная готовность (М. И. Лисина, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Л. В. Ивановская, Л. В. Ковалёва, Л. И. Божович, В. Г. Гаврилова, Г. Н. Марченко и др.);

 физиологическая или физическая готовность (Г. Г. Попов, Р. В. Овчарова, Л. Е. Журова, В. Д. Шадриков, Н. Д. Горелик, С. П. Ефимова и др.).

Основные термины (генерируются автоматически): школа, школьное обучение, готовность, обучение, дошкольное образование, уровень развития, проблема подготовки детей, ребенок, учебная деятельность, детский сад.

Читайте также: