Что означает экологизация развивающей природной среды в доу

Обновлено: 05.07.2024

Экологическое пространство – это условное обозначение специально созданных в дошкольном учреждении мест, частей помещения, которые используются для размещения на них природных объектов в определенном порядке и сочетании.

Экологическое пространство содержит разнообразные природные объекты, которые применяются для экологического воспитания ребенка, развития его экологической культуры.

Объекты природы необходимо использовать в дошкольном учреждении, так как они позволяют развить у детей навыки бережного отношения к природе, сформировать основы экологической культуры, а также применяться для познания природы и оздоровления детского организма.

Экологическое пространство организуется различными способами и имеет свои особенности построения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Организация экологического пространства в ДОУ 410 руб.
  • Реферат Организация экологического пространства в ДОУ 220 руб.
  • Контрольная работа Организация экологического пространства в ДОУ 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Значение экологического пространства в ДОУ и принципы его построения

Экологическое пространство может быть организовано двумя основными формами:

  1. Создание уголков природы внутри помещений дошкольного образовательного заведения. В этом случае, можно создать уголки природы различной тематике в учебных комнатах, комнатах отдыха ребенка, в столовой, в отдельном помещении.
  2. Использование территории дошкольного образовательного учреждения для создания экологического пространства. Это актуально в том случае, если ДОУ располагает хорошим участком, который можно озеленить, то-то посадить на нем.

Экологическое пространство дошкольного образовательного заведения создается таким образом, чтобы дети могли общаться с природой, учиться взаимодействовать с ней и ее объектами, развивать представления об устройстве окружающего мира и законах его функционирования.

Экологическое пространство ДОУ имеет важное значение. Оно позволяет:

  1. Развивать познавательную деятельность ребенка;
  2. Активизировать любознательность детей;
  3. Способствует эколого-эстетическому развитию подрастающего поколения;
  4. Оздоравливать детей;
  5. Сформировать нравственные принципы поведения и ориентиры жизнедеятельности;
  6. Усвоить навыки грамотного экологического поведения и общения с природными объектами;
  7. Экологизировать разнообразные виды деятельности дошкольников.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Создание экологического пространства в ДОУ основывается на следующих принципах:

  • Принцип соблюдения дистанции. Он означает, что объекты природы необходимо располагать на некотором удалении друг от друга, сохраняя при этом их взаимодействие.
  • Принцип активности, самостоятельности и творчества. Создание экологического пространство должно развивать творческую активность учащихся, активизировать их познавательную заинтересованность и развивать навыки самостоятельной деятельности.
  • Принцип устойчивости экологического пространства. Необходимо построить пространство таким образом, чтобы оно имело возможность стабильно развиваться с сохранением, присущей ей динамики развития.
  • Принцип открытости-закрытости. Он означает, что природную зону, объекты природы необходимо располагать таким образом, чтобы они обеспечивали единение человека и природы.
  • Принцип комплексности и гибкости. Он означает, что экологическое пространство должно включать в свой состав комплекс природных объектов, которые будут располагаться в определенной зоне, и она будет гибкой, на случай необходимости смены места расположения природного объекта, появления нового объекта, требующего дополнительного пространства и т.д.
  • Принцип положительного воздействия экологического пространство. Оно должно вызывать у детей положительные эмоции, способствовать их эмоциональной разрядке, а также создать условия эмоционально благоприятные для каждого ребенка и воспитателя.
  • Принцип индивидуальности. Создание среды должно производиться на основании возрастных и половых различий детей, их интересов и потребностей.
  • Принцип сочетания. Он предполагает использование в экологическом пространстве классических и нестандартных объектов и методов их эстетического построения.

Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Модель экологического пространства в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ




Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

Ирина Остапенко

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети сразу хотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

Чтобы иметь представление на эту тему, я кратко ее раскрою, подводя к понятию эколого — развивающая среда.

• Начнем с того, что экология – это наука, изучающая жизнь организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среды.

• Окружающая среда – это живое и неживое вокруг нас.

• Для человека окружающая среда – это все, что мы видим, и многое из того, чего невидим вокруг себя.

Соединив три определения можно сказать, что человек живет в экологической среде и является её составляющей частью. Но так, как мы многого не видим, часто не придаем значения микромиру вокруг нас, по тем или иным причинам, мы можем восполнить этот пробел и создать развивающую экологическую среду.

, чтобы понимать, в каком направлении вести работу для создания
развивающей экологической среды. Вспомним, что экология –это наука, изучающая окружающую среду вокруг нас, мы часть этой среды – часть экологии. Чтобы дать элементарное представление об экологии детям, нужно создать эколого – развивающую среду, для глубокого изучения и представления окружающей среды. Так как речь идет о дошкольном учреждении, будем создавать ее там.
Итак, экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Для того, чтобы образовательное пространство выступало, как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая средав детском саду должна способствовать:

1. познавательному развитию ребенка;

2. эколого-эстетическому развитию;

3. оздоровлению ребенка

4. формированию нравственных качеств

5. формированию экологически грамотного поведения;

6. экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность, возраст детей.

Естественно для того, чтобы эколого — развивающая среда способствовала развитию ребёнка,нужны следующие компоненты:

1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные)

2. мини лаборатория (материалы для экспериментирования, природный материал)

3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы)

4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр

5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры)

ВСЕ ЭТО позволяет изучить мир вокруг нас.

А, вот благодаря библиотеке мы можем прочитать и представлять очень многое.

НАПРИМЕР: Узнать наименование животных Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии, чем они питаются, о среде их обитания,

. Для этого необходимо использовать природный материал. Как правило, он разной формы, цвета и размера. Именно эти его свойства положительным
образом влияют на развитие сенсорной системы, мелкой моторики. А это, в свою очередь, имеет значение для последующего комплексного развития познавательной сферы ребенка, элементарных математических представлений, а также всех компонентов речевой системы.
Природа для ребенка всегда будет источником новых знаний о различных природных явлениях. Только умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычки делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – эти два развития единый процесс.

Благодаря эколого-эстетическому развитию идет нравственное воспитание. Только в дошкольном возрасте можно формировать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. По мере взросления ребенка постепенно меняется мировоззрение, изменяется представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, воспитывать в ребенке экологическую грамотность, через бережное и любовное отношение к природе человека на нашей планете.

В заключении хотелось бы сказать, что эколого – развивающая среда в дошкольном учреждении, позволяет получить экологическое воспитание. В свою очередь, экологическое воспитание позволяет познавать природу, через наблюдения с использованием чувственного метода. Экологическое воспитание связано с наукой экология, которая связана с непрерывным процессом обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности.

НАПРИМЕРЕ, любимого и весьма доступного опыт с луком, который дети сами сажают в разный грунт, поливают, выращивают и наблюдают за процессом роста. Как мы знаем ЛУК – это продукт питания. Выращивание детьми продукции, используемой непосредственно в рационе питания детей, используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.

Уход за цветами в группе способствуют формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы. Идет приобщение их к посильному труду по уходу за растениями и огородом.

Экологическое воспитание направленно на развитие и формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности является Экологическим образованием.









Организация групповых уголков природы

Организация природных уголков в помещениях дошкольного образовательного заведения позволяет организовать наблюдение за различными природными объектами, динамикой их развития в течение длительного временного промежутка. Кроме того, это обеспечивает непосредственную близость ребенка к природным объектам.

Уголок природы формируется в комнате определенной возрастной группы дошкольников посредством посадки комнатных растений в горшках или установки аквариума. Можно, также, поставить клетку с птицей (например, попугаем) или грызунами (хомячки, морские свинки).

Все объекты природного уголка должны активно использоваться в воспитательном процессе. Дети должны принимать участие в посадке комнатных цветов, уходе за аквариумом: чистка, кормление рыб, кормить птиц и грызунов и т.д. Воспитатель рассказывает детям о периоде созревания комнатных растений, их цветении, знакомит их с жизнедеятельностью и режимом дня обитателей аквариума.

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения — это возможно путем создания разнообразных центров природы в групповых помещениях.

При оформлении центров природы воспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление центра природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие центра в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ центров природы:

• должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Значение центров природы в ДОУ:

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Постоянные обитатели центров природы в детском саду — комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В центр природы младших групп помещают растения, имеющие:

-четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. В оспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

В средней группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Центр природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений.

Временные обитатели центра природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения.

Совместно с воспитателем ведется дневник наблюдений за ростом и развитием растений

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

• натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи,

• наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

• книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

• рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

• материал для труда.

• оборудование для экспериментов.

• для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

• для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

• дидактические игры природного содержания.

инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Содержание и оформление центра экспериментирования

Для оформления центра экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:

• природные материалы, такие как: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, желуди, сухие листья;

• некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, мука, крупы, также семена растений;

• тематические пособия, книги обучающего характера;

• приборы для проведения опытов. В зависимости от возраста малышей, используются: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;

• также цветная бумага, картон, ножницы, ткани, обрезки кожи, мех; резиновые игрушки, контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;

• пищевые красители, гуашь;

для малышей старшей группы в уголке помещают схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов.

Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для центра экспериментирования, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того, должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

Содержание центра экспериментирования в ДОУ

В младшей группе в силу особенностей психического развития ребенка 3-4 лет стоит отказаться от экспериментов, приводящих к сложным логическим выводам.

Центр экспериментирования в средней группе также стоит укомплектовать семенами растений. Опыты с семенами крайне интересны для детей среднего детсадовского возраста.

Центр экспериментирования в старшей группе стоит дополнительно оснастить пробирками с некоторыми химическими веществами – например, йодом, марганцовкой, спиртом, а также пипетками и шприцами (без игл) Интересным дополнением экспериментального уголка в детском саду может стать муравьиная ферма, сейчас продаются необычные конфигурации муравьиных ферм с прозрачным гелем. Воспитанникам будет крайне интересно и познавательно наблюдать за строительством муравьиной колонии.

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

Закончить свое выступление хотелось бы словами выдающегося советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Развивающая среда для экологического образования:

Наиболее значимой и важной задачей в работе ДОУ в последние годы стало создание системы экологического воспитания. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. Психологи и педагоги

считают, что для успешного развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, необходима развивающая среда.

Экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);

оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Элементы развивающей среды

Элементы

Функциональная роль

Формы и методы работы

Экологическая комната (класс)

Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы.

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Проведение исследований, эксперементирование, наблюдение.

Познавательная, формирование интереса к чтению.

Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов.

Воспитание трудовых навыков,эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование эколгически чистого урожая, знакомство с проавилами экологической безопасности.

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)

Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы.

Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников.

Музей, картинная галерея.

Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ.

Эстетическая, развитие фонтазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках.

Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).

Познавательное, эмоциональное, эстетическое развитие, интелектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.

Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ.

Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования.

Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.

1. Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-оборудование для организации опытнической деятельности;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

2. Экологическая комната.

Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В экологической комнате могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:

- зона обучения. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей;

- зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала;

- зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;

- зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания. В зоне библиотеки могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.

3. Лаборатория

Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Можно выделить несколько видов лабораторий:

- лаборатория в отдельном помещении,

- в экологической комнате,

- в группе (мини-лаборатория),

- лаборатория на территории детского сада.

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.

4. Музей природы родного края

Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.

Содержательное наполнение музея природы:

Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.).

Принципы отбора объектов для зоны коллекций:

-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);

-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);

- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений);

-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).

Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).

Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.

Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.

Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.

1.Интересные природные объекты (лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород).

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

1.Газина О. М., Фокина В. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – М., 2013.

2.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гуманит. ун-та, 2008. –326с.

3. Лобанова. Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности
дошкольников. Учебно-методическое пособие Балашов 2005. стр

4.Медведев В.И., Алдашева А.А. М42 Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с.

Автор: Михеева Надежда Юрьевна
Статья раскрывает суть познавательного интереса дошкольников и условия формирования познавательного интереса к объектам природы посредством экологизации развивающей среды

Автор: Михеева Надежда Юрьевна

Экологизация развивающей предметной среды как условие формирования познавательного интереса детей к природному окружению.

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и её ведущие понятия выдвигают необходимость создания определённых условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребёнка, в пространство его жизнедеятельности. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения, составляют развивающую экологическую среду, необходимую для формирования познавательных интересов детей.

Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск, исследовательский подход, догадка. (19, 24)

Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (что такое? почему? откуда?), а не просто быть потребителем информации о них.

Известный исследователь в области экологического воспитания детей дошкольного возраста Н. Рыжова (33,12) так же считает, что одним из важных условий формирования познавательного интереса к объектам природы является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, соответствующая целям создания развивающей предметной среды как таковой. Она должна способствовать развитию ребёнка в целом, как личности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребёнка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализация новых представлений об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для :

(создание условий для его познавательной

(привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение

перед искусственными объектами);

использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирование нравственных качеств ребёнка

(создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и обращения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитания чувства ответственности

среды, эмоционального отношения природным объектам);

формирование экологически грамотного поведения

(развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

различных видов деятельности ребёнка

(условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по

Экологические пространства на участке ДОУ. Благоприятный микроклимат возможен, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории, зелёную зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники -

учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими своё помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетних подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних - ноготки, космея , бархатцы, эшшольция , петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети ещё не разошлись на летний отдых, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха.

Современный подход к созданию цветника

Цветники - элемент дизайна, над которым работают, когда определены функциональные зоны участка, проложены дорожки, высажены деревья и кустарники, сделан газон. Образно говоря, цветники - это украшения, которые мы достаём, когда полностью готовы к выходу в свет. (4,9)

Планировка цветников может быть регулярной и свободной, что соответствует двум основным стилям в ландшафтной архитектуре. К регулярным цветникам относятся бордюры, рабатки, клумбы, партеры и модульные цветники. Ландшафтные виды цветочного оформления - группы, миксбордеры, рокарии - более разнообразны и сложны, чем регулярные виды. Сегодня самыми распространёнными видами цветочного оформления на небольших участках являются группа (посадка, состоящая из растений 3 -5 видов) и миксбордер. Миксбордер - смешанный цветник, в котором ритмично располагаются растения разной высоты и окраски. Чтобы упорядочить и облегчить себе работу по подбору растений для смешанных цветников, необходимо соблюдать следующие правила:

Только постоянно наблюдая за растениями, а ещё лучше, записывая свои наблюдения в ежедневник, через какое-то время возможно будет точно узнать, из каких растений и как лучше скомпоновать цветник. Например, царственные красавицы лилии декоративны только в момент цветения. Всё остальное время они медленно угасают. Та же картина наблюдается у колокольчиков (за исключением низкорослых). Большинство сортов флокса метельчатого имеет постепенно оголяющиеся нижние части стебля. Так же ведут себя гелениум и лихнис халцедонский (к тому же и тот и другой имеют склонность к разваливанию куста). Определив на практике достоинства и недостатки отдельных культур можно размещать растения в цветнике с лёгкостью профессионала.

Подбор растений для цветника на участке детского сада

Правильно спланированный и хорошо озелененный цветник - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с декоративно-цветочными растениями. Особое значение имеет хороший цветник в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны и до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, космея , мак, настурция, календула и т.д.).

Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, маргаритка, незабудка и т.д.

Многолетние растения - это растения, живущие несколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной ещё до всходов летников (крокус, мускарии , тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегетативным путём. К многолетним относятся флокс, пион, георгин, ирис, люпин, гладиолус и т.д.

Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солнцем участках появляется крокус - многолетнее клубнелуковичное растение из семейства Ирисовые. Его можно сажать в рокариях , на газонах или рабатках. Крокусы - самые популярные клубнелуковичные растения, не требующие сложного ухода. Сажают их осенью, в начале сентября, пересаживают один раз в 3-4 года. Уход заключается в поливе, рыхлении почвы.

Красочными пятнами можно посадить мускарии . Стебли высотой 10-20 см. Цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые собраны в полное соцвети е- кисть. Цветёт в мае-июне. Мускарии можно сажать под деревьями и невысокими кустарниками, а также в рокариях . Уход заключается в поливе, осторожном рыхлении.

Тюльпан и нарцисс можно выращивать в отдельных группах или в сочетаниях с другими луковичными. Они цветут с конца апреля и до конца мая. Нарцисс следует пересаживать один раз в 3-4 года. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений и пожелтения листьев, хорошо просушивают, а затем, в сентябре, снова высаживают в грунт (на постоянное место) на глубину в три высоты луковицы. Луковичные растения можно сажать в любом месте цветника.

Ранней весной участок детского сада украшает разноцветная примула, или первоцвет. Однотонным бордюром ее можно высадить на рабатках. Примула неприхотлива, хорошо переносит пересадку. Размножается весной и осенью делением куста, семенами. Растет на солнечном месте и в полутени.

Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цветников, следует использовать в озеленении группу растений: маргаритку, анютины глазки, незабудку и т. д. Они неприхотливы, цветут даже без особого ухода, не боятся весенних заморозков.

Анютины глазки, виола, фиалка трехцветная - это многолетнее растение можно посеять семенами в июне-июле на затененную грядку. Весной растения будут свежими, с крупными бутонами. Массовое цветение продлится до июля-августа. Уход заключается в поливе, своевременном подрезании кустиков (не давать вытягиваться), присыпании землей.

Маргаритка. В средней зоне это многолетнее растение выращивают как двулетник. Обильно цветет с мая по июль на открытых местах и в затенении. Свежее бело-розовое растение нарядно на рабатках, газонах. Хорошо зимуют, не боится вымокания . В процессе цветения важно обрывать (отрезать) увядшие соцветия, которые портят внешний вид цветника.

Голубая незабудк а- это многолетнее растение радует глаз в весеннем цветнике между разноцветными тюльпанами и белыми нарциссами. В декоративном садоводстве используют незабудку болотную, альпийскую и лесную. Они цветут практически в любом уголке сада, но на ярком солнце бледнеют (выгорают). Незабудки до конца июня украшают цветник. Растение дает обильный самосев. Незабудки, анютины глазки, маргаритки украшают участок вплоть до цветения однолетних растений.

К концу июня начинают обильно цвести однолетние растения. Наиболее неприхотливые, рекомендуемые для озеленения участков детского сада - календулы, петуния, антирринум, настурция, бархатцы, лобелия, космея , портулак и т. д.

Бархатцы - однолетние растения. Бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные. Есть махровые формы. Листья и цветки имеют сильный терпкий запах. Растут быстро, цветут до заморозков. Размножаются семенами.

Календула, ноготки. Однолетнее растение, обильно и продолжительно цветущее до заморозков. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Свое название получила за своеобразную форму семян, напоминающих ноготки. Разрастается в сильные высокие (до 60см) ветвистые кустики, с большим количеством цветков от светло-желтого до оранжевого цвета. Есть махровые формы. Размножается легко семенами (самосадом).

Космея , космос, красот а- это высокое изящное однолетнее растение, со звездообразными белыми, розовыми, бордовыми цветками. Цветет обильно до глубокой осени. Размножается семенами. Хорошо растет на солнечных участках с относительно бедной почвой.

Настурция, капуцин - очень декоративное, теплолюбивое, светолюбивое однолетнее растение, с яркими бархатистыми цветками ( от бледно-желтого до темно-бордового цвета). Цветки простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина: листья похожи на щиты, а цветки - на шлемы. Семена сажают в грунт в апреле -м ае. Цветет до поздней осени, особенно обильно на солнцепеке; в полутени образует большие листья. Обильно поливают.

Петуния. Однолетнее растение, имеющее разнообразную окраску: кремовую, белую, лиловую, фиолетовую, разных оттенков красного цвета. Есть махровые формы. Предпочитает открытые солнечные места. Цветет до заморозков.

К концу лета зацветают многолетники : флокс, рудбекия (золотой шар) и т. д. Продолжают цвести многие однолетние и двулетние растения (астра, виола, маргаритка, гвоздика турецкая).

Астра. Многолетнее растение, цветущее с июня до заморозков белыми, розовыми, сиреневыми, лиловыми цветками. Растет на любых почвах и в полузатененных местах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии.

Георгин. Цветет со второй половины лета до заморозков. Соцветие -к орзинка. Цветки разнообразны по форме и окраске. Высота от 40см до 1,5-2м. Размножается делением корнеклубней . После заморозков клубни выкапывают. Хранят в неотапливаемом сухом помещении до весны.

Гвоздика турецкая, бородатая. Многолетнее растение, которое используется как двулетник. Цветы простые, реже махровые, собраны в соцветие - щиток диаметром 10-15см. Окраска от белой до темно-красной. Цветет в июне-июле. Размножается посевом семян или черенками. Хорошо цветет на солнечных участках на суглинистой удобренной почве.

Ирис. Зацветает в июне крупными цветками разнообразной окраски. Растение высокое. Листья мечевидной формы сохраняются зелеными до поздней осени. Растет на солнечных местах на песчаной почве. Размножается делением корневища.

Флокс летний. Многолетнее растение, обильно цветущее с конца июня по октябрь. Соцветия, собранные в зонтик, расположены на концах длинных стеблей. Цветки разного цвета, душистые. Неприхотлив к почве. Размножается черенкованием (летом) и делением куста (весной и осенью), предпочитает солнечные места.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

Растения в композиции подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге и освещенности. Для того , чтобы растения не затеняли друг друга, высокие следует размещать на заднем плане или с северной стороны. На переднем плане размещают самые низкие.

Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми.

Рекомендуются посадки цветущих растений и в виде партера (это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.

Содержание знаний детей о растениях ближайшего окружения

Читайте также: