Кто такой иоанн предтеча кратко

Обновлено: 05.07.2024

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы. Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.
Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона
Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона
Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя
Десница Иоанна Крестителя
Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью "Десница Иоанна Крестителя").

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью "Глава Иоанна Крестителя").

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Можно без преувеличения сказать, что до выхода Иисуса Христа на проповедь Иоанн был самым известным и уважаемым человеком в Израиле. Его суровый аскетический образ жизни (он обитал в пустыне, всю его одежду составляла грубая рубаха из верблюжьей шерсти, а еду — саранча и дикий мед), пламенные обличительные речи, основным содержанием которых был призыв к покаянию, сила убеждения — словом, весь его облик и поведение вызывали в памяти рассказы о древних пророках, которых на тот момент вот уже как триста лет не было в Израиле.

Предтеча: Идущий впереди

Именно в связи с тюремным заключением и казнью Иоанна Крестителя о нем и упоминает Иосиф Флавий в контексте повествования о поражении войска Ирода Антипы от набатейского царя Ареты. Последний узнал от своей дочери, которая состояла с Иродом в официальном браке, о том, что супруг хочет прогнать ее, чтобы жениться на Иродиаде. Обидевшись на зятя, он выступил против него и одержал победу. Ссылаясь на общественное мнение, Иосиф Флавий приводит точку зрения, что разгром Ирода — наказание Божие за казнь Иоанна Крестителя. О самом Предтече он пишет следующее:

Вершиной служения Иоанна Крестителя как друга жениха (Ин 3:29) — того, чьей задачей было подготовить народ к явлению в мир Спасителя, стало Крещение Господне. Возрастающая известность Иисуса Христа, Который после погружения в иорданские воды, вышел на проповедь Евангелия, стал совершать чудеса, исцелять и собирать вокруг Себя множество людей, вызвала ревность учеников Иоанна Крестителя. В ответ на их недоуменный вопрос об Иисусе, Иоанн смиренно засвидетельствовал о себе как о Предтече, исповедовал Христа Сыном Божьим и заявил: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин 3:30). Это умаление на фоне развития земного служения Спасителя и составило содержание последних месяцев жизни Иоанна Крестителя. Мы лишь однажды встречаем его после выхода Христа на проповедь — когда Иоанн, томясь в темнице, послал своих учеников к Спасителю, чтобы окончательно увериться, что Иисус действительно тот самый Мессия, Предтечей которого он был. Это не было проявлением недоверия, а лишь человеческим желанием того, кто не мог наблюдать за служением Спасителя собственными глазами, удостовериться, что Иисус — Сын Божий. С этой радостной уверенностью Иоанн Креститель окончил свою жизнь.

Кем был Иоанн Креститель и какова была его роль в спасении человечества? Что об Иоанне говорил сам Христос

Иоанн приготовил почву для новозаветного благовестия. Его миссия Предтечи Господня, то есть того, кто идет перед Господом, была призвана пробудить народ от духовного сна и создать условия для проповеди Иисуса Христа, пришедшего спасти человечество от греха и смерти. Для того чтобы принять это спасение, людям было необходимо измениться, то есть покаяться — ведь покаяние в буквальном прочтении и есть не что иное, как изменение. Именно поэтому призыв Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2) был главным содержанием проповеди Иоанна Крестителя. Другими словами, он говорил: Царство Небесное рядом, но чтобы войти туда, нужно измениться. Этот призыв новозаветного пророка сохраняет актуальность и сегодня. Он обращен к каждому из нас. Если мы услышим его, то тогда и на нас исполнятся пророческие слова Христа, сказанные в свое время апостолам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк 9:1).




Рождество Иоанна Предтечи. Икона. Новгородская школа. Конец XV — начало XVI в.

7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Ночь на Ивана Купалу на протяжении столетий была для наших предков-славян особенным временем, когда разводили костры, устраивали игры, гадания, водили хороводы. Одна из самых коротких в году, волшебная и удивительная по атмосфере — ночь в честь святого Иоанна Крестителя.

В Библии рассказывается о рождении Предтечи, аскетической жизни и трагической кончине. Кем он был? Какой след оставил в религиозной жизни своего времени? Что в его личности более всего привлекает современного человека? На эти вопросы отвечает протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга.

Иоанн Креститель — историческая личность

Рождество Иоанна Предтечи так же удивительно и прекрасно, как и Рождество Христа. Они находятся в астрономической симметрии. Рождество Христа связано с самым коротким днем и самой длинной ночью, а рождество Иоанна — с самым длинным днем и самой короткой ночью. То, что его рождество совпадает с языческими празднествами, лишь подчеркивает величие этого пророка, его уникальную роль в истории откровения.

В Евангелиях имя Иоанна Крестителя встречается 94 раза. Это самое упоминаемое после Иисуса Христа лицо Нового Завета и один из немногих персонажей, о котором мы знаем с момента его зачатия до момента смерти.

Слава смирения

Каждый из нас приглашен войти в это Царство. И каким бы ты ни считал себя меньшим среди меньших, Иоанн Креститель будет самым последним. Он — образ славы смирения. Когда мы говорим об Иоанне и Евангелии в целом, нужно на какое-то время отодвинуть в сторону наши представления о величии, потому что мы оказываемся в совершенно другом измерении. Смирение — когда человек себя не выпячивает. С одной стороны, ты человек сильный, влиятельный, важный, с другой — ты можешь повести себя так, будто тебя нет.

Смирение в этом случае становится царской добродетелью. Иоанн — величайший из людей, но в то же время он недостоин развязать ремни на сандалиях Мессии. Ему должно умаляться по мере того, как Мессия будет возвеличиваться.

Эти парадоксы Евангелия помогают христианину по-настоящему обрести радость в своей жизни, научиться ценить ее. Мы привыкли, что наши амбиции правят бал. И в той мере, в которой они удовлетворены, мы чувствуем себя счастливее или несчастнее. Но самореализоваться, найти свое место, чтобы кто-то мог тобой гордиться, чтобы ты вызывал восхищение, — это частичное счастье, внешнее. Иначе не было бы так много фрустрации в мире. Потому что сегодня людей есть все возможности — ходи на тренинги, реализуй себя, становись миллионером, делай, что хочешь. Но количество фрустрированных людей все больше. Просто потому, что счастье вообще не от этого зависит. Пример Иоанна Предтечи говорит, что блаженство совершенно в другом: понимать, что счастье — это не когда за тобой идут (чаще всего это заканчивается разочарованием и катастрофой), а когда благодаря тебе идут навстречу Христу.

Друг жениха и Ангел пустыни



Иоанн Предтеча из Деисусного чина. Константинополь, XIV в. Русский музей

Вместе с тем представьте себе икону из Русского музея, где вы видите абсолютно безмятежного, гармоничного, кристального человека. Он интеллигент, в самом благородном значении этого слова; человек, который заключает в себе такую мощь духа, которая внешне выражена в мягкости и гармонии.

Пророк двух Заветов, глас вопиющего в пустыне

Рождение Предтечи — начало Благовестия

Тем не менее человек остается человеком — сомневающимся. Поэтому Захарии как знак даны глухота и немота, пока не исполнятся слова ангела. Вера — это всегда путь, который нужно проделать, болезненный, трагический, драматический. Недаром лабиринт — символ этого пути в христианском искусстве. Это инициация. Нужно умереть и нужно родиться, нужно пройти через испытание, неполноценность, чтобы проснуться совершенно другим человеком.

И все это произойдет, когда Иоанн Креститель родится. Его рождение будет как яркая вспышка, взрыв. Когда при обрезании встает вопрос о наречении имени, Елизавета называет сына Иоанном. По обычаю требуется согласие отца. В тот момент, когда Захария на табличке пишет имя Иоанн, он дает Богу согласие, и история может продолжаться.

При чем тут алкоголь?

Для современников и для самого Захарии Иоанн Креститель — назорей (нацер или назир). Это люди, которые приносили временные обеты, посвящая себя Богу. В знак принадлежности Ему они не подстригали волос (история Самсона, Самуила), не пили вина, ничего хмельного. В Новом Завете, помимо Самого Христа, назореем был апостол Павел, что многое объясняет в его судьбе и писаниях.

Иоанн Креститель посвящен Богу, он назорей от утробы матери, то есть на всю жизнь, продолжающуюся в вечности. Ученики Иоанна в дальнейшем будут спорить с учениками Христа. Иоанн настоящий назорей, не ест и не пьет. На его фоне Иисус — странный раввин, который любит застолья и с праведниками, и с грешниками. Он как будто не назорей. Назорей, согласно ветхозаветным пророкам, в частности Амосу, — это образ того, кем может быть сын Израиля, самый совершенный пример, идеал для подражания. Но для христиан образ посвященности Богу — это крещение.

Об именах

Царство Божие для всех

30 лет спустя Иоанн Креститель возвещает людям то, что будет проповедовать Иисус: настала полнота времен, Царство Божие уже близко. Эта проповедь предшествует появлению Христа.

К Предтече приходят блудницы, преступники, мытари, римские солдаты-оккупанты. Это не только иудеи, но и язычники, которые хотели стать иудеями, частью народа, наследниками Завета. Потрясает, с какой добротой Иоанн с ними обращается: и вам есть место в Царствии Божьем. Для этого просто не нужно грабить. Довольствуйтесь тем жалованием, которое получаете. Мир погрязает в коррупции, но вы в этом не участвуйте. Царство Божие не для избранных — для меня и моих друзей. Оно для всех. Не в моей компетенции распоряжаться им.

Наконец, к Иоанну приходит Иисус. Это первое Его появление на публике. Он еще никак Себя не зарекомендовал. Кто-то знает о Его существовании, поскольку живет рядом. Но никто не знает, кто Он.

Радость свидетельства

Первый век — это эпоха духовного пробуждения, величайшего накала религиозных чувств, напряженного ожидания Спасителя. Атмосфера в воздухе грозовая. Каждый иудей ежедневно молится о пришествии Мессии. И эти мессии появляются. Об этом пишет Иосиф Флавий. Некоторые из них объявляют себя пророками, другие — священниками, третьи приходят как цари. И каждый раз народ идет за ними. Нередко это заканчивается кровопролитием. Люди ошибаются. Но никто не впадает в депрессию. Да, мы ошиблись, это не тот, кого мы ждали. Но мы продолжаем бодрствовать.

Вроде бы ничего особенного не происходит. Но случилось нечто невероятное. Святой Дух действует. Он открывает Иоанну происходящее — и тогда, до его рождения, и много лет спустя.

Кто изобрел Крещение

Крещение изобрел не Иоанн Креститель. Это ритуал, который существовал задолго до него. В иудейском мире было много ритуальных омовений, предписанных Законом. И сегодня, если вы совершаете паломничество в Святую землю, вы можете увидеть особые бассейны — миквы. Это большие сосуды для омовения со стоячей водой, которые были в домах, синагогах, на пути паломников. Особенно много их было вокруг Иерусалимского храма. Для того, чтобы приступить к богослужению, необходимо совершить омовение. Это очищение от нечистоты, физической и нравственной. Священникам оно давало право приступить к священнодействию.

Во времена Иоанна Крестителя возникают особые движения, общины, о которых сохранилось очень мало письменных свидетельств. Мы много знаем о фарисеях, саддукеях, ессеях. Но о баптистах того времени почти ничего не пишут. Эти люди были настолько убеждены, что Царство Божие уже на пороге, что у них просто не оставалось времени что-то еще писать.

Мессия придет с минуты на минуту. И, чтобы быть готовыми, они совершали не просто омовение рук и ног, а полное погружение в воду, с головой, чтобы потом вынырнуть, получив власть принять Мессию. Для этого застоявшаяся, мертвая вода не годится. Нужна вода живая, которая течет в реке или около источника. Именно это они называют крещением — погружение в живую воду.

Некоторые их них совершают это каждый день в знак живого, трепетного ожидания и готовности к наступлению нового Царства. Но внешний жест — это лишь проявление того, что внутри. Ты готов к новому рождению, как младенец, который готов выпрыгнуть из утробы матери. Эта перемена называется метанойа — то, что мы называем покаянием. Не просто нравственное раскаяние, а полное обновление существа, по-настоящему новое рождение.

В крещении это называется пакибытие. Это то, что будет после смерти и одновременно уже здесь и сейчас.

На берегу Иордана

В отличие от тех крещений, крещение Иоанна — уникальный ритуал, который совершается один раз в жизни. Поэтому люди стекаются к нему с энтузиазмом, пламенным желанием вступить в новое Царство. Все это совершалось в живой воде, на берегу Иордана. Это то самое место, где народ Израиля входил в Землю обетованную под водительством Иисуса Навина. Это возвращение к тому, что народ пережил в Красном море: момент умирания и возрождения к новой жизни.

Ессеи и пустыня

Ессеи (ответвление иудаизма) жили недалеко от того места, где Иоанн крестил, в местечке Кумран. Когда мы были с группой паломников в Кумране, экскурсовод рассказывал, что Иоанн был в течение трех лет послушником у ессеев, но его не приняли. Однако он многое усвоил, находясь в их общине: ожидание Мессии, жажду сохранить чистоту, понимание роли омовений, любовь к словам пророка Исаии:

Но, в отличие от ессеев, Иоанн Креститель был очень демократичен, открыт для всех. Для ессеев пустыня была убежищем, куда они бежали от злобы мира и нечистоты. И Мессия тоже должен прийти в пустыню, поэтому они были как бы на передовой ожидания. Для Иоанна Крестителя пустыня была, наоборот, самым густонаселенным местом, куда приходили толпы людей. Это место, где человек ближе всего к Богу, где Бог назначил ему свидание. Поэтому Иоанн — Ангел пустыни.

Зачем Иисусу крещение?

Смирение другого может оценить лишь тот, у кого тоже есть смирение. Именно оно позволяет Иоанну Крестителю понять, для чего приходит Христос, — взять на Себя все последствия греха и смерти, в которых Сам Он не виноват. Это вызывает удивление Иоанна. Грешникам есть в чем покаяться, от чего очиститься. Они могут радоваться, получив прощение. Но Христу это не нужно. Он пришел, чтобы стать частью Своего народа, соединить Себя с теми, кто нуждается в исцелении.

Один проповедник привел такой образ: это как если бы праведник, чтобы явить сострадание к грешнику, вдруг бы себя инфицировал какой-нибудь болезнью. Просто чтобы другой, кто от нее страдает, почувствовал, что он любим.

Христос приходит не только как царь, священник и пророк, но как раб Яхве, страдающий Отрок. Он действительно царь, но царь, который служит, не такой, как все другие цари. Священники величаво священнодействуют, живут от алтаря. А Он священник, который приносит Себя в жертву. Он пророк, который в Своей плоти исполняет пророчество. То, о чем говорили ветхозаветные пророки, становится реальностью Его жизни, той болью, агонией, через которую Он пройдет.

Христос — часть народа. Адам — конкретный человек, но одновременно — и все человечество. Иисус из Назарета — это конкретная человеческая личность, вместе с тем Он — весь народ, некая коллективная личность. Он берет на Себя все тяжкие последствия греха и смерти. Поэтому Он погружается в воды Иордана. Это символ очищения, но одновременно и образ смерти, хаоса, небытия (как Ноев потоп). Это образ ада как абсолютного насилия и обесчеловеченности. Иисус, погружаясь в Иордан, переходит его, как народ перешел с Моисеем через Чермное море, чтобы войти в Землю обетованную, прообраз Божьего Царства. И Иоанн Креститель открывает дверь, через которую Мессия в это Царство входит.

На берегу Иордана мы видим откровение Бога-Троицы, потому что для Христа важно услышать, кто Он, кто Его Отец, что вся полнота Божества сопричастна происходящему. Мы оказываемся в эпицентре встречи, где человеческая история пересекается с Божественной вечностью.

Трагическая кончина и исполнение предназначения

Танец Саломеи — известный эпизод, который вдохновлял многих художников и поэтов. Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, Оскар Уайльд, Рихард Штраус, Гюстав Флобер — целая плеяда великих мастеров. Но сам по себе он абсолютно отвратительный.


Сандро Боттичелли (1445–1510). Саломея с головой святого Иоанна Крестителя. 1488 г.

Величайший из людей так трагически заканчивает свой путь, став жертвой семейной интрижки и коррупционеров. Можно сказать, что это удел пророков и праведников. Многие пророки в Ветхом Завете так и заканчивают. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, — даже не настоящий царь, он самозванец, узурпатор. Он не только не правоверный иудей, но вообще ни во что не верит. Он старается не раздражать свой народ и считается с бандой своих же коррупционеров — военачальников, вельмож, галилейской знати. Все узурпаторы параноики. Люди, которые пользуются такой любовью и доверием в народе, как Иоанн, не могут не раздражать тиранов. К тому же пророк — это голос совести. А Иоанн выступил против кровосмесительного брака царя с женой его сводного брата. Поэтому Ирод арестовывает Иоанна Крестителя и помещает его в крепость, где пророк позже принимает смерть.

Иоанн заканчивает свой путь, исполнив свое предназначение. Он Предтеча, Креститель, он тот, кто приготовил дорогу Мессии, кто открыл дверь в Царство Божие. Его миссия исполнена. И он знает, что Мессия уже пришел. Иоанн умер смертью, которая предвосхищает смерть Христа. В этом он тоже пророк и предтеча. Иисус погибнет через три года, на основании не менее омерзительно приговора, при том же самом царе Ироде Антипе.

Иоанн был светильником, чтобы светить во тьме. Но как только восходит солнце, светильник уже не нужен. Христос выходит на проповедь, принимая эстафету, подхватывает выпавший факел из рук Иоанна Крестителя.

Тот, кто ведет ко Христу

Для каждого важно ответить на вопрос: кто для меня Иоанн Креститель? Учитель, наставник, который ведет к подлинному Учителю и Наставнику? Великий пророк, праведник, человек Божий? В православной традиции он всегда изображен на иконостасе рядом со Христом во славе. Для всех, кто заходит в храм и видит эту икону, Иоанн Креститель — это тот, кто ведет ко Христу. Он, как и Божия Матерь, самый близкий к Нему человек, заступник, адвокат перед Судьей. И при этом он самый меньший в Царстве Небесном.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Читайте также: